Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когнитивный слой




Профессиональные приемы аналитика

Они включают, в частности:

Ø темп и стиль;

Ø учет невербальных компонентов общения;

Ø методы.

Темп и стиль. Учет индивидуального темпа и стиля эксперта позволяет ана­литику снизить напряженность процедуры извлечения знаний. Типичной ошибкой является навязывание собственного темпа и стиля. Необходимо умение перенимать темп и стиль общения эксперта (эффект зеркала).

На успешность также влияет длина фраз, которые произносит инженер по знаниям. Этот факт был установлен американскими учеными — лингвистом Ингве и психологом Миллером при проведении исследования причин низ­кого усвоения команд на Военно-морском флоте США [Gammack, Young, J985].

Причина была в длине команд. Оказалось, что человек лучше всего воспри­нимает предложения глубиной (или длиной) 7+2(—2) слова. Это число (7+2) получило название "число Ингве—Миллера". Можно считать его мерой "разговорности" речи. Опытные лекторы используют в лекции в основном короткие фразы, уменьшая потерю информации с 20—30% (у плохих лекто­ров) до 3-4% [Горелов, 1987].

Учет невербальных компонентов общения. Большая часть информации по­ступает к инженеру по знаниям в форме предложений на естественном язы­ке. Однако внешняя речь эксперта есть воспроизведение его внутренней речи (мышления), которая гораздо богаче и многообразнее. При этом для передачи этой внутренней речи эксперт использует и невербальные средст­ва, такие как: интонация, мимика, жесты. Опытный инженер по знаниям старается записывать по возможности в протоколы (в форме ремарок) эту дополнительную интонацию.

В целом, невербальный компонент стиля общения важен и для проблем контактного слоя при установлении контакта, когда по отдельным жестам и выражению лица эксперта инженер по знаниям может установить границу возможной "дружественности" общения.

Методы. Конкретные методы подробно рассмотрены в следующем разделе, исходя из позиции, что метод должен подходить к эксперту как "ключ к замку".

Когнитивные (от англ, cognition — познание) науки исследуют познаватель­ные процессы человека с позиций возможности их моделирования (психо­логия, нейрофизиология, эргономика, инженерия знаний). Наименее ис­следованы на сегодняшний день проблемы когнитивного слоя, связанные с изучением семантического пространства памяти эксперта и реконструкци­ей его понятийной структуры и модели рассуждений.

Основными факторами, влияющими на когнитивную адекватность поля знаний, будут:

Ø когнитивный стиль;

Ø семантическая репрезентативность поля знаний и концептуальной модели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.