КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы марийской народности. Одной из важнейших составных частей процесса складывания народности явилось формирование единого марийского языка
Одной из важнейших составных частей процесса складывания народности явилось формирование единого марийского языка. Он по словарному составу и грамматическому строю характеризуется как язык, имеющий немало общих черт с языками других волжских и пермских финнов. Сформировались черты культуры, быта, характерные для народности. Значительное число археологических памятников IX -- XIII вв., преимущественно могильников, известных на Волге от устья Оки на западе (Кантауровский) до устья Казанки на востоке (Борисковский), а также на Ветлуге (Руткинский, Выжумский, Веселовский, Черемисское кладбище), на Вятке и ее притоках (Юмский, Кочергинский, Лопъяльский), объединяются общими чертами материальной и духовной культуры, что позволяет говорить об их принадлежности к единой марийской народности с ее специфическими особенностями, об отличии ее от других народностей Поволжья и Прикамья. В связи с тем, что городецкие племена, по мнению ряда исследователей, легли в целом в основу формирования мордовских племен, а позднепьяноборские, в том числе и азелинские, сыграли определенную, хотя и не ведущую роль в сложении удмуртских племен, следует полагать, что уже в то время у марийцев сложились и такие черты, которые сближали их с мордвой и удмуртами. Формирование народности предполагало и известную степень экономической консолидации. Развитие общей экономической основы обусловливалось развитием производительных сил н производственных отношений в крае, выделением ремесленников (кузнецов, ювелиров и др.), развитием обмена и торговли. Однако экономические связи были в то время еще слабыми. Постепенно сложилась устойчивая территория расселения марийцев. В XI -- XII вв. они прочно освоили правый (горный) и левый (луговой) берега Волги. Однако двукомпонентность основы марийского этноса предопределила выделение двух территориальных групп: горных и луговых. В дальнейшем, по мере развития феодальных отношений и образования мелких феодальных владений, связи между горной и луговой частями края стали ослабевать. Этот процесс усилился в XIII—XV в. Важно иметь ввиду и то, что в XV в. и первой половине XVI в. одна часть края находилась под властью и под экономическим и политическим влиянием Казанского ханства, татарских феодалов, а другая—под властью и под влиянием русских княжеств, прежде всего Московского. Следствием этого было и различное влияние в области языка и культуры. Все это способствовало оформлению у каждой из двух групп некоторых специфических черт языка и культуры горных и луговых мари. Создались объективные условия для деления марийской народности первоначально на две территориальные, а затем диалектные группы: на луговых (олык мари) и горных (курык мари) марийцев. Это нашло отражение и в письменных источниках. B XV - XVI вв. в них уже четко фиксировались две группы марийцев: «Две бо черемисы бе в Казанской области.., едина убо черемиса об сю сторону Волги, сидит, промеж великих гор, по удолиям, и та слывет горная; другая же черемиса об ону сторону Волги живет и та ся наречет луговая». В процессе формирования и дальнейшего развития марийцев проявилась та особенность, которая характерна для периода консолидации племен в более высокую этническую общность, когда вопрос об общности территории решается неоднозначно. Поэтому у марийцев долгое время преобладало локальное самосознание, выражавшееся в определении марийцев по месту жительства -- ветлужские, кокшайские и другие марийцы, которые фиксировались иногда в письменных источниках и которые долго бытовали среди марийской народности.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |