КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 16. Методы изучения эффективности правового воспитания
Важным условием концептуального осмысления правового воспитания является его эффективность. Здесь необходимо обратить внимание на соотношение результата правового воспитания и его целей, которые направлены на его достижение. Именно цель и результат являются структурообразующими элементами понятия эффективности правового воспитания. Понятие «эффективность» определяется как результат, следствие каких-либо причин, действий. Ряд авторов считают, что «эффективность правового воспитания можно рассматривать как соотношение между фактически достигнутым результатом правовоспитательной деятельности и теми социальными целями, для достижения которых эта деятельность проводилась». В рамках правового образования речь идет о результативности целенаправленного воздействия на субъекты и объекты правовоспитательного процесса. Уже в 80-е годы XX в. были разработаны способы измерения эффективности правового воспитания с помощью логико-математического моделирования. В. В. Головченко доказал, что благодаря именно такому подходу цели правовоспитательной работы приобретают формально-логическую направленность и «измеримый» вид. Становится возможной разработка эмпирически фиксируемых количественных показателей, характеризующих результаты правовоспитательной деятельности в динамике, поэтапно, из года в год; оказываются осуществимыми «замеры» эффективности в конце каждого этапа и сравнение ее уровней в различные периоды применительно к одному объекту воздействия. Можно выделять две формы эффективности правового воспитания: духовную и поведенческую. Показателями эффективности может быть степень достижения целей, время, затраченное на получение результата, объем организационных и материальных издержек, умения граждан применять знания. В качестве основных критериев эффективности правового воспитания ученые выделили следующие: А) знание права, познавательно-правовая активность; Б) правовая убежденность, чувство законности; Г) правомерность поведения; Д) социально-правовая активность. При этом первые два критерия связаны с духовной формой эффективности, а последние определены поведенческой (практической). Все они связаны с реализацией целей правового воспитания и являются логическим следствием целедостижения, важными элементами и проявлениями правового сознания. Важной целью правовоспитательного процесса становится формирование правовых знаний личности, правовой убежденности и привычек правомерного поведения. При формировании новой концепции правового воспитания необходимо соблюдать четыре важных условия: правовое воспитание должно носить конкретный характер. Это значит, что необходимо выработать целую систему мер в рамках целенаправленного воздействия на субъектов с четко определенными заранее целями для удобства осуществления контроля. Во-вторых, правовое воспитание должно носить целенаправленный характер. Необходимо выстроить систему «вертикали» правовых курсов в структуре отечественного образования. Система должна быть адаптирована к разным слоям, группам. В этой связи необходима единая базовая программа. В-третьих, правовое воспитание должно носить деятельностный характер. Оно должно стать приоритетным направлением государственной деятельности. Его целью является воспитание общего и индивидуального уровня культуры, содействие формированию правосознания, а также привитие навыков правомерного поведения. Особенностью правового воспитания является тесная связь с государственной политикой. Оно как и другая форма государственной деятельности строится на системе общеобязательных правовых норм. Таким образом, выявление методологических основ формирования новых концепций о роли правового образования в обществе, теоретических основ эффективности правовоспитательного процесса помогает осознать базовые критерии качественности, результативности системы целенаправленного правового воздействия наличность с целью формирования у нее необходимых качеств. К ним относят: уровень правовой обученности личности, степень сформированности необходимых правовых компетенций субъекта, умений применять правовые знания в реальной жизни. Одним из центральных вопросов правовоспитательной работы является повышение ее эффективности. В отчетах школ, в выступлениях учителей и руководителей педагогических коллективов широко используются количественные и качественные показатели, характеризующие состояние и уровень правовоспитательной деятельности. Обычно приводятся данные о числе школьников, изучающих основы права на уроках и факультативных занятиях, их успеваемости, проведенных мероприятиях (выступлениях представителей административных органов, работе кружков и т. п.), а также об организационных формах и повышении профессиональной квалификации преподавателей. Совокупность количественных и качественных характеристик состояния правового воспитания в школьном коллективе, полученных за несколько лет, позволяет оценивать масштабность и динамизм этой деятельности, его организационный и профессиональный уровень. В то же время эти данные далеко не в полной мере свидетельствуют о ее эффективности. Одной из важнейших целей правового воспитания в общеобразовательной школе является формирование и развитие правосознания учащихся. В правосознании личности различаются такие структурные элементы, как правовые знания, правовые убеждения и социально-правовые установки на поведение. Повышение уровня правовых знаний школьников, является одной из важных целей правового обучения и воспитания в общеобразовательной школе. Поэтому оценка результатов ее достижения в определенной мере свидетельствует об эффективности познавательной стороны правового воспитания школьников. Было бы в равной мере ошибочно как преуменьшать «знание права» в качестве регулятора правомерного (тем более социально-активного) поведения личности, так и преувеличивать, фетишизировать это знание, которое само по себе не может являться гарантией соблюдения правовых норм, Знание правовых норм и принципов только тогда эффективно выполняет свою функцию регулятора поведения личности, когда сочетается в индивидуальном правосознании с позитивным отношением к этим нормам и принципам, желанием и устойчивой психологической готовностью к их соблюдению. Проблема «знание права» имеет другой, не менее сложный аспект: что необходимо знать школьнику о праве, какие правовые нормы и принципы должны включаться в учебный курс для их изучения? Поэтому в процессе изучения эффективности усвоения учащимися курса, факультативного материала, а также содержания внеклассной и внешкольной пропаганды необходимо специально обращать внимание на усвоение школьниками тех норм права, круг которых определяется в основном программами школьного обучения. Для правильного понимания проблемы эффективности правового воспитания необходимо исходить из всей системы факторов, оказывающих влияние на формирование правосознания учащихся. Особое значение в системе факторов, определяющих формирование правосознания личности в обществе, имеет воспитательная деятельность, широкий комплекс средств, методов и каналов правового воспитания (образование и искусство, средства массовой информации и пропаганды и т. п.). В этой деятельности наиболее значимыми для учащихся являются изучение правового курса, системы внеклассных и внешкольных правовоспитательных мероприятий. Относительно самостоятельную группу факторов формирования правосознания учащихся составляют объективные условия и субъективная идейно-воспитательная деятельность, существующие в том или ином школьном коллективе. К ним относятся организационный и профессиональный уровень правовоспитательной деятельности (правовая подготовка и опытность педагогов, обеспечение учебными пособиями, связь с правоохранительными органами), социально-психологическая обстановка в данном коллективе (взаимоотношения и сплоченность), культурно-воспитательная деятельность. Вместе с профессиональными и образовательными характеристиками педагогического коллектива, демографическими и психологическими особенностями учащихся эти факторы предопределяют воспитательный потенциал учебного коллектива, уровень его функционирования, эффективность осуществляемого в этом коллективе правового воспитания. Таким образом, при оценке эффективности правового воспитания в общеобразовательной школе следует постоянно иметь в виду сложный и разнопорядковый уровень воздействия системы факторов, формирующих правосознание школьника. Практически задача оценки эффективности сводится к выявлению в этой системе реального влияния специальной деятельности по правовому воспитанию, достигнутого в результате усилий соответствующего педагогического коллектива. Эффективность правового воспитания выражается прежде всего в определенных объективных показателях успеваемости учащихся по правовым дисциплинам, уровня и динамики совершаемых правонарушений и нарушений учебной дисциплины, уровня социально-правовой активности учащихся (участие в школьном самоуправлении, в деятельности общественных органов, содействующих охране правопорядка и т. п.). Получение количественных данных по этим показателям не представляет особой сложности. Значительно труднее выявить показатели, свидетельствующие о субъективных изменениях в уровне правосознания школьников, их ценностно-правовых ориентациях, согласии или несогласии с закрепленными в социалистическом праве принципами и установленными им правилами поведения, реальных мотивах соблюдения или несоблюдения правовых предписаний. Эти данные трудно получить без социологического и социально-психологического исследования правосознания учащихся. В социологии различают три метода сбора информации: наблюдение, изучение документальных источников, опрос. Существуют и различные комбинации технических приемов, связанных с одним из названных выше методов получения первичной социологической информации. Из основных методов получения социологической информации для изучения состояния и эффективности правового воспитания в классе (школе) можно рекомендовать: — изучение документальных источников; — анкетный опрос; — эксперимент. Под документом понимают любой источник информации, фиксированной в печатном и рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. Среди документов, необходимых для изучения следует назвать: а) планы правового воспитания; б) документы периодической статистической отчетности о проводимых правовоспитательных мероприятиях; в) документы, отражающие количество и характер правонарушений, совершенных учащимися данного класса (школы); г) вербальные документы — отчеты, доклады комиссий, записки, дневники наблюдений за отдельными учащимися и т. п. д) документы, содержащие данные о бытовых условиях учащихся,—об образовании родителей, составе семьи, жилищных условиях, психологической обстановке в семье и др. Документальные данные, отражающие объективные показатели, необходимы для выявления состояния правового воспитания в школе (классе). Они также позволяют сориентироваться в объективно существующих условиях окружения учащихся. Для сбора этих данных рекомендуется формализованная таблица, в рубрики которой вносятся названные выше объективные показатели. Они собираются по всей школе в целом и по тем классам, в которых будет проводиться изучение с применением других методов или техники. Опрос. Для получения социологической информации о состоянии правосознания учащихся — вербальных показателях, свидетельствующих об их правовых убеждениях, мотивах соблюдения или несоблюдения законов, правовой активности, практически незаменимым является опрос. Формы сбора ответов могут быть разными: в ходе свободной беседы, с помощью четко формализованного интервью, с помощью опросной анкеты. Наиболее приемлемым считается анкетный опрос. Он проводится с соблюдением некоторых принципов отбора учащихся. Поскольку преподавание В каждом из этих классов проводится сплошной опрос всех учащихся. Искусство использования опросного метода заключается в том, чтобы получить наиболее искренние ответы, в которых бы максимально полно отразились мнения опрашиваемых учащихся, их информированность, их отношение к правовым явлениям. Из средств, дающих возможность избежать заведомо неправдивых ответов, можно назвать несколько. Опрашивающему необходимо подготовить и провести опрос таким образом, чтобы гарантировать учащимся полную анонимность (ведь опрос не экзамен). Для этого следует проводить опрос в обстановке, не напоминающей урок или написание контрольной работы, по возможности создать неформальную обстановку. Следует также подчеркнуть возможность уйти от ответа — отметить в анкете такой ответ, как «затрудняюсь ответить». Подчеркнуть, что это лучше, чем дать неправдивый ответ. Вопросы анкеты различают по технике их составления. Так, «открытые» вопросы — это такие, на которые опрашиваемые сами свободно формулируют ответы. Так называемые «закрытые» вопросы предполагают формализованные ответы, которые даются в форме предлагаемых вариантов ответов, из которых отвечающий выбирает наиболее приемлемый. «Закрытые» вопросы легче поддаются дальнейшей классификации. Вопросы должны быть сформулированы в терминах и понятиях, не допускающих двусмысленного толкования. Это относится и к словам, и к построению фраз. Очень важно максимально предусмотреть все возможные варианты ответов на вопрос. В противном случае закрытые вопросы не выполняют своей задачи. В вопросе нежелательно комбинировать несколько разнородных признаков оценки, например «хорошо и интересно» и т. п. Все варианты ответов на каждый вопрос должны быть отпечатаны на одной странице, для того чтобы отвечающий мог разом охватить все возможные ответы, не пропустив ни одного из них. Желательно, чтобы варианты ответов не превышали 5—7. Если список ответов очень длинный, учащийся устает, становится менее внимателен при выборе вариантов, отмечает первые или последние ответы. К тому же здесь начинает действовать сила инерции в ответах и опрашиваемые иногда начинают отмечать все ответы подряд. Не следует вносить в анкету положительные ответы один за другим, а за ними подряд отрицательные. Этим отвечающему навязывается мнение уже самой последовательностью предложенных вариантов ответа. Разновидностью опросного метода является интервью.Типы интервью могут быть разными; от «свободного», без строго определенной детализации вопросов, до «интервью-зонда», выясняющего одну единственную проблему. Интервью проводится по вопроснику, который в ходе беседы дополняется новыми вопросами, углубляющими или дополняющими проблему. Все вопросы в вопроснике, подготовленные для интервью, носят «открытый» характер. При проведении интервью предполагается более прямой контакт интервьюера с опрашиваемым, нежели при анкетном опросе. Методика проведения интервью и обработка его результатов более сложная, нежели обработка данных, полученных в результате анкетного опроса, поэтому последний более приемлем при изучении эффективностиправового воспитания в общеобразовательной школе. Следует обратить внимание на то, что технические приемы сбора информации тесно переплетаются между собой, дополняют друг друга. Сказанное относится и к эксперименту, в котором соединяются техника опроса и наблюдения. Эксперимент может оказаться в руках будущего воспитателя одним из лучших инструментов оценки эффективности своей правовоспитательной деятельности в школе. Простейшая схема эксперимента заключается в том, что в результате его проведения выявляется предполагаемое влияние, например, фактора «А» на фактор «Б». Для определения эффективности такого правовоспитательного мероприятия, как систематические беседы, посвященные одной теме, можно применить так называемый контролируемый, натурный (т. е. проводимый в привычной для учащихся обстановке) эксперимент. Для этого отбираются две группы: опытная (экспериментальная) и контрольная. Обе подбираются по принципу выравнивания, т. е. сопоставления пропорционально представленных признаков. Так, если для эксперимента намечено 80 учащихся (допустим, два параллельных восьмых класса), из них 40 входят в экспериментальную группу и 40 в контрольную. Но разделение это проводится непроизвольно, единицы отбираются «парами», по заранее намеченным признакам. Так что учащийся экспериментальной группы имеет свою «пару» в контрольной группе: по полу, возрасту, успеваемости (возможно отдельно по естественным и гуманитарным дисциплинам), оценкам поведения, социальному положению родителей и по ряду других признаков, которые считаются значимыми для формирования правосознания учащихся. Затем в экспериментальной группе проводится опрос по анкете, в которой большое внимание уделяется выявлению отношения учащихся, входящих в эту группу, к тем вопросам, которые потом станут темой бесед. Но для того чтобы учащиеся заранее не догадались о цели эксперимента, в анкету желательно включать и другие вопросы, не имеющие никакой связи с темой предстоящих бесед. Беседы проводятся только среди учащихся экспериментальной группы. Через дней 5—7, не позднее 10 дней после окончания цикла бесед, проводится повторный опрос. Но повторным он будет только для экспериментальной группы. Учащиеся контрольной группы, не получившие «стимулятора» в виде бесед, опрашиваются лишь один раз, но по той же анкете. В результате определяются расхождения в ответах обеих групп. Наличием или отсутствием расхождений подтверждается или опровергается предположение о том, что беседы на данную тему оказывают влияние на отношение учащихся к соответствующему правовому явлению. Обработка собранной информации—это работа с тем массивом данных, которые получены в ходе сбора информации: по документальным источникам, по анкетному опросу, в результате эксперимента и т. п. Прежде чем приступить к непосредственной обработке анкет, их следует определенным образом подготовить к этому процессу, провести так называемую корректировку. Каждой из опрошенных групп присваивается условное обозначение, например цифровое: группа № 1, 2 и № 3. Тут же после опроса учащихся группы № 1 на каждой из анкет проставляется единица (1), на анкетах второй группы —двойка (2) п т. д. (данные по этим группам будут впоследствии сопоставляться между собой). Затем необходимо просмотреть все анкеты для проверки единообразия их заполнения и пригодности к обработке. Может оказаться, что та или иная анкета заполнена наполовину и ее придется отнести к «потерям информации» или учащийся ответил не на все вопросы, оставив неотмеченным даже вариант «затрудняюсь ответить». В этом случае необходимо проделать это за него, правомерно предполагая, что если нет ответа на заданный вопрос, следовательно, опрашиваемый испытывал затруднение (не знал, не хотел) при выборе того или иного варианта ответа. После просмотра всех анкет (что особенно важно при подготовке анкет для машинной обработки) их можно считать пригодными к обработке. Простейшая техника ручной обработки состоит в следующем: вычерчивается рабочая табличка, в верхней строке которой расположены номера объектов изучения (групп, классов), в крайнем левом столбце — порядковые номера вопросов и номера ответов. Если в анкете отмечен определенный номер ответа, то в поле пересечения номера ответа и номера объекта ставится отметка (общее количество отметок будет соответствовать количеству ответов). Затем подсчитывается количество ответов в каждом поле и итоговое по столбцу и по строке. По рабочим таблицам составляется сводная таблица, в которой левый столбец имеет те же рубрики, что и рабочие. Но в правом столбце сводной таблицы предусматриваются рубрики уже не отметок, а для абсолютного числа ответов и рядом — процента от числа отвечающих. Аналогично обрабатываются данные, полученные в результате опроса при проведении эксперимента. Но здесь сравнение проводится не между отдельными объектами опроса, а между экспериментальной и контрольной группами. Для оценки эффективности правового воспитания, проводимого среди учащихся, необходимо сопоставление полученных объективных показателей состояния правовоспитательной деятельности и субъективных данных, характеризующих уровень правосознания учащихся. Логика сопоставления зависит от конкретной задачи, поставленной воспитателем, проводящим изучение состояния и эффективности правового воспитания. Если в результате проведенного сопоставления полученных данных обнаружится, например, что на тематических вечерах большинство учащихся не проявляют интереса к теме, а экспериментальные данные показали существенные расхождения в уровне правовой информированности между экспериментальной и контрольной группами, к тому же объективные показатели будут свидетельствовать о частых случаях привода отдельных учащихся в инспекцию по делам несовершеннолетних, правомерно оцепить эффективность тематических вечеров как малоудовлетворительную. Целесообразно также проводить сравнение объективных показателей о правовом воспитании, проводимом среди учащихся, с результатами анкетного опроса, что позволит оценить эффективность усвоения конкретных правовых норм и принципов, сформировавшихся эмоциональных и рациональных оценок тех или иных социально-правовых ситуаций, событий. Количество и характер вопросов в примерной карте сбора документальной информации, равно как количество и характер вопросов анкеты, могут меняться в зависимости от особенностей правовоспитательной деятельности в конкретном школьном коллективе, а также от частных задач проводимого изучения. Не вызывает сомнения целесообразность изучения, например, социального окружения, в котором вращается учащийся во внеучебное время, семейных условий и др. Следует иметь в виду, что оценка эффективности правового воспитания учащихся не самоцель, а своего рода способ выявления слабых звеньев и этой деятельности, повышения ее эффективности. Полученные данные, их сопоставление позволят более доказательно разработать планирование необходимых правовых тематик, форм и методов правового воспитания среди учащихся.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |