Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Колониальный мир. Восток




Россия: альтернативы развития в XVI и первой половине XVII вв.

Европа: становление океанической цивилизации.

1.Европа: становление океанической цивилизации. Само понятие «новая история» или «новое время» появилось в XV-XVI вв. в европейской науке. Наступление «нового времени» одни связывали с возрождением культуры античности, с развитием светской идеологии и науки, другие - с утверждением индустриальной цивилизации, третьи – с великими географическими открытиями, реформацией и идеологией гуманизма, научными революциями XVI-XVIII вв.

Представляется, что для рассматриваемого периода правомерно применять термины – «Позднее Средневековье» и «Раннее Новое Время», так как в это время происходит как разрушение средневековых устоев общества и государства, так и становление новой европейской цивилизации. Последнее означает утверждение буржуазной формы собственности, развитие свободного рынка и конкуренции, углубление процесса урбанизации, демократизацию политических структур, формирование новых классов – пролетариата, буржуа, а также страт: фермеров, интеллектуалов.

Именно в Европе возникли социально – экономические условия, приведшие сначала к трансформации, а позднее к модернизации общества.

Начало Нового времени в Европе ознаменовалось великими географическими открытиями, которые определили вектор развития Европы, как вширь, так и вглубь. Самым знаменитым из них было открытие Америки Х. Колумбом, который в поисках кратчайшего пути в Индию, пересек Атлантический океан и достиг 12 октября 1492 года Сан-Сальвадор (официальная дата открытия Америки). Америго Веспучи, который участвовал в нескольких экспедициях (1499-1504г.г.) к берегам Южной Америки, впервые высказал предположение, что новые земли – это отдельный материк. А лотарингский картограф М. Вальдземюллер эти земли в честь Америго назвал Америкой. Другой мореплаватель Б. Диам в 1486г. обогнул южную конечность Африки, открыл мыс Доброй Надежды. А португальский мореплаватель Васка да Гама совершил плавание из Лиссабона в Индию, обогнув Африку, и обратно, впервые проложив морской путь из Европы в Южную Азию. Выдающимся событием явилось первое кругосветное путешествие (1519-1522гг.) под руководством Ф. Магеллана, который прошел Тихий океан, достиг Марианских островов, но был убит туземцами на Филиппинах. А его соратники через Индийский океан вышли в Атлантический и вернулись домой. Магеллан доказал, что между Америкой и Азией простирается огромный Океан (названный в последствии Тихим) и что Земля, действительно, имеет форму шара.

В результате этих событий начинается захват и ограбление открытых новых земель. Уже в начале XVI века начинаются так называемая «конкиста» («завоевание») Южной Америки высадкой Кортеса Э. на мексиканский берег в 1519г., завоевания Ф. Писсаро державы инков в Перу. А 21 декабря 1620г. первые пилигримы (пуритане) высадились на землю Северной Америки и положили начало ее колониальному освоению. В результате великих географических открытий появляются новые торговые пути, зарождается мировой рынок. Все это было тем ресурсным основанием, на котором началось становление океанической цивилизации.

Наступление Нового времени непосредственно связано с процессом первоначального накопления капитала и развития мануфактурного производства, начавшегося в последней четверти XV века. На первых порах накопление выразилось в обогащении отдельных лиц, компаний и государств. Затем накопления образуются в виде ассоциированного капитала (торгово-банковские компании). Появляются такие компании как Ост – Индийская, вест – Индийская, Гвинейская, Московская (50-е г. XVIв. Ченслер и Уиллоби). Первоначальное накопление капитала связано с эксплуатацией колоний, неэквивалентной торговлей европейцев с другими странами, а также работорговлей и эксплуатацией рабского труда. Накоплению капитала способствовали и ростовщичество, секуляризация церковных земель, контрибуции.

Новое время связано и с изменениями в аграрной сфере, поскольку в XV-XVII в.в Европа оставалась еще в основном сельскохозяйственным континентом. В XV-XVI вв. европейские крестьяне в целом освобождаются от феодальной зависимости. Крестьяне вовлекаются в товарно - денежные отношения. Это, в свою очередь, вело к разрыву хозяйственной замкнутости, имущественной дифференциации. Знаменитые «огораживания» в Англии создавали рынок рабочей силы – предпролетариат. И часть дворянства начинает заниматься предпринимательской деятельностью – создает мануфактуры в своих имениях, использует наемный труд.

Становление Нового времени ознаменовалось такими явлениями в духовной жизни как Ренессанс (Возрождение) и Реформация. Для Ренессанса характерна идеология гуманизма, утверждение нового виденья человека и окружающего его мира. Гуманисты (Данте Алигьери, Лоренца Вала, Пико де Мирандала, Донателло, Леонардо да Винчи, Рабле, Шекспир, Сервантес, Петрарка, Эразм Роттердамский и др.) утверждали достоинство и уважение к человеческой личности, безграничные возможности человеческого разума. Свобода суждений, независимость по отношению к авторитетам, сильный критический дух Гуманизма подготовили почву для разрушения религиозного и утверждения научного мировоззрения. Гелиоцентрическая система Николы Коперника и Галилео Галилея сменила птоломеевскую картину мира. Тихо Браге опроверг богословскую теорию о твердой природе небесного свода; Иоганн Кеплер вывел законы обращения планет вокруг солнца; Джордано Бруно создал учение о вечности и бесконечности Вселенной. Кстати сказать, в 2010г. астрофизики зафиксировали существование галактики, отстающей от современности на 13,1 млрд. световых лет.

Намного опередил свое время гениальный ученый, изобретатель, художник Леонардо да Винчи (1452-1519г.г.). Можно перечислить некоторые его изобретения, особенно на инженерных факультетах. Леонардо да Винчи додумался до паровой пушки, но не успел сделать паровую машину; создал пружинный автомобиль; сконструировал гидравлическую турбину, редуктор, парашют, телескопическую лестницу; механизм, преобразующий поступательное движение во вращение. Он сделал мускулолет вертикального старта (осуществлен в 1977г. американцем Б. Алленом).

Реформация, как социально-политическое и религиозное движение характеризуется борьбой верующих против католической церкви. Немецкий профессор теологии Мартин Лютер, возглавивший протестантов, отрицал посредническую роль церковнослужителей между Людьми и Богом, утверждая, что человек рожден для труда и добросовестным исполнением своего мирского призвания должен искупить греховность унаследованную от прародителей. В религиозной доктрине М. Лютера повседневная трудовая деятельность отдельного человека отражала значение высшей духовной ценности.

В последующем, реформаторское движение проникает и в другие страны Европы. Не лютеранским вариантом реформационного движения стало провозглашение английским Парламентом англиканской церкви во главе с королем Генрихом VIII Тюдором.

Другое течение в Реформации связано с именем француза Жана Кальвина (1509-1564г.г.). Главное в его учении - идея божественного предопределения. Но, в то же время, утверждал Кальвин, каждый истинный христианин обязан твердо верить в свою личную богоизбранность и на протяжении всей жизни неустанно искать все новые и новые подтверждения этой вере, добиваясь успехов в мирской деятельности. И успех в любой сфере жизнедеятельности был провозглашен критерием богоизбранности.

Таким образом, в кальвинизме труд окончательно приобрел значение важнейшего религиозного долга, а его высокая эффективность стала признаком личной богоугодности христианина.

Под влиянием гуманистов и деятелей реформации в массовое сознание начинают проникать представления о правах личности, прежде всего о свободе личности, о праве на сопротивление тирании, о безусловном равенстве людей между собой и перед законом, о необходимости отделения церкви от государства, о необходимости поддержания баланса общественных и государственных интересов.

В конечном счете, идея гуманизма и протестантская этика оказалась одним из фундаментов, на котором строилась новая европейская цивилизация.

Они стимулировали буржуазное предпринимательство, поощряли не только мирскую активность и приобретательство, но и настаивали на том, что накопление и предпринимательство должны опираться на совесть, умеренность и прилежание.

Процесс первоначального накопления капитала и завершение государственной централизации в большинстве европейских стран поставил проблему обеспечения относительного равновесия между интересами формирующейся буржуазии и дворянством. Государственной формой, обеспечивающей такой баланс, стала абсолютная монархия. Абсолютизм (по определению) – это форма государства, при которой правителю принадлежит неограниченная верховная власть. Абсолютизм означает сильную централизацию, разветвленный бюрократический аппарат.

Для абсолютизма характерно лавирование между сословиями, опора на дворянство. Абсолютная монархия эксплуатировала и экономический потенциал, и социальный авторитет третьего сословия. Типичным государством абсолютной монархии была Франция при Людовике XIV (1643-1715г.г.) со всемогуществом фаворитов и фавориток, с бессрочным тюремным заключением (при Ришелье (1624-1642г.г.)). Суть абсолютизма наиболее точно выразил сам Людовик XIV, отвечая представителям Фронды: «Вы думали, господа, что государство – это вы. Ошибаетесь. Государство – это я». Символом французского абсолютизма стал Версальский дворец.

По мере укрепления позиций буржуазии абсолютизм исчерпывает свои прогрессивные ресурсы. Он отказывается от политики даже ограниченного покровительства буржуазии и превращается в консервативную и реакционную силу.

Для XVI-XVII вв. характерны многочисленные выступления народных масс города и деревни. Это крестьянская война в Германии (1525г.), народные восстания в Неаполе, Португалии, Каталонии, России (1603, 1606, 1670-1671 г.г.). Освободительная война на Украине под руководством Б. Хмельницкого (1648-1654гг.). В первой половине XVII века движение социального протеста во Франции, получило название фронда, который в конечном счете, завершился примирением высшей знати с дворянством.

Первая успешная буржуазная революция в Европе совершилась в Нидерландах (1566-1609г.г.). Нидерланды в XVI веке были страной с наиболее развитой промышленностью и торговлей. Однако провинции Нидерландов оказались под господством Испании. И поэтому антифеодальная борьба в Нидерландах сочеталась с национально-освободительной борьбой. Революция проходила под знаменем кальвинизма с идеями буржуазного равенства. Движение народа в той или иной степени поддержала и высшая аристократия – граф Эгмонт и принц Вильгельм Оранский и их единомышленник адмирал Горн.

Революция завершилась освобождением от испанского господства Северных провинций и образованием буржуазной Республики Соединенных провинций.

В 1640г. начинается английская буржуазная революция. Как бы подводя итоги революции, палата общин 4 января 1649г. заявила: «1. Народ, находящийся под властью Бога есть источник всякой справедливой власти. 2. Избранная народом палата общин имеет высшую власть в государстве. 3. То, что палата общин объявит законом, то и будет таковым, несмотря на возражения лордов и короля». Король Карл I был обезглавлен 30 января 1649г. Англия провозглашена республикой.

После протектората Кромвеля (1653-1658г.г.) в стране происходит реставрация (1660г.) В Англии формируется парламентская монархия при двух партиях – тори и веги.

Начало Нового времени обусловило и серьезные изменения в культуре, сознании людей. Успехи модернизации были бы невозможны без преодоления средневековой схоластики, развития массового образования, без преодоления религиозных догм.

Уже к ХVI в. в Европе работают университеты: Оксфорд (с 1168г.), Сорбонна (с 1200г.), Кембридж (с 1209г.), Лиссабонский (с 1290г.), Пражский (с 1348г.) и др. Они готовят кадры юристов, банкиров, врачей. При университетах создаются гимназии. Низшей ступенью образования являлись различные школы, где обучались чтению, письму и началам латинской грамматики. Сами религиозные реформаторы внесли значительный вклад в дело образования. М. Лютер переводит на немецкий язык Библию, организует библиотеки.

С изобретением печатного станка (И. Гуттенберг, середина XV века) стало возможным издавать книги, учебники, документы в больших количествах и распространять их во всех уголках Европы.

