Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 16. Методы изучения эффективности правового воспитания

Важным условием концептуального осмысления правового воспитания является его эффективность. Здесь необходимо обратить внимание на соотношение результата правового воспитания и его целей, которые направлены на его достижение. Именно цель и ре­зультат являются структурообразующими элементами поня­тия эффективности правового воспитания.

Понятие «эффективность» определяется как результат, следствие каких-либо причин, действий. Ряд авторов считают, что «эффективность правового воспитания можно рассматри­вать как соотношение между фактически достигнутым резуль­татом правовоспитательной деятельности и теми социальны­ми целями, для достижения которых эта деятельность проводилась». В рамках правового образования речь идет о результативности целенаправленного воздействия на субъек­ты и объекты правовоспитательного процесса.

Уже в 80-е годы XX в. были разработаны способы измерения эффективности правового воспитания с помощью логико-математического моделирования. В. В. Головченко доказал, что благодаря именно такому подходу цели правовоспитательной работы приобретают формально-логическую направленность и «из­меримый» вид. Становится возможной разработка эмпиричес­ки фиксируемых количественных показателей, характеризую­щих результаты правовоспитательной деятельности в динамике, поэтапно, из года в год; оказываются осуществимыми «замеры» эффективности в конце каждого этапа и срав­нение ее уровней в различные периоды применительно к од­ному объекту воздействия.

Мож­но выделять две формы эффективности правового воспита­ния: духовную и поведенческую. По­казателями эффективности может быть степень достижения целей, время, затраченное на получение результата, объем ор­ганизационных и материальных издержек, умения граждан применять знания.

В качестве основных критериев эффективности правового воспитания ученые выделили следующие:

А) знание права, познавательно-правовая активность;

Б) правовая убежденность, чувство законности;

Г) правомерность поведения;

Д) социально-правовая активность.

При этом первые два критерия связаны с духовной формой эффективности, а последние определены поведенческой (практической). Все они связаны с реализацией целей право­вого воспитания и являются логическим следствием целедостижения, важными элементами и проявлениями правового сознания.

Важной целью правовоспитательного процес­са становится формирование правовых знаний личности, правовой убежденности и привычек правомерного поведе­ния. При формировании новой концепции правового воспитания не­обходимо соблюдать четыре важных условия: правовое вос­питание должно носить конкретный характер. Это значит, что необходимо выработать целую систему мер в рамках целе­направленного воздействия на субъектов с четко определен­ными заранее целями для удобства осуществления контроля. Во-вторых, правовое воспитание должно носить целенаправленный характер. Необходимо вы­строить систему «вертикали» правовых курсов в структуре отечественного образования. Система должна быть адаптиро­вана к разным слоям, группам. В этой связи необходима еди­ная базовая программа. В-третьих, правовое воспитание должно носить деятельностный характер. Оно должно стать приоритетным направлением государственной деятельности. Его целью является воспитание общего и индивидуального уровня культуры, содействие формированию правосознания, а также привитие навыков правомерного поведения.

Особенностью право­вого воспитания является тесная связь с государственной политикой. Оно как и другая форма государственной деятельности строится на системе общеобязательных правовых норм.

Таким образом, выявление методологических основ фор­мирования новых концепций о роли правового образования в обществе, теоретических основ эффективности правовоспита­тельного процесса помогает осознать базовые критерии каче­ственности, результативности системы целенаправленного правового воздействия наличность с целью формирования у нее необходимых качеств. К ним относят: уровень правовой обученности личности, степень сформированности необходи­мых правовых компетенций субъекта, умений применять пра­вовые знания в реальной жизни.

Одним из центральных вопросов правовоспи­тательной работы является повышение ее эффективности.

В отчетах школ, в выступлениях учителей и руководителей педагогических коллективов широко используются количествен­ные и качественные показатели, характеризующие состояние и уровень правовоспитательной деятельности. Обычно приводятся данные о числе школьников, изучающих основы пра­ва на уроках и факультативных занятиях, их успеваемости, проведенных мероприя­тиях (выступлениях представителей административных органов, работе кружков и т. п.), а также об организационных формах и повышении профессиональной квалификации преподавателей. Со­вокупность количественных и качественных характеристик состо­яния правового воспитания в школьном коллективе, полученных за несколько лет, позволяет оценивать масштабность и динамизм этой деятельности, его организационный и профессиональный уро­вень. В то же время эти данные далеко не в полной мере свиде­тельствуют о ее эффективности.

Одной из важнейших целей правового воспитания в общеобра­зовательной школе является формирование и развитие правосознания учащихся. В правосознании личности раз­личаются такие структурные элементы, как правовые знания, пра­вовые убеждения и социально-правовые установки на поведение.

Повышение уровня правовых знаний школьников, является одной из важных целей правового обучения и воспитания в общеобразовательной школе. Поэтому оценка ре­зультатов ее достижения в определенной мере свидетельствует об эффективности познавательной стороны правового воспитания школьников. Было бы в равной мере ошибочно как преуменьшать «знание права» в качестве регулятора правомерного (тем более социально-активного) поведения личности, так и преувеличивать, фетишизировать это знание, которое само по себе не может яв­ляться гарантией соблюдения правовых норм,

Знание правовых норм и принципов только тогда эффективно выполняет свою функцию регулятора поведения личности, когда сочетается в индивидуальном правосознании с позитивным отноше­нием к этим нормам и принципам, желанием и устойчивой пси­хологической готовностью к их соблюдению.

Проблема «знание права» имеет другой, не менее сложный ас­пект: что необходимо знать школьнику о праве, какие правовые нормы и принципы должны включаться в учебный курс для их изучения?

Поэтому в процессе изучения эффективности усвоения учащи­мися курса, факуль­тативного материала, а также содержания внеклассной и внешкольной пропаганды необходимо специально обращать внимание на усвоение школьниками тех норм права, круг которых определяется в основном программами школьного обучения.

Для правильного понимания проблемы эффективности право­вого воспитания необходимо исходить из всей системы факторов, оказывающих влияние на формирование правосознания учащихся.

Особое значение в системе факторов, определяющих формиро­вание правосознания личности в обществе, имеет воспитательная деятельность, широкий ком­плекс средств, методов и каналов правового воспитания (образо­вание и искусство, средства массовой информации и пропаганды и т. п.). В этой деятельности наиболее значимыми для учащихся являются изучение правового курса, системы внеклассных и вне­школьных правовоспитательных мероприятий.

Относительно самостоятельную группу факторов формирования правосознания учащихся составляют объективные условия и субъ­ективная идейно-воспитательная деятельность, существующие в том или ином школьном коллективе. К ним относятся организа­ционный и профессиональный уровень правовоспитательной дея­тельности (правовая подготовка и опытность педагогов, обеспе­чение учебными пособиями, связь с правоохранительными органами), социально-психологическая обстановка в данном коллективе (взаимоотношения и сплоченность), культурно-воспитательная деятельность.

Вместе с профессиональными и образовательными характе­ристиками педагогического коллектива, демографическими и пси­хологическими особенностями учащихся эти факторы предопре­деляют воспитательный потенциал учебного коллектива, уровень его функционирования, эффективность осуществляемого в этом коллективе правового воспитания.

Таким образом, при оценке эффективности правового воспита­ния в общеобразовательной школе следует постоянно иметь в виду сложный и разнопорядковый уровень воздействия системы факторов, формирующих правосознание школьника. Практически задача оценки эффективности сводится к выявлению в этой сис­теме реального влияния специ­альной деятельности по правовому воспитанию, достигнутого в результате усилий соответствующего педагогического коллектива.

Эффективность правового воспитания выражается прежде все­го в определенных объективных показателях успеваемости учащихся по правовым дисциплинам, уровня и динамики совершаемых правонарушений и нарушений учебной дисциплины, уровня социально-правовой активности учащихся (участие в школьном самоуправлении, в деятельности общественных органов, содейст­вующих охране правопорядка и т. п.).

Получение количественных данных по этим показателям не представляет особой сложности. Значительно труднее выявить показатели, свидетельствующие о субъективных изменениях в уровне правосознания школьников, их ценностно-правовых ориентациях, согласии или несогласии с закрепленными в социалисти­ческом праве принципами и установленными им правилами по­ведения, реальных мотивах соблюдения или несоблюдения правовых предписаний. Эти данные трудно получить без социологичес­кого и социально-психологического исследования правосознания учащихся.

В социологии различают три метода сбора информации: наблюдение, изучение документальных источников, опрос. Существуют и различные ком­бинации технических приемов, связанных с одним из названных выше методов получения первичной социологической информации.

Из основных методов получения социологической информации для изучения состояния и эффективности правового воспитания в классе (школе) можно рекомендовать:

— изучение документальных источников;

— анкетный опрос;

— эксперимент.

Под документом понимают любой источник информации, фик­сированной в печатном и рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке.

Среди документов, необходимых для изучения следует назвать:

а) планы правового воспитания;

б) документы периодической статистической отчетности о проводимых правовоспитательных мероприятиях;

в) документы, отражающие количество и характер правонару­шений, совершенных учащимися данного класса (школы);

г) вербальные документы — отчеты, доклады комиссий, запис­ки, дневники наблюдений за отдельными учащимися и т. п.

д) документы, содержащие данные о бытовых условиях уча­щихся,—об образовании родителей, составе семьи, жилищных условиях, психологической обстановке в семье и др.

Документальные данные, отражающие объективные показате­ли, необходимы для выявления состояния правового воспитания в школе (классе). Они также позволяют сориентироваться в объ­ективно существующих условиях окружения учащихся.

Для сбора этих данных рекомендуется формализованная таб­лица, в рубрики которой вносятся названные выше объективные показатели. Они собираются по всей школе в целом и по тем классам, в которых будет проводиться изучение с применением других методов или техники.

Опрос. Для получения социологической информации о состоя­нии правосознания учащихся — вербальных показателях, свиде­тельствующих об их правовых убеждениях, мотивах соблюдения или несоблюдения законов, правовой активности, практически не­заменимым является опрос. Формы сбора ответов могут быть разными: в ходе свободной беседы, с помощью четко формали­зованного интервью, с помощью опросной анкеты.

Наиболее приемлемым считается анкетный опрос. Он прово­дится с соблюдением некоторых принципов отбора учащихся. По­скольку преподавание

В каждом из этих классов проводится сплошной опрос всех учащихся.

Искусство использования опросного метода заключается в том, чтобы получить наиболее искренние ответы, в которых бы макси­мально полно отразились мнения опрашиваемых учащихся, их информированность, их отношение к правовым явлениям.

Из средств, дающих возможность избежать заведомо неправ­дивых ответов, можно назвать несколько. Опрашивающему необ­ходимо подготовить и провести опрос таким образом, чтобы га­рантировать учащимся полную анонимность (ведь опрос не экза­мен). Для этого следует проводить опрос в обстановке, не напоминающей урок или написание контрольной работы, по воз­можности создать неформальную обстановку. Следует также подчеркнуть возможность уйти от ответа — отметить в анкете та­кой ответ, как «затрудняюсь ответить». Подчеркнуть, что это лучше, чем дать неправдивый ответ.

Вопросы анкеты различают по технике их составления. Так, «открытые» вопросы — это такие, на которые опрашиваемые са­ми свободно формулируют ответы. Так называемые «закрытые» вопросы предпола­гают формализованные ответы, которые даются в форме предла­гаемых вариантов ответов, из которых отвечающий выбирает наиболее приемлемый. «Закрытые» вопросы легче поддаются дальнейшей классификации.

Вопросы должны быть сформулированы в терминах и поня­тиях, не допускающих двусмысленного толкования. Это относится и к словам, и к построению фраз.

Очень важно максимально предусмотреть все возможные ва­рианты ответов на вопрос. В противном случае закрытые вопросы не выполняют своей задачи.

В вопросе нежелательно комбинировать несколько разнород­ных признаков оценки, например «хорошо и интересно» и т. п.

Все варианты ответов на каждый вопрос должны быть отпе­чатаны на одной странице, для того чтобы отвечающий мог разом охватить все возможные ответы, не пропустив ни одного из них.

Желательно, чтобы варианты ответов не превышали 5—7. Ес­ли список ответов очень длинный, учащийся устает, становится менее внимателен при выборе вариантов, отмечает первые или последние ответы. К тому же здесь начинает действовать сила инерции в ответах и опрашиваемые иногда начинают отмечать все ответы подряд.

Не следует вносить в анкету положительные ответы один за другим, а за ними подряд отрицательные. Этим отвечающему на­вязывается мнение уже самой последовательностью предложен­ных вариантов ответа.

Разновидностью опросного метода является интервью.Типы интервью могут быть разными; от «свободного», без строго определенной детализации вопросов, до «интервью-зонда», выясняю­щего одну единственную проблему. Интервью проводится по воп­роснику, который в ходе беседы дополняется новыми вопросами, углубляющими или дополняющими проблему. Все вопросы в воп­роснике, подготовленные для интервью, носят «открытый» харак­тер. При проведении интервью предполагается более прямой контакт интервьюера с опрашиваемым, нежели при анкетном опросе. Методика проведения интервью и обработка его резуль­татов более сложная, нежели обработка данных, полученных в результате анкетного опроса, поэтому последний более приемлем при изучении эффективностиправового воспитания в общеобразо­вательной школе.

Следует обратить внимание на то, что техничес­кие приемы сбора информации тесно переплетаются между со­бой, дополняют друг друга. Сказанное относится и к эксперименту, в котором соединяются техника опроса и наблюдения. Эксперимент может оказаться в руках будущего воспитателя одним из лучших инструментов оценки эффективности своей правовоспитательной деятельности в школе.

Простейшая схема эксперимента заключается в том, что в ре­зультате его проведения выявляется предполагаемое влияние, на­пример, фактора «А» на фактор «Б».

Для определения эффективности такого правовоспитательного мероприятия, как систематические беседы, посвященные одной теме, можно применить так называемый контролируемый, натурный (т. е. проводимый в привычной для учащихся обстановке) экспе­римент. Для этого отбираются две группы: опытная (эксперимен­тальная) и контрольная. Обе подбираются по принципу выравни­вания, т. е. сопоставления пропорционально представленных при­знаков. Так, если для эксперимента намечено 80 учащихся (до­пустим, два параллельных восьмых класса), из них 40 входят в экспериментальную группу и 40 в контрольную. Но разделение это проводится непроизвольно, единицы отбираются «парами», по заранее намеченным признакам. Так что учащийся экспери­ментальной группы имеет свою «пару» в контрольной группе: по полу, возрасту, успеваемости (возможно отдельно по естествен­ным и гуманитарным дисциплинам), оценкам поведения, социаль­ному положению родителей и по ряду других признаков, которые считаются значимыми для формирования правосознания уча­щихся.

Затем в экспериментальной группе проводится опрос по анкете, в которой большое внимание уделяется выявлению отношения учащихся, входящих в эту группу, к тем вопросам, которые потом станут темой бесед. Но для того чтобы учащиеся заранее не до­гадались о цели эксперимента, в анкету желательно включать и другие вопросы, не имеющие никакой связи с темой предстоящих бесед. Беседы проводятся только среди учащихся эксперимен­тальной группы. Через дней 5—7, не позднее 10 дней после окон­чания цикла бесед, проводится повторный опрос. Но повторным он будет только для экспериментальной группы. Учащиеся кон­трольной группы, не получившие «стимулятора» в виде бесед, опрашиваются лишь один раз, но по той же анкете. В результате определяются расхождения в ответах обеих групп. Наличием или отсутствием расхождений подтверждается или опровергается предположение о том, что беседы на данную тему оказывают влияние на отношение учащихся к соответствующему правовому явлению.

Обработка собранной информа­ции—это работа с тем массивом данных, которые получены в хо­де сбора информации: по документальным источникам, по анкет­ному опросу, в результате эксперимента и т. п.

