КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Русская культура XIX В. И ее вклад в мировую культуру
Российская культура XIX в, впервые за всю историю начала оказывать воздействие на культуру зарубежных стран. XIX в. в России представляет калейдоскоп различных течений, стилей. Образование. Образованность общества — это один из важнейших показателей культурного развития страны. На рубеже XVIII—XIX вв. население было неграмотным, поэтому деятельность императора Александра I была направлена на создание системы государственного образования. Строились одногодичные приходские школы, трехклассные уездные училища, семиклассные гимназии. В годы правления Александра I образование было бессословным, но уже при Николае I приходские школы были только для крестьян, в уездных училищах могли учиться дети купцов, ремесленников, а дети дворян и чиновников получали образование в гимназиях. Кроме того, строились специальные средние учебные заведения для дворянства, например кадетские корпуса. И только дети, окончившие гимназию, могли поступать в университеты. Самым лучшим учебным заведением в 1811 г. стал Царскосельский лицей. Повсеместно было распространено домашнее образование, в котором большое внимание было уделено иностранным языкам, искусству слова, живописи, музыке, этикету. В начале XIX в. женское население оставалось малограмотным. Лишь для дворянок было несколько закрытых учреждений. Учились они 7—8 лет, в перечень преподаваемых предметов входили арифметика, словесность, история, иностранные языки, музыка, танцы. Чуть позднее открылись школы для девочек, чьи отцы носили обер-офицерское звание. Значительные сдвиги во второй половине XIX в. произошли в системе высшего образования. Были построены университеты в Одессе, Томске. Наука. В начале XIX в. большое значение приобретали научные открытия. В 1839г. закончилось строительство Пулковской астрономической обсерватории, которую возглавил В.Я. Струве. Он с помощью современной для того времени аппаратуры открыл скопление звезд в плоскости Млечного Пути. Для исследования отдаленных для России территорий в 1803—1806гг. была предпринята кругосветная экспедиция под командованием И.Ф. Крузенштерна. В 1819—1821 гг. была осуществлена еще одна экспедиция во главе с Ф.Ф. Беллинсгаузеном, в ходе которой открыли Антарктиду. В начале XIX в. повысилось стремление узнать историю России. В 1818г. выпустили первые 8 томов "Истории государства Российского» Карамзина. В конце XIX в. большое значение имели открытия в области химии. Менделеевым был создан Периодический закон химических элементов, Бутлеровым — теория химического строения органических тел, Зелинским заложены основы органического катализа. Выдающиеся открытия Циолковского в области ракетодинамики позволили ему обосновать возможность космических полетов. Литература. Первая половина XIX в. — Золотой век русской литературы. На протяжении нескольких десятков лет происходила смена трех художественных стилей; сентиментализма (описывались переживания отдельного человека), романтизма (повествования шли о возвышенных чувствах любви к свободе, независимости и готовности к жертвам), реализма. Литература начала XIX в. развивалась в сложных социально-политических условиях. Правительство применяло к ней запретные меры. В 1826 г. был издан цензурный устав, который заменил прежний, более либеральный. Вторая половина XIX в. — это эпоха мирового признания русской классической литературы. В это время творили такие великие писатели, как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.С. Тургенев и др. Живопись начала XIX в. также прошла путь от классицизма к реализму. Академия художеств ставила преграды попыткам свободы творчества, поощряла произведения на библейские и мифологические сюжеты. Но молодых художников это не устраивало, поэтому они обращались к портретному жанру. Вторая половина XIX в. — одна из лучших страниц в истории русской живописи. В 1863 г. 14 выпускников Академии художеств начали протест против ухода от злободневных проблем. С 1870г. создается Товарищество передвижных художественных выставок. Архитектура начала XIX в. характеризуется крупными ансамблями. Было построено здание Адмиралтейства, на стрелке Васильевского острова воздвигли здание Биржи, на Невском проспекте — Казанский собор. Для второй половины XIX в. характерно разнообразие направлений и смешение стилей. По проекту Рязанова построили дворец Великого князя Владимира Александровича. Музыка. В начале XIX в. вековое народное творчество дало основу для развития национальной музыкальной школы. Появился новый особый жанр — русский романс. Среди композиторов этого времени особое место занимает М.И. Глинка. В его произведениях искусно сочетаются классические традиции европейской музыки с русскими народными мелодиями. Во второй половине XIX в. происходит окончательное формирование национальной музыкальной школы. В начале 1860-х гг. образовался творческий коллектив, который называли «Могучей кучкой». В его творчестве особо ярко проявляется национальный дух.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |