Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смысловая структура текста




Центральными моментами процесса I являются шаги 5 и 7, т. е. формиро­вание смысловой структуры или выделение "опорных", ключевых, слов или "смысловых вех" [Сиротко-Сибирский, 1968], а также заключительное свя­зывание "смысловых вех" в единую семантическую структуру.

При анализе текста важно выявление внутренних связей между отдельными элементами текста и понятиями. Традиционно выделяют два вида связей в тексте — эксплицитные (или явные связи), которые выражаются во внеш­нем дроблении текста, и имплицитные (скрытые связи).

Эксплицитные связи делят текст на параграфы с помощью перечисления компонентов, вводных слов (или коннекторов) типа "во-первых..., во-вто­рых..., однако и т. д.".

Имплицитные, или внутренние, связи между отдельными "смысловыми ве­хами" вызывают основное затруднение при понимании.

Итак, семантическая структура текста образуется в сознании познающего субъекта с помощью знаний о языке, знаний о мире, а также общих (фоно­вых) знаний в той предметной области, которой посвящен текст. "Тексты пишут для посвященных". Другими словами, если текст не является научно-популярным, то для его адекватного прочтения требуется некоторая подготовка, например чтение популярных учебников на уровне менеджеров сред­него звена.

Процесс I — это сложный, не поддающийся формализации процесс, на который существенным образом влияют такие чисто индивидуальные компо­ненты, как когнитивный стиль познания, интеллектуальные характеристики и др.

Но процедура разбивки текста на части ("смысловые группы"), а затем сгу­щение, сжатие содержимого каждого смыслового куска в "смысловую веху" является, видимо, основой для любого индивидуального процесса понима­ния. Такая компрессия (сжатие) текста в виде набора ключевых слов, пере­дающих основное содержание текста, может служить удобной методоло­гической основой для проведения текстологических процедур извлечения знаний.

В качестве ключевого слова может служить любая часть речи (существи­тельное, прилагательное, глагол и т. д.) или их сочетание. Набор ключевых слов (НКС) — это набор опорных точек, по которым развертывается текст при кодировании в память и осознается при декодировании, это семантиче­ское ядро цельности [Сиротко-Сибирский, 1968].

Одна из гипотез лингвостатистики о том, что чаще всего употребляемые слова являются наиболее важными с точки зрения содержания текста, т. е. отражают его тематическую структуру, подтверждается при работе с профес­сиональными текстами.

Следует сказать несколько слов о том, почему мы выделяем три вида тек­стологических методов (см. рис. 2.15):

Ø анализ специальной литературы;

Ø анализ учебников;

Ø анализ методик.

Перечисленные три метода отличаются, во-первых, по степени концентрированности специальных знаний, и, во-вторых, по соотношению специаль­ных и фоновых знаний. Наиболее простым методом является анализ учеб­ников, в которых логика изложения обычно соответствует логике предмета и поэтому структура такого текста будет, наверное, более значима, чем структура текста какой-нибудь специальной статьи. Анализ методик затруднен как раз сжатостью изложения и практическим отсутствием комментари­ев, т. е. фоновых знаний, облегчающих понимание для неспециалистов. По­этому можно рекомендовать для практической работы комбинацию пере­численных методов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.