КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Электронные преобразователи и аппараты
Лекция 8. Цель лекции: рассмотреть вопросы: назначение и классификация; понятие о проектировании преобразователей.
НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ Электрификация и преобразование электрической энергии. Необходимые темпы поступательного развития всех отраслей промышленности и транспорта поддерживаются благодаря научно-техническому прогрессу (НТП) как процессу широкого внедрения современных орудий производства и эффективных технологий, постоянного их совершенствования на основе новейших достижений науки и техники. Энергетика, электрификация, автоматизация и компьютеризация являются важнейшими направлениями НТП. Электрическая энергия, сочетающая в себе уникальные свойства (высокую концентрацию мощности при ее производстве и способность безграничного деления при потреблении; плавность регулирования по заданному алгоритму конкретного технологического процесса; гибкость применения во всех видах механизации, автоматизации, компьютеризации труда; экологичность; высокую эффективность), служит движущей силой в осуществлении достижений НТП на железнодорожном транспорте. Электрификация транспорта особенно эффективна в нашей стране ввиду огромной протяженности коммуникаций. Основными составляющими этой эффективности являются: использование относительно недорогой электроэнергии, вырабатываемой на крупных тепловых, гидравлических и атомных электростанциях; применение электроподвижного состава (электровозов и электропоездов), обладающего высокими тягово-энергетическими показателями по сравнению с другими видами тяги; снижение себестоимости перевозок на 10—15 %; применение рекуперативного торможения с возвратом энергии в питающую систему в среднем до 10 % расхода на тягу; повышение эксплуатационной надежности; улучшение уровня обслуживания пассажирских перевозок. Россия имеет самую большую протяженность электрифицированных железных дорог в мире — 40 тыс. км, что составляет 45 % протяженности железнодорожных магистралей страны или 18,6 % электрифицированных дорог мира. На них выполняется 75 % общего объема железнодорожных перевозок России. Железнодорожный транспорт потребляет примерно 5,5 % всей вырабатываемой электроэнергии в стране. Электрическая энергия на электростанциях вырабатывается в виде энергии трехфазного тока промышленной частоты (50 Гц). Среди промышленных потребителей электроэнергии примерно 30 % являются потребителями постоянного тока (электрохимические и электрометаллургические установки, гальванические ванны, электропривод постоянного тока). В дальних передачах электрической энергии в энергосистемах используются линии электропередачи постоянного тока напряжением до 1000 кВ и выше. В таких передачах на передающей стороне трехфазный ток преобразуется в постоянный, а на приемной стороне — постоянный ток в трехфазный переменный ток. В современных промышленных электроприводах переменного тока используются регулируемые по частоте вращения асинхронные двигатели, для которых требуется трехфазный переменный ток, регулируемый по частоте и напряжению. На электрифицированном магистральном и городском рельсовом транспорте, на электровозах, электропоездах и в трамваях используется тяговый электропривод постоянного тока с коллекторным двигателем. В системах постоянного тока трехфазный ток промышленной частоты преобразуется на тяговых подстанциях в постоянный ток. Для плавного регулирования напряжения тяговых двигателей на электроподвижном составе применяются различные способы преобразования постоянного тока одного напряжения в постоянный ток другого напряжения. В режиме рекуперативного торможения избыточная энергия, не потребленная электроподвижным составом в тяговом режиме, на тяговых подстанциях преобразуется в трехфазный ток промышленной частоты и возвращается в питающую систему. В системах переменного тока промышленной частоты на электроподвижном составе осуществляется преобразование однофазного тока в постоянный ток и плавное регулирование напряжения на коллекторах тяговых двигателей. В режиме рекуперативного торможения требуется обратное преобразование энергии постоянного тока, вырабатываемой двигателями, находящимися в генераторном режиме, в энергию однофазного переменного тока, возвращаемую в тяговую сеть. В связи с этим на тяговых подстанциях и на самом электроподвижном составе требуется комплекс преобразователей электроэнергии. Созданы совершенные виды электроподвижного состава с бесколлекторными тяговыми двигателями трехфазного тока — асинхронными и синхронными — более надежными, экономичными и мощными. Для плавного регулирования скорости электроподвижного состава разработаны электронные комплексы преобразователей электрической энергии (преобразователи частоты и числа фаз). Такие преобразователи обеспечивают питание асинхронных и синхронных двигателей трехфазным током с плавным регулированием частоты от долей герца до сотен герц и необходимое изменение напряжения при питании о г контактной сети постоянною тока и сети однофазного переменного тока. Развитие высокоскоростного движения до 300—350 км/ч стало реальным только благодаря электрификации и созданию электропоездов с новым типом бесколлекторного тягового электропривода и современными преобразователями электроэнергии. Рекорд скорости рельсового транспорта, составляющий 515,3 км/ч, установлен высокоскоростным электропоездом TGV во Франции в мае 1990 г. К 2000 г. в Европе планируется иметь сеть высокоскоростного движения протяженностью 10000 км. В России планируется построить высокоскоростную магистраль Санкт-Петербург — Москва. В Германии разработана и реализована на полигоне транспортная система "Трансрапид" на магнитной подушке с линейным синхронным двигателем трехфазного тока. Развернутый в плоскость статор двигателя укладывается в путевую структуру. К обмотке статора по кабельным линиям от тяговых преобразовательных подстанций с ти-ристорными преобразователями частоты подводится трехфазный ток, регулируемый по частоте и напряжению. К 2004 г. планируется строительство новой высокоскоростной линии "Трансрапид" между Гамбургом и Берлином со скоростью движения до 500 км/ч. .. Таким образом, совершенные технологии преобразования энергии являются основным условием создания электрифицированных магистралей и городского транспорта. Классификация преобразователей электроэнергии Устройства преобразования электроэнергии делятся на электромагнитные и электронные. Благодаря экономичности и высокой надежности преимущественное применение в современной преобразовательной технике находят электронные преобразователи, построенные на основе диодов, тиристоров и силовых транзисторов. Такие преобразователи получили название полупроводниковых преобразователей электрической энергии. Рис. 5.1. Структурная схема классификации преобразователей электроэнергии Электронные аппараты. Аппараты представляют собой новый вид электронных устройств разнообразного назначения: тиристорные выключатели переменного и постоянного тока, разрядники, защитные устройства и другие бесконтактные аппараты. Переход от контактной аппаратуры к бесконтактным электронным устройствам позволяет повысить надежность работы, сократить эксплуатационные расходы, уменьшить материалоемкость и размеры аппаратуры. Электронные преобразователи и аппараты разрабатываются на основе современных полупроводниковых приборов, оптоэлектронных и других электронных средств. Их работа характеризуется сложными электромагнитными процессами. Поэтому разработка, проектирование и техническое обслуживание таких устройств требуют специальных методов, квалифицированного научного и инженерного труда.
ПОНЯТИЕ О ПРОЕКТИРОВАНИИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ Задачи проектирования силовых цепей преобразователей. Проектирование — это процесс составления описания еще не существующего преобразователя, который должен функционировать в заданных условиях. Описание преобразователя формируется на основе заданного первичного описания в виде технического задания и оптимизации его характеристик, а также дальнейшего представления результатов на различных языках. Процесс проектирования состоит из ряда проектных процедур, каждая из которых заканчивается проектным решением, т.е. описанием объекта проектирования или его отдельного элемента. Часть проектной процедуры, имеющей неизменный алгоритм в процессе получения проектного решения, составляет проектную операцию. Проектные решения оформляются проектными документами, совокупность которых в текстовой и графической форме и образует' проект нового преобразователя. Разработка электронных преобразователей с высоким качеством преобразования энергии, улучшенными массогабаритными показателями невозможна без применения новых методов и средств проектирования. С учетом повышенных требований к устройствам силовой преобразовательной техники и качеству их проектирования за последнее десятилетие создана система автоматизированного проектирования (САПР) электронных преобразователей. Система проектирования сложных электронных преобразователей электроэнергии включает в себя информационную подсистему, подсистемы поиска решения технической задачи, инженерного анализа, ведения и изготовления документации. Такая структура обеспечивает выполнение законченных проектных процедур с получением необходимых проектных документов. Информационная подсистема выполняет задачи сбора, обработки, хранения и выдачи необходимой для процесса проектирования информации. Подсистема поиска решений технической задачи включает в себя нахождение решения поставленной в техническом задании задачи среди известных схемных решений и в результате синтеза новых оригинальных схемных решений. Подсистема инженерного анализа обеспечивает решение задачи оптимизации характеристик преобразования с использованием методов макетирования и математического моделирования. Подсистема ведения и изготовления документации предназначена для получения проектных документов: электрических принципиальных схем, перечней элементов, технических описаний и т.д., необходимых для создания проектируемого преобразователя. Этапы проектирования, В процессе разработки преобразователя выделяют этапы системотехнического (структурного), схемотехнического, конструкторского, технологического проектирования. В ходе разработки эти этапы выполняют несколько раз с различной степенью их детальной проработки, решая проблему выбора оптимального варианта. Процесс оптимизации лежит в основе инженерной деятельности, состоящей в проектировании новых, более эффективных и менее дорогостоящих вариантов и разработке методов повышения надежности функционирования существующих преобразователей. При проектировании преобразователя с использованием теории оптимизации необходимо установить границы конкретного решения, подлежащего оптимизации, выявить критерий или несколько критериев оптимальности, выбрать внутренние переменные параметры, на основе которых сравнить варианты, построить математическую модель, отражающую связь между переменными параметрами, выбрать метод оптимизации и решить поставленную задачу. В этой работе сокращение доли труда проектировщика и высвобождение его рабочего времени для решения творческих задач достигается автоматизацией проектирования. На этапе системотехнического (структурного) проектирования определяют структуру проектируемого преобразователя на уровне функциональных схем. В этом случае предварительный отбор нескольких схем из всех возможных может выполнить ЭВМ, а окончательный выбор схемы должен сделать проектировщик. На этапе схемотехнического проектирования выполняют приближенный расчет выбранных или синтезированных схем, выбор элементной базы, анализ электромагнитных процессов в переходных и установившихся режимах, оптимизацию схем по заданным критериям. Творческая задача на этом этапе — принятие решений по результатам расчетов. Остальные задачи должны решаться на ЭВМ. Приближенные расчеты отдельных схем выполняют по хорошо отработанным инженерным методикам. Более сложная задача — анализ электромагнитных процессов — решается на этом этапе при характерном для преобразователей ключевом режиме работы диодов, тиристоров, силовых транзисторов. При этом ввиду больших затрат на реальное макетирование или физическое моделирование большое значение имеют методы вычислительного эксперимента. Расчет параметров и характеристик элементов, схем, систем является ядром проектирования, основанным на конкретной программной реализации. На этапе конструкторского и технологического проектирования решаются задачи конструктивных и технологических решений и выпуска соответствующей документации с учетом технологических возможностей предприятия или отрасли. Создание конструкции преобразователя — трудноформализуемый творческий процесс, в котором большое значение имеет личный опыт и интуиция проектировщика.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |