КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура и быт марийцев
В XIX в. духовная и материальная культура марийцев получила дальнейшее развитие. В то же время в новых исторических условиях она стала испытывать все большее воздействие со стороны культур других народов. Сказывались также и правительственная политика, и развитие буржуазных отношений в стране. Марийцы в XIX в. продолжали жить в сельской местности: деревнях, выселках, околотках, починках и селах (села появились на марийских землях еще в середине XVIII в. в связи с постройкой церквей). Обычно большинство поселений марийцев располагалось в лесных и открытых местах - в живописной местности с обилием зелени, вблизи источников питья: рек, речек, озер, ключей, родников, оврагов и редко у болот. В XIX в. под поселения стали осваивать и более возвышенные, водораздельные места. Марийские селения в первой половине века были малодворными и состояли из одного (илем) или большею частью из 2 - 3 дворов. Селений в 20 - 30 дворов и более было немного. Во второй половине столетия количество среднедворных и большедворных поселений увеличилось. Некоторые деревни (в особенности в правобережье у горномарийцев) насчитывали по 100 - 150 дворов и более. Это вызывалось ростом народонаселения и сокращением общинных земельных угодий. Тем не менее и в конце XIX в. у всех групп марийцев мелкие деревни преобладали, что было связано с периодическими отселениями взрослых детей из отцовских поселений (деревень и сел) на дальние участки общинных владений. На новых местах переселенцы устраивались дворами и основывали новые починки и выселки. Обычно эти поселения носили имена своих первооснователей. Постепенно изменялась и планировка селений. В первой половине столетия, как и ранее, марийцы строили свои дома произвольно, без уличной планировки. Часто несколько дворов группировалось вокруг дома своего родоначальника - лишь бы быть поближе к родным. Общинно-родовые связи сильно сказывались на такой "кучевой" застройке. Положение заметно изменилось во второй половине столетия. Указами властей была введена уличная планировка деревень. В конце века уже преобладала уличная или улично-квартальная планировка. Умелые плотники, марийцы строили свои жилища и хозяйственные постройки в основном лишь с помощью топора. В ХIХ в. стали использовать продольную и поперечную пилы. Марийская усадьба (сурт) включала крестьянский двор и огород с гумнами и огораживались изгородью (сурт пече). Двор (кудо-пече) состоял из деревянной избы (порт), традиционного марийского жилища - кухни (кудо), клетей, амбаров и помещений для хранения соломы и сена. Обычно во двор входили через простые одностворчатые ворота, сделанные преимущественно из жердей (марла капка). Имелись погреба, а в некоторых дворах - колодцы. Исключительно важным было наличие бани. Ей придавалось серьёзное бытовое и обрядовое значение. В банях не только мылись и парились. В бане лечились средствами народной медицины; женщины рожали детей (считалось, что здесь обитал дух-покровитель здоровья членов всей семьи); совершали языческие магические действия. Баню обязательно топили после похорон, накануне поминок, при приеме гостей. С бытовой стороны баня иногда использовались для варки пива, сушки снопов и волокна. Во второй половине XIX в. марийская усадьба, в отличие от предшествующего времени, приобрела прямоугольную конфигурацию. Увеличилась площадь огорода. Некоторые строения двора стали связываться между собой. Появились новые постройки - срубный ("русский") овин и русские ворота. Преобладающими стали жилые "белые" избы с печью и дымоходом, хотя курные (шем порт) кое-где сохранялись ещё вплоть до конца века. Разнообразнее стали внутреннее убранство жилищ, домашняя утварь. У зажиточных марийцев появились самовары, керосиновые лампы и другие покупные вещи. Основной пищей марийцев являлись растительные, мясомолочные и рыбные продукты. В будни питались ржаным хлебом, картофелем (с середины XIX в.), редькой, пустыми щами, супом, борщом и кашей. Более разнообразной пища становилась в праздничные дни и во время исполнения языческих обрядов. На столах появлялись небольших размеров вкусные пироги с различными начинками (коголь) и большие пироги (коман кинде), блины (мелна), суп с клецками (лашка), ватрушки (туаткал), лепешки из пресного теста (шергинды), пшеничные масляные лепешки из кислого теста (селма-гинды), молоко (шер), кислое молоко (тарык), сметана (шербал патыл), масло (у), пахтанье (ойрен), сырники (туара), творог (тывыртыш), мясо вареное и копченое, колбаса (сокта), яйца (муно), кисели из ржаной, овсяной и гороховой муки (немыр), каша (пучумуш), яичница на молоке (мунын тывыртыш). Квас (шапы), пиво (пура, сыра) и крепкие медовухи (пуро) были любимыми напитками марийцев. Некоторым подспорьем оставались лесные богатства: мясо диких зверей и дичи, земляника, малина, костяника, черемуха, смородина, брусника, клюква, гонобобель, черника, орехи, клюква, грибы. Немалое место в рационе занимала рыба. Белый хлеб, чай и другие покупные продукты и в конце XIX в. были большой редкостью в марийской деревне. Одежда и обувь марийцев претерпели лишь незначительные изменения. В основном люди довольствовались тем, что производили своими руками. На простейшем прядильном и ткацком инвентаре женщины пряли и ткали. Выделывали тонкий шарпанный, толстый рубашечный и портяночный, редкий подкладочный и другие холсты. Шили мужскую и женскую одежду: рубахи (ту-выр), штаны (елаш), одновременно нательные и носильные. Женские белые холщовые рубахи богато украшались специальными вышивками, подвесками, украшениями из монет, бисера, раковин-коури и т.д. Одежда стягивалась поясом. Сохранил свое значение и легкий белый распашной кафтан (шовыр), который богато орнаментировался вышивкой. Шовыр носили поверх рубахи, и не только женщины, но и мужчины. В холодное время надевали теплый кафтан из домашнего сукна (мыжер). Зимой невозможно было обходиться без шубы (ужга). Шубы чаще носили мужчины, поскольку работали вне дома и занимались извозом. Специфические особенности имела праздничая одежда, она была более дорогой и красивой, с богатым орнаментом и украшениями. Летом мужчины носили белые и черные шляпы из войлока (партыш). Зимой надевали шапки (упш). Богатеи предпочитали собольи, куничьи и беличьи шапки. Женщины носили плоти. Ежедневной обувью были лапти (йыдал) с холщовыми и суконными онучами (штэр). Праздничные лапти были более тонкого плетения. Зажиточные носили сапоги (кем). Из кожи изготовляли также башмаки, бахилы и другую обувь. Характерно, что с середины XIX в. в одежде горных, луговых и восточных марийцев стали проявляться заметные различия (цвет, покрой, украшения). Во второй половине века все чаще использовались пестрядь и фабричные ткани. Марийский костюм, в особенности мужской, все больше склонялся к заимствованиям русских и других предметов одежды. Мужчины стали носить полушубки, косоворотки, картузы и прочую одежду русского типа. Основной ячейкой марийской деревни являлась семья. Главой её считался мужчина. Его слово было решающим во всех делах. Однако в особо важных случаях он советовался с женой. Замужняя женщина имела немалый авторитет. Семьи марийцев оставались традиционно крепкими. Разводы были очень редки. Обычно на каждом дворе проживала одна семья в 5 - 6 человек. Но нередко встречались дворы численностью в 20 - 30 человек. Такие семьи включали престарелых родителей и 2 - 3 женатых сыновей с внуками. Марийцы считали, что чем больше детей в семье, тем лучше для ведения хозяйства. Детская смертность была, однако, высокой. Выживали лишь наиболее выносливые. Тяжело отражались на семье и разные невзгоды (распространение чахотки, зоба, трахомы, спаивание торговцами и т.