Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение 2.3

Стратегии получения знаний

При формировании поля знаний ключевым вопросом является сам процесс получения знаний, когда происходит перенос компетентности экспертов на инженеров по знаниям. Для названия этого процесса в литературе по ЭС получили распространение несколько терминов: приобретение, добыча, из­влечение, получение, выявление, формирование знаний. В англоязычной специальной литературе в основном используются два термина: acquisition (приобретение) и elicitation (выявление, извлечение, установление).

Термин "приобретение" трактуется либо очень широко — тогда он включает весь процесс передачи знаний от эксперта к базе знаний ЭС, либо уже как способ автоматизированного построения базы знаний посредством диалога эксперта и специальной программы (при этом структура поля знаний зара­нее закладывается в программу). В обоих случаях термин "приобретение" не касается самого таинства экстрагирования структуры знаний из потока ин­формации о предметной области. Этот процесс описывается понятием "из­влечение ".

Авторы склонны использовать этот термин как более емкий и более точно выражающий смысл процедуры переноса компетентности эксперта через инженера по знаниям в базу знаний ЭС.

Извлечение знаний (knowledge elicitation) — это процесс взаимодействия ана­литика с источником знаний, в результате которого становится явным процесс рассуждений специалиста при принятии решения и структура его представле­ний о предметной области.

Во все времена большинство разработчиков ЭС отмечало, что процесс извлечения знаний остается самым "узким" местом при построении промыш­ленных ЭС. При этом им приходится практически самостоятельно разраба­тывать методы извлечения, сталкиваясь со следующими трудностями [Gaines, 1989]:

Ø организационные неувязки;

Ø неудачный метод извлечения, не совпадающий со структурой знаний в данной области;

Ø неадекватная модель (язык) для представления знаний.

Можно добавить к этому [Гаврилова, Червинская, 1992]:

Ø неумение наладить контакт с экспертом;

Ø терминологический разнобой;

Ø отсутствие целостной системы знаний в результате извлечения только "фрагментов";

Ø упрощение "картины мира" эксперта и др.

Процесс извлечения знаний — это длительная и трудоемкая процедура, в которой инженеру по знаниям, вооруженному специальными знаниями по когнитивной психологии, системному анализу, математической логике и пр., необходимо воссоздать модель предметной области, которой пользуют­ся эксперты для принятия решения. Часто начинающие разработчики ЭС, желая упростить эту процедуру, пытаются подменить инженера по знаниям самим экспертом. По многим причинам это нежелательно.

Во-первых, большая часть знаний эксперта — это результат многочислен­ных наслоений, ступеней опыта. И часто зная, что из А следует В, эксперт не отдает себе отчета, что цепочка его рассуждений была гораздо длиннее, например А -> D -> С -> В, или А -> Q -> R -> В.

Во-вторых, как было известно еще Платону, мышление диалогично. И по­этому диалог инженера по знаниям и эксперта — наиболее естественная форма изучения лабиринтов памяти эксперта, в которых хранятся знания, частью носящие невербальный характер, т. е. выраженные не в форме слов, а в форме наглядных образов, например. И именно в процессе объяснения инженеру по знаниям эксперт на эти размытые ассоциативные образы на­девает четкие словесные ярлыки, т. е. вербализует знания.

В-третьих, эксперту труднее создать модель предметной области вследствие глубины и объема информации, которой он владеет. Еще в ситуационном управлении [Поспелов, 1986] было выявлено, что объекты реального мира связаны более чем 200 типами отношений (временные, пространственные, причинно-следственные, типа "часть-целое" и др.). Эти отношения и связи предметной области образуют сложную систему, из которой выделить "скелет" или главную структуру иногда доступнее аналитику, владеющему к то­му же системной методологией.

Термин "приобретение" в рамках данной книги оставлен за автоматизиро­ванными системами прямого общения с экспертом. Они действительно не­посредственно приобретают уже готовые фрагменты знаний в соответствии со структурами, заложенными разработчиками систем. Большинство этих инструментальных средств специально ориентировано на конкретные ЭС с жестко обозначенной предметной областью и моделью представления зна­ний, т. е. не являются универсальными.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение 2.2 | Определение 2.5
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.