Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к методике преподавания психологии

Цели обучения психологии.

Методика преподавания психологии

ТЕМА 1. Преподавание в ВУЗе – развивающее обучение.

Вузовское обучение принципиально отличается от обучения в начальной и средней школе не только внешне, организованно, но и внутренне, психологически.

В дошкольном возрасте ребенок постоянно, незаметно и неорганизованно учится «по жизни», стихийно, в ходе повседневного общения со сверстниками.

Школьник с 1-го класса учится организованно, с соблюдением существующих жестких правил. Происходят изменения в его умственном развитии – переход от эмпирических знаний к теоретическим.

Студент поднимается в учебной деятельности на более высокую ступень – от обучения под руководством и повседневным контролем учителя переходит к самостоятельному освоению научной картины мира, овладевает методом обучения и самообучения. Преподаватель лишь помогает ему развернуть свой творческий потенциал, ставя перед ним учебные задачи, требующие для решения исследовательского подхода. Преподаватель объясняет ему как учиться самостоятельно (читать научную литературу, самостоятельно мыслить). Лектор не пересказывает «всю науку», а дает тот материал, ориентируясь по которому, студент безошибочно найдет в литературе нужные для усвоения научные положения.

Преподавание психологии в ВУЗе д.б. главным образом – развивающим. Т.о., развивающее обучение – это теоретические знания, которые благодаря методу коллективной дискуссии (совместной деятельности преподавателя и студентов) обеспечивают развитие интеллекта, умственных способностей студентов.

Цель обучения психологии – теоретическое и практическое овладение знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности, овладение способами преобразования поведения и образа мыслей других людей, а также умение преобразовывать себя, формирование мировоззрения, направленности личности на действенное участие в обществе.

1. Методы и приемы обучения должны стимулировать активную познавательную, особенно мыслительную деятельность обучаемого.

2. Контроль хода обучения и оценка его результатов должны проводиться не по умению обучаемого воспроизводить заученные знания, а умению использовать знания при анализе и оценке реальных явлений, объяснению которых служат эти знания.

3. Обучение не должно сводиться к сообщению готовых научных знаний для пассивного восприятия, а представлять учебные задачи, которые студенты должны научиться решать.

4. Обучение должно объединять процесс усвоения знаний и процесс приобретения использования этих знаний на практике.

5. Знания, умения и навыки, прежде, чем быть усвоенными должны пройти обработку на задачах, жизненных моделях, чертежах, макетах, картах, схемах.

Таким образом, методика преподавания может быть действенной тогда, когда она строится на методах и приемах, активизирующих деятельность самого обучаемого, прежде всего мыслительную и служит умственному развитию личности.


ТЕМА 2. Психология учения и учебная деятельность.

Учение – это особый и один из основных видов деятельности (наряду с игровой и трудовой), называемый учебной деятельностью.

Структура учебной деятельности:

1. Мотивы. Они бывают:

а) органические (направлены на удовлетворение естественных потребностей организма в пище, тепле и т.д. и на создание условий для этого);

б) функциональные (удовлетворяются различными культурными формами активности, напр. играми, спортом и др.);

в) материальные (создание и добывание материальных средств существования и развития человека: предметов домашнего обихода, различных вещей, инструментов и т.д.)

г) социальные (направляют деятельность на занятие человеком определенного места в обществе, получение признания и уважения со стороны др. людей)

д) духовные (направлены на самосовершенствование человека в духовно-нравственном и интеллектуальном плане, как например учебно-познавательные мотивы и др.)

Такое деление мотивов является условным, т.к. между ними нет четкой границы.

П.Я.Гальперин дал такую классификацию учебной мотивации,

3 типа: деловая, соревновательная, собственно познавательная мотивация (познавательный интерес).

Мотивация побуждает учащихся к активной деятельности, так как выражает какую-то из его потребностей, поэтому без нее учебная деятельность невозможна.

2. Цель. Она направляет деятельность туда, где может быть получен результат, удовлетворяющий потребность человека, мотив, т.е. цель - это идеально представленный в голове субъекта будущий конечный результат. Цель формируется мысленно до начала деятельности иногда четко, ясно, а иногда неопределенно. Если мотивом является познавательный интерес, то цель будет поставлена четко, а если мотив лежит вне сферы учебного процесса (деловой или соревновательный) то ясности не будет.

В учебной деятельности, мотивированной познавательным интересом, сознательно поставленной целью всегда будет достижение умения практически использовать получаемые теоретические знания.

3. Средства с помощью которых достигается цель. Это могут быть методы, диктуемые организаторами обучения (рекомендации, методические указания) или найденные самим обучаемым (метод совместной подготовки к экзаменам 2-х студентов, т.к. это более эффективно чем в одиночку).

Средства учебной деятельности могут быть разнообразными, от зубрежки до глубокого мыслительного анализа теоретических положений, сопоставляя с жизненными реалиями.

Все средства хороши, если они обеспечивают достижение цели учения быстрее и качественнее.

4. Конечный результат учения. Он будет приближаться к заранее поставленной цели, которая не бывает 100%, т.к. она сопровождается определенными потерями:

1) причины, т.к. какая-то информация остается непонятой, т.е. непонимание - главная потеря;

2) абсолютно новая информация, которая ни с чем из ранее известного не ассоциируется – также теряется.

3) забывания т.к. не применяются на практике;

4) неумение применять научные знания на практике – есть форма потери информации на пути к достижению цели.

 

Рекомендации студентам: постоянно помните; зачем ради чего учитесь, чтобы при знакомстве с новой темой иметь ввиду, что запомнить и понять мало, нужно знать, к чему можно применить в практической деятельности и научиться такому применению.

Вывод. Таким образом, помня ради чего учусь (мотивация) и ставя адекватную такому мотиву цель. Студент найдет такие средства, которые наилучшим образом обеспечат достижение поставленной цели и получение желаемого результата.


ТЕМА 3. Формы и методы преподавания психологии

I. Лекционная форма обучения.

Функции лекции:

1) информационная (информирует студента о достижениях науки, об основных положениях учебной дисциплины, раскрывает особенности каждой темы и т.д.)

2) ориентирующая (когда и какими учеными были разработаны данные теории, идеи, какими жизненными потребностями они были обусловлены и в какой литературе можно более глубоко усвоить)

3) разъясняющая, объясняющая (раскрытие смысла терминов, перевод их на родной язык, формирование понятия в сознании студента)

4) убеждающая (доказательное утверждение лектора, подчеркивание важности истин путем рассуждения лектора о фактах и логике).

Условия интересной лекции:

1. Осознание студентом личностного смысла в приобретении знаний в данной области науки (т.е. когда студент понимает полезность этих знаний лично для себя).

2. Осознание аудиторией новизны излагаемого материала, связанного с уже имеющимися знаниями, поясняя и дополняя их.

3. Побуждение и стимулирование работы мышления студентов (постоянные вопросы, активизирующие мышление).

II. Практические, семинарские и лабораторные занятия в учебных группах

Все формы практических занятий служат для обработки на них практических действий по психологическому анализу и оценке действий и поступков (поведения) людей в разнообразных ситуациях, складывающихся в реальной действительности. Цель всех форм практических занятий – научить применять теоретические знания на практике.

Формы практич. занятий:

- семинары-практикумы – здесь студенты обсуждают различные варианты решения практических ситуационных задач, выдвигая в качестве аргументов психологические положения. Правильность решения обрабатывается коллективно под руководством преподавателя.

- практические занятия – проводятся в стенах самого учебного заведения или в местах практики студентов с целью обучения их решению специфических задач по профилю своей специальности.

- лабораторные занятия – обучение студентов исследовательскому подходу к изучению психологии как науки.

- семинары-дискуссии – обсуждение различных методик психологического исследования применительно к нуждам практики, в процессе чего студенты уясняют приемы и методы изучения психологических особенностей людей, с которыми им придется работать.

Учебная дискуссия применима при любой форме занятий. На семинарских занятиях происходит обсуждение серии заранее выделенных и намеченных для разбора вопросов. Одни выступают по докладам, а другие задают вопросы, дополняют. Главная задача учителя здесь – завязать дискуссию и обсуждение.

 

 

Методика управления семинаром-дискуссией:

1) Вступительное слово (ориентировка в теме, цели занятия).

2) Предоставление слова в соответствии с планом 1-му студенту (на добровольной основе).

3) Внимательно выслушать доклад студента, проследить за содержанием и логикой его построения.

Если по содержанию речь отходит в сторону от поставленного вопроса, не имеет собственных размышлений, то преподаватель задает вопрос: «Почему Вы так думаете?» или «Какое отношение имеют Ваши слова к теме?».

4) Если выступающий не находит нужного ответа, то вопрос адресуется ко всей группе и слово предоставляется желающему.

5) Если и он не сумел исчерпывающе ответить на поставленный вопрос, то выступления продолжаются, пока не будет получен ответ по существу рассматриваемой темы.

Дискуссия д.б. активна – чтобы запомнилась надолго.

Принципы подхода к разработке учебных задач для практических занятий:

1. «От теории – к практике» - подбираются вопросы и задачи из числа теоретических проблем и предлагается студентам найти самим соответствующие примеры в практической жизни.

2. «От жизни – к теории» - предлагаются различные практические ситуации, которые студент должен проанализировать с точки зрения известной теории.

*** Пример на распечатке (с. 120-126).

III. Экскурсии – здесь важным этапом является обработка полученного материала.


 

ТЕМА 4. Активные методы обучения

К активным методам обучения относятся:

1. Метод программированного обучения

2. Метод проблемного обучения

3. Интерактивного (коммуникативного) обучения

 

ТЕМА 4.1. Программированное обучение

Программированное обучение (ПО) зародилось в 60-х годах 20-го века. ПО – это относительное самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью специальных средств (учебник, ЭВМ).

В основе ПО лежит обучающая программа, в которой строго систематизируются: 1) сам учебный материал; 2) действия учащегося по его усвоению; 3) формы контроля усвоения.

Главная задача ПО – выработка автоматизированных навыков, крепких однозначных знаний и умений. Автоматизация обучения успешнее реализуется с помощью ЭВМ.

Учебный материал разбивается на небольшие по объему логически завершенные учебные дозы. После усвоения каждой дозы учащийся отвечает на контрольные вопросы, выбирая правильный по его мнению ответ из некоторого числа заранее заготовленных преподавателем-программистом ответов, либо с помощью заданных символов, букв, цифр конструирует ответ самостоятельно. Если дается правильный ответ, следует очередная учебная доза. Неверный ответ влечет за собой необходимость повторения учебной дозы и новую попытку ответа.

Программированные пособия:

- программированные учебники (их сложно читать, т.к. нужно постоянно перелистывать туда и обратно);

- программированные сборники задач и упражнений (предназначены для закрепления знаний, полученных на уроках);

- контрольные задания с выбором ответа (применяется на этапе контроля);

- программированные дополнения к действующим учебникам (здесь ученик получает указание о том, какой материал нужно прочитать в обычном учебнике, что нужно сделать, чтобы его усвоить, получает задание для проверки усвоения материала);

ПО основано на применении технических средств обучения (ТСО):

- информационные ТСО (учебное кино, учебное телевидение)

- контролирующие ТСО

- обучающие ТСО

В связи с развитием ПО в теорию и практику вошло понятие алгоритма. Алгоритм в дидактике – это однозначно понимаемое предписание к выполнению строго последовательных операций с учебным материалом приводящее к решению задачи или класса задач.


Программы бывают: а) линейные (разработал Б. Скинер) – каждый учащийся изучает одинаковую для всех одну и ту же последовательность учебных доз (состоит из малых доз материала). б) разветвленные (создал Н.А. Краудер) – каждый учащийся приходит к заданной цели обучения различным путем в зависимости от своих индивидуальных особенностей (дозы материала достаточно большие).

в) адаптивные – предусматривает возможность перехода на менее или более трудные ветви программы с учетом всех предыдущих ответов и ошибок ученика.

Основные достоинства и недостатки ПО:

Достоинства: 1) дозированность учебного материала

2) активная самостоятельная работа ученика

3) постоянный контроль усвоения

4) индивидуализация темпа обучения, объема учебного материала

5) возможность использования технических автоматизированных устройств обучения.

Недостатки: 1) нет тесного контакта с преподавателем

2) требует больших материальных затрат

3) ограниченность развития способностей в работе с литературой

4) нет «глубины» знаний

5) требуется дополнительное обучение

6) нет коммуникативного общения.

Литература:

1. Ильин Т.А. Педагогика, 1984, с. 301-316

2. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого, 1998, с. 169

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии, 1997

 


ТЕМА 4.2. Проблемное обучение

Проблемное обучение (ПрО) – это такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются учителем в процесс решения проблем и проблемных задач. При ПрО знания не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации.

В теории ПрО употребляются понятия: проблема, проблемная ситуация, проблемная задача, проблемный вопрос, проблемное задание.

Проблема (от греч. – задача, задание) – теоретический или практический вопрос, на который нет готового ответа и потому он требует изучения, исследования, чтобы этот ответ найти.

Для решения проблемы учитель должен:

- дать дополнительную информацию;

- указать учащимся, где информацию получить;

- организовать опыт, практическую работу, дискуссию.

На заключительном этапе учащиеся осознают, формулируют то новое знание, которое они получили: законы, принципы, правила, научные факты, понятия.

Проблемная ситуация – это психическое состояние субъекта при его встрече с проблемой, осознаваемое им как интеллектуальное затруднение, мешающее ему в немедленном решении познавательной или практической задачи и требующее поиска новых знаний или способов действий. Она может иметь вид задания, проблемного вопроса, демонстрации опыта, механизма, материала из прессы или личных наблюдений учащихся. Главное, чтобы проблемная ситуация удивила ученика, вызвала у него интерес, желание разобраться в ней.

Проблемная задача – это учебная проблема с четким условием, задаваемая преподавателем (студентом) с получением ограниченного поля поиска и доступностью для решения всеми обучаемыми. Содержание учебной задачи – противоречие между известным студенту знанием и неизвестным. Пример проблемной задачи: В одном древнем племени огонь добывали 2-мя способами: трением и высеканием, но первый способ применяли только по праздникам, а второй – использовали повседневно. Вопрос: какой из этих способов древнее по происхождению? (ответ: трение, т.к. оно менее удобно; высекание более удобный способ, а они используются по прошествии времени – значит возникло позже).

Структура процесса обучения здесь такова:

а) Создание проблемной ситуации и постановка проблемы

б) Выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование их и выбор одной или нескольких

в) Опытная проверка принятых гипотез в естественно математических предметах и анализ материалов, источников для доказательства выдвинутых положений

г) Обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже усвоенную учащимся систему, закрепление и применение их в теории и практике

На каждом этапе учитель выполняет функции руководителя (рук-во этапом усмотрения проблемы; уточнение формулировки проблемы), организатора учения (оказание помощи в выборе плана решения; консультирование в процессе решения; разбор отдельных допущенных ошибок; организация коллективного обсуждения проблемы).

Степень активности учеников определяется:

- сложностью материала;

- подготовленностью и уровнем развития учеников;

- наличием оборудования и материалов.

 

Выделяют 3 основных метода ПрО:

1) проблемное изложение учебного материала (когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает; ученики лишь мысленно включаются в процесс поиска решения);

2) частично-поисковая деятельность (постепенно приобщает учеников к самостоятельному решению проблем в ходе проблемных семинаров, практических занятий – под руководством преподавателя);

3) самостоятельная исследовательская деятельность (ученики самостоятельно формулируют проблему и решают ее в курсовой или дипломной работе, с последующим контролем преподавателя).

Приемы создания проблемных ситуаций:

- приглашение учеников к раздумью о будущем, высказыванию о том, как им видится развитие того или иного наблюдаемого ими явления;

- вовлечение учащихся в исследование реальных научных проблем, состоящих перед современной наукой.

Основные достоинства ПрО в том, что:

1. оно активизирует познавательную деятельность,

2. развивает творческое мышление студента, умение творчески решать сложные проблемы,

3. ученики, включаясь в активную интеллектуальную деятельность или практическую деятельность испытывают положительные эмоции,

4. ПрО дает более глубокие знания.

Литература

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения, 1986.

2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках, 1994.

3. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого, 1998.


ТЕМА 4.3. Методы интерактивного обучения

Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. В деятельности преподавателя центральное место занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые, обсуждая вопросы спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга. При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину.

Интерактивные методы принесут наибольший эффект, не только обучающий, но и воспитательный, когда преподаватель будет влиять на обсуждение не только высказыванием научно аргументированной точки зрения, но и выражением своего личностного отношения к проблеме, своей мировоззренческой и нравственной позиции. И.М. – это совместная учебная деятельность студентов и преподавателя, их дискуссии на равных.

К методам интерактивного обучения могут быть отнесены следующие:

а) Эвристическая беседа,

б) Метод дискуссии,

в) «Мозговая атака»,

г) Метод «круглого стола»,

д) Метод «деловой игры»,

е) Социально-психологический тренинг,

ж) Конкурсы практических работ с их обсуждением.

 

Эвристическая беседа - это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему (поэтому в педагогике этот метод является методом проблемного обучения). Функции данного метода - получение ответов от учащихся черезактивизацию их мышления посредством искусно поставленных вопросов. В беседе мыслительный поиск превращается в поиск кoллeктивный, где проиcxoдит обмен мнениями, догадками, предположениями, различными вариантами промежуточных решений, когда учащиеся ищут истину во взаимодействии и во взаимопомощи, активизируя мышление друг друга. Поэтому ее логично рассматривать в качестве метода интерактивного обучения.

Метод дискуссии - представляет собой «вышедшую из берегов» эвристическую беседу, или, вернее сказать, специально запрограммированное свободное обсуждение теоретических вопросов учебной программы, которое обычно начинается с постановки вопроса и развертывается вначале как эвристическая беседа. Обмен мнениями идет не плавно и размеренно, как в обычной беседе, а в споре, в столкновении одного мнения с другим и поэтому в несколько неровном темпе, мнения дискутирующих — это порождение мыслительной активности спорящих или мысли доказуемые, аргументированные, а не просто мнения, неизвестно откуда появившиеся. Дискуссия рождает мысль, активизирует мышление, обеспечивает сознательное усвоение учебного материала как продукта мыслительной его проработки. Метод дискуссии используется в групповых формах занятий на семинарах-дискуссиях, семинарах-практикумах, собеседованиях по обсуждению итогов (или хода и методов) выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях, когда студентам нужно высказываться.

Метод «мозговой атаки» -заключается в поиске ответа специалистов на сложную проблему посредством интенсивных высказыванийвсевозможных приходящих в голову идей, догадок, предположений, случайных аналогий, а также спонтанно возникающих у присутствующих нужных и ненужных ассоциаций. Потом из всего этого конгломерата записанных на диктофон мнений, случайных реплик, даже отвлеченных слов-восклицаний путем внимательного анализа отбираются идеи, наиболее интересные по своей близости и замыслу организатора мозговой атаки, и используются для дальнейшего углубленного обсуждения по существу вопроса. Золотое правило мозговой атаки — ничего из произнесенного участниками разговора не подвергать сомнению, не критиковать, а обеспечить полную свободу высказывания любых идей, вплоть до несуразных. Это применяется для поиска удачного решения в менеджменте, научном исследовании. Можно использовать этот метод также тогда, когда ставится цель убедить обучаемых в трудности разрешения какой-то проблемы. Таковы, например, некоторые проблемы экономики (задержки зарплаты, взаимные неплатежи предприятий, конверсия ВПК идр.), социологии (интерпретация рейтингов политических деятелей, оценка хозяйственных руководителей, депутатов и т. п.), педагогики (противоречия между нравственностью и свободой нравов современной молодежи и задачи воспитания), психологии (законы развития психики и практика обучения и воспитания) и т. д.

Метод круглого стола -«Круглые столы» организуются обычно для обсуждения какой-нибудь проблемы представителями разных политических и научных направлений. Обмен мнениями позволяет находить какие-то точки соприкосновения, чтобы в дальнейшей работе они могли служить отправными для поиска общих выводов — получения научной истины или достижения политической стабильности в обществе.

В обучении метод круглого стола используется для повышения эффективности усвоения теоретических проблем путем рассмотрения их в разных научных аспектах, с участием специалистов разного профиля и т.д.

Например, для студентов юридического факультета, изучающих раздел психологии «Личность и деятельность юриста», преподаватель психологии провел семинарское занятие по теме «Психология криминального поведения» методом круглого стола. На занятии присутствовал и преподаватель-юрист с кафедры уголовного права, который наравне с преподавателем психологии задавал студентам вопросы, уточнял их высказывания, давал разъяснения, приводил примеры. А преподаватель психологии, являясь на «круглом столе» ведущим, включался в разговор вслед за очередным высказыванием или вопросом преподавателя-юриста. Это было необходимо потому, что правовые вопросы, особенно конкретное поведение человека (пострадавшего или преступника, следователя или подследственного, судьи или свидетеля и т. и.) требовали психологической оценки, интерпретации или объяснения.

Суть метода деловой игры как метода обучения заключается в учебном моделировании ситуаций той деятельности, которой предстоит обучить учащихся, чтобы на моделях, а не на реальных объектах учить будущих специалистов выполнять соответствующие профессиональные функции. Можно разыгрывать, к примеру, ситуации: «урок», «работа с отстающими», «разбор ошибок» и т. д. с анализом психологических условий эффективного урока, психологических причин отставания ученика в учебе и психологической природы ошибок. При этом студенты могут по очереди выступать в разных ролях: учителя, методиста, инспектора департамента образования, студента-практиканта и даже ученика (отличника, отстающего, допустившего много ошибок в диктанте и т. д.).

Различие методов деловой игры от тренинга в том, что игра служит обучению практическому применению теории (по принципу «дело на основе теории»), а тренинг – практическому обучению самой теории (теория из живой практики).

Подготовка включает в себя:

а) работу над планом-сценарием тренинга;

б) работу со студентами по их настрою на активное участие в решении проблемы, выносимой на тренинг (это обычно делается посредством заблаговременно вручаемых им вопросов-проблем по изучаемой теме);

в) самоподготовку преподавателя (он продумывает свое поведение на тренинге: как ставить вопросы, как реагировать на ответы или реплики, на спорные ситуации; драматизировать ситуацию спора или соглашаться с одной из спорящих сторон; высказываться самому и требовать высказывания вариантов решения участников группы; как реагировать на явно неверные решения; как и когда делать обобщающие выводы; за что и как оценивать активность студентов в ходе тренинга и т. д.);

г) распределение ролей между участниками, хотя роли могут получить не все, а большинство окажется в роли как бы сторон них наблюдателей и невольных критиков, и в этом качестве принимать самое деятельное участие в тренинге.

Социально-психологическимй тренинг – это активное социально-психологическое обучение с целью формирования компетентности, активности и направленности личности в общении с людьми и повышения уровня развития группы как социально-психологического объекта. Используется для моделирования ситуаций межличностного взаимодействия в процессе деятельности.


ТЕМА 5. Методическая разработка учебной лекции

I. Тема лекции. Обоснование выбора темы.

1) Определение места и значения темы в системе целого курса.

2) Отбор библиографии по теме (литература для преподавателя, литература, рекомендуемая студентам).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Многомерные стили руководства | П. Форма организации семинара
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.