д.). По этим причинам в некоторых местах во второй половине XIX в. почти не было прироста населения. Духовная культура марийцев была тесно связана с их языческими верованиями и представлениями. Большим своеобразием отличалось устное народное творчество. В XIX в. в среде марийцев по-прежнему бытовали различные сказки о животных, богатырях, волшебниках, героях, красавицах. Большое распространение имели исторические мифы об Онаре, народе овда и другие. Появились предания о завоевании Иваном Грозным Казани, об Акпарсе, Аказе, Пашкане, Болтуше, Мамич-Бердее и других исторических личностях, в том числе о разинцах и пугачевцах. Широко использовались в обиходной речи загадки, приметы, пословицы и поговорки. Душа же народа раскрывалась в его песнях. Без песни, пляски и веселья не обходились ни одна свадьба, ни одна посиделка, ни один праздник. Песни передавали душевное состояние и переживания человека. Нередко пение сопровождалось игрой на гуслях (карш, кусле), волынке (шювер), гармони (с конца XIX в.) и других инструментах. Полны лиризма и любви к природе трудовые песни, как, например, эта, записанная в XIX в.: Высоко-высоко на дальней горе Клеть на сваях я поставил. Возле этой клети Кленовый шест воткнул. Попросил у отца топор, Он дал с оловянным укладом. Попросил у матери полосу (земли), Она дала окруженную луговиной. Были и печальные, грустные песни о тяжелой доле, о расставании с родными и с родной землей, о бесправном положении марийцев. Исторические песни воспевали героизм и мужество марийцев в наиболее драматические периоды народной жизни. Среди горных мари особенно популярен, например, "Марш Акпарса" - песнь о временах вхождения марийцев в состав Русского государства и об их участии во взятии Казани. Важной составной частью марийской культурной жизни в ХIХ в. стало распространение "христианского просветительства" и школьного образования. Начало школьного образования марийцев, как и некоторых других народов Поволжья и Приуралья (чуваши, мордва, удмурты), в значительной мере было связано с правительственной политикой христианизации "иноверцев". Первые не совсем удачные "опыты новокрещенских школ" XVIII в. подсказали светским и духовным властям, что есть необходимость обучения "инородческих" детей на родном языке по месту их жительства. В начале XIX в. в ряде мест с санкции властей приходские священники открыли сельские церковно-приходские училища, находившиеся в ведении Министерства народного просвещения. Первыми марийскими школами стали приходские училища, открытые в селе Морки (1821 г., первый учитель - местный священник Я.А.Смирнов, дед будущего известного историка, профессора Казанского университета И.Н. Смирнова, автора первой обобщающей книги о марийцах "Черемисы") и в селе Малый Сундырь (1822 г., учителем являлся священник И.Я. Померанцев). В них крестьянским детям из марийских семей на родном языке давались основы православной веры, "закона божьего", а также чтения, языка и счета. В 30-е годы такие же школы открылись в селах Ронга, Сотнур, Токтай-Беляк, Юледур и других селениях края. Большую христианскую просветительную работу развернул А.А. Альбинский. В ходе реализации киселевской реформы в 40 - 50 годах новые школы были открыты в Тумью-Myчаше, Старом и Новом Торъяле, Нурме, Пектубаеве, Шиньше, Косолапове, Великополье, Сернуре и других марийских селениях. Учителями в них работали в основном русские (священники, семинаристы, кантонисты, отставные чиновники), знающие марийский язык. Со временем в школах появились и первые марийские учителя. Это были выпускники духовных семинарий, миссионеры и священники, внесшие немалый вклад в дело "христианского просветительства" марийских детей. Они сами писали рукописные книги и буквари, переводили тексты священного писания, учили читать, писать и считать. К середине века число марийских школ и учеников возросло. Однако уровень грамотности (в особенности женщин) был крайне низким. В это время на тысячу человек едва ли приходился один грамотный. Об этом с горечью писал известный ученый и просветитель С.М. Михайлов, один из первых энтузиастов распространения просвещения среди марийцев и чувашей. Положение со школьным обучением заметно изменилось во второй половине XIX в. По данным всероссийской переписи населения 1897 г., на 100 марийцев уже приходилось 16 грамотных мужчин и 2 женщины (по Казанской губернии). Общее количество школ перевалило за несколько сотен, а учащихся - за несколько тысяч. Стабильно готовились кадры учителей (мужчин и женщин из числа марийцев). Согласно закону 1864 г. "Положение о начальных народных училищах", особым правилам «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев» (1870 г.) и "Правилам о церковных приходских школах" (1884 г.) в нерусских школах обучение велось на родном языке учеников. Это касалось всех типов сельских школ: земских, государственных, церковно-приходских училищ, школ "Братства святителя Гурия", воскресно-повторительных классов. Несмотря на большую нужду и лишения, наиболее способные ученики стремились получить более высокое образование. Они выезжали в города и там обучались за свой счет (иногда наиболее одаренным выдавалось казенное жалование). Будущие марийские учителя обучались в Казанской инородческой учительской семинарии (открыта в 1870 г.), Бирской инородческой учительской школе (открыта в 1882 г.), Уньжинской центральной черемисской двухклассной школе (1894 г.), духовных академиях, семинариях и других образовательных учреждениях и курсах. Школы стали снабжаться и первыми марийскими букварями, изданными на марийском (горном и луговом) языке. В 1867 г. в Казани И.М. Кедровым был издан букварь "Упрощенный способ обучения чтению черемисских детей горного населения", а в 1870 г. - Г.Я. Яковлевым такой же букварь для обучения чтению луговых марийцев. Кроме азбуки, в этих первых марийских букварях помещались православные молитвы и библейские рассказы. В 1892 г. был напечатан "Букварь для восточных черемис" П.П. Ерусланова. Школьная система во второй половине XIX в. в целом сыграла важную культурно-просветительскую роль. Но в каких условиях?! Многие школы ютились в неприспособленных, сырых и тесных помещениях. Часто в школьных библиотеках не хватало букварей, книг. Деньги выделялись мизерные. Учителя и ученики бедствовали. И даже в таких тяжелых условиях учителя-подвижники стремились побольше давать знаний своим ученикам. Со временем школьные выпускники становились заметными людьми, а некоторые - видными марийскими просветителями. Среди них С.Г. Чавайн, В.М. Васильев, П.П. Глезденев, Т.Е. Евсеев, Т.Е. Ефремов, П.Я. Мендияров, В.А. Мухин и многие другие, чья активная культурно-просветительская и общественная деятельность развернулась уже в начале XX в. Марийские просветители второй половины XIX в. главным смыслом своей жизни считали просвещение родного народа. Опираясь на разработанную систему школьного образования Н.И. Ильминского – «христианского просвещения»' инородцев на их родном языке, они сделали многое. Это и выпуск первых букварей, и открытие новых школ; изучение языческих верований марийцев, их преданий, легенд, пословиц и поговорок; выпуск первых научных работ о происхождении марийского народа, о его быте, культуре и хозяйственных занятиях. С горечью и негодованием они воспринимали тяжелое социальное положение марийских крестьян. Требовали улучшения условий труда учителей и учебы крестьянских детей. Будучи сами выходцами из гущи народа, просветители Г.Я. Яковлев, С.А. Нурминский, И.Я. Моляров, Г.С. Семенов, Н.Я. Смирнов, А.Я. Смирнов, П. П. Еруслапов, Г.3. Удюрминский, А.И. Кидалашев, В.К. Магницкий, многие талантливые учителя внесли неоценимый вклад в просвещение и образование марийцев. Своим подвижническим трудом они прививали ученикам любовь к своему народу, к родному языку и культуре, уважение к соседним народам, способствовали сближению марийцев с другими народами.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |