КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 7 Методы и методические приемы обучения праву
Слово «метод» имеет довольно глубокую историю, обращая нас к далекому прошлому человечества. В буквальном смысле оно обозначает (от греч.- путь исследования, теория, учение) способ, с помощью которого познается окружающая действительность или достигаются конкретные цели. Известный мыслитель эпохи Нового времени Ф. Бэкон (1561—1626) сравнивал метод с фонарем, освещающим ученому путь в темноте. Действительно, правильно выбранный метод достижения определенных целей порой играет важную роль в жизни человека. В области правового обучения выработалась своя система методов, позволяющая решать основные задачи юридического образования или просто воспитания граждан страны. В этой связи методы обучения праву рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение целей правового образования, воспитания и развития школьников. Специалисты выделяют пять общедидактических методов: 1) Объяснительно-иллюстративный. Его сущность состоит в том, что учитель сообщает готовую правовую информацию разными средствами, а ученики воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти. 2) Репродуктивный метод. Системой логически взаимосвязанных вопросов учитель права организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. 3) Метод проблемного изложения. При организации правовых занятий учитель ставит определенную проблему, сам ее решает и показывает путь решения, предлагая образцы научного познания правовых явлений. 4) Частично-поисковый или эвристический метод. При применении этого метода учитель права ориентирует школьников на выполнение отдельных шагов поиска ответа на проблемный вопрос или задание. 5) Исследовательский метод. Он обеспечивает творческое применение знаний, способствует овладению методами научного познания. Развивает интерес к предмету. Указанные выше методы правового обучения отличаются друг от друга характером познавательной деятельности. В одних случаях она связана с репродуктивной работой, а в других — с исследовательской, продуктивной. Классификация методов по источникам знаний позволяет обратить внимание педагога на словесные, наглядные и практические методы. Рассмотрим некоторые их особенности применительно к современной системе правового обучения. Общеизвестно, что вербальное общение представляет собой передачу мыслей с помощью слова, мимики или пантомимики. В системе словесных методов обучения праву большую роль играет беседа, рассказ или выступление учителя по определенной теме. Знаменитый физиолог И. П. Павлов (1849—1936), проводя многочисленные опыты, доказал, что слова являются самым эффективным средством воздействия на живые существа. На учебных занятиях по праву следует уделить особое внимание культуре речевого общения учителя и учеников. Доброе, спокойно сказанное слово способно творить чудеса. Это помогает поддерживать организованность и порядок в классе во время проведения урока. Раздраженный голос учителя создает у школьников стрессовое состояние и приводит к отторжению их от даже, казалось бы, интересных тем правового курса. Не случайно А. С. Макаренко считал, что важным показателем педагогического мастерства является умение произносить слова «подойди ко мне» с десятками нюансов в голосе. Умение использовать возможности паралингвистики (вокализация речи, ее тональность, тембр) и экстралингвистики (громкость речи, ее темп, паузы) оказывает большое влияние на плодотворность словесных контактов в правовом обучении. Словесное общение дополняет контакт глазами. Очень часто на уроке права учитель вынужден разъяснять сложные юридические дефиниции в форме мини-лекции, которая занимает от 15 до 20 минут. В этом случае целесообразно переводить взгляд от одного слушателя к другому, стремясь создать у каждого впечатление, что именно его избрали объектом внимания. С одной стороны, поступать так предписывают правила этикета, с другой — такое поведение учителя права стимулирует каждого ученика: школьник не станет заниматься посторонним делом, отвлекаться. Таким образом обеспечивается так называемая обратная связь учителя и учеников. Учитель сразу замечает, кто внимательно слушает его и охотно работает на уроке. Культура речи проявляется не только в том, что сказано, но и в том, как сказано. Учитель права должен уметь приводить в пример различные казусы, правовые ситуации из реальной жизни, которые носят обобщенно-типичный характер, но в то же время производят определенное впечатление на слушателей. Разъяснение правовых конструкций только на теоретическом уровне нецелесообразно хотя бы потому, что их будет сложно запоминать. На уроках права необходимо соблюдать основные правила кинетики: умело применять жесты, мимику, пантомимику (движение всего тела). Специалисты доказали, что жест хорош в том случае, когда он подкрепляет слово. Неопределенно-хаотичные жесты создают впечатление нервного возбуждения и рассеивают внимание слушателей. А. С. Макаренко называл стремление учителя увеличить эмоциональное воздействие от своей собственной персоны с помощью злого взгляда, нахмуривания лба, бровей кустарными педагогическими приемами. Педагог должен передавать своим воспитанникам заряд бодрости, оптимизма. Хуже всего, когда на лице говорящего учителя школьники видят скуку и полное безразличие к тому, что он объясняет. Ученики очень быстро привыкают к этому и начинают копировать поведение педагога. Передавая правовую информацию, учитель не должен ходить по аудитории из угла в угол. У учащихся в таких условиях будет рассеиваться внимание. На усвоение слов учителя влияет и его внешний вид. Установлено, что человек, умеющий хорошо одеваться и следить за собой, обладает лучшими личностными характеристиками в сравнении с тем, кто за собой не следит. Важную роль играет и тональность речи. Чаще всего обижаются не на смысл слов учителя, а на то, каким тоном они произносятся. Это особенно важно, когда исправляется ошибка, делается замечание. То и другое нельзя произносить мимоходом, беспристрастным тоном. Замечание не должно звучать обидно. Его следует делать вежливым и ободряющим тоном. А чтобы закрепить модель верного поведения ученика, ему предлагается выполнить определенное задание. Фундаментом вербального общения выступают положительные эмоции. Большинство учеников не могут заниматься успешно в условиях недоброжелательной критики, угрозы, ненависти или даже осмеяния. Стремясь избежать этого, они применяют любые меры защиты, начинают испытывать подавленность, утомление и скуку. Школьники крайне негативно воспринимают любые погрешности в речи педагога, резко отрицательно относятся к штампам (речевым фразам), которые учитель постоянно повторяет. Декларирование общеизвестных истин не способствует вербальному общению в процессе преподавания права. Так, малоэффективны наставления типа: «ты учишься в гимназии, а потому обязан знать право», «ты отличница, а значит должна выучить правовые нормы», «вы обязаны соблюдать предписания закона, даже если не понимаете их». Таким способом осуществляются морализаторские наставления, которые наравне с руганью и чтением нотаций негативно сказываются на процессе обучения праву. Все это похоже на насилие, навязываемое извне. Словесное объяснение отдельных положений темы урока лучше строить простыми, хорошо продуманными фразами. Эффективность восприятия правового материала будет выше, если в начале изложения высказываются мысли, созвучные настроению ребят. Вот наиболее типичные способы начала выступления учителя на первом уроке по праву: 1) Сегодня мы начинаем изучать одну из самых таинственных и загадочных наук, история которой весьма интересна и необычна. Древние называли ее «искусством добра и справедливости», а ее знатоков наделяли ореолом святости. Речь идет о великой силе юриспруденции, которая помогает нам сегодня понять некоторые общественные правила поведения. Они носят общеобязательный характер и помогают людям жить в одном обществе. Далее можно рассказать о том, какая судьба постигла тех, кто не был сведущ в. юридических нормах (кого-то обманули, кто-то не смог отстоять свое право и т. д.). 2) Можно начать разговор с цитаты. Она должна быть глубокой по содержанию, интересной и авторитетной для аудитории. В других случаях на процесс обучения мотивирует рассказ определенной жизненной ситуации, исторического события. Приведем некоторые приемы словесной коммуникации. 