Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение дефиниции «научная школа». Типология научных школ

Как отмечает М.Г. Ярошевский, «известно, что школы складывались на базе исследовательских программ, возникающих в определенных проблемных ситуациях в науке». Однако собственно понятие «научная школа» находится на этапе исторического становления и конкретизации дефиниции.

Так, согласно определению Т. Куна (1962), под парадигмой понимаются «общепринятые примеры фактической практики научных исследований – примеры, которые включают закон, теорию, их практическое применение и необходимое оборудование, – все в совокупности дает модели, из которых возникают конкретные традиции научного исследования».

Впоследствии М.Г. Ярошевский (1979) развел понятия «парадигма» и «научная школа», конкретизировав определение научной школы – «это специфическая форма организации кооперированной научной деятельности, сущность которой задается единством процесса познания и передачи накопленных знаний». Он выделил три типа научных школ: научно-образовательная структура, научно-исследовательский коллектив, школа
– направление в науке.

В настоящее время (2003), согласно определению НАН Беларуси (Письмо НАН Беларуси от 10.02.2003 г. № 12/1), «под научной школой понимается сформировавшийся вокруг научного лидера (видного ученого
– основателя научной школы или его признанного ученика) и связанный формальными (институт, лаборатория, отдел, кафедра) и (или) неформальными (постоянно действующий научный семинар) коммуникациями научный коллектив, завоевавший известность высоким уровнем научных исследований и научно-технических разработок, характеризующийся общностью научного направления и единством исследовательской программы, устойчивостью научной репутации и традиций, а также преемственностью поколений в ходе подготовки научных, научно-педагогических и научно-технических кадров высшей квалификации по научному направлению школы». В качестве организационных форм коллектива, представляющего научную школу, обозначены следующие типы: научная школа классического типа; дисциплинарная научная школа – институционализированный научный коллектив; проблемная научная школа – неформально объединенный научный коллектив без единого центра, исследующий единую научную проблему с использованием единых концептуальных подходов его к ее решению; научная школа – научное направление, объединяющее представителей различных профильных исследовательских коллективов, развивающих сходными методами общие
научные направления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Период истинной рациональности | Методы исторического анализа деятельности научных школ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.