Происходят изменения и в повседневной жизни людей. Из Америки ввозится картофель, кукуруза. Хотя низы общества еще долгое время питаются грубыми похлебками из овса, проса, ячменя. Изделия из мяса и дичи на столе аристократов. Постепенно жилье начинают строить из камня, кирпича, используют черепицу. Улицы городов не освещались. На них текли канавы сточных вод. Только в 1668 году была проведена первая генеральная уборка Парижа. Об этом слагали песни.

Антисанитария была характерна как для бедняков, так и для аристократии. Волосы кишели насекомыми. Мылись крайне редко. Обычно обтирали руки и лицо. Поэтому эпидемии чумы опустошали европейские страны наполовину, иногда и больше.

Таким образом, история Европы XVI-XVII вв. характеризуется переходом от Средневековья к Новому времени, началом формирования целостной европейской цивилизации. Огромную роль в этом процессе играли Возрождение и Реформация, великие географические открытия, коренные перемены в социально-экономическом развитии. Формируется новая социальная структура общества. На первый план исторической арены выходит буржуазия со своими экономическими и политическими претензиями. И уже в XVI веке в Нидерландах совершилась первая победоносная буржуазная революция.

2. Россия: альтернативы развития в XVI и первой половине XVII вв. Общепринят тезис, что России не коснулись ни Ренессанс с идеями гуманизма, ни Реформация, а Просвещение задело лишь частично. Нам кажется, данный тезис требует некоторого уточнения, поскольку в России XVI-XVII веков появились некоторые общепризнанные элементы европейского развития, которые подготавливали наступление Нового времени.

Так, в России были свои «великие географические открытия». Еще в 1471-1474 гг. тульский купец Афанасий Никитин совершил «Хождение за три моря», в ходе которого посетил Индию, Персию, восточный берег Африки, Турцию. А в 1496г. московский посол Григорий Истомин проехал на парусниках из устья Северной Двины в Берген и Копенгаген, открыв возможность сношения России с Западной Европой Северным морским путем. В начале VXI в. дипломат Дмитрий Герасимов высказал мысль о том, что до Индии, а также до Китая можно добраться через Северный Ледовитый океан. Тогда же поморы совершили плавание в Новую Землю и Грумант (Шпицберген).

В середине XVI века происходит расширение территории Московского государства на восток и юго-восток.

Татарские ханства, образовавшиеся после распада Золотой Орды, московское государство рассматривало как враждебную силу, как наследников Золотой Орды. Особое беспокойство вызывали Казанское и Крымское ханства. Какое то равновесие между Москвой и Казанью сохранялось в XV и в начале XVI вв. Но уже Василий III с благословения митрополита Даниила, построив на Казанской земле крепость Васильсурск, заявил претензии на всю землю Казанскую.

Иван IV и его окружение во главе с митрополитом Макарием разработали и успешно осуществили план завоевания Казани, Астрахани в 1552-1557гг. Были присоединены башкирские земли, Ногайская орда признала вассальскую зависимость от Москвы. Началось покорение Сибири (Ермак Тимофеевич). На Северном Кавказе старейшины абазинов, черкесов, кабардинцев в 50-е годы XVI в. приняли подданство русскому царю.

С завоеванием татарских ханств, особенно Казани, происходят качественные изменения в геополитическом положении Москвы. Московская Русь укрепила свою легитимность и суверенитет.

Символами покорения татарских ханств стали храм Покрова во рву, Собор Василия Блаженного, «Казанская шапка», Икона «Церковь воинствующая». Волга на всем протяжении стала русской рекой. Открылись широкие возможности колонизации на Восток и Юг. Впервые были завоеваны территории и народы других языков, религий, не относящиеся к древней Руси. С этого времени начинается становление многонациональной и поликонфессиональной России.

В последней четверти XVI в. русские промышленники (Строгановы) и казаки «открывали» Западную Сибирь. Казачья дружина Ермака Тимофеевича в 1582г. взяла столицу Сибирского ханства Кашлык и изгнала хана Кучума. В XVII веке продолжалось продвижение русских землепроходцев в Восточную Сибирь и Дальний Восток. В 1639 году Иван Москвитин с отрядом казаков первым достиг Тихого океана, обследовал побережье Охотского моря. А казак Семен Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой. Экспедиция Ерофея Хабарова в 1649-1651 гг. из Якутска дошла до Амура. Русские землепроходцы прошли к Байкалу. В XVII веке были пройдены моря Северного Ледовитого океана.

В отличие от Европы, для России характерна так называемая внутренняя колонизация вновь открытых и завоеванных земель. В XVI веке такая колонизация началась в бывших татарских ханствах. Туда на льготных условиях переселялись крестьяне, служилые, посадские люди. В колонизационном процессе активное участие принимали церковь, монастыри.

В Сибири основывались города-остроги Енисейск, Якутск и др. Местное население стало «ясачным», платили пушниной. Отношение местного населения к пришлым было различным, но вооруженного столкновения почти не было, поскольку многие местные народы, особенно на Дальнем Востоке, жили еще в условиях Каменного века.

Часть племен сами просились под покровительство русского царя. Были, конечно, и негативные явления, как поборы, неэквивалентный обмен. Сущим бедствием для аборигенов стала водка – «огненная вода».

Во второй половине ХV-XVI в.в. остро встал вопрос о самостоятельности, суверенности Московской Руси и московских великих князей. В связи с этим, особенно после падения Византии и свержения золотоордынского ига, в политическом обиходе Москвы появляется титул «Царь», который до этого принадлежал византийским императорам, а потом татарским ханам. Титул «Царь» во внутренних документах Москвы соединяется с титулом «самодержец». В последующем московские государи стали настаивать на божественном происхождении своей власти (Иван III). Иван III установил обычай венчать преемника на царство торжественным церковным обрядом. И первым венчал на царство своего внука Дмитрия в 1498г.

А первым по-настоящему венчался на царство и царствовал Иван IV Васильевич, получивший прозвище «Грозный». Венчание происходило в Успенском соборе Кремля. Митрополит Макарий возложил на Ивана, так называемую, шапку Мономаха, бармы (дорогие оплечья византийских императоров) и цепь Мономаха. Иван IV получил титул «государь, царь и великий князь всея Руси». А в 1561г. константинопольский патриарх с 32 митрополитами, архиепископом и тремя епископами подписал грамоту, по которой Иван Васильевич утверждался царем России.

Иван IV продолжал политическую линию своих предшественников (Ивана III и Василия III) на установление неограниченной монархической власти. Иностранные послы отмечали, что Василий III имел такую власть, которой нет ни у одного монарха Европы. Постепенно все население становится подданными великого князя, царя. Типичным становится выражение «Яз холоп твой».

Первой альтернативой молодого царя явились структурные реформы проведенные «Избранной Радой» (Андрей Курбский, А. Адашев, Иван Висковатый, Сельвестр). Идеологом реформ выступил некто Иван Пересветов. Главная его идея – наилучшей формой правления для России является самодержавие, не ограниченное ни законом, ни обществом. А главной опорой власти должны быть служилые люди.

Первым шагом реформ был созыв «Собора примирения» в 1549г., в последующем – «Земские соборы». Это был в некотором смысле представительный орган, но не выборный, не имел парламентских функций. Но два раза на Земских соборах выбрали царя (Борис Годунов, Михаил Романов). В 1550г. принимается новый Судебник, уточненный и дополненный Судебник 1497г. В 1556г. завершается земская реформа. Власть наместников и волостелей ограничена. Местное управление возложено на выборных представителей населения – губных и земских старост. В течение 50-х годов оформились приказы – центральные органы управления. Они были двух видов – отраслевые и территориальные. Введена единая система налогового обложения – соха (земельная единица от 400 до 600 десятин) для феодалов. Основное население несло тягло – совокупность натуральных и денежных повинностей. Важным мероприятием была военная реформа в ходе которой дружина заменяется дворянским ополчением, создается стрелецкое войско из свободных людей. В московском уезде испомещается «избранная тысяча» - Царская гвардия. В 1556г. было издано общее Уложение о военной службе, определившее порядок службы для детей боярских и дворян. Была проведена денежная реформа. Московский рубль становится основной денежной единицей. Появляется копейка – новгородская деньга. До этого ходили русско-татарские монеты. Серебряная монета – деньга (от татарского «тенька»). Медные монеты – пули.

Но эти реформы не удовлетворили Ивана Грозного. И он решает ускорить реформы. А ускорить можно было в тогдашних условиях только силой. И с 1565 года проводится политика, которая вошла в историю России как «опричнина». Оценка этой политики, отношение к ней историков и политиков самая разная: личный страх царя и стремление обеспечить личную безопасность (Н. Карамзин), крупная государственная реформа (Платонов С.Ф.) царь феодальными методами хотел справиться с феодальной системой раздробленной страны (советская историография), политика форсированной централизации государства, предпринятого без достаточных экономических и социальных предпосылок (современная историография).

Последствия опричнины для страны были страшными. За опричниной последовала «Поруха» 70-80-х годов XVI в. Опустошены были целые районы страны. Укрепилась деспотическая власть царя. Опричнина способствовала окончательному утверждению крепостного права в России. Завершилось превращение русских дворян в холопов самодержавия. Отдаленным последствием опричнины была Смута в начале XVII века.

Как и в Европе в России складывается сословно-представительная монархия, которая характерна для XVI века и в определенной степени – для XVII века, когда обозначился переход к абсолютизму.

Самодержавная власть царя, в какой-то степени ограничивается такими сословными органами как Боярская дума и Земские соборы. Решение Боярской думы – «великий князь решил, а бояре приговорили» - говорило о некоторых элементах демократии как на Западе. Земские Соборы были органами совещательными: они выявляли настроение общества и в какой-то степени царь был вынужден этим считаться. Когда в конце XVI века разразился династический кризис, общество обратилось к Земскому собору как органу «Вся земля русская». Однако сословные интересы в России не были оформлены. Более или менее свои интересы отстаивало только боярство.

Процесс государственной централизации в России вел к ограничению всех сословий. В России сами сословия формировались государством. Сословие имело право на существование постольку, поскольку оно несло определенный круг повинностей или службы, или «тягло». Сословия имели только обязанности, обусловленные интересами государства. Государство становится высшей ценностью, высшим идеалом «правды». В результате в России развиваются подданнические отношения в отличие от вассалитета. В России в иерархической лестнице первым был царь, а потом все остальные. Другими словами, все сословия были холопами царя – самодержца.

В конце XVI и начале XVII вв. в России были попытки отхода от ценностей традиционного общества и внедрения некоторых элементов европейского развития. Они были в основном связаны со Смутным временем.

Смута была проявлением цивилизационного кризиса традиционной Московской Руси. В конечном счете, в ходе Смуты речь шла о выборе путей дальнейшего развития Руси – России. В связи с этим представляют интерес различные программы, подходы к выходу из кризиса, которые предлагались активными участниками Смуты.

Первым проявил себя Борис Годунов, умный, талантливый государственный деятель, и как отмечали русские историки, вполне мог быть основателем новой династии. Борис Годунов впервые в истории Руси был избран Земским Собором. Он сделал первую попытку ликвидировать культурную отсталость страны, были открыты новые типографии. Борис Годунов вынашивал планы открытия школ и университетов. Группа дворянских детей была отправлена за границу для обучения. Борис Годунов приглашал в страну большое число иностранных специалистов – военных, врачей, рудознатцев, различных мастеров. Однако Борис Годунов не смог справится с ситуацией в стране – небывалый по масштабам страны неурожай 1601-1603гг. и голод, сомнения в легитимности избрания Годунова на престол, слухи о причастности к гибели царевича Дмитрия и появление на политической арене Лжедмитрия I. После внезапной смерти Бориса Годунова в ходе антиправительственного восстания были убиты царь Федор Борисович и его мать.

Чуть меньше года на русском престоле находился Лжедмитрий I («царь Дмитрий Иванович»), который, как пишет летописец, народом был принят с радостью «как природный царь». С ним связывают попытку превращения России в светское государство по западному типу. Боярская дума была переименована в Сенат. Лжедмитрий I сам участвовал на заседаниях. Легко и быстро решал запутанные вопросы. Смело нарушал сложившийся при дворе этикет. Планировал открыть школы, чтобы «во всем государстве выучились читать и писать», чтобы все имели возможность свободно заниматься промыслами и торговлей. Во внешней политике Лжедмитрий вынашивал войну против Турции за Крым, пытался создать блок европейских держав против Польши. Как отмечает В.О. Ключевский, Лжедмитрий I действовал слишком самостоятельно. Он не оправдал надежд ни бояр, ни народа (который хотел «доброй старины», а не европейских порядков).

Огромную роль в становлении российской цивилизации играла христианская религия, православная церковь. В период раздробленности религия выступала объединяющим началом для русского народа, русских княжеств и земель. Церковь и ее иерархи выполняли роль арбитража в княжеских усобицах, во взаимоотношениях русских княжеств с Золотой Ордой. Московские князья в объединительном процессе опирались на авторитет митрополитов Петра, Алексея, Макария, Даниила и др. Патриотические позиции во время Смуты занимал патриарх Гермоген (бывший митрополит казанский, погиб в застенках Чудова монастыря).

Но уже к концу XV в. авторитет церкви стал колебаться. Появляется религиозное вольнодумство, принявшее форму еретического движения. Как и в Европе религиозное вольнодумство в России было связано с стремлением в какой-то степени освобождения от религиозного мировоззрения, омирщвлением жизни. Необходимо отметить, что еретическое движение в России в силу ряда причин не смогло подняться на уровень Реформаторского движения Европы. Но основные постулаты еретиков в основном совпадали с учениями европейских реформаторов церкви. Так, новгородская секта «жидовствующих» отрицала церковную епархию, не принимала догмат о троичности божества. В Московском кружке еретиков во главе с дьяком Федором Курицыным, куда примыкала и невестка Ивана III Елена Стефановна, утверждали, что каждый человек без посредства священников должен общаться с Богом.

Внутри самой церкви в конце XV – начале XVI вв. разгорелся спор между нестяжателями и иосифлянами. Нестяжатели во главе с монахом Нилом Сорским осуждали стяжательство церковью богатства. Их оппоненты во главе игуменом Иосифом Волоцким доказывали, что церковь не только имеет право, но даже обязана владеть населенными землями. Идеи Нила Сорского развивал Василий Патрикеев, который критиковал монашество за то, что они цепко держаться за земные блага. Несмотря на жесткие гонения на еретиков (сожжение на костре), появились еретики, которые с еще более радикальных позиций критиковали церковь. Так, беглый холоп Феодосий Косой в середине XVI в. в своих выступлениях отрицал церковные обряды и священство, и даже христианскую символику – крест как орудие казни И. Христа. Проповедовал равенство народов.

Одним из важных вопросов в жизни России был вопрос о положении церкви в государстве. С самого начала православия на Руси шла явная и подспудная борьба между княжеской, царской властью и церковью за главенствующую роль в государстве. Так, иосифияне заявляли о первенстве церковной власти над светской, но признавали необходимость сильной государственной власти. Великие князья Иван III, Василий III, а также Иван IV Грозный вели политику ограничения церковного землевладения и ослабления экономического могущества церкви. В истории России были два случая, когда были два государя – светский и церковный. Первым с титулом «государя» был патриарх Филарет, который фактически правил как глава государства при молодом царе Михаиле Федоровиче. Второй случай – при Алексее Михайловиче, патриарх Никон присвоил себе титул «великого государя» и стал самостоятельно действовать. Никон откровенно говорил о превосходстве духовной власти над светской. Алексей Михайлович был вынужден собрать Собор вселенских патриархов, где патриарх Никон был осужден, лишен патриаршего сана и отправлен в ссылку.

После Смутного времени усиливается внимание к православным ценностям, роли православной церкви и его главы – патриарха в государстве и обществе. Это было связано и с проявлением первых проблесков обмирщения русской культуры, сознания людей. Этот процесс, с одной стороны, вызывал недовольство церкви, с другой подпитывал реформистские настроения в обществе.

И первые реформы в России начались с церкви. Суть реформы – устранение разночтений в церковных книгах и разницы в проведении обрядов. С этим были согласны все. Раскол произошел по вопросу о формах и образцах. Образовались два лагеря. Ревнители древнего благочестия во главе с протопопом П. Аввакумом выступали за возврат к истинно христианскому культу и обрядности путем унификации богослужебных книг и чинообрядов по древнерусским богослужебным текстам. Их оппоненты во главе с патриархом Никоном считали, что образцом должны быть греческие книги – первоисточники, в том числе, переведенные после 1453г. На церковном Соборе 1654 год победили сторонники Никона. В результате сторонники древнего благочения стали раскольниками, старообрядцами. Образовались две церкви - официальная (никоновская) и старообрядческая. Таким образом, произошел первый цивилизационный раскол в российском обществе.

Формально нововведения не меняли сути православия, не касались православных догматов. Однако для ревнителей древнего благочиния все внешнее представлялось как выражение внутреннего христианского смысла. Отступление государства и царя от русских национальных форм для старообрядцев означало уход Бога от мира, государства, скорый приход антихриста. И поэтому главной идеей старообрядцев становится уход от этого грешного мира. Они прекращают молитвы за здоровье царя, отказываются принимать новые богослужебные книги, посещать церковь.

Раскольники стали жестко преследоваться не только новой никонианской церковью, но и властями. Их приговаривали к сожжению на костре. В 1682г. погиб на костре и протопоп Аввакум - одна из самых ярких исторических личностей в России.

В поисках утопической страны Беловодья старообрядцы заселяют Сибирь и Поморье.

По основным постулатам раскольники приближались к европейским протестантам. Так, старообрядцы считали, что Бог ушел от мира и поэтому для них повышалась роль личной ответственности в спасении души. А это, в свою очередь, стимулировало трудолюбие, аскетизм, умеренность в потреблении. В условиях крепостничества раскольники смогли сохранить и восстановить моральные основы хозяйствования. Они были основателями крупнейших династий купцов и промышленников центра России – Морозовы, Гучковы, Прохоровы и др. К 1917 году предки старообрядцев составляли 64 % торгово-промышленного населения России.

Изменения в российском обществе, особенно в XVIII веке не могли не сказаться и на раскольниках. Часть из них идет на компромисс с властью. В частности, заключили договор с Петром I. В 20-е годы XVIII века поморское согласие старообрядцев стало молиться за царя. Выделилось и радикальное направление беспоповцев федосеевского согласия, противники брака и семьи, проповедующие скорый конец света.

Заслуживает внимание позиция В. Шуйского, который впервые в истории России присягнул поданным – дал «Запись». Правда, ограничение власти монарха (Василия Шуйского) касалось только бояр, а не государственного устройства страны.

В условиях полного распада страны появилась возможность ее переустройства, связанная с приглашением на русский престол польского королевича Владислава. Она была изложена в условиях договора с королем Сигизмундом. Согласно договору предусматривалось превращение Боярской думы в правительство, земского собора в законодательную власть, а царя в главу государства. В договоре также определялись права всего народа, устанавливалось, что все возвышаются по заслугам, а не только по происхождению.

Свои представления об устройстве страны во время Смуты были у народа и общества. В условиях Смуты возродились традиции прямой демократии. Широко применялись выборность, коллективная организация руководства на местах.

Ополченцы называли себя свободными людьми, избрали свой Земской Совет («Совет всея земли»). Однако, в конечном счете, после Смуты было восстановлено традиционное московское царство. Модернизация страны была отложена на столетие.

Исход Смуты стал важным рубежом в консолидации русского народа. Важнейшим фактором единения стала борьба против оккупантов и их изгнания. Окончательно сформировались идеи религиозного и национального единства. Ныне 4 ноября (по старому стилю 26 октября 1642г.) отмечается как День народного единства.

Произошло резкое разделение с украинцами, которые поддержали самозванцев и другие антирусские силы.

В январе 1613 г. был созван самый представительный в истории России Земской Собор, в котором участвовали выборные от дворян, посада, белого духовенства, черносошного крестьянства, а также представителей казачества. Главным был вопрос выбора государя, новой династии. В ходе жарких споров пришли к согласию, во-первых, о том что государь должен быть из русских земель, во-вторых, все согласились с кандидатурой молодого Михаила Романова, близкого родственника предыдущей династии Рюриковичей.

Перед молодым царем стояли сложнейшие задачи преодоления раскола государства, государственного порядка, восстановления находящегося в катастрофическом положении хозяйства страны. Молодой и неопытный Михаил Федорович дал слово не править без участия Земского Собора и Боярской Думы. Михаил по своим личным качествам не очень подходил для решения сложнейших проблем, стоящих перед страной после Смуты. Но такие качества молодого государя как умеренность, традиционализм, в немалой степени способствовали консолидации расколотого общества.

Для преодоления последствий Смуты в экономике, правительство было вынуждено увеличивать налоги, усиливать процесс закрепощения, что вело к обострению социальных противоречий. Следствием были различные городские и крестьянские восстания, апогеем которых явилась крестьянская война 1670-71 гг. Степана Разина.

Спокойствию и консолидации государства угрожало и неспокойное казачество и отряды Заруцкого. В 1615 году было подавлено восстание атамана Баловня. В последующем часть казаков была переведена в разряд служилых людей. Были схвачены и казнены Заруцкий и «наследник Иван Дмитриевич», сын Марии Мнишек.

Во внешней политике главной проблемой было завершение освобождения страны от интервентов. Однако успехов здесь почти не было. Со Швецией в 1617г. был заключен Столбовой мир, по которому Швеции отошло побережье Финского залива и Карела. Россия была оттеснена от Балтийского моря. В 1618г. совершил поход на Москву Владислав, который считал себя «законным» царем Руси. В декабре 1618г. было заключено Деулинское перемирие, по которому Польше отошли Смоленск, Северская и Черниговские земли. В последующем, в 1633-1634 гг. была неудачная для России, так называемая «Смоленская война».

По Деулинскому перемирию был осуществлен обмен пленными, в результате которого вернулся отец государя Филарет. Филарет, человек властный и решительный, был избран патриархом, взял себе титул «великого государя». И он до своей смерти определял основные направления внутренней и внешней политики страны. В то же время, в первые годы правления Михаила Федоровича, значительную роль в решении внутренних и внешних проблем сыграли Земские Соборы.

Значительную роль в восстановлении и укреплении государственности сыграло Соборное уложение 1649г. Алекса Михайловича. Оно было составлено по решению экстренного Земского собора, созванного в результате Московского восстания 1648г. комиссией во главе с князем Н.И. Одоевским.

Уложение устанавливало нормы во всех сферах жизни российского общества. Первые главы Уложения посвящены борьбе с выступлениями против церкви и государственной власти. Заговор против государя карался смертной казнью. За «богохульство» - сожжение на костре.

Соборное уложение завершило оформление крепостного права в России. Глава «Суд о крестьянах» определяла бессрочный сыск беглых владельческих крестьян. Тем самым отменялись урочные лета и крестьяне с их потомством становились навечно собственностью помещиков, дворцового ведомства и духовенства. Глава XIX распространяла крепостнические отношения на посадское население. Они навечно прикреплялись к своему посаду. Но за посадскими закреплялось привилегия на занятия торговлей и промыслами. Глава, касающаяся веры и церкви ликвидировала привилегии церкви и усиливала подчинение ее светской власти. Ограничивалось церковное землевладение. Население церковных вотчин (кроме патриарших владений) передавалось в распоряжение Монастырского приказа. В Уложении был сделан важный шаг на пути слияния дворянского поместья с вотчиной – поместья, выбывающих со службы служилых людей должны были переходить к детям, братьям, племянникам или внукам, которые записывались в службу вместо уходящих. В целом, Уложение устанавливало нормы во всех сферах жизни российского общества. Законодательно была оформлена сословная структура общества. Были более или менее четко определены права и обязанности дворянства, духовенства, посадских и крестьян.

В России сложился сословно-крепостнический строй, который с некоторыми изменениями просуществовал до 1917 года.

Вместе с тем, в XVII в., в российской промышленности появляются новые элементы – мануфактуры, капиталистические по своей сути. Первые мануфактуры возникли в Тульско-Каширском районе – железоделательный завод Виниуго и Вилькинсона. Потом железоделательные мануфактуры появились в Олонецком крае, на Урале. Широкое распространение получили полотняные мануфактуры. Особенность России – инициатором создания мануфактур выступило государство; большинство мануфактур принадлежало иностранцам. Работая на заказ, не влияя на внутренний рынок, мануфактуры в основном были крепостническими. Тем не менее они сыграли значительную роль в развитии капиталистического производства и наступлении Нового времени в России.

Другим элементом зарождения Нового времени в России явилось начало формирования всероссийского рынка. Экономические связи были призваны обеспечивать ярмарки – Макарьевская, Свенская, Ирбитская, Астраханская и др. Крупными торговыми центрами стали Москва, Вологда, Устюг, Казань и т.д. Развивается морская торговля со странами Западной Европы через Архангельск. Сухопутная торговля – через Новгород, Смоленск.

Внешняя торговля находилась в основном в руках иностранных купцов. В XVII в. государство начинает переход к политике меркантилизма. В 1653г. был издан Торговый устав, который устанавливал единую пошлину на товары, а для иностранцев – более высокую пошлину. Еще более протекционистский Новоторговый устав был принят в 1667 году. Отечественное купечество постепенно вытесняет иностранцев из розничной торговли. А оптовую торговлю разрешили вести только в Астрахани и Архангельске.

Значительные изменения в XVI-XVII веках происходят в области культуры и быта Московского государства. Наряду с формированием русской народности происходит и складывание русского языка, который значительно отличается от украинского, белорусского и церковнославянского.

Быт в то время отличался устойчивостью и незначительной дифференцированностью. Жилье – полуземляные и наземные срубы. Пол обычно земляной. Дома топились по-черному. Печи с дымоходами были только в богатых домах знати. В городах постепенно появляются каменные жилища бояр, высшего духовенства, крупного купечества. Город еще был тесно связан с деревней во всех отношениях. Многие горожане держали скот, имелись сады и огороды.

Одежда крестьян и простых горожан мало чем отличалась. Женщины носили поневу, сарафан, кокошник, а мужчины – косоворотку, войлочные шляпы, шапки – ушанки. У знати – богатые шубы из дорогих мехов, нарядные кафтаны.

Пища не отличалась большим разнообразием. Меню низов составляли капустные щи, гречневая, овсяная, гороховая каши, пареная репа, чеснок, рыба, овсяный кисель, по праздникам – пироги с начинкой, блины, яйца, икра. Редко – мясо, которое в основном в меню знати, еще у них на столе была дичь. Хлеб ржаной и пшеничный (у низов только по праздникам), напитки – хлебный квас, пиво, мед, морс. В середине XVI в. в царевых кабаках стали продавать водку. Держали пост. И поэтому пища делилась на скоромную и постную, которые резко отличались.

Народ устраивал мирские пирушки, складчины по случаю праздников, поминок. На них выступали музыканты, певцы, плясуны. По всей России бродили скоморохи, медвежьи вожатые, кукольники с петрушкой, которые возмущали церковников. Для них это было «позорище».

Основой традиционной культуры Московского государства была большая семья во главе с большаками или дедом. Большак пользовался непререкаемым авторитетом, ему подчинялись все. Большая семья являлась основой общины – волости. Браки заключались по воле родителей. Материальные и престижные соображения преобладали у знати. У крестьян и посадских нередко по взаимному согласию жениха и невесты. У крепостных приказчик составлял список совершеннолетних и произвольно назначал жениха и невесту. Жена должна была беспрекословно подчиняться мужу. Муж имел право продать ее или заложить. Но у женщины имелись имущественные права – ее приданым муж не мог распоряжаться без ее разрешения. При муже жена была распорядительницей всего домашнего хозяйства.

Со складыванием централизованного государства возросла потребность в грамотных людях. Церковный собор 1551 года постановил, чтобы священники, дьяки и дьячки учили своих детей грамоте. В XVI веке появились пособия по грамматике и арифметике. По инициативе Ивана IV и митрополита Макария в России началось книгопечатание. Первопечатники – бывший дьякон Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. Первая книга (1564г.) – «Деяния святых Апостолов». В 1574г. был издан первый русский букварь.

На развитии культуры, образования в XVII в. сказывается влияние Запада. Это влияние в основном шло через Украину и Белоруссию. Например, открытие в 1687 году в Москве славяно – греко - латинского училища, потом академии, где готовились кадры высшего духовенства и чиновничества. Широко распространялись книги печатные и рукописные. Много было (для того времени) переводных книг.

Появляются книгохранилища в монастырях и частные книжные собрания. В 1624 году в Посольском приказе составлялась «Куранты» - рукописная газета для царя и его окружения. Вместо летописей появляются исторические повествования. Издаются хронографы. При Алексее Михайловиче создается «Записной приказ» для сбора исторических материалов и написания исторических трудов. Авторами были дьяк Федор Грибоедов, служилый человек Андрей Лызлов. В 1667 году появляется первый печатный труд – «Синопсис» - история Руси с древних времен.

В XVII веке начали распространяться естественнонаучные знания. В аптекарском приказе обучали изготовлению медикаментов и врачеванию. Была издана книга о системе Коперника – «Селенография». Печатались труды по географии. Развивается фольклор – сказки, поговорки, пословицы.

Появляются литературные произведения с вымышленными героями, сатирические произведения. Повести о «Шемякином суде», о «Ерше Ершовиче».

Таким образом, в социально-политическом, экономическом и духовном отношении Россия XVI-XVII вв. отставала от ведущих европейских стран, в которых осуществляется переход к Новому Времени, зарождается новая европейская цивилизация. В России сказываются как последствия золотоордынского наследия, так и неразвитость, противоречивость и непоследовательность социально-экономического и политического развития. Структурные реформы Ивана IV Грозного сменяются опричниной. А Смута вообще поставила под вопрос само существование Московского государства. Основной тенденцией социально-экономического развития России остается укрепление феодально-крепостнической системы. Она явилась главным тормозом на пути зарождения и укрепления элементов капиталистического развития.

Тем не менее, и в России начинается «перегрузка» цивилизационной ориентации с Востока на Запад, появляются первые робкие зачатки Нового времени – религиозное вольнодумство в виде еретического движения, первые мануфактуры, проблески омиршвления общественного сознания. «Великие географические открытия» русских землепроходцев охватили огромную территорию Евразии. Начинается так называемая внутренняя колонизация новых земель. Однако, в столкновении традиции и цивилизации в XVI-XVII вв. победа оставалась еще за первой тенденцией.

3. Колониальный мир. Восток. Свои особенности имели страны Востока, различающиеся по социально-политическому устройству, традициям, менталитету, культуре и т.д.

К концу XVв. на Востоке сложился ряд стран с развитой цивилизацией, определенным потенциалом для капиталистической эволюции, но не реализованным. Это – Османская империя, Индия, Китай, Япония.

Османская империя своего могущества достигла в XVIв. при Сулеймане I. Она имела обширные владения в Азии, Африке и в Европе (Средиземноморский бассейн). Имелись развитые города с высоким уровнем ремесленного производства, товаро-денежных отношений. Здесь формируется частная собственность, появляются новые землевладельцы, не обязанные нести военную службу. Однако препятствием для новых тенденций стали – деспотическая власть, вмешательство государства в экономические отношения, национальная и религиозная рознь, внеэкономическое принуждение. С конца XVI века начинается постепенное падение могущества Османской империи, особенно в Европе. В XVII веке туркам-османам «священная лига» (Австрия, Польша, Венеция, Россия) нанесла ряд поражений, что привело к крупным территориальным потерям.

Свои особенности имел и Китай. Он отличается от других стран Востока техническими открытиями, новыми технологиями (особенно в судостроении), развитыми частновладельческими отношениями. В начале XVII в. в Китае появляются крупные землевладельцы, распространяются частные мануфактуры, начинает применяться наемный труд.

Тормозом к эволюции и капитализму здесь также явились: чрезмерное государственное вмешательство, государственная монополия на многие товары, распределительный характер экономики. Препятствием нововведениям являлась и конфуцианская философия с ее ориентацией на чинопочитание, соблюдение традиций.

Империя Минь в XVI-XVII вв. переживает глубокий кризис. И в результате крестьянской войны (1628-1645гг.) установилась маньчжурская династия Цин.

Особое место на Дальнем Востоке занимала Япония. Японцы как этнос оформились в результате миграционных процессов. Первое государство Ямато образуется в III-VI вв. Государство создается по китайскому образцу. Но в отличие от других стран в Японии появляется сословие профессиональных воинов – самураев. В XII веке власть переходит в руки военных – сёгунов. Идеологическая основа государства – синтоизм (фактически языческая религия). Особенность Японии – духовную власть олицетворяет император. В целом для Японии характерен религиозный синкретизм. Распространяются идеи божественной избранности японского народа и его императора. Еще одна особенность японской цивилизации – способность восприятия чужой традиции и моделирование новой с сохранением древнего культурного пласта.

С конца XV в. в Японии формируется феодальное землевладение, утверждается самоуправление ряда городов, появляются сторонники рационалистической философии. В начале XVII века завершается объединение страны при династии сегунов Токугава.

Но в ходе объединения страны происходит обновление феодальных порядков. Вводится строго регламентированная система четырех сословий (самураев, крестьян, ремесленников, торговцев). Крестьяне прикрепляются к земле. Вольные города были лишены прав. Ограничивалось развитие торгово-ростовщического капитала.

С 30-х годов XVII века проводится политика самоизоляции Японии от внешнего мира.

Средневековая цивилизация Индии делится на два периода – доисламский (VI-XII вв.) и исламский (с XIII в.).

Отличительной чертой индийской цивилизации стала варно-кастовая система.

В религии буддизм постепенно вытесняется индуизмом, который стал национальной религией народов Индостана. В индуизме жизнь человека представляется как поэтапное исполнение дхармы – свода прав и обязанностей, предписанных свыше каждой касте.

В то же время в Индии развивалось культурное движение бхакти, которое выступало против кастеизма, обрядности, засилья брахманов.

С приходом мусульманских завоевателей (время Делийского Султаната и империи Великих Моголов) произошли значительные изменения в различных областях жизни Индии. Возросла централизация, укрепился бюрократический аппарат, значительная часть государственных земель была отдана воинам и чиновникам за службу.

Огромную роль в сохранении традиционализма сыграла индийская община как сельская, так и городская (профессиональные корпорации купцов и ремесленников). А сельская община в Индии представляла собой самостоятельное самодостаточное замкнутое целое. Кроме платы дани она ничем не была связана с государством. Она сама как бы являлась государством в государстве и являлась сильным тормозом в развитии не только капиталистических, но и феодальных отношений.

Сами мусульмане приспосабливались к местным условиям (создавали свои касты).

Великий Могол Акбар (1556-1605г.г.) предпринял религиозную реформу, в которой религия была объявлена частным делом человека и все вероисповедания считались одинаково истинными.

С начала XVI в. происходило постепенное завоевание Индии европейскими колонизаторами, сначала Голландией и Португалией, потом Францией и Англией. Англичане в результате войн с европейскими соперниками, англо-майсурских войн, англо-маратхских войн и др. полностью подчинили Индию.

В целом, для стран Востока Новое время начинается от последствий Великих географических открытий, прежде всего, колонизации.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.