1. Логическое осмысление правового явления. В этом случае учитель систематизирует яркие факты в своей речи. Например, рассказывая о том, как шел процесс формирования отдельных норм права, учитель разъясняет ребятам сущность закрепившихся в действующем законодательстве юридических правил. Так, в нынешнем семейном кодексе страны есть норма, запрещающая регистрировать брак между людьми, имеющими близкое родство (ст. 14 СК РФ). Вредные последствия родственного кровосмешения люди заметили давно, а потому история такого запрета весьма длинна. 2. Разъяснение. В этом случае учитель показывает сущность того или иного юридического правила, иллюстрирует его многочисленными примерами для более прочного запоминания. Предположим, на уроке отрабатываются навыки практического характера — составление исковых заявлений в судебные органы с целью защиты своих прав. Предваряя работу, учитель должен разъяснить особенности данного документа, принципы и правила его составления. Таким образом, методы словесного характера взаимодействуют с практическими. 3. Детализация. Объясняя сущность определенного правового явления, учитель должен обратить внимание на отдельные составляющие его части. Например, рассматривая с точки зрения теории права дефиницию «преступление», учитель обращает внимание учеников на элементы, образующие его состав (таким образом, с помощью примеров можно детально рассмотреть субъект, объект, субъективную и объективную стороны явления). 4. Разносторонняя оценка. Этот прием характеризуется высоким уровнем изложения материала. Предположим, в старших классах при изучении понятия «право» школьники обнаруживают существование в науке многочисленных подходов к этому понятию. Анализируя некоторые школы права (например, нормативистскую, социологическую, психологическую или естественно-правовую), школьники учатся сопоставлять позиции мыслителей и юристов, выделять их положительные и отрицательные стороны. Так они начинают понимать, что многие явления правовой действительности, несмотря на строгость и четкость правовых норм, нельзя оценить однозначно. Во многих случаях требуется детальное рассмотрение дополнительных фактов и т. п. 5. Обнаружение тенденции. На уроках права нередко используются приемы исторического анализа того или иного правового явления с целью выяснения тенденций его развития. Например, особенностями развития современной системы права в нашей стране являются усиление человековедческих подходов законодателя при создании норм права, расширение частного права, интеграция с международными нормами права и проч. 6. Особенное значение факта. Аргументированные ответы - важное требование учителя права к своим ученикам, которые именно на его уроках должны отработать умения доказывать собственную позицию по вопросу, давать конкретный совет при разрешении конфликтной правовой ситуации. Учитель права должен иметь в виду, что при одноразовом ознакомлении с правовым материалом ученик может легко запомнить три-четыре факта. В этой связи составление плана урока, а также выделение мини-вопросов, которые следует усвоить, необходимо основывать на указанном количестве составных частей. Особого внимания заслуживает система наглядных средств обучения праву, которая используется в методике преподавания. Специалисты справедливо считают, что наглядность играет большую роль и в словесном общении (нет ничего в мышлении, чего не было бы прежде в ощущении; чувства — это свидетели достоверности и вернейшие руководители памяти). Многие специалисты доказывают, что зрительный канал восприятия правовой информации в десять раз эффективнее осязательного и в сто раз — слухового. Отдельные преподаватели считают, что наглядность сама по себе вызывает внимание к тому, что показывают. Однако это не совсем так. Наблюдение становится плодотворным тогда, когда у слушателя возникает желание не просто увидеть, но и понять изучаемое правовое явление. Различные виды наглядного материала по праву могут использоваться для иллюстрации отдельных правовых понятий. Например, разъясняя сущность законодательного процесса в России, преподаватель может воспользоваться такой схемой.
