Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научная рациональность

Научное познание (эпистиология).

Познавательная деятельность человека сформировалась задолго до возникновения науки, как специфического способа духовно-практического освоения действительности. Познавательный (когнитивный) элемент включен органически и во все вне научные способы духовной деятельности человека (религиозное, нравственное познание). Сама философия как специфический вид познавательной деятельности не совпадает полностью с наукой. Однако, если в других формах духовной деятельности когнитивная компонента является одной из составляющих процесса освоения мира, то в науке эта когнитивная компонента является основной и доминирующей подчиняющей себе все другие стороны духовной деятельности, поэтому особенности именно познавательной деятельности выступают в науке более рельефно и их изучение позволяет составить более полную картину познавательной деятельности человека в целом.

Специфика научного познания наиболее полно и точно выражается в понятии научной рациональности. В самом общем виде рациональность есть постоянная апелляция к доводам разума, максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений, при принятии решении, касающихся судьбы познавательных рассуждений (утверждений).

Рационализм противостоит с одной стороны эмпиризму, с другой сенсуализму. Различие между этими направлениями состоит в понимании основного источника познания. Для рационализма основным источником является разум, для эмпиризма – чувственный опыт, для сенсуализма - чувственные познавательные способности.

Предпосылками научной рациональности (это связано с особенностями научного познания) является:

1)понятийная деятельность (освоение мира в понятиях, что позволяет науке выполнять основные познавательные функции (описание, объяснение и предсказание явлений определенной предметной области))

2)доказательность

3)системность

В основе доказательности и системности лежит логическая взаимозависимость научных понятий и суждений. 2) и 3), те качества, которые отличают научное познание от обыкновенного.

В истории философии можно выделить ряд этапов в развитии представлений о научной рациональности:

1. Дедуктивистская модель научной рациональности, начиная с античности до начала нового времени. В этой модели научное знание выступает как дедуктивистская упорядоченная система положений в основе, которой лежат общие предпосылки, и все остальные положения выводились из этих общих посылок дедуктивным путем. Эвклид, Аристотель, Декарт.

2. Индуктивистская модель научной рациональности появилась с развития экспериментальных наук. Доминировала 17-19 века. Родоначальник Френсис Бэкон. В этой модели определяющим фактором обоснованности научного знания выступают опыт, факты, полученные в ходе наблюдения и эксперимента, а функции логики состоят лишь в установлении логикой зависимости положений разной общности от фактов. Во второй половине 19 века становится ясно, что индуктивистская логика не имеет надежного обоснования, и поэтому выводы, полученные на ее основе, не имеют вполне доказательного значения.

3. Критический рационализм. Сначала 20 века. Одним из главным идеологом был К. Поппер. Рациональность рассматривается как критическое отношение к результатам научных исследований с одной стороны, научное знание гипотетично – с другой. Оно подвержено ошибкам, которые в процессе научного познания должны элиминироваться (удаляться). «Метод догадок и опровержений». На практике оказался настолько жестким и упрощенным, что ни один реально работающий ученый ни смог по-настоящему следовать этому методу.

4.Вторая половина 20 века. Связан с работами Т.Кун, Лакатос, Файерабенда. Контуры этого понимания все более обозначаются и как одно из возможных определений научной рациональности предположено следующее. Научная рациональность характеризуется апелляцией к доводам разума и опыта, логической и методической упорядоченностью научного мышления, регулятивным воздействием на научное познание идеалов, норм, стандартов, заложенных в научной парадигме и имеющей частично историческую и культурную обусловленность. В научном познании имеет место и иррациональная компонента, иррациональный элемент есть во всех видах деятельности человека, и наука не исключение, но для науки доминирует рациональное начало (интуиция), творческое озарение (иррациональное).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Специфика философского подхода к познанию. Агностицизм и познавательный реализм | Приемы, методы и формы научного познания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.