Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция форм собственности на землю

Экономическая политика России в первой половине XIX века, сосредоточивалась преимущественно на решении крестьянского вопроса, проблемы крепостного права. К этому подталкивали многочисленные кризисные явления, имевшие место в крепостнической системе, а также морально-нравственный аспект проблемы. Первые шаги в этом направлении были сделаны в начале правления Александра I. 20-го февраля 1803 г. выходит указ о «вольных хлебопашцах», который разрешал помещикам по их усмотрению отпускать крестьян на волю с землей за выкуп по договору. Указ носил рекомендательный характер, и, безусловно, не мог решить проблемы. За 25 лет число свободных хлебопашцев пополнило только 47 тыс. крестьян. В годы царствования Александра I был создан целый ряд проектов освобождения крестьян (проекты Н. Мордовина, А. Аракчеева), оставшихся нереализованными, во-первых, из-за перманентного финансового кризиса, который Россия переживает в эти годы, а во-вторых, из-за страха перед реальным освобождением крестьян и опасения недовольства крупнейших дворян-крепостников. При Николае I крестьянская проблема была поставлена на повестку дня. Издается более 100 указов, ограничивающих власть помещиков над крестьянами, но они лишь регламентировали крепостное право, не решая вопрос в корне. Решением этой проблемы занимался целый ряд секретных политиков, которые разрабатывали т.н. «рекомендации» по крестьянскому вопросу. Наиболее активным деятелем в этой сфере был граф П.Д. Киселев. По его инициативе правительство приняло указ от 2 апреля 1842 года об «обязанных крестьянах». Этот документ разрешал помещикам заключать со своими крестьянами по взаимному соглашению договоры, по которым помещики сохраняли право вотчинной собственности на землю, а крестьяне получали от них землю за установленные повинности. Указ не имел большого значения, поскольку носил рекомендательный характер. Наиболее значительным мероприятием правительства была реформа государственной деревни — малоземельные крестьяне наделялись землей (чаще всего крестьяне переселялись на пустующие земли), сокращены некоторые подати, учреждены вспомогательные ссуды для крестьян, расширена сеть запасных магазинов на случай неурожая и т.д. Однако все яти меры достигались путем увеличения бюрократического аппарата, громоздкого и многочисленного, расходы на содержание которого легли на крестьян, что еще более ухудшило положение государственных крестьян.

Хотя за первую половину XIX века не было сделано существенных шагов в деле отмены крепостного пряла, нацеленность на этот шаг становится очевидной. В эти годы была проделана большая подготовительная работа, результаты которой сказались в процессе подготовки и отмены крепостного права при Александре II. Происходит перелом в сознании общества, большинство которого видит очевидную необходимость освобождения крестьян.

 

4.4. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ.

Промышленное развитие дореформенной России отличалось широким распространением мелкой, преимущественно крестьянской промышленности. К началу 50-х годов XIX века до 2/3 всей продукции обрабатывающей промышленности приходилось на долю крестьянских кустарных промыслов. Мелкая промышленность стала основой для дальнейшего роста капиталистического производства — в ее недрах подготавливались квалифицированные кадры, накапливались капиталы, формировалась промышленная буржуазия.

Наряду с кустарной промышленностью развивалась и крупная, заводская промышленность. Наиболее значительный рост происходит во второй четверти XIX века, когда в России начинается промышленный переворот. Это проявилось в переходе от мануфактуры к фабрике и выразилось, во-первых, в техническом переоснащении предприятий, на которых систематически начинают использоваться машины и станки, и во-вторых, в переходе от подневольного к вольнонаемному труду. Однако господствующее положение фабричное производство в России займет только после отмены крепостного права в 1861 г. Рост промышленного развития приводил к росту городского населения, которое с 1811 г. по 1863 г. увеличилось в 2,2 раза. Особенно быстро росло население новых торгово-промышленных центров: Одессы, Ростова-на-Дону, Николаева, Самары и др. Социально-экономическое развитие страны требовало дальнейшего развития путей сообщения, что было больным местом российской экономики. Транспорт в России по-прежнему оставался исключительно гужевым и водным. Наиболее важной транспортной артерией была Волга, связывающая центральные промышленные районы с южными областями страны. Водный транспорт был самым дешевым, и поэтому правительство вкладывает много средств для создания и совершенствования гидротехнических сооружений (каналов, шлюзов). В первой половине XIX века в России начинают строиться шоссейные дороги, протяженность которых к концу 50-х годов составляла 8,5 тыс. верст. В 1873 г. в России была построена первая железная дорога - между Санкт-Петербургом и Царским селом. В течение 8 лет (с 1843 по 1851 гг.) строилась железная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом. Для огромных просторов страны протяженность шоссейных и железных дорог была совершенно недостаточна.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности и основные этапы экономического развития России в XVII-веке | Дискуссии о генезисе самодержавия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.