![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Крестьянская община и ее роль в жизнедеятельности ясачных марийцев
В условиях неизбежных природных и социальных невзгод мелкопоместным, маломощным хозяйствам марийцев лишь сообща можно было как-то жить и регулировать свою жизнь. Таким универсальным способом жизни для ясачных марийцев являлась сельская крестьянская община. В источниках XVII в. она упоминается как "волость", "волость с починки", "сотня-волость", "себе усадом" и "деревня". Она могла состоять из нескольких дворов одной деревни или же нескольких поселений (отцовское родоначальное поселение с выселками) с десятками крестьянских дворов, обмежеванных в определенных земельных границах. Несмотря на верховную земельную собственность феодального государства, каждая крестьянская община владела своими земельными угодьями и всячески отстаивала их неприкосновенность от различных притязаний. Тем более, что на протяжении XVII в. земельные владения марийских общин в различных уездах заметно сократилась из-за их захвата монастырями, помещиками, дворцовым ведомством и собственно казной ("покидные" и "умерших" владельцев земли). В частности, в Поветлужье марийские общинные земли захватили Макарьев-Успенский, Варнавинский монастыри, в Козьмодемьянской уезде - суздальский митрополит и Спасо-Юнгинский монастырь, в Царевококшайском уезде - Мироносицкая пустынь и т.д. Проводимые время от времени земельные переписи, обмежевания земельных владений общины, установления границ общинного землевладения специальными знаками - "гранями" - не обходились без участия самих общинников. Подлинные выписи с писцовых и переписных книг, хранящиеся у деревенских старожилов, являлись важнейшими поземельными документами, удостоверявшими законность владения марийцами общинными землями. При земельных и других спорах с соседней общиной, воеводской администрацией и другими, вся община выступала как единое целое и сообща защищала свои интересы. Крестьянская община являлась и важнейшим инструментом регулирования всех сторон хозяйственной и духовной жизни (языческие моления, народная педагогика) ясачных марийцев. Для решения "мирских" дел все взрослые мужчины-дворохозяева обязаны были присутствовать на общинном сходе. Важнейшим из них был вопрос о наделении общинников пашней и сенокосами. В середине XVII в. в среднем на 1 ясачный двор приходилось от 4,5 до 9 десятин пашни и выше (в трех полях), 70 - 80 копен сена. Обычно пахотные и сенокосные участки давались каждому дворохозяину после переделов по жребию. Иногда марийцы свои земельные участки передавали наследникам или, по решению общинного схода, иным родственникам. В совместном пользовании были пастбища, водопои, озера, речки, леса, болота, а иногда и сенокосные угодья. Собственные бортные деревья в общинных лесах их владельцы обозначали своими родовыми "тамгами" - знаками индивидуальной собственности конкретного крестьянского двора. Равные в своих правах, общинники обычно помогали друг другу. В особенности в страдную пору и при новостройках. На общинные "помочи" приходили не только родственники, но и соседи. Обычно эти коллективные работы выполнялись исключительно «за угощение». Вместе с тем внутри марийской общины появилась небольшая прослойка зажиточных дворохозяев, владевшая значительными площадями пашни, сенокосов и использовавшая труд обедневших своих сородичей. Основная же масса общинников в целом едва сводила концы с концами. Кроме того, ясачная марийская община выступала и как целостная фискально-податная единица. Общинники, связанные круговой порукой, обязаны были своевременно вносить в царскую казну требуемую денежную сумму, выполнять различные повинности и платить подати. Раскладка податей и повинностей между отдельными дворохозяевами обычно производилась по ясакам на общинных сходах, исходя из посильных возможностей каждого крестьянского хозяйства. Обычно на один марийский двор приходилось 0,5 ясака. По данным 1678 г., в 22 марийских общинах-волостях Галицкой дороги Казанского уезда (Коркатово, Большой Карамас, Парат и др.) почти четыре пятых дворов платили подати в размере 0,5 ясака. С незначительной части взыскивали по 0,25 ясака. С обедневших взимали лишь "бобыльский" оброк. В то же время небольшое число деревенских богатеев платило по 1,5 - 2 ясака со двора. В 1624 - 1664 гг. в среднем с каждого ясака в казну взыскивали деньгами по 48 копеек, а продуктами по 1 четверти ржи и овса, пол-осмины ясака. К 1678 г. денежная часть ясака возросла до 58 коп., а хлебные поборы увеличились в 2 раза, не считая многочисленных оброчных платежей, податей и повинностей. Это было весьма обременительно для натурального хозяйства марийской деревни, где труд был дешев, а деньги очень редки. Община являлась также и органом крестьянского самоуправления. На сходах выбирались "мирские" должностные лица - сотники, старосты, пятидесятники и десятники. Они были подконтрольны общине, но утверждались в своей должности воеводской властью. Как низовое звено воеводского управления сотники и старосты обязаны были доводить до сведения общинников царские указы, воеводские наказы, своевременно собирать ясачные платежи, осуществлять рекрутский набор, разбирать мелкие проступки общинников, помогать воеводе в поимке беглых и т.д. Характерно, что в первой половине XVII в. на сотнической должности в марийских общинах были служилые люди, а во второй половине века - в основном крестьяне из числа самих общинников. В целом крестьянская община являлась действенным и сплачивающимся инструментом марийской общности, самостоятельно регулирующим важнейшие стороны жизни деревни.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |