Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие литературной критики рубежа веков (1890-1920)

 

Множество событий социально-политического характера. В печатных органах — идея «свободы без креста», идея прогресса, идея поиска тайны вне духа (отсюда — идея языка тела, подчинение духа плоти), идея мистического разврата. Они разъяли национальное мироустройство. Н. Бердяев в автобиографической книге «Самопознание» пишет о трагедии века как уничтожении русской национальной духовности, рождённой ею культуры. «Русские люди жили в разных этажах и даже в разных веках». Так называемая интеллигенция Серебряного века (термин Анны Ахматовой) бросалась из одной крайности в другую, но философии были в целом на один манер. Позитивизм, экзистенциализм, марксизм, ницшеанство и др. Представители — с Запада. В моде:

Артур Шопенгауэр. «Мир как воля и представление»: воля к жизни — движущая сила истории. Она высвобождает энергию индивидуума. Воля к власти. Она подчиняет порыв индивидуума высшей цели. С точки зрения иррационалиста мир непознаваем, поэтому можно познать только наше о нём представление;

Огюст Конт — курс лекций позитивной философии. Всем головным идеям противопоставляется опыт как совокупность субъективных ощущений. В опыте личности надо растворить Бога. Предлагают изучать естественные, «экспериментальные» науки. Организованное извне Творцом гармоническое мироустройство отрицается;

Фридрих Ницше — «Антихристианин», «Так говорил Заратустра». Этика христианства, как и любой религии, сдерживают волю. Этика расслабляет человека, его волю к власти, к борьбе. Теория Сверхчеловека. Ницше объявляет о смерти Бога как о состоявшемся акте. Эта смерть означает открытие себя: господство, подчинение, воля к власти. Мир не имеет смысла без отдельного человека, Сверхчеловека. «Рождение трагедии из духа музыки»: о двух типах культуры со времён античности;

Зигмунд Фрейд;

Карл Густав Юнг;

Анри Бергсон;

Мартин Хайдеггер.

В итоге — трагическая растерянность человека перед бессмыслицей безбожного мира. Неизбежные муки гордыни, комплексы. Одиночество (начинает разрушаться статус семьи, рода). Человек сам решает, как и чему поклоняться, и решали поклоняться чаще удовольствию.

Русская религиозная философия была не в моде, но существовала. Философы объединились после революции 1905 года в сборнике «Вехи». В конце ХIХ века многие из них были марксистами. Представители: Сергий Булгаков, Николай Бердяев, Семён Франк, Пётр Струве, Михаил Гершинзон, Александр Изгоев. Был издан по благословению архиепископа Антония (Храповицкого), с 1920 года — глава русской зарубежной церкви. В России его стали третировать с начала ХХ века, называли идеологом черносотенцев.

Суворинская газета «Новое время», Катковские издания тоже поддерживали эту философию.

Появились сборники марксистской окраски в защиту интеллигенции против сборника «Вехи».

Цели сборника «Вехи»: оценить причины и итоги революции 1905 года, попытаться показать России, к чему это ведёт, попытка прозрения самих издателей. Пришли к тому, что Россия идёт к краху, и виной — интеллигенция. П. Струве «Интеллигенция и революция», Франц «Этика нигилизма», С. Булгаков «Интеллигенция и религия», Бердяев «Философская истина и интеллигентская правда».

С. Булгаков: интеллигенция — «кружковая», «подпольная», «отщепенская», не имеющая отношения к русскому мышлению. Она отлична от русского либерализма именно своей отщепенской, подпольной философии. «Эта интеллигенция отравила сначала свою голову, а потом… совратила и весь народ… Она презирает свой народ и его нравственно-религиозные принципы». Эта интеллигенция руковоствуется четырьмя «анти»: антигосударственность, антирелигиозность, антипатриотизм, антинародность.

Сборник объявили в государственном шовинизме.

М.О. Гершензон: народ с бессознательно-мистическом ужасе ненавидит интеллигенцию.

1918 год — сборник «Из глубины» (De profundis).

Статья Бердяева «Духи русской революции»: торжество толстовства. Толстой — это злой гений России: его правовой, государственный религиозный, государственный и семейный нигилизм. Роевая жизнь, безличное братство.

В литературе, особенно в прозаическом тексте, стало модно предаваться исканиям. Диапазон: от рафинированного эстетства до животного дикарства.

