Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Место предмета «Процессы и аппараты…» в защите окружающей среды от загрязнения





ВВЕДЕНИЕ

 

 

План лекции:

1. Требования образовательного стандарта специальности 656600 «Инженерная защита окружающей среды».

2. Литература, необходимая для изучения курса.

3. Понятие «Технология защиты окружающей среды» как дисциплины, изучающей закономерности, обуславливающие изменение состояния загрязняющих физических и химических компонентов в процессе устранения их действия на окружающую среду.

4. Цель и задачи курса.

5. Связь курса с другими дисциплинами.

 

Всем вам хорошо известно, что обучение специальности 656600 «Инженерная защита окружающей среды» осуществляется по государственному образовательному стандарту, утвержденному в 2000 году. Согласно этому стандарту на четвертом курсе вы должны изучить такую дисциплину как «Процессы и аппараты защиты окружающей среды». А государственный образовательный стандарт по этой дисциплине требует изучения вами следующих вопросов.

Классификация методов очистки отходящих газов и промышленных выбросов. Основные методы и особенности очистки отходящих газов от аэрозолей. Основные аппараты очистки: фильтры, циклоны, пылеосадительные камеры, электрофильтры, газопромыватели (скрубберы) и другое.

Очистка промышленных выбросов от токсичных газовых примесей. Основные аппараты очистки: абсорберы, адсорберы, устройства для каталитического и термического обезвреживания, комбинированные установки на их основе. Расчет и проектирование аппаратов. Подавление, выделение токсичных газов в источник их образования.

Классификация методов очистки промышленных стоков. Механические, химические, физико-химические и биохимические методы очистки. Доочистка сточных вод. Используемые аппараты: отстойники, усреднители, механические фильтры, нефтеловушки, фильтры-нейтрализаторы, химические реакторы, ионообменные установки, электрокоагуляторы и электрофлотаторы, установки для ультрафильтрации и обратного осмоса, аэротенки, окситенки, метантенки и другие. Расчет и конструирование этих аппаратов. Аппараты для переработки осадков сточных вод.

Классификация общих и специальных методов переработки твердых отходов. Методы измельчения, классификации, обогащения, сепарации, компактирования, компостирования, термической обработки твердых отходов. Основные аппараты для проведения этих процессов: дробилки, мельницы, грохоты, смесители, отсадочные машины и шлюзы, сепараторы, прессы, печи и термическое оборудование и другое. Расчет и конструирование этих аппаратов.

Особенности работы с токсичными и радиоактивными отходами. Применяемое оборудование. Устройство полигонов.

Основные виды энергетического воздействия на окружающую среду. Способы и средства защиты от энергетического воздействия. Расчет экранов. Другие способы и средства защиты.



Изучение предмета будет проходить следующим образом. В начале будет прочитано 40 часов лекций, где будет раскрыт практически весь теоретический материал, затем будет проведено 2 лабораторные работы, 20 практических занятий, 10 семинарских занятий и 2 или 3 экскурсии на предприятия по защите окружающей среды и выставки. Аттестация знаний студентов по дисциплине включает зачет по итогам лабораторного практикума и практических работ, выполнения курсовой работы и оценки заключительного экзамена.

А сейчас приступим к изучению курса. В начале поговорим о таком понятии, как «технология».

Слово «технология» объединяет два понятия: «techne» – искусство, ремесло, техника и «logos» – учение, наука. Таким образом, слово «технология» означает учение или наука о способах и средствах переработки вещества и энергии.

Но почему мы заговорили о технологии на таком курсе как «Процессы и аппараты…». Дело в том, чтобы аппараты заработали и стали осуществлять природоохранную деятельность, их необходимо правильно рассчитать, установить, настроить и найти оптимальный режим работы. Только после нахождения оптимального или рационального режима проведения процесса будет достигнута главная цель – защита окружающей среды от вредного воздействия.

Поэтому «Процессы и аппараты защиты окружающей среды» – это дисциплина, изучающая закономерности, способы и средства переработки вещества и энергии, обуславливающие изменение состояния загрязняющих физических и химических компонентов в процессе устранения их действия на окружающую среду.

Целью дисциплины «Процессы и аппараты защиты окружающей среды» является изучение закономерностей, лежащих в основе технологических процессов защиты окружающей среды, а также подбор и расчет оборудования для этой защиты.

К задачам дисциплины относятся:

- изучение изменения характеристик биосферы в связи с производственной деятельностью;

- приобретение теоретических знаний процессов, происходящих при образовании твердых, газообразных и жидких отходов и при их обезвреживании;

- изучение и классификация методов очистки этих отходов;

- подбор и расчет оборудования для защиты окружающей среды от загрязнения;

- изучение взаимосвязей процессов, происходящих при очистке отдельных загрязнителей;

- ознакомление с научными основами разработки технологических схем защиты окружающей среды.

Дисциплина «Процессы и аппараты…», тем самым, несет ответственность за разумное развитие науки и техники в экологически оптимальном смысле. Решение такой задачи возможно только с позиции системного подхода, реализующего комплексность решений во всех сферах материального производства.

Взаимодействие в системе «общество природа» за всю историю существования человечества (около 3 млн.лет) прошло определенную эволюцию. Выделяю следующие этапы:

n Первый период – человек – обычный вид, часть природы. Этот период охватывает эру наиболее примитивной культуры каменного века и первобытно-общинного уклада жизни. Такой период продолжался примерно от 3 млн.лет до ХХ - ХУ веков до н.э. Но по мере развития археологических исследований это время отодвигается дальше. Ясно только одно – это был самый длительный период взаимодействия человека с природой, приведший к малоощутимым изменениям в ней.

n Второй период – покорение огня, истребление древней фауны (экологические кризисы древности). Этому периоду соответствует время до начала землепользования (УШ – УП века до н.э.). Этот период некоторые исследователи относят к первому. Но, так или иначе, его необходимо выделить, т.к. именно с него начинается осмысленное воздействие человека на природу. Конечно, мамонты вымерли не из-за человека, но и он к этому приложил свою руку.

n Третий период – развитие подсечно-огневого сельского хозяйства, сведение лесов, одомашнивание флоры и фауны (фактически конкурируя с дикими видами, человек становится самым могущественным видом). Этому периоду соответствует время с начала землепользования (УШ – УП века до н.э.) до становления промышленного производства в ХУ веке н.э.

n Четвертый период – развитие промышленности, урбанизация, локальные загрязнения природы (с ХУ по Х1Х века). Это время становления и развития капитализма, характеризующееся постепенной концентрацией производительных сил, развитием частного предпринимательства, постоянными захватническими войнами, приведшими к разделу мира. Этот период ознаменовался, прежде всего, активным освоением минерально-сырьевых ресурсов, развитием горного дела, металлургии и добычи угля, потеснившего такой источник энергии, как дерево.

n Пятый период – человек – геологическая сила: глобальное загрязнение, изменение биогеохимических циклов. К этому периоду относятся возникновение империализма и социальных революций. Концентрация производства, организация крупных промышленных объединений, охватывающих своим влиянием многие районы мира, приводят к расширению сфер их воздействия на окружающую природу, которые приобретают региональный, а затем глобальный характер. Главными движущими силами этого воздействия кроме человека в этот период являются революционное развитие транспорта, прежде всего железнодорожного, а также электроэнергетики. Эти факторы и позволили человеку сдвигать горы. В этот период не только усилилась геологического воздействия в абсолютном выражении, но само оно стало иным. Иным стало и геохимическое воздействие человека на природу, определяющееся тремя обстоятельствами:

1) Синтезом множества (более миллиона) веществ, отсутствовавших в естественных условиях и обладающих качествами, не свойственными природным соединениям.

2) Строительством широкой сети коммуникаций – газо- и нефтепроводов, шоссейных и железных дорог, линий электропередачи и связи, что наряду со специализацией производства привело к массовой транспортировке разнообразного сырья, его перераспределению и рассеиванию загрязнений.

3) Интенсификацией производства сельскохозяйственной продукции потребовавшей массового применения удобрений, гербицидов и пестицидов, отрицательное побочное воздействие которых на окружающую среду выявилось лишь спустя длительное время после начала их повсеместного применения.

В ХХ1 веке человечество находится в конце пятого этапа. Что может за ним последовать? Либо решение глобальных экологических проблем, либо глобальная экологическая катастрофа. Отсюда можно выделить два основных подхода к проблеме взаимодействия человека и природы:

n технократический - человечество может регулировать окружающую природу, полностью подчинив природу своим интересам

n экологический - возможности регуляции у человечества очень ограничены, и поэтому необходимо постоянно искать компромисс с природой. Я бы назвал последний подход технологическим.

Весь комплекс современных знаний о природе дает основание утверждать, что пока, а может и никогда, человечество не может регулировать те процессы на Земле, которые обеспечивали бы его существование. Для этого требуется огромная энергия, которой у человечества нет. Поэтому полностью саморегулируемая техносфера возможна только в локальных масштабах и лишь для малой части человечества. Это и пытается сделать США в масштабах одной страны, как это пытались сделать у нас, в СССР, создавая материально-техническую базу коммунизма, то есть состояния, когда человеку дают по потребностям, получая от него по способностям. Но человек существо загадочное. Потребности его безграничны, а возможности без палки крайне ограничены. Поэтому глобальная саморегулируемая техносфера не реальная, человечество может существовать только в рамках биосферы.

Именно осознание технократического подхода как губительного и необходимость переориентации всей системы природопользования на основе экологического подхода обусловили экологизацию нашей жизни. Основой жизненной позиции каждого человека по отношению к природе должны быть два принципа:

· ожидать неожидаемое (при любом действии лучше готовиться к худшему, не надеясь на авось)

· мыслить глобально, действовать локально (любое, даже самое незначительное действие по отношению к природе, необходимо соотносить с интересами всей биосферы).

В конце лекции поговорим о связи курса «Процессы и аппараты…» с другими дисциплинами.

Современная технологическая наука базируется практически на всех фундаментальных науках. Сложные процессы, происходящие при переработке вещества и энергии, основаны на законах физики, теплофизики, химии, биохимии, микробиологии, механики и др. По-настоящему грамотным может быть только технолог, владеющий знаниями в этих областях науки. Технологии находятся в непрерывной связи с экономикой производства каждого вида продукта. Уместно вспомнить слова Д.И.Менделеева применительно к выплавке железа: «Дело химии изучать получение железа из руды, а дело технологии изучать выгоднейшие для этого способы, выбирать из возможностей наиболее применяемую по выгодности к данным условиям времени и места, чтобы придать продукту наибольшую дешевизну при желаемых свойствах и формах». Поэтому изучение названного курса предполагает знание студентом дисциплин естественно-научного и общепрофессионального профиля:

- физика (физические основы классической механики, основы молекулярной физики и термодинамики);

- химия (органическая, аналитическая, физическая, коллоидная, физико-химические методы активации и анализа);

- биохимия (роль биохимических процессов в очистке сточных вод и почв).

 

Глава 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.