Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория Д. Макколума

Теория К. Альдерфера

Перейдем к другому теоретику. Его имя Клейтон Альдерфер. Он – психолог из Йельского университета. Альдерфер соглашается с Маслоу. Он говорит, что Маслоу прав. Людей заботят разные потребности. Но, по его мнению, людей заботят только три потребности – потребность существовать, потребность общаться с другими и потребность своего роста и развития. Он утверждал, что эти три потребности аналогичны потребностям, выделенным Маслоу. Потребность существовать, аналогична физиологической потребности. Потребность общаться с другими – потребность социального типа. Потребность роста – потребность в самореализации, в уважении.

Альдерфер говорил, что Маслоу под удовлетворением потребностей подразумевал движение вверх по иерархической лестнице. Сам же он утверждал, что это не обязательно. От потребности существовать вы можете перейти к потребности общения. Но ваш служебный рост может замедлиться, и вместо стремления к росту по служебной лестнице вас будут интересовать отношения с людьми. Ведь если вы хотите стать главой компании, вы будете работать очень много. После долгих лет работы вы вдруг поймете, что не продвигаетесь вверх по служебной лестнице. Вы уже не станете президентом и однажды решите, что не стоит тратить на все это столько времени. Буду работать положенные сорок часов, а остальное время проводить дома.

И такой человек вспоминает, что у него есть семья. Впервые начинает ощущать аромат цветов. И понимает, что это приносит ему больше радости, нежели постоянная работа. Он обнаружил другую потребность. Потребность наслаждаться жизнью и своей семьей. Он решает не продвигаться, не расти, не совершенствоваться в своей организации.

Клейтон Альдерфер утверждал, что сегодняшние потребности могут остаться неудовлетворенными и через пять лет, и тогда можно поменять ориентиры. Будучи молодым человеком, я могу стремиться стать президентом компании. В зрелом возрасте я могу уже не хотеть стать президентом, так как это отнимает слишком большую часть жизни. Я могу хотеть быть хорошим работником и жить счастливо вне работы. Это уже другой взгляд на потребности человека.

Теория Альдерфера имеет принципиальное отличие, утверждая, что движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и сверху вниз в том случае, если не удовлетворяется потребность верхнего уровня.

 

 

Рассмотрим работы еще одного ученого. Это Дэвид Макколум из Гарвардского университета. Он изложил свои теории в двух книгах – «Преуспевающее общество» и «Мотив преуспевания». Д. Макколум говорил, что у нас три основные потребности. Одна – иметь власть над другими людьми, другая – добиваться успеха, а третья – иметь друзей, то есть потребность быть членом общества. У всех у нас имеются эти три потребности. Одна из них является доминирующей. Он говорит, что у большинства людей доминирует потребность в общении, в дружбе или социальная потребность. У немногих доминирует потребность властвовать. Больше людей, у которых доминирует потребность добиться успеха. Большинство людей думают, что нами руководит потребность в успехе.

Исследования Макколума показали, что 80% людей в разных странах, получивших возможность учиться, стремятся стать членами общества, а не добиваться успеха. У очень немногих есть стремление добиваться успеха. Он проводил исторические исследования, изучал работы, считавшиеся в свое время выдающимися. Он читал книги, которые древние римляне считали важными, и обнаружил, что, когда Рим возвеличивался и расширялся, доминировала потребность успеха. А когда после 500 года нашей эры Рим пришел в упадок, им руководило стремление иметь друзей.

Римские писатели призывали дружить с другими народами. Как свидетельствуют литературные источники, до 1900 г. британцы стремились к достижениям. После 1900 г. британцы стремились иметь друзей, хотели нравиться другим. До 1920-1930 гг. США стремились к достижениям, к успеху. А после 1950-х гг. американцы стремились к дружбе, хотели, чтобы их любили. Америка тратила немыслимые средства на приобретение друзей, что, конечно же, приобрести за деньги невозможно.

Д. Макколум говорил о потребностях в достижении успеха, быть членом общества, иметь власть. Макколум утверждал, что большинством организаций руководят люди, стремящиеся к власти. Это те немногие, кто наверху. Те, кто в середине, стремятся к достижениям. Те, кто внизу, стремятся стать членами общества. Это обобщение, так как повсюду можно встретить исключения. Если это так, людям необходимы разные формы поощрения.

Рассмотрим такой пример. Предположим, у нас есть стержень высотой сантиметров 15. Этот стержень можно установить в любом месте. Потом даю вам три кольца и прошу попробовать набросить их на этот стержень. Некоторые поставят стержень непосредственно перед собой на расстоянии вытянутой руки. Другие установят его на расстоянии двух метров и попробуют накинуть на него кольца. Некоторые поставят стержень в дальний угол комнаты, и будут отчаянно пытаться набросить кольца. Вопрос: вы люди, у которых доминирует стремление к успеху? Если вы установили стержень на дальнем расстоянии, у вас, очевидно, не доминирует стремление к успеху. Ведь только случайно вы наденете кольцо на стержень. Но те из вас, кто поставил стержень перед собой, тоже люди, у которых не доминирует стремление к успеху. В соответствии с его исследованиями, вы настолько упростили игру, что тут нет никакого достижения. Вы сделали так, как вас просили. Но тут нет никакого риска. Человеку, ориентированному на успех, требуется риск. Но риск не может быть велик. Если вы чуть сдвинете стержень, бросите кольцо и попадете, то в следующий раз вы уже отодвинете его подальше. Если вы человек, испытывающий потребность в успехе, вам нужен риск. Но риск умеренный. Если жаждете власти, вам хочется такого положения, в котором вы сможете управлять людьми и событиями. Если вы человек, желающий быть членом общества, вы будете стремиться к положению, когда работа требует взаимодействия с людьми.

Макколум был уверен, что эти потребности сохраняются у людей на всю жизнь. То, что доминирует в зрелом возрасте, так, наверное, и останется на всю жизнь. Многие из тех, кто стремился к власти, продвинулись по служебной лестнице вверх. Те, кто хотел добиться успеха, могли попасть, могли не попасть наверх, но такая возможность у них была. Они любят успех. Они любят результаты, полученные упорным трудом. Они любят брать ответственность на себя и хорошо работать. Надо по-разному оценивать людей разного типа, с разными потребностями.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория приобретенных потребностей Д. Мак Клелланда | Двухфакторная модель мотивации Ф. Герцберга
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.