Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наблюдения




Определение 2.7

Пассивные методы

Коммуникативные методы

Алгоритм извлечения знаний из текста

В заключение предложим одну из возможных практических методик анали­за текстов с целью извлечения и структурирования знаний.

1. Составление "базового" списка литературы для ознакомления с предметной областью и чтение по списку.

2. Первое знакомство с текстом (беглое прочтение) с выписыванием незна­комых слов.

3. Консультации со специалистами или привлечение справочной литерату­ры для их понимания.

4. Внимательное (второе) прочтение текста с выписыванием наборов клю­чевых слов (ИКС), т. е. выделение "смысловых вех" (компрессия текста).

5. Определение связей между НКС, разработка семантической структуры текста в форме графа или "сжатого" текста (реферата), фактически формирование поля знаний.

6. Третье прочтение текста и коррекция поля знаний при необходимости.

Термин "пассивные" не должен вызывать иллюзий, в реальности же пассив­ные методы требуют от инженера по знаниям не меньшей отдачи, чем такие активные методы, как игры и диалог.

Пассивные методы извлечения знаний включают методы, где ведущая роль в процедуре извлечения фактически передается эксперту, а инженер по знаниям только фиксирует рассуждения эксперта во время работы по принятию реше­ний.

Согласно классификации (см. рис. 2.14) к этой группе относятся:

Ø наблюдения;

Ø анализ протоколов "мыслей вслух";

Ø лекции.

В процессе наблюдений инженер по знаниям находится непосредственно ря­дом с экспертом во время его профессиональной деятельности или имитации этой деятельности. При подготовке к сеансу извлечения эксперту необходимо объяснить цель наблюдений и попросить максимально комментировать свои действия.

Во время сеанса аналитик записывает все действия эксперта, его реплики и объяснения. Полезной может оказаться и видеозапись в реальном масштабе времени, если эксперт согласится. Непременное условие этого метода — невмешательство аналитика в работу эксперта хотя бы на первых порах. Именно метод наблюдений является единственно "чистым" методом, исключающим вмешательство инженера по знаниям и навязывание им каких-то своих структур представлений.

Существуют две основные разновидности проведения наблюдений:

Ø наблюдение за реальным процессом;

Ø наблюдение за имитацией процесса.

Обычно используются обе разновидности. Сначала инженеру по знаниям полезно наблюдать за реальным процессом, чтобы глубже понять предмет­ную область и отметить все внешние особенности процесса принятия реше­ния. Это необходимо для проектирования эффективного интерфейса пользователя. Ведь будущая ЭС должна работать именно в контексте такого реального производственного процесса. Кроме того, только наблюдение позволит аналитику увидеть предметную область, а, как известно, "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

Наблюдение за имитацией процесса проводят обычно также за рабочим ме­стом эксперта, но сам процесс деятельности запускается специально для аналитика. Преимущество этой разновидности состоит в том, что эксперт менее напряжен, чем в первом варианте, когда он работает на "два фрон­та" — и ведет профессиональную деятельность, и демонстрирует ее. Недос­таток совпадает с преимуществом — именно меньшая напряженность экс­перта может повлиять на результат — раз работа ненастоящая, то и решение может отличаться от настоящего.

Наблюдения за имитацией проводят также и в тех случаях, когда наблюде­ния за реальным процессом по каким-либо причинам невозможны (напри­мер, профессиональная этика врача-психиатра может не допускать присут­ствия постороннего на приеме).

Сеансы наблюдений могут потребовать от инженера по знаниям:

Ø овладения техникой стенографии для фиксации действий эксперта в ре­альном масштабе времени;

Ø ознакомления с методиками хронометража для четкого структурирования производственного процесса по времени;

Ø развития навыков "чтения по глазам", т. е. наблюдательности к жестам, мимике и другим невербальным компонентам общения;

Ø серьезного предварительного знакомства с предметной областью, т. к. из-за отсутствия "обратной связи" иногда многое непонятно в действиях экспертов.

Протоколы наблюдений после сеансов в ходе домашней работы тщательно расшифровываются, а затем обсуждаются с экспертом.

Таким образом, наблюдения — один из наиболее распространенных мето­дов извлечения знаний на начальных этапах разработки. Обычно он приме­няется не самостоятельно, а в совокупности с другими методами.

Анализ протоколов "мыслей вслух"

Протоколирование "мыслей вслух", или "вербальные отчеты" [Моргоев, 1988], отличается от наблюдений тем, что эксперта просят не просто прокоммен­тировать свои действия и решения, но и объяснить, как это решение было найдено, т. е. продемонстрировать всю цепочку своих рассуждений. Во вре­мя рассуждений эксперта все его слова, весь "поток сознания" протоколиру­ется инженером по знаниям, при этом полезно отметить даже паузы и меж­дометия.

Вопрос об использовании для этой цели магнитофонов и диктофонов явля­ется дискуссионным, поскольку магнитофон иногда парализующе действует на эксперта, разрушая атмосферу доверительности, которая может и должна возникать при непосредственном общении.

Основной трудностью при протоколировании "мыслей вслух" является принципиальная сложность для любого человека объяснить, как он думает. При этом существуют экспериментальные психологические доказательства того факта, что люди не всегда в состоянии достоверно описывать мысли­тельные процессы. Кроме того, часть знаний, хранящихся в невербальной форме (например, различные процедурные знания типа "как завязывать шнурки"), вообще слабо коррелируют с их словесным описанием. Автор теории фреймов М. Минский считает, что "только как исключение, а не как правило, человек может объяснить то, что он знает" [Minsky, 1981]. Однако существуют люди, склонные к рефлексии, для которых эта работа является вполне доступной. Следовательно, описанная в разд. 3.3 такая характери­стика когнитивного стиля, как рефлексивность, является для эксперта более чем желательной.

Расшифровка полученных протоколов производится инженером по знаниям самостоятельно, с коррекциями на следующих сеансах извлечения знаний. Удачно проведенное протоколирование "мыслей вслух" является одним из наиболее эффективных методов извлечения, поскольку в нем эксперт может проявить себя максимально ярко, он ничем не скован, никто ему не меша­ет, он как бы свободно парит в потоке собственных умозаключений и рас­суждений. Он может здесь блеснуть эрудицией, продемонстрировать глуби­ну своих познаний. Для большого числа экспертов это самый приятный и лестный способ извлечения знаний.

От инженера по знаниям метод "мысли вслух" требует тех же умений, что и метод наблюдений. Обычно "мысли вслух" дополняются потом одним из активных методов для реализации обратной связи между интерпретацией инженера по знаниям и представлениями эксперта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.