Прежде чем приступить к непосредственной обработке анкет, их следует определенным образом подготовить к этому процессу, провести так называемую корректировку. Каждой из опрошенных групп присваивается условное обозначение, например цифровое: группа № 1, 2 и № 3. Тут же после опроса учащихся группы № 1 на каждой из анкет проставляется единица (1), на анкетах второй группы —двойка (2) п т. д. (данные по этим группам будут впоследствии сопоставляться между собой). Затем необ­ходимо просмотреть все анкеты для проверки единообразия их заполнения и пригодности к обработке. Может оказаться, что та или иная анкета заполнена наполовину и ее придется отнести к «потерям информации» или учащийся ответил не на все вопросы, оставив неотмеченным даже вариант «затрудняюсь ответить». В этом случае необходимо проделать это за него, правомерно предполагая, что если нет ответа на заданный вопрос, следова­тельно, опрашиваемый испытывал затруднение (не знал, не хо­тел) при выборе того или иного варианта ответа. После просмот­ра всех анкет (что особенно важно при подготовке анкет для машинной обработки) их можно считать пригодными к обра­ботке.

Простейшая техника ручной обработки состоит в следующем: вычерчивается рабочая табличка, в верхней строке которой рас­положены номера объектов изучения (групп, классов), в крайнем левом столбце — порядковые номера вопросов и номера ответов. Если в анкете отмечен определенный номер ответа, то в поле пе­ресечения номера ответа и номера объекта ставится отметка (об­щее количество отметок будет соответствовать количеству отве­тов). Затем подсчитывается количество ответов в каждом поле и итоговое по столбцу и по строке.

По рабочим таблицам составляется сводная таблица, в кото­рой левый столбец имеет те же рубрики, что и рабочие. Но в пра­вом столбце сводной таблицы предусматриваются рубрики уже не отметок, а для абсолютного числа ответов и рядом — процента от числа отвечающих.

Аналогично обрабатываются данные, полученные в результате опроса при проведении эксперимента. Но здесь сравнение прово­дится не между отдельными объектами опроса, а между экспе­риментальной и контрольной группами.

Для оценки эффективности правового воспитания, про­водимого среди учащихся, необходимо сопоставление полученных объективных показателей состояния правовоспитательной дея­тельности и субъективных данных, характеризующих уровень пра­восознания учащихся.

Логика сопоставления зависит от конкретной задачи, постав­ленной воспитателем, проводящим изучение состояния и эффек­тивности правового воспитания.

Если в результате проведенного сопоставления полученных данных обнаружится, например, что на тематических вечерах большинство учащихся не проявляют интереса к теме, а экспери­ментальные данные показали существенные расхождения в уров­не правовой информированности между экспериментальной и кон­трольной группами, к тому же объективные показатели будут свидетельствовать о частых случаях привода отдельных учащихся в инспекцию по делам несовершеннолетних, правомерно оцепить эффективность тематических вечеров как малоудовлетворитель­ную.

Целесообразно также проводить сравнение объективных пока­зателей о правовом воспитании, проводимом среди учащихся, с результатами анкетного опроса, что позволит оценить эффектив­ность усвоения конкретных правовых норм и принципов, сформи­ровавшихся эмоциональных и рациональных оценок тех или иных социально-правовых ситуаций, событий.

Количество и характер вопросов в примерной карте сбора документальной информации, равно как количество и характер вопросов анкеты, могут меняться в зависимости от особенностей правовоспитательной деятельности в конкретном школьном кол­лективе, а также от частных задач проводимого изучения. Не вы­зывает сомнения целесообразность изучения, например, социаль­ного окружения, в котором вращается учащийся во внеучебное время, семейных условий и др.

Следует иметь в виду, что оценка эффективности правового воспитания учащихся не самоцель, а своего рода способ выявления слабых звеньев и этой деятельности, повышения ее эффек­тивности. Полученные данные, их сопоставление позволят бо­лее доказательно разработать планирование необходимых правовых тематик, форм и методов правового воспитания среди уча­щихся.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 13 Психологические особенности формирования правосознания несовершеннолетних | Оценивание учебных достижений в области права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.