Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этика профессионального бухгалтера

Этика – наука, изучающая мораль и нравственность. В обиходном понимании и представлении – это теория и практика поведения человека по отношению к другим людям, обществу в целом. Свод правил такого поведения представляет собой кодекс этики.

Кодекс этики профессионального поведения существует главным образом для профессий, имеющих особую, повышенную ответственность перед обществом: государственных служащих, судей, профессиональных бухгалтеров, к которым относят и аудиторов.

Бухгалтеры всегда придерживались определенных правил не только ведения учета, но и профессионального поведения. Однако этический кодекс их профессии был сформулирован и провозглашен Международной федерацией бухгалтеров сравнительно недавно – в конце прошлого столетия. В Российской Федерации он официально признан в 2003 г. как кодекс этики членов института профессиональных бухгалтеров России. Этот кодекс разработан на основе Кодекса этики международной федерации бухгалтеров с учетом требований законодательства Российской Федерации и положений кодекса этики аудиторов России, принятых несколько ранее.

Хотя профессиональных бухгалтеров и аудиторов исходя из международной практики иногда объединяют в одну профессию, кодексы этики их поведения имеют различия и правильнее говорить о наличии двух кодексов.

Необходимость специального кодекса этики поведения бухгалтеров, работающих в качестве учетных работников на предприятиях, в учреждениях и других организациях, обусловлена специфическим содержанием выполняемых бухгалтерией функций и общественным назначением учетной профессии. Их характеризуют следующие отличительные признаки:

- бухгалтерия непосредственно связана с учетом наличия, поступления, расхода большого количества товарно-материальных ценностей и денежных средств, принадлежащих собственникам предприятия, государству, разным людям и организациям, но никогда не самим бухгалтерам. Когда учитываешь не принадлежащее тебе имущество и деньги, нужно придерживаться строгих правил поведения, чтобы тебе верили, доверяли эти ценности, были убеждены, что обман невозможен и злоупотребления для этой профессии в принципе исключаются. Более того, одна из задач бухгалтерии – в предотвращении мошенничества со стороны других лиц и организаций;

- бухгалтерия всегда имеет дело с большим числом разных людей, работающих на данном предприятии и вне его. Это самая посещаемая управленческая служба как персоналом организации, так и представителями ее клиентуры, кредиторов, инвесторов, работников налоговых служб и контролирующих органов. Каждый из них вправе рассчитывать на внимательное, компетентное и справедливое рассмотрение и решение вопроса, с которым он обратился в бухгалтерию. Для этого недостаточно быть квалифицированным бухгалтером, необходим еще определенный стандарт поведения, при котором даже при нежелательном для клиента решения вопроса у него не оставалось бы чувства неприязни к работникам бухгалтерии, а, следовательно, к организации, которую она представляет;

- бухгалтерия – это обычно коллектив разных по полу, возрасту, квалификации, жизненному опыту, профессиональному стажу, характеру поведения людей, которые, однако, должны быть единой командой, выполняющей общую задачу. Без соблюдения единых правил профессионального поведения, трудовой и производственной дисциплины и ответственности этого трудно или невозможно добиться;

- бухгалтерия предприятия как единая служба системного учета и контроля должна быть безупречной во мнении всех, кто с ней имеет дело. Это касается персонала предприятия, у которого не должно быть сомнений в том, что в бухгалтерии их обсчитают, а, наоборот, даже если за предприятием осталось несколько рублей долга (например, депонентской задолженности), работника найдут и после увольнения и деньги ему вернут. Не должно быть таких сомнений и у юридических лиц. Это дело чести и профессионального долга работников бухгалтерии.

Отличительной особенностью учетной профессии является необходимость признания ею ответственности перед клиентами, кредиторами, правительством, работодателями, лицами, работающими по найму, инвесторами, всем деловым и финансовым сообществом. Они полагаются на профессиональную компетентность, объективность и честность бухгалтеров и аудиторов, их ответственность за соблюдение общественных интересов.

Общественное предназначение бухгалтерской профессии проявляется в том, что бухгалтеры способствуют эффективному и рациональному использованию ресурсов, предотвращают нерациональные траты, непроизводительные расходы, обеспечивают сохранность своего, принадлежащему предприятию и привлеченного для хозяйственной деятельности чужого имущества. Они контролируют соблюдение законодательства при совершении сделок и хозяйственных операций собственным персоналом и сторонними лицами и организациями. Вместе с аудиторами они обеспечивают необходимую для всех участников делового сообщества достоверность финансовой отчетности.

Профессиональные бухгалтеры могут пользоваться доверием всех, кто имеет с ним дело, если будут не только делать свою работу на высоком качественном уровне, но и вести себя в соответствии с этическими нормами своей профессии, кодексом профессионального поведения. Целями этого кодекса являются:

- установление общих принципов, которыми должны руководствоваться профессиональные бухгалтеры и аудиторы в своей работе и поведении;

- формулирование правил поведения профессиональных бухгалтеров на различных этапах жизненного цикла предприятия и в разных ситуациях;

- изложение порядка разрешения этических конфликтов и ситуаций, когда взгляды и мнения профессиональных бухгалтеров, клиентов и работодателей не совпадают.

Для достижения целей бухгалтерской профессии и поддержания ее высокого авторитета в обществе необходимо соблюдение определенных условий и фундаментальных принципов. К ним относятся честность, объективность, профессиональная компетентность, добросовестность в работе, конфиденциальность, профессиональное поведение, необходимость регламентации и использования руководящих стандартов.

Честность – обязательное качество каждого порядочного человека. Применительно к бухгалтерам и аудиторам оно означает необходимость действовать открыто и честно, следуя общим нормам морали и представлениям о понятиях справедливости, правдивости, прямоты и искренности.

Объективность требует, чтобы профессиональный бухгалтер не был подвержен влиянию предубеждений, пристрастий, конфликтам интересов. Это особенно важно для аудиторов, которым для обеспечения объективности суждения о достоверности учета и отчетности необходимо избегать возможность давления со стороны заинтересованных лиц, руководствоваться здравым смыслом, избегать отношений, которые могут допустить предвзятость и необъективность.

Профессиональная компетентность – непременное условие его деятельности, без которого она невозможна. Она обеспечивается общим, специальным и высшим образованием с соответствующей сдачей аттестационных экзаменов и подтверждается аттестатами, дипломами и сертификатами. Важное значение для профессиональной компетенции работников учета имеет опыт практической работы по специальности. Бухгалтер и аудитор должны постоянно поддерживать свои профессиональные знания и навыки на уровне, необходимом для качественного выполнения своей работы.

Должная тщательность и добросовестность в работе всегда были отличительными признаком бухгалтерской профессии. Без этого бухгалтер создаст много проблем не только себе при поиске и исправлении ошибок, но и другим, для которых невнимательность или небрежность коллеги приведет к их собственным ошибкам или неправильным выводам и решениям при использовании учетной информации.

Принцип конфиденциальности означает, что профессиональный бухгалтер обязан соблюдать обязанность не разглашать устно или письменно информацию, полученную в процессе предоставления профессиональных услуг. Он не должен использовать или раскрывать такую информацию без надлежащих и конкретных на то полномочий. Исключение составляют случаи, когда бухгалтер или аудитор имеет надлежащие полномочия или разрешения от руководства предприятия либо раскрытие информации обусловлено профессиональными обязанностями или требованиями законодательства. Обязательства по сохранению конфиденциальности сохраняются и после прекращения отношений между руководством организации и профессиональным бухгалтером.

Профессиональное поведение – сравнительно новое понятие применительно к бухгалтерам и аудиторам. Оно означает, что профессиональный бухгалтер обязан действовать в соответствии с высокой репутацией своей профессии и воздерживаться от каких-либо действий, высказываний и поступков, которые могли бы нанести ему ущерб. Это положение кодекса этики профессионального бухгалтера касается, в первую очередь, бухгалтеров – физических лиц.

Необходимость регламентации и использования единых стандартов в бухгалтерском учете и аудите – одна из отличительных особенностей этой профессии. Она обусловлена ее общественным предназначением. Бухгалтерский учет на предприятии не может быть творчеством свободного художника. Профессиональный бухгалтер обязан выполнять свою работу в соответствии с действующими нормативными положениями и документами, техническими и профессиональными стандартами. К ним относятся:

- действующее российское законодательство;

- правила бухгалтерского учета;

- международные стандарты финансовой отчетности;

- национальные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

- международные стандарты аудита.

Международные стандарты этики профессионального бухгалтера не разрешают:

- обещать клиенту ожидание благоприятных результатов аудиторской проверки от ведения бухгалтерского учета, оказания консалтинговых услуг и т.п.;

- намекать на возможность влиять на решения любого суда, органа регулирования или должностного лица;

- заниматься самовосхвалением, сообщать в рекламе положительные факты своей деятельности, не поддающиеся проверке;

- проводить сравнения с другими публично практикующими профессиональными бухгалтерами и аудиторами;

- включать в рекламу своей деятельности свидетельства и подтверждения других лиц;

- утверждать, что рекламируемое физическое или юридическое лицо является единственным или наиболее квалифицированным экспертом или организацией в данной области бухгалтерского учета.

Кроме того, профессиональным бухгалтерам и аудиторам не рекомендуется рекламировать свои услуги в издаваемых ими книгах, статьях, выступлениях по радио и телевидению. Они могут сообщать общественности о своих ученых степенях и званиях, правительственных наградах и назначениях, почетных званиях, но не должны использовать это для своей личной профессиональной выгоды, в своих оценках и заключениях.

Положения кодекса этики профессионального бухгалтера в России касаются, в первую очередь, бухгалтеров – физических лиц. Рассмотрим особенности реализации этих положений применительно к наиболее распространенной категории профессиональных бухгалтеров – наемных работников бухгалтерии от рядового сотрудника до главного бухгалтера организации.

Бухгалтер, работающий по найму на конкретном предприятии, в своей деятельности должен одновременно служить интересам собственников, государства, работодателя (руководителя), коллектива работников организации, где он работает, и третьих лиц (клиентов, инвесторов, кредиторов, общественных организаций и др.). Многие из этих интересов противоположны друг другу. Например, наемный персонал предприятия и его руководители заинтересованы в росте заработной платы, а собственники – в увеличении прибылей и дивидендов. Рост оплаты труда ведет к уменьшению прибылей и, следовательно, дивидендов.

Работа большинства бухгалтеров напрямую связана с персоналом предприятия, расходующим наличные и безналичные денежные средства, ликвидные ценности и другие активы, отвечающим за их сохранность и правильное использование. Никто из аппарата управления и других экономических служб не имеет такой тесной связи с контролем того, что может быть объектом злоупотреблений и мошенничества. В большинстве случаев бухгалтерия не в состоянии и не должна следить за всем и вся. Это обязанность самих работников, рядовых и старших менеджеров, но бухгалтерия должна организовать систему хозяйственного контроля и вместе с администрацией следить за ее осуществлением и эффективностью.

Так же как и аудитор, наемный бухгалтер обязан постоянно повышать свою профессиональную компетентность, знания и умения, улучшать качество работы. Но даже главному бухгалтеру с многолетним стажем и опытом работы нельзя считать себя компетентным во всех вопросах, имеющих отношение к учету к учету, анализу, налогообложению, управлению финансовой деятельностью. В необходимых случаях нужно пользоваться услугами консультантов, юристов, аудиторов, оценщиков, инженеров, специалистов по автоматизированной обработке экономической информации.

Некоторые специфические черты имеет конфиденциальность работы бухгалтера предприятия. По роду службы он имеет или может иметь доступ ко многим личным анкетным данным любого работника предприятия, величине его заработной платы и других доходов, держаний и перечислений по личному заявлению и решениям компетентных органов. Главный бухгалтер, как правило, знает многие коммерческие секреты и приемы в бизнесе своей фирмы, условия устной и закрытой письменной договоренности с партнерами по тем или иным сделкам т операциям. Все это не подлежит разглашению иначе как по постановлению суда, прокуратуры и следственных органов. Конфиденциальность информации, полученной бухгалтером во время работы на предприятии, не имеет ограничений во времени. Даже после увольнения, независимо от его причины, он не должен разглашать эти сведения.

Своеобразие есть и в профессиональном поведении наемного бухгалтера. Он не имеет права использовать учетную информацию в личных целях и интересах своих родственников, друзей и знакомых, пользоваться льготами и предпочтениями по сравнению с другими работниками предприятия, брать взаймы или во временное пользование деньги в кассе, приобретать продукцию, товары и услуги организации по льготным ценам или со скидками и т.п. Это дает профессиональному бухгалтеру моральное право требовать соблюдения установленного порядка и дисциплины в расходовании и использовании средств от других сотрудников, включая администрацию. Поддержание высокой репутации своей профессии, честность и неподкупность должны стать обязательным условием работы и жизни бухгалтера.

Во избежании чрезмерной материальной зависимости главного бухгалтера от руководителя предприятия международными стандартами этики профессии ему не рекомендуется самому просить о повышении собственной заработной платы, премий и других форм поощрения. Это за него могут сделать другие члены руководства компании, совет ее директоров. Чтобы не зависеть от поставщиков, покупателей и других сторонних партнеров по бизнесу, нельзя допускать финансового участия в их делах и капитале, пользоваться льготами, принимать подарки. Профессиональному бухгалтеру не рекомендуется зарабатывать на жизнь никакой другой работой, кроме, имеющей прямое отношение к бухгалтерскому учету, анализу и аудиту. Это не исключает возможности преподавательской деятельности, консультационных услуг, написания, издания и реализации специальной литературы.

Особый раздел этики профессиональных бухгалтеров посвящен разрешению возможных разногласий и конфликтов между руководителями предприятий и учетных служб, работниками учета и персоналом организации, между бухгалтерами внутри бухгалтерии. Как уже отмечалось, профессиональный бухгалтер, работающий по найму, должен быть лоялен к своему работодателю, выполнять его распоряжения и указания. Но в то же время он обязан быть верным принципам своей профессии, не принижать ее значения и роли, тем более что эти принципы признаны мировым сообществом.

Расхождения между руководителем и главным бухгалтером организации в основном должны разрешаться внутри предприятия путем взаимопонимания и компромисса мнений. Согласно международным стандартам не может быть компромисса, если руководитель организации:

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Международные и национальные профессиональные организации. Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера и должностных лиц бухгалтерской службы | Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера и должностных лиц бухгалтерской службы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.