Наглядные средства обучения праву позволят проводить деловые игры, диспуты, семинары, а также традиционные уроки, развивая память и мышление подростков. Кроме того, такие схемы могут стать основой оборудования школьного кабинета общественных дисциплин. Чрезмерное увлечение наглядными средствами обучения в области права так же вредно, как и их полное отсутствие. Необходимо помнить, что средство наглядности должно появляться только в тот момент, когда оно используется. Среди наглядных средств обучения в области права выделяют схемы, диаграммы, рисунки, картины, а также так называемые опорные конспекты. Последние представляют собой правовую информацию, сгруппированную в отдельные блоки. Кроме словесного общения с классом, группой учащихся (ретиальное общение) в практике работы учителя права нередки непосредственные контакты с отдельными учениками (аксиальное общение). Чтобы улучшить такой вид коммуникации, следует обратить внимание на особые правила. Например, нельзя подолгу или постоянно останавливаться в разговоре на одном и том же вопросе. Необходимо разнообразить разговор различными темами. Трудно общаться с теми людьми, которые всегда спорят, даже понимая, что они неправы. Однако еще неприятнее общаться с теми, кто постоянно соглашается по всем вопросам, поддакивает, стремясь «угодить». Учителю иногда целесообразно не афишировать свою осведомленность в том, о чем ему рассказывает ученик. В противном случае дальнейшие контакты перестанут быть интересными, и ученик не захочет вновь поделиться услышанным или увиденным. Основной стиль вербального общения в области обучения праву — диалогический. Значит, проведение занятий только в форме монологичного изложения даже интересного правового материала не станет эффективным способом формирования правовых знаний и умений учеников. Хотелось бы обратить внимание на те методы правового обучения, которые носят так называемый интегративный характер, т. е. могут быть отнесены не только к одному типу методических приемов и средств обучения. Автор считает, что большую результативность в правовом обучении показала так называемая методика внеконтекстных операций с базовыми юридическими понятиями. Она весьма полезна и при диагностировании степени усвоения содержания материала. Об этом речь пойдет в отдельной главе. Поясним некоторые аспекты такой методики. Любое юридическое понятие, не включенное в текст, вызывает у человека определенный круг ассоциаций. Предположим, понятия «диспозитивная норма» или «альтернативная санкция» может разъяснить не каждый. Один ученик даст весьма поверхностное и приблизительное определение этим сочетаниям. Другой же — представит четкие пояснения, укажет ассоциативные связи и подробно раскроет содержание темы в рамках этих понятий. От чего это зависит? В первую очередь, от обученности человека и развитости у него понятийного мышления. Исследования показали, что операции с понятиями могут выступать не только методами диагностирования знаний, но и средствами развивающего обучения. Посредством такой методики у школьников и студентов создается целостное, обобщенное представление о содержании изучаемого юридического курса. У будущих профессионалов развивается абстрактно-логическое мышление, ведь работа с понятиями позволяет проследить причинно-следственные связи многих правовых ситуаций, которые не поддаются чувственному, наглядному познанию. Используя методику внеконстекстных операций с ведущими понятиями при подготовке юриста или просто грамотного гражданина, мы способствуем формированию эвристического мышления, создавая прочную основу для дальнейшей творческой работы любого профессионала. Активизируется и позновательная деятельность учащегося, который вооружается эффективными способами самоподготовки и самоконтроля. В рамках такой работы можно предложить простые операции с изученными юридическими конструкциями: узнавание термина, определение его, раскрытие содержания и объема понятия, установление связей данного понятия с вышестоящими и нижестоящими понятиями, раскрытие практических действий, которые можно осуществлять с этим понятием. Целесообразнее обратить внимание и на более сложные виды работы: показ того, как трактуют данное понятие различные авторы, объяснение генезиса понятия, умение разъяснить, как используется это понятие в других науках, поиск синонимов данного понятия и проч. В процессе такой диагностики учащиеся выстраивают терминологические модели, блок-схемы, в которых отражаются логические взаимосвязи базовых понятий. Отдельная группа заданий может быть посвящена проверке умений выделять существенные признаки тех или иных явлений. Так, учащиеся, пользуясь методом абстрагирования, а также сравнительно-юридическими операциями, определяют, например, отличия актов применения права от нормативно-правовых актов. Приведем некоторые примеры того, как можно использовать метод терминологических моделей на уроках права. Почему разнообразная работа с понятиями эффективна и для деятельности самого учителя? Внеконтекстные операции с базовыми юридическими понятиями позволяют усилить логику изложения предмета, повысить уровень наглядности изучаемого материала. В процессе работы ученики должны построить из терминов, которые даны заранее, понятийные графы блок-схемы, модели, где отражаются логические взаимосвязи базовых понятий. Задание 1 Даны следующие понятия: право, норма, гипотеза, санкция, диспозиция, гражданское право, частное право, публичное право, уголовное право, сделка, преступление. 1. Определите, к какому разделу курса они относятся. 2. Дайте определение понятию «право», раскройте его содержание и сопоставьте с понятием «закон». 3. Выделите термины, отражающие систему права, и расположите их в дедуктивном порядке. 4. Найдите в списке термины, отражающие систему права, и расположите их в индуктивном порядке. 5. Составьте схему, отражающую взаимосвязь этих понятий. Обоснуйте свой подход. Ответы 1. Понятия относятся к правовой области общественных отношений, затрагивающих разные сферы жизни общества (экономику, политику и т. д.). 2. Право — система общеобязательных правил поведения, формально выраженных в источниках, обеспеченных принудительной силой государства. Его содержание создается в обществе. В тоталитарных странах государство диктует свою волю населению, а потому законы могут носить неправовой характер. Разве можно назвать правовым бывший Закон СССР о детском расстреле или положение УПК о том, что главным доказательством виновности человека в содеянном является его собственное признание? Все это примеры из истории прошлых лет. Закон — это высший юридический акт государства, в котором и выражается право. Задание 2 Дескрипторное описание терминов можно показать в рамках следующей деятельности. Ученикам предлагается расположить в иерархическом порядке следующие термины: закон, указ президента, нормативный акт мэра, конституция, постановление правительства, инструкция министерства. Ответ • конституция • закон • указ президента • постановление правительства • инструкция министерства • нормативный акт мэра Задание 3 Составьте перечень понятий, ассоциирующихся со следующими: правонарушение, сделка, источник права. Ответ необходимо аргументировать. Ответ • правонарушение — преступление, проступок; • сделка — купля-продажа, аренда, завещание и т. д.; • источник права — нормативно-правовой акт, прецедент, правовой обычай, нормативный договор. Многочисленные споры ученых в отношении сущности и классификации существующих методов в области правового обучения позволяют сделать вывод о необходимости оптимального сочетания на практике традиционных, репродуктивно-воспроизводящих методов и инновационных, проблемно-творческих методов. Практика показывает, что доминирование одних методов в ущерб другим крайне негативно сказывается на результативности правового обучения. Необходимо иметь в виду следующие особенности обучающего процесса: 1) Для организации творческих уроков по праву следует обеспечить основательную подготовку школьников в виде комплекса базовых знаний, которые могут стать своеобразным фундаментом для развития творчества детей. 2) Сложный по характеру юридический материал нельзя изучать поисковым методом. Он требует объяснительно-иллюстративного подхода (объяснения учителя, лекции, рассказа). Проблемный метод в этом случае будет выступать как прием. Методический прием — это частное средство, с помощью которого в совокупности с другими средствами реализуется тот или иной способ познания правовой действительности и приобретения навыков в области права. Так, учитель формулирует определенную проблему, предлагает учащимся подумать над рядом проблемных вопросов и т. д. 3) При выборе методов обучения следует учитывать потенциальные возможности учеников, уровень их подготовки. В классе, где ученики обладают высоким уровнем обученности и потенциальными возможностями для более основательного изучения права, следует активизировать их самостоятельную работу путем заданий повышенной сложности, творческих и проблемных вопросов; 4) Личные способности учителя и наличие времени для изучения вопросов права играют немалую роль в выборе того или иного метода правового обучения.
Приложение 1
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 8893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |