Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация работ по охране труда на предприятии

7.1.1. Служба ОТ

Организация работы в сфере обеспечения безопасности про­изводственной деятельности заключается в выборе и формирова­нии такой структуры управления ОТ на предприятии, которая наилучшим образом соответствовала бы выполнению своей глав­ной задачи - созданию безопасных и здоровых условий труда для работающего персонала.

Ст. 217 «Служба охраны труда в организации» Трудового ко­декса РФ устанавливает, что «В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выпол­нением в каждой организации, осуществляющей производствен­ную деятельность, с численностью более 100 работников созда­ется служба охраны труда или вводится должность специ-алиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В организации с численностью 100 работников и менее реше­ние о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с уче­том специфики деятельности данной органи-зации. При отсутст­вии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной вла­сти по труду».

Служба ОТ предприятия (далее - Служба) формируется в со­ответствии с Рекомендациями по организации работы службы ОТ предприятия, утверж-денными постановлением Минтруда РФ от 08 февраля 2000 г. № 14. (рис.7.1).

Эффективность работы Службы зависит от правильной ее ор­ганизации - четкой регламентации обязанностей и прав всех звеньев и должностных лиц в этой области.

На предприятии разрабатывается «Положение об организации работ по охране труда», которое устанавливает взаимосвязи, соподчиненность, обязан-ности и права подразделений и должност­ных лиц в системе управления ОТ.

Служба подчиняется непосредственно руководителю пред­приятия (или одному из его заместителей).

Службу рекомендуется организовать в форме самостоятельно­го структур-ного подразделения предприятия, состоящего из шта­та специалистов по охране труда во главе с руководителем (на­чальником) Службы.

На должность специалиста по ОТ назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техниче­ское) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо в других долж-ностях, занимаемых специалистами со сред­ним профессиональным (техни-ческим) образованием не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специаль­ное обучение по ОТ.

Планирование мероприятий на предприятии направлено на организацию выполнения работ с повышенной опасностью, на предупреждение наступления страховых случаев, улучшение условий труда и ОТ, санитарно-бытового обеспечения работ­ников.


Рис.7.1. Система управления охраной труда в организациях (ориентировочная)
Различают следующие виды планов по ОТ:

• во-первых, Службой ОТ (специалистом по ОТ) предприятия ежемесячно и ежеквартально составляется план работы по ОТ, в котором отражаются как периодически повторяющиеся ме­роприятия, так и разовые. План утверждается работодателем;

• во-вторых, совместный комитет по ОТ осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, который принимается на заседании комитета и утверждается его председателем. План работы комитета, как правило, разрабатывается ежеквартально;

• в-третьих, мероприятия по охране труда оформляются разде­лом в колдоговоре и соглашении по ОТ с учетом предложений Госинспекции труда в субъекте РФ и других территориальных органов госнадзора и контроля, работодателей, профсоюзов и работников на основе анализа причин производственного травматизма и профзаболеваний, по результатам экспер-тизы технического состоянии производственного оборудования и серти-фикации работ по ОТ на предприятиях.

Соглашение по охране труда - это правовая форма планирования и проведения мероприятий по ОТ с указанием сроков вы­полнения и ответственных лиц. Соглашение вступает в силу с момента его подписания работодателем и уполномоченным ра­ботниками представительным органом либо со дня, установленного в соглашении;

• в-четвертых, по результатам аттестации рабочих мест по ус­ловиям труда аттестационной комиссией с учетом предложе­ний, поступивших от подраз-делений предприятия, отдельных работников, разрабатывается план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда на предприятия. В плане указываются источники финансирования мероприятий, сроки испол-нения и исполнители. План должен предусматривать приведение всех рабочих мест в соответствие с требованиями ОТ. План подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с совместным комитетом по ОТ, профсоюзом, утверждается работодателем и включается в коллективный договор.

Мероприятия по ОТ, включаемые в различные виды планов, должны содержать следующие основные направления:

1) модернизация технологического, подъемно-транспортного и другого производственного оборудования;

2) внедрение систем (устройств) автоматического и дистанцион­ного управления и регулирования производственным обору­дованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устрой-ствами, применение промышленных роботов в опасных и вредных производствах;

3) совершенствование технологических процессов в целях устранения воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов;

4) внедрение систем автоматического контроля и сигнализации уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;

5) внедрение и совершенствование технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электротоком;

6) установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений);

7) механизация и автоматизация технологических операций (процес-сов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве;

8) снижение до регламентированных уровней вредных веществ в воздухе рабочей зоны, неблагоприятно действующих механических колебаний (шум, вибрации, ультразвук и др.) и излучений (ионизирующего, электро-магнитного, лазерного, ультрафиолетового и др.) на рабочих местах;

9) устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений;

10) устройство новых и совершенствование имеющихся средств коллек-тивной защиты работников от воздействия опасных и вредных производст-венных факторов;

11) приведение естественного и искусственного освещения на ра­бочих местах, в цехах, бытовых помещениях, местах массово­го перехода людей, на территории к нормам;

12) перепланировка размещения производственного оборудова­ния, органи-зация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников;

13) нанесение на производственное оборудование, коммуникации и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности;

14) механизация работ при складировании и транспортировании сырья, готовой продукции и отходов производства;

15) механизация уборки производственных помещений, своевре­менное удаление и обезвреживание отходов производства, яв­ляющихся источниками опасных и вредных производствен­ных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей;

16) приведение зданий, сооружений, помещений, строительных и промыш-ленных площадок к нормам и т.д.

Мероприятия по ОТ должны планироваться с учетом требова­ний соответствующих ГОСТ, СНиП и других нормативных пра­вовых актов по ОТ.

Финансирование мероприятий по улучшению ОТ осущест­вляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными право­выми актами представительных органов местного самоуправ­ления. Кроме того, для этих целей используются средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ об ОТ и распределяемых в порядке, установленном Правительст­вом РФ, а также добровольные взносы организаций и физиче­ских лиц.

Основными задачами Службы являются:

1) организация работы по обеспечению выполнения работника­ми требований ОТ;

2) контроль за соблюдением работниками законов (иных норма­тивных правовых актов) об ОТ, коллективного договора, соглашения по ОТ и других локальных нормативных правовых актов организации;

3) организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;

4) информирование и консультирование работников предприятия, вклю-чая руководителя, по вопросам ОТ;

5) изучение и распространение передового опыта по ОТ и техни­ке безопас-ности, пропаганда вопросов ОТ.

Для выполнения поставленных задач на Службу возлагаются следующие (основные) функции:

1) учет и анализ состояния и причин производственного травма­тизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производст-венными факторами;

2) оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;

3) организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по ОТ и контроль за их проведением;

4) проведение совместно с представителями соответствующих подразде-лений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по ОТ профессио-нальных союзов или иных уполномо­ченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям ОТ;

5) участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию закон­ченных строительством или реконструированных объектов производственного назна-чения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований ОТ;

6) согласование разрабатываемой в организации проектной, конструк-торской, технологической и другой документации в части требований ОТ;

7) разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и ОТ, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производст-венными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;

8) организация расследования несчастных случаев на производстве в соответствии со ст. 227-231 ТК РФ; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований ОТ (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки обору-дования по фактору травмобезопасности, материалов аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по ОТ и др.), в соответствии с установленными сроками;

9) разработка программ обучения по ОТ работников организации, в т.ч. ее руководителя; проведение вводного инструктажа по ОТ со всеми лицами, поступающими на работу (в т.ч. временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение
или практику;

10) организация своевременного обучения по ОТ работников организации, в т.ч. ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований ОТ;

11) оказание методической помощи руководителям подразделе­ний при разработке и пересмотре инструкций по ОТ, стандар­тов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ);

12) осуществление контроля за:

· соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об ОТ РФ и соответствующего субъекта РФ, коллективного договора, соглашения по ОТ, других локальных нормативных правовых актов орга­низации;

· обеспечением и правильным применением средств инди­видуальной и коллективной защиты;

· соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

· выполнением мероприятий, предусмотренных програм­мами, планами по улучшению условий и ОТ, разделом коллективного договора, касающимся вопросов ОТ, со­глашением по ОТ, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государствен-ного надзора и контроля за соблюдением требований ОТ, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;

· наличием в подразделениях инструкций по ОТ для работ­ников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по ОТ, свое­временным их пересмотром;

· проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и подготовкой к сертификации по ОТ;

· своевременным проведением соответствующими служба­ми необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

· эффективностью работы аспирационных и вентиляцион­ных систем;

· состоянием предохранительных приспособлений и защит­ных устройств;

· своевременным проведением обучения по ОТ, проверки знаний требований ОТ и всех видов инструктажа по ОТ;

· санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомога-тельных помещений;

· организацией рабочих мест в соответствии с требованиями ОТ;

· своевременным и правильным предоставлением работни­кам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;

· использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством и др.

Работники Службы имеют право:

1) в любое время суток беспрепятственно посещать и осматри­вать производственные, служебные и бытовые помещения ор­ганизации, знакомиться в пределах своей компетенции с до­кументами по вопросам ОТ;

2) предъявлять руководителям подразделений, другим должно­стным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нару­шениях требований ОТ и контролировать их выполнение;

3) требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по ОТ, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требо­вания законодательства по ОТ;

4) участвовать в расследовании несчастных случаев на произ­водстве;

5) направлять руководителю организации предложения о при­влечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования ОТ;

6) привлекать по согласованию с руководителем организации и руково-дителями подразделений соответствующих специали­стов организации к проверкам состояния условий и ОТ;

7) представлять руководителю организации предложения о по­ощрении отдельных работников за активную работу по улуч­шению условий и ОТ;

8) представительствовать по поручению руководителя организа­ции в государственных и общественных организациях при об­суждении вопросов ОТ.

Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий.

Рабочие места работников Службы рекомендуется организо­вать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтех­никой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей.

Для осуществления ряда функций Службы (проведения обуче­ния, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусматривать организацию кабинета по ОТ, оснащенного необхо­димой нормативной правовой и справочной литературой по ОТ.

Руководителю организации рекомендуется организовать для работников Службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований ОТ.

Структуру Службы и численность работников Службы опре­деляет руково-дитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности произ­водства и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы ОТ в организа-циях, утвержден­ных постановлением Минтруда РФ от 22 января 2001 г. № 10.

Ответственность за деятельность Службы несет руководитель предприятия.

Работники Службы несут ответственность за выполнение сво­их должност-ных обязанностей, определенных положением о Службе и должностными инст-рукциями.

 

7.1.2. Инструкции по охране труда, порядок их разработки и утверждения

Порядок разработки, утверждения и пересмотра инструкций по ОТ для работников определен Методическими рекомендация­ми по разработке государственных нормативных требований ОТ, утвержденными постановле-нием Минтруда РФ от 6 апреля 2001 года №30.

Инструкция по ОТ для работника разрабатывается исходя из его профессии или вида выполняемой работы.

Разработка инструкции по ОТ для работника осуществляется на основании приказа (распоряжения) работодателя.

Инструкция по ОТ для работника разрабатывается на основе межотрас-левой или отраслевой типовой инструкции по ОТ (а при ее отсутствии - межотраслевых или отраслевых правил по ОТ), требований безопасности, изло-женных в эксплуатационной и ре­монтной документации организаций-изгото-вителей оборудова­ния, а также в технологической документации организации с уче­том конкретных условий производства. Эти требования должны быть изложены применительно к профессии работника или виду выполняемой работы.

Инструкции по ОТ разрабатываются в соответствии с переч­нем инструкций, подлежащих разработке на предприятии, утвер­ждаемым работодателем. Инструкции разрабатывают руководи­тели соответствующих структурных подразделений предприятия и утверждаются приказом работодателя по согласованию с проф­комом либо иным уполномоченным работниками представитель­ным органом.

Каждая инструкция по ОТ для работников должна содержать следующие 5 разделов:

1) общие требования безопасности;

2) требования безопасности перед началом работы;

3) требования безопасности во время работы;

4) требования безопасности в аварийных ситуациях;

5) требования безопасности по окончании работы.

В инструкциях не должны применяться слова, подчеркиваю­щие особое значение отдельных требований (например, «катего­рически», «особенно», «обязательно», «строго», «безусловно» и т.п.), так как все требования инструкции должны выполняться работниками в равной степени.

Для вводимых в действие новых и реконструированных про­изводств допускается разработка временных инструкций по ОТ для работников.

Проверку и пересмотр инструкций по ОТ для работников ор­ганизует работодатель. Пересмотр инструкций должен произво­диться не реже одного раза в 5 лет.

Инструкции по ОТ для работников досрочно пересматриваются:

а) при изменении условий труда работников;

б) при внедрении новой техники и технологии;

в) по результатам анализа материалов расследования аварий, не­счастных случаев на производстве и профзаболеваний;

г) по требованию представительных органов по труду субъектов РФ или органов федеральных надзоров России.

Если в течение срока действия инструкции по ОТ для работ­ника условия его труда не изменились, то приказом (распоряже­нием) работодателя ее действие продлевается на следующий срок, о чем делается запись на первой странице инструкции (ставится текущая дата, штамп «Пересмотрено» и подпись лица, от­ветственного за пересмотр инструкции, приводится наимено-ва­ние его должности и расшифровка подписи, указывается срок продления инструкции).

У руководителя структурного подразделения (службы) орга­низации должен храниться комплект действующих в подразделе­нии (службе) инструк-ций по ОТ для работников, а также пере­чень этих инструкций.

Местонахождение инструкций определяет руководитель структурного подразделения с учетом обеспечения доступности и удобства ознакомления с ними.

Инструкции по ОТ для работников могут быть выданы им на руки (под расписку в личной карточке инструктажа) для изучения при первичном инструктаже либо вывешены на рабочих местах или участках, либо должны храниться в ином месте, доступном для работников.

Учет инструкций осуществляется службой ОТ (специалистом по ОТ) организации в журналах учета инструкций по ОТ для ра­ботников и учета выдачи инструкций по ОТ для работников.

 

7.1.3. Комитеты (комиссии) по охране труда: задачи, функции и права

В ст. 218 ТК РФ «Комитеты (комиссии) по охране труда» го­ворится: «В организациях по инициативе работодателя и (или) инициативе работников либо их представительного органа соз­даются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на па­ритетной основе входят представители работодателей, профес­сиональных союзов или иного уполномоченного работниками пред-ставительного органа».

На каждом предприятии численностью более 10 человек должен быть создан и действовать совместный комитет (комиссия) по ОТ, который является составной частью системы управления ОТ на предприятии.

Основные задачи, функции и права совместного комитета (комиссии) по ОТ определены в Рекомендациях по формирова­нию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по ОТ, создаваемых в организациях с численностью работ­ников более 10 человек. Эти Рекомендации утверждены поста­новлением Минтруда РФ от 12 октября 1994 г. № 64 и обязатель­ны к выполнению всеми организациями.

Совместный комитет призван обеспечить функционирование системы организационно-профилактической работы, цель кото­рой состоит в сохранении жизни и здоровья работников в процес­се трудовой деятельности и включающей в себя правовые, соци­ально-экономические, санитарно-гигие-нические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Комитет формируется на паритетной основе из представите­лей работо-дателя, профессиональных союзов и иных уполномо­ченных работниками представительных органов, что создает ос­нову для совместного сотруд-ничества в деле решения стоящих перед комитетом задач.

Выдвижение в комитет представителей работников, профес­сиональных союзов и иных уполномоченных работниками пред­ставительных органов проводится на общем собрании (конфе­ренции) трудового коллектива предприятия, представители работодателя назначаются приказом (распоря-жением) по пред­приятию.

Для осуществления возложенных функций комитету (комис­сии) могут быть предоставлены следующие права:

1) получать от работодателя и службы ОТ (специалиста по ОТ) организации информацию о состоянии условий труда на ра­бочих местах, производственного травматизма и профзаболеваний, наличии опасных и вредных производственных факто­ров;

2) заслушивать на своих заседаниях сообщения работодателя (его
представителей) по вопросам выполнения ими обязанностей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах и соблюдения гарантий права работников на ОТ;

3) участвовать в работе по формированию мероприятий колдоговора или соглашения по ОТ по вопросам, находящимся в компетенции комитета;

4) вносить предложения работодателю о привлечении к дисциплинарной ответственности работников за нарушения требований ОТ;

5) обращаться в соответствующие органы с требованием о при­влечении к ответственности должностных лиц в случаях нарушения ими законодательных и иных нормативных правовых актов по ОТ, сокрытия несчастных случав на производстве и профзаболеваний;

6) вносить предложения о моральном и материальном поощре­нии работников трудового коллектива за активное участие в работе по созданию здоровых и безопасных условий труда в организации.

 

7.1.4. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюза или трудового коллектива.

Гарантии, функции, права и их гарантии

В соответствии с Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по ОТ профессионального союза или трудового коллектива, утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 8 апреля 1994 г. № 30, основными задачами упол­номоченных являются:

1) содействие созданию в организации (структурном подразде­лении) здоровых и безопасных условий труда;

2) осуществление контроля за состояние ОТ в организации (структурном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области ОТ;

3) представление интересов работников в государственных и общест-венных организациях при рассмотрении трудовых спо­ров, связанных с применением законодательства об ОТ, выполнением работодателем обязательств, установленных колдоговором или соглашением по охране труда;

4) консультирование работников по вопросам ОТ; оказание им помощи по защите их прав на ОТ.

Исходя из решаемых задач, на уполномоченных рекомендует­ся возложить следующие функции:

1) осуществление контроля за соблюдением работодателями законода-тельных и других нормативных правовых актов по ОТ, со­стоянием ОТ, а также выполнением работниками требований ОТ, правильностью применения ими средств защиты, своевременным прохождением работниками обучения без-опасным ме­тодам и приемам выполнения работ, инструктажа по ОТ, ста­жировки на рабочем месте и проверки знаний по ОТ;

2) участие в работе комиссий по проведению проверок и обсле­дований технического состояния зданий, сооружений, обору­дования, машин и механизмов на соответствие их требованиям ОТ, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;

3) участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, улучшению условий труда работников;

4) осуществление руководителем контроля за своевременным соблюдением работ подразделения, соблюдением норм рабочего времени и времени отдыха, представлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасны­ми условиями труда;

5) участие в организации и оказании первой помощи пострадавшему от несчастного случая на производстве;

6) по поручению профоргана или иного представительного органа трудового коллектива участие в расследовании несчастных случаев на производстве;

7) информирование работников подразделения, в которых они являются уполномоченными, о выявленных нарушениях требований безопасности при ведении работ, состоянии условий и ОТ в своих подразделениях, проведении разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам ОТ.

В целях выполнения задач и функций, возложенных на упол­номоченных, им должно быть предоставлено право:

1) контролировать соблюдение в подразделении, в котором они являются уполномоченными, законодательных и иных нормативных правовых актов по ОТ;

2) проверять выполнение мероприятий по ОТ, предусмотренных колдого-ворами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев на производстве;

3) принимать участие в работе комиссий по испытаниям и при­емке в эксплуатацию средств труда; получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и организации о состоянии условий и ОТ, происшедших не­счастных случаях на производстве;

4) предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

5) выдавать руководителям подразделений обязательные к рассмотрению представления установленной формы об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по ОТ;

6) обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований ОТ, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

7) принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связан­ных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных колдоговорами или соглашениями по ОТ.

Гарантии прав деятельности уполномоченных заключаются в следующем:

1) работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструк­циями, другими норма-тивными и справочными материалами по ОТ за счет средств организации;

2) для вновь избранных уполномоченных рекомендуется организовывать обучение по специальной программе на курсах за счет средств организации (с сохранением среднего заработка обучаемому);

3) уполномоченным выдается удостоверение установленной формы;

4) уполномоченным для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определенных колдоговором или со­вместным решением работодателя и представительных органов работников.

 

7.1.5. Аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей

сертификацией работ по охране труда

 

Аттестация

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в со­ответствии со ст. 14 ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» и По­ложением о порядке проведения аттестации рабочих мест по ус­ловиям труда, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 14 марта 1997 г. №12.

Аттестация рабочих мест по условиям труда - это система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий, озна-комления работающих с условиями труда, сер­тификации производственных объектов, подтверждения или от­мены права предоставления компенсации и льгот работникам, за­нятым на тяжелых работах и работах с вредными и опас-ными условиями труда

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает:

· гигие­ническую оценку соответствующих условий и характера труда;

· оценку травмобезопасности рабочих мест;

· учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда ис­пользуются в целях:

1) планирования и проведения мероприятий по охране и услови­ям труда;

2) сертификации работ по ОТ;

3) обоснования предоставления льгот и компенсаций работни­кам, занятым на работах с тяжелыми, опасными и вредными условиями труда;

4) решения вопроса о связи заболевания с профессией, установ­ление диагноза профзаболевания;

5) рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) экс­плуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменения технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и здоровья работников;

6) включения в трудовой договор (контракт) условий труда ра­ботников;

7) ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах;

8) составления статистической отчетности состояния условий труда, льготах и компенсациях за работу с вредными и опасными условиями труда по форме № 1-Т (условия руда);

9) применения административно-экономических санкций (мер воздейст-вия) к виновным должностным лицам в связи с на­рушением законодательства об ОТ.

Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией, исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одно­го раза в 5 лет с момента проведения последних измерений.

Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в ор­ганизации рабочие места.

Ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда несет руководитель организации.

Для организации и проведения аттестаций рабочих мест по условиям труда издается приказ, в котором определяются сроки и график проведения работ по аттестации, состав аттестационной комиссии организации и, при необходи-мости, структурных под­разделений, устанавливаются задачи и функции подразделений, привлекаемых к работе по аттестации рабочих мест.

Результаты работы аттестационной комиссии оформляются протоколом аттестации рабочих мест по условиям труда с при­ложением к нему карт аттестации, ведомостей и плана мероприя­тий.

После завершения работ по аттестации руководитель издает приказ, в котором дается оценка проведенной работы и утвер­ждаются ее результаты.

Информация о результатах аттестации рабочих мест доводит­ся до сведения работников организации.

Документы аттестации рабочих мест по условиям труда явля­ются матери-алами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.

С учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда аттеста-ционная комиссия разрабатывает предложения по сертификации работ по ОТ в организации.

 

Сертификация работ по охране труда в организациях

Постановлением Минтруда РФ от 24 апреля 2002 года № 28 «О создании Системы сертификации работ по охране труда в ор­ганизациях» утверждены:

• Положение о Системе сертификации работ по охране труда в организациях;

• Правила сертификации работ по охране труда в организациях;

• Положение о знаке соответствия Системы сертификации ра­бот по охране труда в организациях.

Сертификация работ по ОТ - деятельность по сертификации органов, аккредитованных в установленном Минтруда РФ поряд­ке, по подтверждению соответствия работ по ОТ на производст­венном объекте требованиям законодательства РФ.

Основной целью Системы сертификации работ по ОТ в орга­низациях (далее - ССОТ) является содействие методами и сред­ствами сертификации поэтап-ному решению проблемы создания здоровых и безопасных условий труда на основе их достоверной оценки, а также учета результатов сертификации при реализации механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда.

Минтруда РФ организует и проводит во взаимодействии с Госстандартом России, другими федеральными органами испол­нительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации сертифика-цию работ по ОТ в организациях.

Объектами сертификации в ССОТ являются работы по ОТ, выполняемые организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Процедура подтверждения соответствия работ по ОТ в орга­низации установленным государственным нормативным требо­ваниям ОТ включает:

• оценку соответствия деятельности работодателя по обеспече­нию безопасных условий труда в организации;

• оценку деятельности службы ОТ (специалиста по ОТ);

• оценку деятельности работодателя по проведению аттестации
рабочих мест по условиям труда.

Организационную структуру ССОТ, обеспечивающую ее дея­тельность, образуют:

· Минтруда РФ;

· Центральный орган ССОТ (далее - ЦО), определяемый Мин­труда РФ;

· центральные органы отраслевых подсистем ССОТ;

· аккредитованные органы по сертификации;

· аккредитованные испытательные лаборатории (центры).

Минтруда РФ формирует Совет ССОТ как консультативный орган при ЦО ССОТ. В состав Совета ССОТ на общественных началах могут входить (по согласованию) представители заин­тересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственного надзора и контроля, органов испол­нительной власти субъектов Российской Федерации, ведающих вопросами охраны труда (государственные эксперты условий труда), проф-союзов и иных уполномоченных работниками пред­ставительных органов, ассоциаций специалистов по охране тру­да, а также ведущих научно-исследо-вательских организаций в области охраны труда, сертификации и стандар-тизации. Состав Совета ССОТ утверждается приказом Минтруда РФ раз в три года. Председателем Совета назначается представитель Мин­труда РФ.

ЦО ССОТ определяется приказом Минтруда РФ и действует под его руководством и взаимодействует с Советом ССОТ.

При необходимости в ССОТ создается научно-методический центр (НМЦ) сертификации работ по ОТ в организациях из числа компетентных в данной области организаций.

Сертификацию работ по ОТ в организациях осуществляют ор­ганы по серти-фикации. Органы по сертификации сертифицируют работы по ОТ и выдают сертификаты безопасности.

Сертификацию работ по ОТ проводят по схеме сертифика­ции в соответствии с Правилами сертификации работ и услуг в РФ, утвержденных постановлением Госстандарта России от 5 августа 1997 г. № 17. При проведении сертификации работ по ОТ учитываются результаты аттестации рабочих мест по усло­виям труда.

 

7.1.6. Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда

Согласно ст. 225 ТК РФ «Обучение и профессиональная под­готовка в области охраны труда»: «Все работники организации, в том числе ее руково-дитель, обязаны проходить обучение по ох­ране труда и проверку знаний требо-ваний охраны труда в поряд­ке, установленном Правительством Российской Федерации. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, пере­водимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, органи­зовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим».

Обучение по ОТ является одним из направлений профилакти­ческой работы по ОТ. Наличие квалифицированного персонала - одно из важнейших условий безопасности труда, снижения про­изводственного травматизма и профес-сиональных заболеваний на производственном предприятии.

Обучение и проверка знаний по ОТ рабочих осуществляется в соответствии с ГОСТом 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обуче­ния по безопасности труда. Общие положения».

Для проведения проверки знаний приказом руководителя предприятия создается специальная комиссия, в состав которой включаются руководители и специалисты служб ОТ, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и др.), государствен­ные инспектора по ОТ, а также представители соответст-вующего выборного профсоюзного органа. Правомочной считается комис­сия в составе не менее 3 человек во главе с председателем комис­сии или его заместителем.

Результаты проверки знаний оформляются протоколом. Ли­цам, прошедшим проверку знаний, выдается подписанное пред­седателем комиссии удостове-рение, заверенное печатью.

Обучение и проверка знаний работников, обслуживающих оборудование повышенной опасности (крановщики, сварщики и др.), проводятся в органах Госгортехнадзора. Периодичность их обучения - не реже 1 раза в 12 месяцев.

Система обучения и проверки знаний по ОТ на предприятии охватывает все категории работников: рабочих обучают и инструктируют мастера, мастеров - начальники цехов, начальников цехов и др. ИТР - центральная комиссия предприятия. А цен­тральная комиссия, включая руководителей и главных специали­стов предприятия, должна обучаться и аттестовываться каждые 3 года в специальных учебных центрах, имеющих лицензию орга­нов государственного управления ОТ субъектов РФ от имени Минтруда РФ.

 

7.1.7. Инструктаж работников по охране труда, порядок его проведения и оформления

Для всех поступающих на работу лиц, а также лиц, перево­димых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по ОТ и технике безо­пасности, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи постра­давшим.

Основополагающим нормативным правовым актом по органи­зации и проведению инструктажа безопасности труда является ГОСТ 12.0.04-90. В ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» он на­зывается «Инструктаж по ОТ».

Инструктаж по ОТ преследует цель дать работникам необхо­димый объем знаний, умений и навыков по правильному и безо­пасному выполнению работ на порученном участке.

Перед допуском работника к самостоятельной работе работо­датель обязан обеспечить проведение с ним всех необходимых инструктажей по ОТ.

По характеру и времени проведения инструктажи подразде­ляются на пять видов:

1) вводный;

2) первичный на рабочем месте;

3) повторный;

4) внеплановый;

5) целевой.

Цель вводного инструктажа - дать работнику при поступле­нии на работу общие знания по ОТ, основные сведения об организации, правилах поведения на ее территории и в структурных подразделениях.

Вводный инструктаж проводится в кабинете ОТ или специ­ально обору-дованном помещении с использованием технических средств обучения и наглядных пособий специалистом по ОТ или лицом, на которое приказом по организации возложены эти обя­занности, со всеми вновь принимаемыми на работу по данной профессии или должности, с временными работниками, коман­дированными, учащимися и студентами, прибывшими на произ­водствен-ное обучение или практику.

Вводный инструктаж проводят по программе, разработанной службой ОТ (специалистом по ОТ) с учетом требований норма­тивных правовых актов по ОТ и особенностей деятельности ор­ганизации, утвержденной работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом. Вводный инструктаж имеет право про­водить инспектор отдела кадров организации, если эти обязанно­сти возложены на него приказом по организации. Примерный пе­речень вопросов для составления программ вводного инструктажа содержится в приложении

№ 3 к ГОСТу 12.0.004-90.

О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью ин­структируемого и инструктирующего, а также в личной карточке прохождения обучения.

Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производ­ственной деятельности проводят со всеми вновь принятыми на работу в организацию, переводимыми из одного подразделения в другое, с работниками, выполня-ющими новую для них работу, командированными, временными работниками, со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на террито-рии организации, со студентами и учащимися, прибывшими на про­изводственное обучение и практику перед выполнением новых видов работ.

От первичного инструктажа на рабочем месте освобождаются лица, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, налад­кой и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов.

Перечень профессий и должностей работников, освобожден­ных от первич-ного инструктажа на рабочем месте, утверждает работодатель по согласованию с профкомом и службой ОТ (спе­циалистом по ОТ).

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по про­граммам, разработанным руководителями структурных подразделений организации с учетом требований соответствую­щих нормативных правовых актов, инструкций по ОТ, производственных инструкций и другой технической докумен­тации. Программы согласовывают со службой ОТ (инженеры по ОТ) и профсоюзным комитетом. Примерный перечень основных вопросов для составления программы первичного инструктажа на рабочем месте содержится в приложении № 5 к ГОСТу 12.0.004-90.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводит непосредственный руководитель работ с каждым работником индивиду­ально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Первичный инструктаж возможен с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование в пределах общего рабоче­го места.

Все работники после первичного инструктажа на рабочем месте должны в течение первых 2-14 смен (в зависимости от ха­рактера работы, квалификации работника) пройти стажировку под руководством лиц, назначенных приказом или распоряжени­ем. Работники допускаются к самостоятельной работе после ста­жировки, проверки теоретических знаний и приобретенных на­выков безопасных способов работы.

О проведении первичного инструктажа на рабочем месте де­лается запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструкти­рующего. В этом журнале производят запись о допуске работни­ка после стажировки к самостоятельной работе.

Повторный инструктаж проходят все работники, за исключе­нием лиц, освобожденных от первичного инструктажа, независи­мо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие.

Работодатель по согласованию с профкомом и государствен­ной инспекцией труда может установить более продолжительный (до 1 года) срок проведения повторного инструктажа для некото­рых категорий работников.

Если нормативными правовыми актами для некоторых отрас­лей экономики предусмотрен иной срок проведения повторного инструктажа (например, раз в квартал), то он проводится в сроки, установленные данными нормативными правовыми актами.

Повторный инструктаж проводит непосредственный руково­дитель работ индивидуально или с группой работников, обслу­живающих однотипное оборудование в пределах общего рабоче­го места по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.

Результаты повторного инструктажа по ОТ фиксируются в журнале инструктажа на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

Внеплановый инструктаж проводят в следующих случаях:

1) при введении в действие новых или переработанных норма­тивных правовых актов по ОТ;

2) при изменении технологического процесса, замене или мо­дернизации оборудования, приспособлений и инструментов, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

3) при нарушениях работниками требований ОТ, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву, пожару или отравлению;

4) по требованию государственных органов надзора и контроля;

5) при перерывах в работе - для работ повышенной опасности более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ – 60 календарных дней.

Внеплановый инструктаж проводит непосредственный руко­водитель работ индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяют в каж­дом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

Проведение внепланового инструктажа по охране труда фик­сируют в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с указанием причин его проведения и обязательной подписью ин­структируемого и инструктирующего.

Целевой инструктаж по ОТ проводит непосредственный руко­водитель работ при выполнении работниками разовых работ, не связанных с их прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне органи­зации и т.п.); при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие документы; при проведении экскурсий на предприятия, организации массо­вых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.).

Результаты целевого инструктажа записываются в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте, а целевой инструк­таж с работниками, выполняющими работы по наряду-допуску, разрешению и т.п., фиксируются в наряде-допуске, журнале рас­поряжений или другой документации, разрешающей производст­во работ.

7.1.8. Кабинеты и уголки охраны труда

Минтруда РФ постановлением от 17 января 2001 г. №7 ут­вердило Рекомендации по организации работы кабинета ОТ и уголка ОТ.

Кабинет ОТ и уголок ОТ создаются в целях обеспечения тре­бований ОТ, распространения правовых знаний, проведения про­филактической работы по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний.

Под кабинет ОТ на предприятии рекомендуется выделять специальное помещение, которое оснащается техническими средствами, учебными пособиями и образцами, иллюстрацион­ными и информационными материалами по ОТ. Создание каби­нета ОТ рекомендуется при численности 100 и более работников организации. Его площадь должна быть не менее 24 кв. м. Каби­нетом, как правило, руководит служба ОТ (специалист по ОТ) организации.

Основными направлениями деятельности кабинета ОТ и угол­ка ОТ являются:

1) оказание действенной помощи в решении проблем безопасно­сти труда;

2) создание системы информирования работников об их правах и обязан-ностях в области ОТ, о состоянии условий и ОТ на предприятии, на конкрет-ных рабочих местах, о принятии нормативных актов по безопасности и ОТ;

3) пропаганда вопросов ОТ.

Кабинет ОТ является организационным, учебно-методическим центром пропаганды знаний по ОТ в организации.

 

7.1.9. Санитарно-бытовое обеспечение работников

В соответствии со СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания» с последующими изменениями, бытовые здания организаций предназначены для размещения в них помещений обслуживания работающих: санитарно-бытовых, здравоохране­ния и общественного питания.

В состав санитарно-бытовых помещений входят: гардероб­ные, душевые, умывальные, уборные, курительные, места для размещения полудушей, устройств питьевого водоснабжения, помещения для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды и другие санитарно-бытовые помещения и оборудование.

На предприятиях со списочной численностью работающих более 300 человек должны предусматриваться фельдшерские здравпункты с числом обслуживаемых: при подземных работах - не более 500 человек; на предприятиях химической, горнорудной, угольной и нефтеперерабатывающей промышленности - не более 1200 человек; на предприятиях других отраслей - не более 1700 человек. По согласованию с местными органами здраво-охранения взамен фельдшерских допускаются врачебные здравпункты с уд­военным против указанного числом обслуживания работающих. Фельдшерские или врачебные здравпункты следует размещать на первом этаже. Ширина дверей в вестибюлях - ожидальнях, пере­вязочных, кабинетах для приема и комнатах для временного пре­бывания больных должна быть не менее 1 м. Помещения для личной гигиены женщин должны оборудоваться из расчета 75 человек на одну установку. Ручные ванны следует предусматривать при производственных процессах, связанных с вибрацией, передающейся на руки. Нормы площади на 1 человека в помеще­ниях здравоохранения следует принимать: в парильной (сауне) - 0,7м2; в ингалятории - 1,8м2; в фотарии - 1,5м2; в помещении для отдыха в рабочее время, психологической разгрузки, занятий физической культурой - 0,9м2.

Предприятия общественного питания следует располагать с учетом возможности использования их как общих объектов для групп предприятий или с учетом организации обслуживания на­селения.

Столовые должны быть рассчитаны на обеспечение всех ра­ботающих предприятия общим, диетическим, а по специальным заданиям - лечебно-профилактическим питанием. При численно­сти работающих в смену более 200 человек следует предусматри­вать столовую, работающую, как правило, на полуфабрикатах, до 200 человек - столовую-раздаточную, менее 30 человек - пло­щадь комнаты приема пищи следует определить из расчета 1 м2 на каждого посетителя, но не менее 12 м2. Комната приема пищи должна быть оборудована умывальником, стационарным кипя­тильником, электрической плиткой, холодильником. При числе работающих до 10 человек в смену, вместо комнаты приема пи­щи допускается предусматривать в гардеробной дополнительное место площадью 6 м2 для установки стола для приема пищи.

 

7.1.10. Обязательные медицинские осмотры работников

В соответствии со ст. 213 ТК РФ и ст. 14 ФЗ № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» работодатель обязан организовать проведение предварительных (при поступлении на работу) и пе­риодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников организации.

Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вред­ными и опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет средств работодателя обязательные предварительные и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - еже­годные) медицинские осмотры для определения при-годности этих работников для выполнения порученной работы и преду­преждения профессиональных заболеваний. В соответствии с ме­дицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).

Работники предприятий пищевой промышленности, общест­венного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечеб­но-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других организаций проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникнове­ния и распространения заболеваний.

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасно­сти, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в установленном порядке.

Перечень вредных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодиче­ские медосмотры, и порядок их проведения в настоящее время устанавливаются Минздравом России. По решению органов ме­стного самоуправления в отдельных организациях могут вво­диться дополнительные условия и показания к проведению мед­осмотров.

Медицинские осмотры (предварительные, периодические, внеочередные и предрейсовые) работников производятся за счет средств работодателя. При уклонении работника от прохождения медосмотров или невыполнении им рекомендаций по результа­там проведенных обследований работодатель не должен допус­кать работника к выполнению им трудовых обязанностей.

Целью предварительных медосмотров при поступлении на ра­боту является определение соответствия состояния здоровья ра­ботника поручаемой ему работе.

Целью периодических медосмотров является динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников в условиях воз­действия профессиональных вредностей, профилактика и свое­временное установление начальных признаков профзаболеваний; выявление общих заболеваний, препятствующих продолже-нию работы с вредными, опасными веществами и производственными факто-рами, а также предупреждение несчастных случаев.

Предварительные, периодические и внеочередные медосмот­ры могут проводить лечебно-профилактические учреждения всех организационно-право-вых форм и форм собственности, имеющие соответствующую лицензию и сертификат.

Категории работников, подлежащих предварительным и пе­риодическим медосмотрам, определяют территориальные центры Госсанэпиднадзора совместно с работодателем и соответствую­щим выборным профсоюзным органом предприятия (по цехам, профессиям, опасным, вредным веществам и производственным факторам) не позднее 1 декабря предшествующего года. Сроки проведения медосмотров должны соответствовать установленной периодичности.

Работодателю рекомендуется:

• составить в месячный срок после получения от Центра Гос­санэпиднадзора данных о контингентах лиц, подлежащих пе­риодическим медосмотрам, поименный список таких лиц с указанием наименования производства, цехов, профессий, вредных, опасных веществ и производственных факторов, воздействию которых подвергаются работники, стажа работы в данных условиях;

• своевременно направить работников на периодические мед­осмотры, а также на внеочередные медосмотры при наличии показаний, указывая в направлениях на медицинский осмотр перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов, оказывающих воздействие на работника (направ-ление выдается работодателем на руки работнику для предоставления лечащему врачу лечебно-профилактического учреждения, проводящему мед-осмотр);

• не допускать к работе лиц, не прошедших предварительный или периодический осмотр либо не допущенных к работе по медицинским показа-ниям.

Основным лицом, проводящим предварительные и периоди­ческие медосмотры, является лечащий врач лечебно-профи­лактического учреждения, оказывающий медицинскую помощь.

 

7.1.11. Работы с повышенной опасностью

Отдельными нормативными правовыми актами по ОТ опреде­лены профессии и виды работ, к которым предъявляются допол­нительные (повы-шенные) требования безопасности и предусмот­рен особый порядок допуска работников к их выполнению. Лица, которым исполнилось 17 лет, к работе с повышенной опасностью не допускаются.

К работам с повышенной опасностью относятся такие работы (за исклю-чением аварийных ситуаций), перед началом выполне­ния которых следует провести обязательные организационные и технические мероприятия, обеспе-чивающие безопасность работ­ников.

На каждом предприятии должен быть разработан перечень профессий и видов работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда и требующие дополнительного специального обучения работников перед их допуском к само­стоятельной работе. Действующим законодательством по ОТ за­прещается допуск работников к выполнению трудовых обязанно­стей, связанных с повышенной опасностью, без предвари­тельного обучения безопас-ным методам и приемам труда, инст­руктажа по ОТ, стажировки на рабочих местах работников и про­верки их знаний требований ОТ.

В перечень включаются работы по эксплуатации и ремонту действующих электроустановок, грузоподъемных машин и ме­ханизмов, сосудов, работающих под давлением, котлов, по об­служиванию газового хозяйства и воздуховодов, выполнение погрузочно-разгрузочных, верхолазных и электрогазосварочных операций, деятельность, связанная с применением ядовитых, токсичных, радио-активных, взрывчатых, легковоспламеняю­щихся веществ, средств и инфици-рованного материала, работы в котлованах, траншеях, тоннелях, в замкнутых и ограниченных пространствах, в охранных зонах надземных и подземных элек­тросетей, газораспределительных сетей и ряд других работ.

Кроме этого в перечень включаются профессии повышенной опасности, к которым относятся водители, машинисты, кранов­щики, стропальщики, электромонтеры, кочегары, операторы ко­тельных и т.д.

Обучение безопасности труда осуществляется по программам, утвержденным работодателем по согласованию со службой ОТ и профкомом или иным уполномоченным работниками представи­тельным органом. Обучение завершается проверкой теоретиче­ских знаний и практических навыков. Прошедшему проверку знаний выдается удостоверение установлен-ной формы на право выполнения работ с повышенной опасностью.

Персонал, занятый на работах, к которым предъявляются до­полнительные требования безопасности труда, как правило про­ходит повторную или очередную проверку знаний 1 раз в 12 ме­сяцев. Внеочередная проверка знаний работников проводится при вводе в действие новых или переработанных нормативных пра­вовых актов по ОТ, при вводе в эксплуатацию нового обору-дова­ния или внедрении новых технологических процессов, при пере­воде работника на другое место работы или назначение его на другую должность, требующую дополнительных знаний по ОТ, по требованию органов государст-венного надзора, при перерыве в работе более 1 года, а также после аварий и несчастных случаев на производстве.

К работе с повышенной опасностью допускаются лица, дос­тигшие 18 лет и годные по состоянию здоровья.

Особое место занимают работы, на проведение которых тре­буется наряд-допуск и разрешение.

Наряд-допуск-задание на производство работы оформляется на специаль-ном бланке установленной формы и определяет со­держание, место работы, время ее начала и окончания, условия безопасного проведения, состав бригады и лиц, ответственных за безопасное выполнение работы.

 

7.1.12. Государственная статистическая отчетность по условиям и охране труда

В Российской Федерации действуют две формы государст­венной статистической отчетности, характеризующие состояние условий ОТ.

Постановлением Госкомстата России от 20 октября 2000г. № 102 утверждена форма федерального государственного статистического наблюдения за травматизмом на производстве - форма №7-травматизм «Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях за 2000г.».

В форме № 7 — травматизм указываются:

• численность пострадавших сутратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, в том числе женщин и лиц до 18 лет;

• численность пострадавших со смертельным исходом, из них женщин и лиц до 18 лет;

• число человеко-дней нетрудоспособности и у пострадавших сутратой трудоспособности на 1 рабочий день и более;

• численность пострадавших, частично утративших трудоспособность;

• численность лиц с впервые установленным профзаболеванием;

• израсходовано средств на мероприятия по охране труда;

• среднесписочная численность работающих;

• численность женщин.

Форму № 7-травматизм представляют ежегодно до 25 января юридические лица, их обособленные подразделения органу госу­дарственной статистики по месту, а также органу, осуществляю­щему государственное регулирование в соответствующей отрас­ли экономики.

Приложение к форме № 7-травматизм «Сведения о распреде­лении числа пострадавших при несчастных случаях на производ­стве по основным видам происшествий ипричинам нес частных случаев за 200 г.» (утверждена пос-тановлением Госкомстата России от 21 сентября 2001 г. № 71) составляется 1 раз в 3 года по выборочному кругу отраслей: энергетики, топливной, уголь­ной, металлургической, химической и др. и содержит:

• всего пострадавших;

• пострадавших по основным видам происшествий, приведших к несчастному случаю;

• пострадавших по причинам несчастных случаев.

Вторая форма - форма № 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу в неблагоприятных условиях труда за 200 г.» (утверждена постановлением Госкомстата России от 21 июля 1998 г. № 70), пред­ставляется ежегодно к 20 января. В ней приводится списочная численность работников, занятых в условиях, не отвечающих са­нитарно-гигиеническим нормам, а также списочная численность работников, которые за работу в неблагоприятных условиях тру­да пользуются льготами и компенсациями.

 

 

7.2. Требования охраны труда к устройству и содержанию промышленных предприятий

7.2.1. Санитарно – гигиеническая классификация и основные характеристики промышленных предприятий

Санитарное благоустройство промышленных предприятий и надлежащее их содержание являются важнейшими мероприятия­ми в борьбе с профессио-нальными вредностями, за высокую со­циально-экономическую эффективность труда. Они предусмат­ривают также защиту населения от ядовитых газов, пыли, копоти, шума и вредного воздействия сточных вод.

При составлении стройгенпланов вопросы охраны труда ре­шают в соответствии с требованиями СНиП 12-03-2001 «Безо­пасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», СНиП 12-4-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство», свода правил «Отраслевые типовые инструкции по охране труда», а вопросы пожарной безо-пасности - в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в Российской Федерации.

При выборе места размещения предприятия необходимо учи­тывать следую-щие факторы: характер производства, его мощ­ность и грузооборот, условия транспортного обслуживания; ус­ловия энерго-, водоснабжения

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ответственность за нарушение требований охраны труда. Лица, виновные в нарушении требований ОТ, невыполнении обязательств по ОТ, предусмотренных колдоговорами и согла­шениями | Москва,
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.42 сек.