Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод бухгалтерского учета и его элементы




 

Метод бухгалтерского учета – это комплекс способов и приемов, в результате применения которых достигается обоснованное взаимосвязанное отражение деятельности предприятия.

Отдельные способы и приемы бухгалтерского учета составляют элементы его метода или основные методологические приемы и правила. К ним относятся: документация, инвентаризация, бухгалтерский баланс, система счетов и двойная запись, оценка, калькуляция и отчетность.

 

Метод БУ обеспечивает взаимодействие элементов, главными из которых является:

1. Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Существуют обязательные требования к оформлению первичных учетных документов. Они должны быть оформлены с соблюдением определенных требований: содержать обязательные реквизиты, быть точными, простыми и ясными, а также составляться своевременно, то есть в момент совершения хозяйственных операций. Но выполнить последнее требование не всегда возможно. Например, факт естественной убыли некоторых товарно-материальных ценностей нельзя наблюдать и тем более невозможно составить документ, точно отражающий этот факт хозяйственной жизни. В целях отражения естественной убыли устанавливаются нормы потерь, по которым естественная убыль отражается в учете. Однако установленные нормы не совсем точно совпадают с фактической убылью, следовательно, данные документов в этом случае не соответствуют фактическим данным. Кроме того, потери материальных ценностей могут быть вызваны иными причинами: халатностью, стихийными бедствиями, воровством и т.д. Установить фактическое наличие ценностей и сопоставить их с данными, зафиксированными в определенных документах, можно при помощи инвентаризации.

2. Инвентаризация (от лат. нахожу, обнаруживаю) – способ проверки соответствия фактического наличия товарно-материальных ценностей, финансовых обязательств денежных средств и сравнение полученных результатов с данными бухгалтерского учета. При помощи инвентаризации устраняются неточности в бухгалтерском учете,

При помощи инвентаризации устраняются неточности в бухгалтерском учете, вызванные арифметическими ошибками, ошибками в реквизитах платежных и иных документов (например, неправильно указан расчетный счет). По результатам инвентаризации составляются соответствующие документы, на основании которых производятся записи в бухгалтерском учете. Эти записи уточняют данные бухгалтерского учета, вследствие чего обеспечивается тождество бухгалтерской информации об имуществе и обязательствах и фактических данных. Инвентаризация является продолжением документации, с ее помощью обеспечивается достоверность информации, формирующейся в бухгалтерском учете.

Инвентаризация на предприятии проводится с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и финансовых обязательств.

Объекты бухгалтерского учета (имущество, обязательства и т.д.) имеют разные единицы измерения (кг, метры, шт. и др.). Для формирования сводных (обобщающих) показателей необходимо перевести натуральные и трудовые измерители в денежные. Это достигается путем оценки.

3. Оценка – способ выражения в денежном измерении активов организации и их источников.

Бухгалтерский учет изучает разнообразные объекты – основные средства, нематериальные активы, денежные средства, капитал, различные обязательства и т.п., происходящие изменения в которых в результате имевших место хозяйственных операций описаны количественными показателями. Бухгалтерское наблюдение охватывает только те объекты, которые поддаются стоимостной оценке, а сам бухгалтерский учет представляется стоимостным учетом.

4. Калькуляция – способ группировки затрат и определения себестоимости продукции (работ, услуг). Таким образом, оценка и калькуляция является приемами бухгалтерского учета и служат для целей стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета.

5. Система счетов – способ экономической группировки объектов наблюдения и отражения на них информации о фактах хозяйственной жизни. Счет представляет собой локальную систему (в виде таблицы двусторонней формы), в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии и движении имущества и его источников, а также о хозяйственных операциях и финансовых результатах. Хозяйственные операции отражаются на счетах методом двойной записи.

6. Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Суть заключается в том, что каждая хозяйственная операция отражается на двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах: по дебету одного счета и по кредиту другого. Счета и двойная запись применяются в целях регистрации, текущей группировки и текущего обобщения учетной информации.

Для систематического и итогового обобщения бухгалтерских данных об имуществе, обязательствах и результатах хозяйственной деятельности используются бухгалтерский баланс и отчетность.

7. Бухгалтерский баланс – способ группировки и обобщения информации об имуществе организации в стоимостной оценке на определенную дату. В бухгалтерском балансе ресурсы (средства) организации отражаются в двух группировках: одна показывает, какими ресурсами предприятие располагает, другая – из каких источников они возникли.

Информация о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации за определенный период (квартал, год) содержится в финансовой отчетности. Бухгалтерский баланс является одной из ее форм.

8. Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Таким образом, каждому этапу учетного процесса соответствуют определенные способы и приемы, называемые элементами метода бухгалтерского учета (таблица 2). Их совокупность и составляет метод бухгалтерского учета.

Таблица 2

Структура метода бухгалтерского учета

Этапы учетного процесса Элементы метода бухгалтерского учета
Первичное наблюдение Документация
Инвентаризация
Стоимостное измерение Оценка
Калькуляция
Текущая группировка Счета
Двойная запись
Периодическое обобщение Бухгалтерский баланс
Бухгалтерская отчетность

 

 

Тема 3: «БАЛАНСОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ»

1. Понятие бухгалтерского баланса, его содержание и строение. Капитальное (основное) уравнение.

2. Виды бухгалтерских балансов

3. Изменения хозяйственных операций и их влияние на валюту баланса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.