КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отечественная историография в прошлом и настоящем
ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ К историческим источникам относится все, что отражает исторический процесс и позволяет изучить прошлое. Источниковедение решает две основные задачи: эвристическую и аналитическую. Цель эвристической задачи — классификация исторических источников. Аналитическая позволяет разработать методы анализа исторических источников, чтобы получить из них полную и достоверную информацию. В источниковедении приняты разные классификации исторических источников, наиболее важная из которых классификация по видам.
Так, Э. Бернгейн в своей работе показывает разнообразие форм, в которых наблюдения становятся доступными. Источники этого типа объединяются под общим названием «традиция»: 1. устная традиция (легенды, крылатые слова, саги и др.); 2. письменная традиция (биографии, мемуары, газеты и др.); 3. изобразительная традиция (живопись, скульптура и др.). Следующий тип исторических источников — «остатки» — представляет собой непосредственные результаты самих событий. Различают следующие виды: 1. обычаи, нравы; 2. произведения искусств, ремесел; 3. деловые, законодательные документы и др.
Можно выделить широкий круг разнообразных типов источников: 1. источники, с помощью которых можно изучать вещественные свидетельства; 2. источники, применимые к письменным свидетельствам; 3. источники, которые создаются с помощью технической записи. Междисциплинарные связи устанавливаются при изучении исторических источников, которые хранятся в библиотеках. Архивные документы также могут быть источниками информации о прошлом. Для более эффективного изучения архивного дела существуют свои источники: документы государственных учреждений; документы по истории архивного образования и др. В заключение можно процитировать М. Блока: «Разнообразие исторических свидетельств почти бесконечно. Все, что человек говорит или пишет, что он изготовляет, к чему он прикасается... должно давать о нем сведения».
В истории России особое место занимает историография. Историография — это отрасль исторической науки, которая изучает ее историю. В историографии России выделяют несколько периодов, Досоветская историография. В 1725 г, в России учредили Академию наук, в 1755 г. открылся Московский университет. Именно тогда начали формироваться направления отечественной историографии. Самая первая трудность, с которой столкнулись историки, — проблема образования и развития российской государственности, происхождение древнерусской народности. Основоположниками первой концепции в отечественной историографии в XVII в. были Г. 3. Байер, Г. Ф. Миллер, с которыми был категорически не согласен М.В. Ломоносов. Русский ученый высказывался против необоснованного толкования летописи о возникновении Древнерусского государства. Эти разногласия привели к тому, что в исторической науке возникли два направления: норманизм и антинорманизм. Определенного расцвета историческая наука достигла во второй половине XVIII в., в эпоху «просвещенного абсолютизма». Теория естественного права и общественного договора объединилась с теориями западноевропейского «просвещения». Доказывалось, что монархия и крепостное право — это благо России, а всякие попытки сломать существующий порядок расценивались как зло для страны. Так понимал государственное развитие М.М. Щербатов. Выдающимся исследователем русской древности был И.Н. Болтин. Он одним из первых прокомментировал Русскую Правду и многие другие древние рукописи. Неоценимый вклад в развитие истории как науки внес Н.М. Карамзин. В 1803—1826 гг. он трудился над созданием «Истории государства Российского» в 12-ти томах. В первой половине XIX в. начинается формирование официальной государственной историко-идеологической теории, которая была сформулирована М.П. Погодиным. Эта теория получила название официальной народности. В ней прослеживалось единство «самодержавия, православия, народности». Она способствовала развитию уже устаревшего учения «естественного права и общественного договора» и идеализировала отечественную историю. В начале XIX в. было создано Министерство народного образования, открывались университеты в Петербурге, Казани; лицеи — Царскосельский и Демидовский. В XX в. в науке появилось новое направление — евразийство. Основоположниками этого направления были П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, Г.В. Вернадский и др. По евразийскому учению люди России обречены на взаимосуществование и тесное взаимодействие Значительные изменения произошли в исторической науке советского времени, до конца 1930-х гг. находившейся на стадии формирования. В 1934— 1936 гг.была принята марксистско-ленинская методология изучения истории. Большим достижением советской историографии было издание многотомных работ по истории СССР досоветского периода. Современная историография. На сегодняшний момент литература по истории очень разнообразна. Издан не один десяток учебников и учебных пособий.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |