КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общественные движения
В начале XX в. в Марийском крае возникло несколько революционных кружков и групп, не примыкавших конкретно к какой-либо партии. В некоторых из них состояли и марийцы. Например, такой кружок появился в городе Санчурске. Его члены, среди которых были и жители близлежащих марийских волостей, отпечатали на гектографе и распространили ряд листовок. Подобный же кружок, члены которого занимались самообразованием и читали запрещенную литературу, был создан в поселке Звенигово. Наряду с русскими рабочими и служащими в него входили несколько чувашей и марийцев. Юринские социал-демократы иногда вели свою агитацию среди марийских крестьян Емангашской волости. Однако большинство марийцев накануне первой российской революции вообще ничего не знало о революционных партиях и их идеях. Поэтому революционные события 1905 г. среди них заметного отклика не имели. Царское правительство сослало в Марийский край нескольких социал-демократов и социалистов-революционеров (эсеров), которые встретили здесь немало революционно настроенных учителей, крестьян, рабочих и организовали революционные кружки (например, в деревне Кокшамары). В такие кружки входили как сторонники социал-демократов, так и примыкавшие к партии эсеров. В борьбе против самодержавия эти партии действовали тогда сообща. Революционное движение в Козьмодемьянском и Чебоксарском уездах развертывалось под влиянием агитаторов, направленных сюда из Казани. 8 ноября 1905 г. В поселке Звенигово рабочие совместно с крестьянами Помъяльской волости устроили демонстрацию под лозунгами "Долой самодержавие!", "Да здравствует Учредительное собрание!", с пением "Марсельезы", под красным флагом. В декабре в Царевококшайске собралось несколько сот крестьян из близлежащих марийских деревень. К ним присоединились рабочие винокуренного завода. Собравшиеся в течение двух дней требовали освобождения из тюрьмы руководителя крестьянского союза эсера П.И. Мочалова и других политических заключенных, а также отпуска леса по сниженным ценам. Полиция оба раза разгоняла народ. Летом 1906 г. наиболее крупные выступления состоялись в левобережной части Чебоксарского уезда (нынешний Звениговский район). В Кокшамарах произошла забастовка сплавщиков, вынудившая лесопромышленников пойти на уступки: повысить заработную плату, сократить рабочий день до 10 часов. В июле сюда же прибыли из Казани студент И.С. Ключников (будущий композитор Палантай) и агитаторы из революционных организаций. Они устроили в лесу собрание крестьян, на котором призывали к решительной борьбе против самодержавия. 6 августа в Звенигово пришли около 700 крестьян-марийцев из многих деревень. Их поддержали русские рабочие Звениговского затона. Собравшиеся направились к земскому начальнику с требованиями наделить нуждающихся землей и выгонами для скота за счет казны. Не найдя начальника, рабочие и крестьяне разгромили его канцелярию и унесли с собой податные документы. Волнения были подавлены прибывшим из Казани отрядом казаков во главе с вице-губернатором. Важное значение имело распространение революционной литературы на марийском языке. Учитель Уньжинской школы Царевококшайского уезда П.Г. Григорьев составил антиправительственное воззвание на родном языке. В виде диктанта оно было переписано учениками. Во время зимних каникул по заданию учителя они увезли воззвание в свои деревни и распространили среди населения. Сам учитель ходил по селениям Шиньшинской и Моркинской волостей, читал и разъяснял крестьянам это воззвание, за что жандармы арестовали его. Подобную же работу в Козьмодемьянском уезде проводил учитель Пертнурской школы А.М. Баронов. Революционный кружок общедемократического характера организовали марийские учащиеся Казанской учительской семинарии. В их дискуссиях ставились вопросы национального возрождения родного народа. Участник кружка В.А. Мухин вспоминал: " Мы начинали думать совершенно по-иному... Мы, беседуя на потаенных сходках, пришли к выводу, что, вo-первых, мы должны посвятить свою жизнь автономии народа, его национальному самоопределению; во-вторых, вместе с трудящимися других народов участвовать в сокрушении царизма; в-третьих, мы должны помогать уничтожению эксплуататорских классов; в-четвертых, поднимать культуру народа мари на своем родном языке ". Так зарождалось и делало первые шаги марийское национальное движение. Но пока оно затронуло лишь тонкий слой зарождавшейся национальной интеллигенции. Царизм подавил революционные выступления. Были сосланы в Сибирь и другие отдаленные места некоторые организаторы и участники выступлений против царизма в Марийском крае (А.М. Баронов, П.Г. Григорьев, Д.И. Адаев, И.С. Ключников и др.). Революционные кружки прекратили свое существование. В годы реакции, наступившей после подавления революции, недовольство проявлялось уже в иных формах. Крестьяне боролись против налогового гнета. Массовый характер приняло сопротивление столыпинской аграрной реформе, развернулась борьба крестьян против хуторян. Депутат III Государственной думы А.Е. Кропотов (крестьянин Токтай-Белякской волости Уржумского уезда) говорил в Думе: "Только начинают его (столыпинский закон о земле) применять в нашей местности, как у новых помещиков (то есть хуторян)... горят дома". В этом проявилась приверженность крестьян-мари к общинным порядкам. В целом на хутора выделилось всего 2 процента крестьянских хозяйств (в среднем по Европейской части России - 23 процента).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |