Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функционирования в РФ

Характеристика структуры страхового рынка и принципов его

Страховой рынок - это особая система организации страховых отношений, при которой происходит купля-продажа страховых услуг как товара, формируются предложение и спрос на них. На страховом рынке происходит формирование и использование страхового фонда для покрытия возникающего ущерба, и при этом обеспечиваются коммерческие интересы страховых организаций.

Субъекты страхового рынка.

1. Страховщики - это юридические липа, имеющие государственную лицензию на проведение операций по страхованию и организующие образование и расходование страхового фонда. В качестве страховщиков могут быть государственные страховые организации, акционерные страховые общества, общества взаимного страхования и страховые пулы.

2. Страхователи - это юридические и физические лица, имеющие страховой интерес и вступающие в отношения со страховщиком в силу закона или на основе договора.

3. Страховые агенты и брокеры, выступают в качестве посредников, выполняющих функции по заключению страховых договоров. Страховым агентом может быть физическое или юридическое лицо, которое от имени и по поручению страховой компании занимается продажей страховых полисов, т.е. заключает и возобновляет договоры страхования, инкассирует страховую премию, оформляет документацию и в отдельных случаях выплачивает страховое возмещение.

Различают два варианта связи страховщика со страховыми агентами:

1) непосредственную связь, опирающуюся на контрактные или генеральные соглашения, регламентирующие взаимоотношения сторон, их права и обязанности;

2) систему генеральных страховых агентов, соответствующую более зрелому типу рыночных отношений. В этом случае на территории, обслуживаемой страховщиком в каждой крупной административно-территориальной единице, страховщик создает одно-два генеральных агентства, работу которых организуют страховые агенты, заключающие контракт со страховщиком. Страховым брокером может быть физическое или юридическое лицо, выступающее в роли консультанта страхователя при заключении договора страхования с той или иной компанией.

Принципы функционирования страхового рынка следующие:

1) принцип демонополизации страхового дела - реализация этого принципа означает, что страховую деятельность на рынке могут осуществлять любые страховые компании независимо от формы их собственности.

2) принцип конкуренции страховых организаций по предоставлению страховых услуг, привлечению страхователей и мобилизации денежных средств в страховые фонды - свобода ценообразования, выраженная в свободе установления тарифных ставок под воздействием спроса и предложения, создает условия для конкуренции страховщиков за привлечение страхователей.

3) принцип сотрудничества страховщиков, прежде всего при перестраховании или состраховании особо крупных или опасных рисков.

4) принцип свободы выбора - для страхователей условий предоставления страховых услуг, форм и объектов страхования. Для его реализации необходимы широкий ассортимент страховых услуг, разумное сочетание обязательной и добровольной форм страхования на рынке и постоянно расширяющиеся возможности покрытия различных видов ущерба.

5) принцип надежности и гарантии страховой защиты - реализация этого принципа базируется на юридической основе. Механизм регистрации страховых компаний, лицензирования их деятельности и контроля государства обеспечивает соблюдение интересов страхователей и финансовую устойчивость страховых операций.

6) Принцип гласности позволяет страхователю осознанно решать вопрос о выборе страховой компании.

Товаром, предлагаемым на страховом рынке, является страховая услуга. Цена страховой услуги получает свое выражение в страховом тарифе и складывается на конкурентной основе при сопоставлении спроса и предложения, но в ее основе лежит размер страхового возмещения и расходов на ведение дела. Цена услуги конкретного страховщика зависит от величины и структуры его страхового портфеля, качества инвестиционной деятельности, величины управленческих расходов и ожидаемой прибыли.

Цена страховой услуги, или тарифная ставка (брутто-ставка), состоит из двух частей:

1) нетто-ставки - устанавливается в денежном выражении с единицы страховой суммы или в процентах от совокупной страховой суммы, предназначена для формирования предстоящих страховых выплат страхователям. В основе лежит вероятность наступления страхового случая, которая определяется на основе статистических данных, накопленных за ряд лет (тарифный период).

2) нагрузка - включает расходы страховщика на ведение дела, отчисления на предупредительные мероприятия, в резервные фонды и прибыль от проведения страховых операций. Доля нагрузки в брутто-тарифе определяется страховщиком самостоятельно.

 

ТЕМА № 10: Международные финансовые институты.

План.

1. Международный валютный фонд.

2. Международный банк реконструкции и развития.

3. Европейский банк реконструкции и развития.

4. Лондонский клуб кредиторов.

5. Парижский клуб кредиторов.

 

1. Международный валютный фонд.

В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после Второй мировой войны созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Международного банка реконструкции и развития (МБРР), организованные на основе Бреттон-Вудского соглашения. Россия вступила в эти организации в 1992 г.

МВФ и МБРР имеют общие черты. Они организованы по аналогии с акционерной компанией, поэтому для взноса в капитал определяют возможность влияния страны на их деятельность. Принцип «взвешенных» голосов определяет количество голосов каждой страны-члена.

Капитал МВФ складывается из взносов в соответствии с установленными квотами участников. Размер взносов зависит от экономического потенциала и активности страны в международной торговле. Первоначально взносы уплачивались частично золотом (четверть квоты) и частично национальной валютой. Квоты стран — членов МВФ оплачиваются полностью (около 25% — СДР и свободно конвертируемой валютой и 75% — национальной валютой). Размер квот определяется с учетом доли страны в мировой экономике и торговле. Наибольшим числом голосов (более 190) обладают США и страны Европейского Союза.

В дополнение к собственному капиталу международные финансовые институты прибегают к заемным средствам.

Основные задачи МВФ заключаются в следующем:

• содействие сбалансированному росту международной торговли;

• предоставление кредитов странам-членам (сроком от трех до пяти лет) для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;

• отмена валютных ограничений;

• межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированных в Уставе Фонда.

Возможность получить кредит МВФ ограничена следующими условиями:

• лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;

• Фонд предъявляет определенные требования, иногда жесткие, к стране-заемщице, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу. Это позволяет Фонду воздействовать на экономику стран-должников.

2. Международный банк реконструкции и развития.

Взносы в капитал МБРР оплачиваются лишь в размере 7% подписного капитала, а 93% служат гарантийным фондом, который используется в качестве обеспечения эмиссии облигаций Банка на мировых рынках. Размер квот определяется по принципу МВФ.

Основными функциями МБРР являются:

• инвестиционная деятельность в развивающихся странах по следующим направлениям: здравоохранение, образование, окружающая среда, реформы экономической политики;

• аналитическая и консультационная деятельность по экономическим вопросам, посредничество в перераспределении ресурсов между «богатыми» и «бедными» странами.

Банк получает прибыль (более 1 млрд. долл. в год).

В отличие от МВФ кредиты МБРР в основном долгосрочные (15—20 лет). Они обусловлены выполнением рекомендаций экономических миссий, которые предварительно обследуют экономику и финансы стран-заемщиков, нередко затрагивая их суверенитет.

МБРР, как и МВФ, предоставляют не только стабилизационные, но и структурные кредиты (на осуществление программ, направленных на структурные реформы в экономике). Их деятельность взаимоувязана, они дополняют друг друга, причем членом МБРР может стать член МВФ.

МБРР имеет три филиала.

Международная ассоциация развития (МАР, создана в 1960 г.) предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 35— 40 лет наименее развитым странам — членам МБРР, взимает лишь комиссию в размере 34% на покрытие административных расходов.

Цель этих кредитов — поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны.

Работа МАР направлена на координацию деятельности с МБРР и совместное кредитование проектов. Тем самым совмещаются потоки льготных государственных кредитов как формы экономической помощи и более дорогих частных ссудных капиталов.

Международная финансовая корпорация (МФК, создана в 1956г.) стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран для роста частного сектора. Кредиты предоставляются наиболее рентабельным предприятиям на срок до 15 лет (в среднем от трех до семи лет).

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ, создано в 1988 г.) осуществляет страхование (сроком на 15-20 лет) прямых инвестиций от некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы по вопросам иностранных инвестиций.

3. Европейский банк реконструкции и развития.

Главная цель Европейского балка реконструкции и развития (ЕБРР) — способствовать переходу к современной рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральной и Восточной Европы. ЕБРР кредитует проекты лишь в пределах 15-150 млн. долл. Учредителями являются 60 стран, включая все европейские страны, Российскую Федерацию, ряд других стран, и такие организации, как Европейский союз и МБРР.

Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с ресурсами МБРР. Однако доля оплаченного акционерного капитала ЕБРР выше (30% по сравнению с 7%). Неоплаченные акции могут быть при необходимости востребованы, но обычно используются как гарантии при привлечении заемных средств на мировом кредитном рынке.

ЕБРР специализируется:

• на прямом финансировании, т.е. предоставлении кредитов на реализацию конкретных проектов;

• на предоставлении гарантий для содействия заемщикам в получении доступа к источникам капитала;

• на финансировании с помощью посредников мелких и средних предприятий;

• на кредитовании производства, включая проектное финансирование;

• на оказании технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры, включая экологические программы;

• на инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий.

Преимущественные сферы деятельности ЕБРР (в том числе в России):

• финансовый и банковский секторы, энергетика, телекоммуникационная структура;

• транспорт, сельское хозяйство;

• поддержка малого бизнеса;

• предоставление консультационных услуг при разработке программ развития с целевыми инвестициями;

• содействие приватизации, разгосударствлению предприятий, структурной перестройке и модернизации, а также консультирование по этим вопросам.

4. Лондонский клуб кредиторов.

Лондонский клуб кредиторов — крупная (около 1000 членов) неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу.

Лондонский клуб — это форум для пересмотра сроков погашения кредитов, предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства-кредитора). Поскольку такие переговоры между суверенными должниками и коммерческими кредиторами часто проходят в Лондоне, этот клуб получил название Лондонского клуба. Клуб является неофициальным органом, включающим в себя коммерческие банки, перед которыми имеют задолженность страны «третьего мира».

Предметом переговоров с Лондонским клубом являются не покрытые гарантиями государства долги частным банкам. Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 г. в связи с платежными проблемами Заира, а к середине 1980-х годов Клубом было подписано уже около 50 соглашений о пересмотре условий погашения задолженности со многими развивающимися странами.

Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам. Лондонский клуб не имеет постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и организация имеют гораздо более свободный характер, поэтому правила, регулирующие проведение заседаний Лондонского клуба, значительно различаются в зависимости от страны. Такая гибкость подхода затрудняет задачу описания процедур Лондонского клуба. При отсутствии формальных рамок пересмотра сроков погашения дол-, га в Лондонском клубе коммерческие банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют руководящий комитет под названием Банковского консультативного комитета (БКК) для защиты интересов коммерческих банков, предоставляющих займы той или иной стране. Хотя в реструктуризации долга Лондонским клубом могут участвовать сотни банков, в состав его Руководящего комитета входят представители не более 15 банков. Соглашение, достигнутое между страной-должником и Руководящим комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90—95% непогашенных обязательств должника, и только после этого данное соглашение может быть официально подписано. Таким образом, реструктуризация долга в Лондонском клубе может стать утомительной, длительной и дорогостоящей процедурой для страны-должника.

Как правило, Лондонский клуб не пересматривает процентные платежи. Вместо этого коммерческие банки предоставляют стране новый заем в качестве части пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков в таком займе обычно основаны на величине их рисков в стране-должнике. Однако в последние годы банки проявляют все большее нежелание предоставлять дополнительные средства основной части должников. В нынешних соглашениях о пересмотре долга содержится набор альтернативных финансовых возможностей, который включает в себя инструменты сокращения долга. Лондонский клуб может пересмотреть сроки погашения долга, не требуя от страны-должника заключения с МВФ соглашения о резервных кредитах.

Лондонский клуб стремится облегчить бремя для развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Он не является международной организацией. Их «членский состав» нестабилен, и они не имеют официального мандата. Лондонский клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру долга. В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет БКК в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны.

5. Парижский клуб кредиторов.

Парижский клуб кредиторов — это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб, и объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран: Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Канады, Нидерландов, Норвегии, России, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, Японии.

Парижский клуб кредиторов был создан в 1956г. для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств.

Главная идея деятельности Парижского клуба — проявлять заботу о наименее экономически развитых странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994г. Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67% долга той или иной страны. В феврале 1995г. Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80%. Она предоставляется не всем: должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы.

В 1995 г. Россия вступила в Парижский клуб в качестве кредитора. Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Только Парижский клуб может при желании списать практически любое количество долгов и выдать практически неограниченное количество кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран.

Вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила резальную возможность влиять на мировую экономику: во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, имеющих задолженность перед Клубом; во-вторых, на равных вести диалог с МВФ. Вступление в Клуб позволило России повысить свой кредитный рейтинг и успешно размещать еврооблигации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды, формы и финансовые результаты страховой деятельности | Основные принципы работы Парижского клуба
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.