Общее название кризиса духовности — декаданс. Идея конца века, сдвига. Куда сдвинется — зависит от духовного состояния нации. По времени выделяют модернизм и постмодернизм. У всех — отрицание традиционализма. Кризис эстетического сознания. Тотальная пустота мира, антиформы, антиязык, атака на читателя, дадаизм (разрушение эстетики).

Множество школ и направлений. В критике невозможно было выработать какие-либо научные критерии, поэтому критика этого периода характеризуется принципом особого прочтения текста, субъективизмом в интерпретации текста. Бунин на юбилее газеты «Русские ведомости» Каткова: если разночинцы раньше дышали русской культурой, и их болезнь — муки совести и сердца… это сердце было порою золотым… теперь духовные разночинцы… исчезли глубина, простота, благородство, правдивость русской литературы… утреяно чутьё…

Русское зарубежье: Г.В. Адамович, М.А. Алданов (Ландау), А. Белый, П.М. Бицилли, В.В. Вейдле, Б.К. Зайцев, Е.И. Замятин, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Е.А. Ляцкий, Г.П. Федотов, И.С. Шмелёв.

 

Импрессионизм.

Одно из самых интересных, значимых направлений литературы и критики ХХ века (название — в 1874 году) после картины Э. Мане. В русской критике рубежа веков — И.Ф. Анненский, Ю.И. Айхенвальд. И.Ф. Анненский «Книги отражений» (1906, 1909) — очерки о русских писателях. Ю.И. Айхенвальд «Силуэты русских писателей». Литература как цепь ассоциаций, штрихи, волнение. Критика — метод не изучающий, а проникающий. Неожиданные оценки стали сверхзадачей («лишь бы выпендриться»). Белинский — «вечный недоросль», «человек без сердцевины». За Белинского заступилась академическая работа. Айхенвальд «Спор с Белинским». Ахматова — «хранительница благочетия», Пушкин «более отзывался, чем звал». Ошибки в изображении фактов.

К.И. Чуковский «Короткомыслие» — оценка импрессионизма. «Айхенвальд только и делает, что ищет скелетов в каждом посещаемом им доме…».

 

Футуризм.

Идея о том, что ничего нельзя сделать без разрушения старого. Маринетти называет три идола нового времени: энергия, скорость, война. Америка — мировая лаборатория, где рождается цивилизация нового века, цивилизация мирового удобства, цивилизация отдельного человека, массового удобства.

«Садок судей» и др. — 13 манифестов. Идеи: должна быть разрушена эстетика старья, деформация событий и людей. Писать нужно «подобно грузовику в гостиной», «бей общественный вкус по морде бессмыслицей».

М. Горький: «Они хотят нового свежего слова… Искусство должно быть внесено в народ, на улицу».

Категорически против футуристов был Блок: «…плеяда ловких проходимцев, у которых за душой нет ничего…»

Группы:

будетляне, или кубофутуристы (В. Хлебников, В. Маяковский, А. Кручёных), — коллективизм;

эгофутуристы (И. Северянин): каждая особь есть объединённое эго, слова отбросятся самособойно; вели борьбу с символистами (парфюмерный Бальмонт) и акмеистами («свора Адамов с пробором»);

«Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев) выделяли из всех футуристов себя, Хлебникова и Маяковского.

«Мезонин-поэзия»: В. Шершеневич, Б. Лавренёв, К. Большаков, Рюрик Ивнев.

Футуристам до революции могли противостоять. После революции они уже не называли себя футуристами. На I Съезде Союза писателей М. Горький выступил с идеологией соцреализма.

До революции выступали против футуристов:

Павел Флоренский (расстрелян в 1937 году на Соловках), богослов, химик, физик, математик. Статья «Иконостас»: против главной идеи футуристов, что новое можно построить только на расчищенном месте. Никогда никому не удавалось в мировой культуре, уничтожив всё до основания, построить что-то новое. Незыблемость канона, канонических форм, того, что уже сделано в любой области. Канон — это основа. Настоящие дарования его никогда не отвергают, «а всякие ничтожества ломаются на этой канонической форме». Канон высвобождает творческую энергию;

Андрей Белый «Штемпелёванная культура» (1909). Пишет о народности литературы. Называет самобытность нации. Обвиняет футуристов в том, что этой самобытности у них нет. «Нет гениев там, где самобытность народов иссякла». «Ударяясь в космополитизм, они подкапываются под самую душу народа»;

Корней Чуковский «Эгофутуристы и кубофутуристы»: им сначала нужно друг с другом договориться, кто они такие. «Всякая грация, задушевность им отвратительна…»

 

Акмеизм.

Названия: акмеизм (Н. Гумилёв и С. Городецкий), адамизм, кларизм.

Время существования: 1913-1914 годы.

Отделились от символизма, вступали с ними в полемику. Основали «Цех поэтов», журнал «Аполлон». Были реакцией не только на символизм, но и на импрессионизм (неясное, неточное). Было сразу издано несколько сборников: «Камень» (Мандельштам: слово — это камень, который ждёт своего ваятеля) и др.

Манифесты:

Н. Гумилёв «Наследие символизма и акмеизм»;

О. Мандельштам «Утро акмеизма»: поэзия — зодчество. «Мы не летаем, мы поднимаемся только на те башни, которые сами можем построить»;

М. Кузьмин «О прекрасной ясности»: вернуть слову истинное значение, а предмету — первозданную красоту и смысл. Отказ от мистики;

С. Городецкий «Некоторые течения в современной русской поэзии» (1913): «Роза опять стала прекрасной сама по себе: своими листками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями…» Символизм — «туманные сферы бесплодных блужданий».

Однако, как бы они ни стремились создать что-то исключительные, в отличие от символисты, не учитывали, что любое художественное творчество символично. Это та же символистская поэзия, но без мистики, экзальтации, эстетства, аморализма.

 

Символизм.

Андре Мореас в 1886 году опубликовал манифест «Символизм». В России это течение приобрело крайние формы. В. Розанов издевался над символистами, «запойными игроками в символы». Мореас: «Декаденты ищут идею сущего и символы непреходящего». Дальше он пишет в духе романтизма, что искусство выше пошлой реальности. Изображение только скользит по поверхности. Как и романтизм начала XIX века, это была реакция на пошлость жизни.

Мир феноменов и ноуменов, и символ должен их содеинить. Символ выше образа, потому что находится вне этого суетного, низшего мира. Символ видит мир идеальный, высший, вещей воистину, недоступных отдельно чувственному или рассудочному сознанию. Это мир беспредельных абсолютов.

Теоретиком символизма и в литературе, и в критике был В.С. Соловьёв. Основоположник самого разрушительного направления в советской философии, «основоположник нашей духовной погибели» (А. Савельев). Магистр философии, вольнослушатель Московской духовной академии. Был командирован в Британский музей, где увлекается учением Х. Розенкрейца: ищут духовных предках в дохристианских религиях, и прежде всего в иудейской каббале. Три идеи:

1) Идея всеединства. Идея единства веры, мысли, опыта, истины. То есть религия, мыслительная жизнь, история мысли и обычная жизнь объединяются. Где тогда истина? Не в одном боге, она размыта: она в каждом человеке. «На земле нужен богочеловеческий союз с единой всечеловеческой религией» — ойкуменизм;

2) Учение о Софии. Софианцы собирались у Андрея Белого. София — женское начало, которое ведёт борьбу с хаосом и приближает нас к всеединству духа и плоти. София=Христос, женское начало в Боге, Божье тело, материя божества. В жизни Софией сделали Л.Д. Менделееву;

3) Идея теократического общества. Сначала католики поглощают православие и другие христианские конфессии, а затем иудаизм поглощает всех в своём чреве. Пока у нас неудавшееся христианство.

Отсутствие ограничений, запретов не бывает культуры, гуманности, державы, личности. Стереть границу значит разрушить.

Периоды становления и развития символистов:

1. «Буря и натиск» (старшие символисты: Н. Минский, А. Волынский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, Д. Мережковский, Ф. Сологуб);

2. «Торжество победителей» — после революции 1905 года. Произошёл раскол. Младосимволисты: А. Белый, В. Брюсов, А. Блок;

3. Постсимволизм (до 1918 года) — упадок символизма, борьба с другими направлениями.

Манифесты. В них можно увидеть, как формировалось литературно-критическое направление. Главным было найти сплав с жизнью. Найти дар писать и дар жить. «Будем как солнце», «надо создать поэму из своей жизни» (К. Бальмонт). Отсюда — проповедь какой-то неистовости, стирания границ, возбуждение, лихорадка. Символизм в жизни и литературе — клубок любовей и ненавистей. Одержимость. Лихорадочная погоня за переживаниями. «Берём мы миги, их губя» (В. Брюсов). В итоге — игра, актёрство. Это сделала судьбу большинства ужасной: опустошение, отсутствие семейной жизни. Предмет первой необходимости — страсть. Не просто любовь или ненависть — с потрясением. Мистицизм иного, чем у Жуковского, рода. Нина Петровская влюбилась в Андрея Белого, но Белый и Блок должны были поклоняться Л.Д. Менделеевой, и любовь Петровской воспринималось как святотатство: «Вы отбираете рыцарей у Жены».

Критиковал символистов И.А.Бунин. Критиковал с полемическим задором. Его критический приём: много не рассуждал, был довольно резок, убивал своим же оружием. Брюсов, Бальмонт — это не поэзия, не русская поэзия, а только самовлюблённость. Про Блока: «Какой утомительный, нудный, однообразный вздор… таинственность жулика или сумасшедшего… Поэт — человек редкий по уму, вкусу и стремлениям». Про Блока — может быть, чересчур резко. Резко отзывался и о Гоголе. Для Бунина эталоном был Пушкин.

Взгляды И.А. Бунина на символизм разделял А.П. Чехов.

Бунин про Белого: «Как можно это читать в здравом уме?».

Основным критиком-символистом был Д. Мережковский.

 

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941).

С 1918 года — в эмиграции.

Его книги в большинстве своём нафаршированы умело подобранными цитатами из малодоступных источников. Он их талантливо вставлял в свои тексты, свои рассуждения скреплял этими цитатными мостиками. Разговор у него всегда был о двух безднах: вверху и внизу. По жизни не выносил иронии, анекдотов.

Публицистика Мережковского в какой-то степени связана с литературой. «Грядущий хам» (1906), «Больная Россия» (1910).

«О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе» (1892) — реакция на революционно-демократическую, народническую струю в литературе. Гражданская тенденциозность, по его словам, завела в тупик. Его идеи — на другом полюсе. Основа искусства — только мистическое чувство. «Божественный идеализм, примирение с непознаваемым». «В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее, чем то, что выражено словом».

Утверждал неохристианство, писал некий третий Завет. Первый Завет — это язычество, торжество плоти, второй — умертвление плоти, а теперь нужен третий Завет — соединение плоти и духа. Считал символистами Гоголя, Гончарова, Тургенева, Достоевского, Толстого. Свой метод критика он называл субъективно-художественным, отрекался даже от всякого намёка на научность. Художник и критик выражают «своё богоподобное Я». Стиль вольных эссе. Любил эффектные антитезы: Христос — Антихрист, Святой Дух — внешняя плоть. Любил броские метафоры. Создавал психологические портреты художников. Пушкин — «дневное светило», Лермонтов —- «тёмный радий», Тургенев — «вечная женственность» (слабый, текучий), Чехов — «светлое золото».

Сборники «Вечные спутники». О Пушкине: его тайна — «это его нравственное здоровье и эстетическая гармония». «Накануне шопенгауэровского пессимизма… пушкин преодолевает смертельную скорбь вечной мудростью». Пушкин — весёлый, простой, светлый, лучезарный (и в жизни, и в искусстве). От Пушкина и великой русской литературы началось удаление с Гоголя (солидарен с Розановым): «Что-то раскололось в нас. Поэзия стала мраком и страхом смерти». О Тургеневе: находился в своей нирване, был эгоистом. Достоевский и Толстой — аскетическое самоистязание. «Лермонтов — поэт всечеловечества» (нет никакой идеи). «Гоголь и чёрт» (в сборнике «Гоголь. Творчество, жизнь, религия»). Идеи всего сборника: (1) Гоголь — первый русский символист; (2) чёрт — главный символ его творчества, символ вечного зла; (3) актуальность для начала ХХ века Гоголя в том, что он основоположник идеи о реальности чёрта; Гоголь показал подлинное лицо чёрта, страшное своей обыкновенностью, он в каждом («будучи тварью, он кажется Творцом; будучи тёмным, кажется денницей»), он в пошлости мыслей, чувств; вечное зло — не в трагедии, а в отсутствии всего трагического, в благоразумной середине, в самом малом; (4) Гоголь умер от страха этого чёрта, которого он не мог выгнать из себя. Все эти идеи были проговорены самим Гоголем.

«Достоевский. Жизнь, творчество, религия». Видит гоголевское начало целиком воплощённым в Достоевском: надрыв, мучительство, надлом, сатанинское начало. Достоевский — «тайновидец духа». Толстой — «тайновидец плоти», эпикуреец, язычник, мастер изображать «стихийно-животное начало» в человеке и в жизни (статья «Толстой и Достоевский»).

«Две тайны русской поэзии»: Некрасов и Тютчев. Некрасов выразил точку зрения «отцов», Тютчев — точку зрения «детей». Некрасов — поэт «общества и свободы», Тютчев — «личности и любви».

 

 

Имажинизм.

Последнее направление в русской дореволюционной критике (и первых лет революции). Image — образ, выражение (С. Есенин, А. Мариенгоф, В. Шершеневич, братья Эрдманы, Р. Ивнев).

Есенин был самым талантливым, но жил бестолково. Все жили за его счёт. Как художник, он искал «мужицкую правду». Не мог не видеть, в силу врождённого мужицкого ума, жестокую «Русь советскую». Отсюда — его кабацкие спектакли, часто антисоветского содержания. Из него пытались сделать поэта рабоче-крестьянского. Нельзя была расхождения крестьянского поэта с советской власти.

Его обвиняли в антисемитизме, свершили суд — он скрылся в психбольнице. Потом уехал в Ленинград, и там его убили.

Имажинизм строится на выступлениях Есенина. «Декларация»: посмели бороться с футуризмом. «Издох футуризм». Себя называли ассоциацией вольнодумцев. В москве у них было два книжных магазина, кафе «Стойло Пегаса», издание «Крематорий здравого смысла». Смысл имажинизма — «выявить жизнь через верлибр образов». «Образ — это броня строки, панцирь картины». Излишняя метафоризация. Позже станут отрицать глагол. Образ — «кратчайшее расстояние с наибольшей скоростью». Шершеневич: «Надо увидеть в слове самость, его девственное состояние». Глагол — безличная часть речи. Ломка грамматики. Шершеневич: «Огромный снегом занесённый площадь.

«Ключи Марии» (С.Есенин): «Нам противны занесённые руки марксисткой опеки».

Есенин расходится с имажинизмом: в них нет одухотворения. Он называет имажинизм акробатством, называет эстетикой увядания, и в 1924 году с Грузиновым пишет открытое письмо в газету «Прадва» о роспуске имажинистов в Москве Его поддерживает В. Шершеневич «А существуют ли имажинисты?». Говорил и о том, что власть мешает искусству.

 

Василий Васильевич Розанов (1856-1919).

Стоит особняком в критике ХХ века.

В 1905 году объявил революцию новым веком: пишет, что это «новое христианство», богостроительство. Потом — резкий поворот: печатался в монархических изданиях, жестоко преследовал Чернышевского и Добролюбова. Публицист. В последние году жизни — религиозный мыслитель. Работы написаны в особой манере. Принцип: ничего не исправлять, не добавлять. Только живые факты и — «как сказалось, так и остаётся». Использует документы эпохи, часто в тетрадь вклеивает газетные вырезки, чужие статьи. Свою форму называл «апофеозом бесформенности». Это национальная русская стихийность и широта. Часто его статьи напоминают сборники афоризмов. «Апокалипсис нашего времени» (1917). В советское время его забивали. Говорит о русской нации с восторгом, об американцах — с презрением. О русской литературе XIX века отзывался с неприятием. Ругает её за нигилизм. «Россию погубила литература». Выделяет несколько имён, с которых началась эта гибель: Гоголь, Толстой, Достоевский и др.

Статьи: «Возврат к Пушкину», «Пушкин и Лермонтов», «Пушкин и Гоголь» (прочитать), «Вечно печальная дуэль» (1899, искажены факты).

О Пушкине: «Если бы Пушкин вошёл в каждый русский дом, он сделал бы невозможным распространение пошлости». «И марксизм был бы немыслим в молодом поколении с Пушкиным». «Ничего не устарело в его языке». В проивовес ему — Достоевский и Толстой, которые «устарели со своей постоянной нервозностью». «Пушкин каждому сказал на ухо слово нежного участия, утешения и поддержки». «Пушкин никого не облил ядом ненависти или презрения». «Пушкин — поэт мирового лада. Лермонтов — мирового разлада». «Пушкин идёт к нам с открытым лицом», а Лермонтов — уходит. «Пушкин движется вверх и ввысь, а Лермонтов — тянет вниз». «Гоголь живёт в мёртвом мире и всегда один». «Скупой рыцарь» Пушкина — человек, а Плюшкин — восковая фигура. Розанов судит Гоголя с точки зрения нравственно-религиозной: он всегда судил. «Гоголь всегда хохочущий над Россией и равнодушный к России и к человеку».

Литературу второй половины XIX века он тоже оценивает с точки зрения религии, то есть страдания. Оценивает героев. У Достоевского и Толстого — только «Светоносные частицы».

 

Зарождение и развитие марксистской критики.

Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918). Из мелкопоместных дворян, рано увлёкся марксизмом. Эмигрировал, чтобы освобождать за границей «группу освобождения труда». Переводил зарубежные трактаты на русский (например, Маркса). Был народниковм, анархистом, в итоге пришёл к меньшевизму. Был против революции, за продолжение войны.

Его главная мысль — перевести идею текста с языка искусство на язык социологии. Заново решил пересмотреть основные законы эстетики: отношение искусства к действительности, вопрос о происхождении искусства.

Эстетики, вне классовой, не признаёт, не признаёт национального искусства.

«Письма без адреса»: происхождение искусства. «Основа искусства — труд». Поэтому искусство должно принадлежать народу, «трудящимся», а иначе это праздная игра.

В искусстве видел биологическую природу человека (от Писарева): «Врождённое свойство человека — это подражание и отрицание… Подражание порождает оду, отрицание — сатиру». «Польза принаётся рассудком, а красота — инстинктом, созерцанием» (противоречие себе). Каждый человек носит в себе способность к созерцанию красоты. «Незаинтересованное наслаждение».

С 1880х годов — мода на толстовство. «Карл Маркс и Лев Толстой»: его раздражает идея непротивления злу насилием. Толстой — «заблудившийся дворянин, Гомер дворянского быта», нет общественного звучания. Высмеивается попытка дополнить Толстого Марксом.

Он не верил в крестьянство как революционный класс. В Горьком в пьесе «Враги» он называет его «высокоталантливым художником», но его революционной романтике не признаёт. Про роман «Мать»: нет никакой красоты, одна только польза.

 

Вацлав Вацлавович Воровский (1871-1923).

Написал около 300 разных статей и заметок. Считал критику частью общепролетарского дела. Начал с переоценки классической литературы. «Мятущиеся и мечущиеся»: «мятущиеся» — это Чехов, Куприн, Бунин, «классово ограниченные»; «мечущиеся» — декаденты. Л. Андреев погибает под влиянием декадентов, напуганных революцией.

Статья «О буржуазности модернистов». Он прослеживает путь декадентской интеллигенции от революционности к реакции. Эти модернисты «находятся на содержании у денежного мешка» (мог быть Н.П. Рябушинский, издатель декадентского журнала «Золотое руно»). «Эта литература на первый план вывинула плотские наслаждения…»

Тоже поднял руку на Горького. Статья «Две матери». Таких матерей, как Ниловна, не бывает.

 

Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933)

Нарком образования с 1917 г. Строил из себя защитника???

Неоязычество. Очень скоро — верный ленинец. «Мир — комплекс наших ощущений» (Мах, Авенариус — субъективные идеалисты). Значит, «основа искусства — удовлетворение наших ощущений»: стремление человека к наслаждению. Этика и долг — пережитки прошлого, от этих слов веет рабством. «Письма о пролетарской литературе»: художник — сильная личность, и писать должен о сильной личность. Если жалеющие — это «безвольные гамлеты», есть те, кто выше жалости — «фаусты». Гении и короли всегда одиноки.

«Исключительное значение Горького в том, что он является первым великим писателем пролетариата. Это класс, которому суждено, спасая себя, спасти человечество».

«Дачники»: Горький пародирует там декадентские стихи; в «Русских сказках» создаёт образ поэта Сертяшкина.

Вместе с Лениным создали огромное количество пролетарских изданий. Журналы «Жизнь», «Мысль», «Звезда», «Правда», «Искра», «Вперёд». Издательство «Знание».

С 1906 года — жизнь на о. Капри. Пишет «Каприйский курс истории русской литературы». Был опубликован после установления советской власти. Там — классовая борьба в литертауре. Романтизм делился на прогрессивный и реакционный. Реакционный не рассматривался. Тексты читались под лозунгом освободительной борьбы.

В 1934 году Горький совершает ссвой главный грех по отношению к русской литературой. Первый съезд Союза писателей — доклад «О социалистическом реализме»: партийная установка. «В искусстве идеология должна выйти на первое место».

 

Владимир Ильич Ленин (1870-1924).

«Партийная организация и партивная литература»: российская объективность — это партийность, обязывающая вставать на позицию той или иной социальной группы. Есть две культуры в каждой национальной культуре — культура угнетателей и угнетённых. Поэтому культура угнетённых породила тех, кого хоть как-то привязать к революции.

Статья «Памяти Герцена»: периодизация освободительного движения.

«Поэт и теория отражения»

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Неославянофильство и почвенничество | Тема 1.1 Введение. Основные понятия локальной сети
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.