Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отечественная историография в прошлом и настоящем




ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

К историческим источникам относится все, что отра­жает исторический процесс и позволяет изучить про­шлое. Источниковедение решает две основные за­дачи: эвристическую и аналитическую. Цель эвристической задачи — классификация исторических источников. Анали­тическая позволяет разработать методы анализа историче­ских источников, чтобы получить из них полную и достовер­ную информацию.

В источниковедении приняты разные классификации исторических источников, наиболее важная из ко­торых классификация по видам.

 

Так, Э. Бернгейн в своей работе показывает разнооб­разие форм, в которых наблюдения становятся до­ступными. Источники этого типа объединяются под общим названием «традиция»:

1. устная традиция (легенды, крылатые слова, саги и др.);

2. письменная традиция (биографии, мемуары, газеты и др.);

3. изобразительная традиция (живопись, скульптура и др.).

Следующий тип исторических источников — «остат­ки» — представляет собой непосредственные резуль­таты самих событий. Различают следующие виды:

1. обычаи, нравы;

2. произведения искусств, ремесел;

3. деловые, законодательные документы и др.

 

Мож­но выделить широкий круг разнообразных типов источников:

1. источники, с помощью которых можно изучать веще­ственные свидетельства;

2. источники, применимые к письменным свидетель­ствам;

3. источники, которые создаются с помощью техниче­ской записи.

Междисциплинарные связи устанавливаются при изуче­нии исторических источников, которые хранятся в библио­теках.

Архивные документы также могут быть источниками информации о прошлом. Для более эффективного изу­чения архивного дела существуют свои источники: документы государственных учреждений; документы по истории архивного образования и др. В заключение можно процитировать М. Блока: «Разнооб­разие исторических свидетельств почти бесконечно. Все, что человек говорит или пишет, что он изготовляет, к чему он при­касается... должно давать о нем сведения».

 

В истории России особое место занимает историография.

Историография — это отрасль исторической науки, которая изучает ее историю. В историографии России вы­деляют несколько периодов,

Досоветская историография. В 1725 г, в России учредили Академию наук, в 1755 г. открылся Московский университет. Именно тогда начали формироваться направления отечественной историографии. Самая первая трудность, с которой столкнулись историки, — проблема образования и развития российской государственности, про­исхождение древнерусской народности. Основоположни­ками первой концепции в отечественной историографии в XVII в. были Г. 3. Байер, Г. Ф. Миллер, с которыми был кате­горически не согласен М.В. Ломоносов. Русский ученый вы­сказывался против необоснованного толкования летописи о возникновении Древнерусского государства. Эти разногла­сия привели к тому, что в исторической науке возникли два направления: норманизм и антинорманизм.

Определенного расцвета историческая наука достиг­ла во второй половине XVIII в., в эпоху «просвещенного абсолютизма». Теория естественного права и обще­ственного договора объединилась с теориями западноев­ропейского «просвещения». Доказывалось, что монархия и крепостное право — это благо России, а всякие попытки сло­мать существующий порядок расценивались как зло для стра­ны. Так понимал государственное развитие М.М. Щербатов. Выдающимся исследователем русской древности был И.Н. Болтин. Он одним из первых прокомментировал Русскую Правду и многие другие древние рукописи. Неоценимый вклад в развитие истории как науки внес Н.М. Ка­рамзин. В 1803—1826 гг. он трудился над созданием «Исто­рии государства Российского» в 12-ти томах.

В первой половине XIX в. начинается формирование официальной государственной историко-идеологической теории, которая была сформулирована М.П. Погодиным. Эта теория получила название официаль­ной народности. В ней прослеживалось единство «самодер­жавия, православия, народности». Она способствовала раз­витию уже устаревшего учения «естественного права и общественного договора» и идеализировала отечественную историю.

В начале XIX в. было создано Министерство народного образования, открывались университеты в Петербурге, Казани; лицеи — Царскосельский и Демидовский.

В XX в. в науке появилось новое направление — евра­зийство. Основоположниками этого направления были П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, Г.В. Вернадский и др. По евразийскому учению люди России обречены на вза­имосуществование и тесное взаимодействие

Значительные изменения произошли в исторической науке советского времени, до конца 1930-х гг. нахо­дившейся на стадии формирования. В 1934— 1936 гг.была принята марксистско-ленинская методология изучения истории. Большим достижением советской историографии было издание многотомных работ по истории СССР досовет­ского периода.

Современная историография. На сегодняшний момент литература по истории очень разнообразна. Из­дан не один десяток учебников и учебных пособий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.