КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологический аспект
Теоретико-методические аспекты извлечения и структурирования знаний Рассмотрим подробнее ключевую проблему основной стратегии получения знаний — непосредственного извлечения знаний "из" памяти эксперта. Можно выделить три основных аспекта этого процесса (рис. 2.7). Ø психологический; Ø лингвистический; Ø гносеологический. Ведущим аспектом извлечения знаний является психологический, поскольку он определяет успешность и эффективность взаимодействия инженера по знаниям (аналитика) с основным источником знаний — экспертом-профессионалом. Психологический аспект выделяется еще и потому, что извлечение знаний происходит чаще всего в процессе непосредственного общения
Рис. 2.7. Теоретико-методические аспекты инженерии знаний разработчиков системы и экспертов, и психологические особенности могут полностью свести на нет высокий интеллектуальный потенциал разработки. К сожалению, все члены коллектива разработчиков зачастую имеют техническое образование и не владеют даже зачатками профессиональных приемов общения. Общение, или коммуникация (от лат. communication — связь) — это междисциплинарное понятие, обозначающее все формы непосредственных контактов между людьми — от дружеских до деловых. Существует несколько десятков теорий общения, и единственное, в чем сходятся все авторы, — это сложность и многоплановость процедуры общения. Подчеркивается, что общение — не просто однонаправленный процесс передачи сообщений и но двухтактный обмен порциями сведений, а нерасчлененный процесс циркуляции информации, т. е. совместный поиск истины [Каган, 1988] (рис. 2.8).
Рис. 2.8.. Структура процесса общения.
Итак, общение есть процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их Общность, И хотя общение первый вид деятельности, которым овладевает Человек в своем развитии, 110-настоящему владеют Культурой и наукой общения единицы.
Выделяют четыре основных уровня общения [Сагатовский, 1980]: Ø уровень манипулирования, котла один субъект рассматривает другого как средство или помеху по отношению к проекту своей деятельности; Ø уровень «рефлексивной игры», когда в процессе своей деятельности человек учитывает «контрпроект» другого субъекта, но не признает за ним самоценность и стремится к «выигрышу», к реализации своего проекта; Ø уровень правового общения, когда субъекты признают право на существование проектов деятельности друг друга и пытаются согласовать их хотя бы внешне; Ø уровень нравственного общения, когда субъекты внутренне принимают общий проект взаимной деятельности. Стремление и умение общаться на высшем, четвертом, уровне может характеризовать степень профессионализма инженера по знаниям. Известно, что потери информации при разговорном общении велики [Мицич, 1987] (рис. 2.9).
Рис. 2.9. Потери информации при разговорном общении. В связи с этим рассмотрим проблему увеличения информативности общения аналитика и эксперта за счет использования психологических знаний. Можно выделить такие структурные компоненты модели общения при извлечении знаний: Ø участники общения (партнеры); Ø средства общения (процедура); Ø предмет общения (знания). В соответствии с этой структурой выделим три «слоя» психологических проблем возникающих при извлечении знаний (рис. 2.10): Ø контактный; Ø процедурный; Ø когнитивный.
Рис. 2.10. Психологический аспект извлечения знаний
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |