Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура в первое послеоктябрьское десятилетие

В послеоктябрьские годы произошли перемены в обла­сти культуры страны — так называемая культурная революция. Здесь были затронуты как образование, наука, литература, техника, искусство, так и вся духовная жизнь общества.

Одной из главных задач в области культуры было осу­ществление мер по ликвидации культурной отсталости среди населения. Теперь создавалась новая система управления в культуре. Руководство духовной жизнью общества перешло к наркомату просвещения, возглавляемому видным деятелем РКП(б), публицистом и литературным критиком А.В. Луна­чарским. В его обязанности входило партийное руководство развитием культуры.

С самого начала одним из направлений деятельности наркомпроса стала охрана художественных ценно­стей. Создается Государственный Совет по заведова­нию музеями и дворцами, в обязанности которого входил кон­троль за всеми подобными сооружениями в стране, которых насчитывалось свыше 150. В работе Государственного Со­вета принимали участие известные ученые, деятели искус­ства. С их помощью проводилась национализация частных музеев, театров. Теперь Зимний дворец (Эрмитаж), Третьяковская галерея, Музей изящных искусств являлись государ­ственными музеями.

События, связанные с революцией 1917 г., не остановили развитие художественного процесса. В области культуры начали появляться новые тенденции.

Пролеткульт — культурно-просветительное и литератур­но-художественное движение в пролетарской культуре возникло осенью 1917г., а уже к 1920 г. участниками дви­жения стали около 400 тыс. человек.

Возникали литературные группировки. Например, в 1917—1918гг. существовала литературная группи­ровка под названием «Скифы», в состав которой вхо­дили М.М. Пришвин, Н.А. Клюев, С.А. Есенин и др.

С окончанием Гражданской войны обозначились новые тенденции в развитии культуры страны. Стало проводиться большое количество публичных диспу­тов, на которых поднимались вопросы о роли религии и интел­лигенции в жизни новой России. Постепенно стали возникать новые общественные объединения: научные, творческие, культурно-православные и т.д. В крупных городах начали работу кооперативные издательства, такие как «Былое», «Огни», издательство Гржебина и т.д.

В 1919г. создается государственное издательство, кото­рое стало печатать учебную литературу, сочинения русских классиков и т.д.

В середине 1920-х гг. выпуск литературы в частных из­дательствах, как и общественных организациях, стал заметно ограничиваться. Устанавливается жесткий контроль за печа­тью, деятельностью издательств, отслеживается репертуар театров, кино.

Одним из главных направлений политики в области культуры было устранение неграмотности среди населения. По статистике накануне октября 1917 г. в стране неграмотным было 3/4 всего взрослого населения. Особенно в сельских местностях, вдали от городов.

С 1918г. система народного образования начала совер­шенствоваться. Закрывались гимназии, училища, на их мес­тах организовывались и открывались трудовые школы. Срок обучения в такой школе составлял четыре-пять лет. Плата за обучение не взималась.

В конце 1919 г. правительством принимается декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». За­кон обязывал учиться всех в возрасте от пяти до 50 лет, ук­лонявшиеся от учебы могли быть привлечены к уголовной ответственности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внешняя политика в 1920-е гг | Усиление режима личной власти Сталина
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.