Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Территория и население в международном праве

Источники, принципы и субъекты международного права

Понятие международного публичного права.

В переводе с латинского «норма» означает правило, руководящее начало, образец.

Под нормой международного права понимается правило пове­дения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного.

Нормы международного права следует отличать от так называе­мых обыкновений, или норм международной вежливости (междуна­родной морали), которые соблюдаются субъектами международного права во взаимных отношениях. Если международно-правовые нор­мыэто юридически обязательные правила поведения, то обык­новения, или нормы международной вежливости, лишены качества юридически обязательных. Нарушение норм международного права дает основание для международно-правовой ответственности, а на­рушение обыкновения такой ответственности не влечет. К нормам международной вежливости относится, например, большинство пра­вил дипломатического этикета.

Содержание норм международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права. Вступая в отношения между собой, субъекты международного права реализуют свои права и соблюдают обязаннос­ти, устанавливаемые международно-правовыми нормами.

Исходя из содержания международно-правовой нормы, субъект международного права может судить как о своем возможном и долж­ном поведении, так и о возможном и должном поведении других субъ­ектов международного права. Тем самым международно-правовая норма упорядочивает поведение участников международных отно­шений, то есть выполняет регулирующую роль во взаимоотношениях субъектов международного права.

Урегулированные международно-правовыми нормами междуна­родные отношения приобретают характер международно-правовых.

Вступая в те или иные международно-правовые отношения, субъекты международного права тем самым реализуют свои права и обязанности.

Ряд норм международного права называют принципами, хотя это те же нормы международного права, но одни из них издавна назы­вались принципами, а другие стали называться так в силу своей зна­чимости и роли в международно-правовом регулировании. Имеются принципы, которые носят наиболее общий характер по сравнению с другими международно-правовыми нормами и имеют наиважней­шее значение для международного сообщества в деле поддержания международного правопорядка.

Среди принципов выделяются основные принципы международ­ного права, составляющие фундамент международного правопорядка. Нарушение государством какого-либо основного принципа может рассматриваться международным сообществом как посягательство на весь международный правопорядок. К основным относятся принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, запрета применения силы или угрозы силой, соблюдения международных обязательств, мирного разрешения международных споров и др.

Международные отношения характеризуются большим разнооб­разием, что обусловливает и разнообразие международно-правовых норм.

В процессе участия в международном общении, постоянно всту­пая в отношения друг с другом, субъекты международного права не только действуют в соответствии с существующими нормами между­народного права, но и вносят необходимые уточнения, дополняя и изменяя их содержание, а также создают новые нормы. Таким об­разом, создание международно-правовых норм — это непрерывный процесс.

Единственным способом создания международно-правовых норм является соглашение субъектов международного права. Только субъ­екты международного права придают тем или иным правилам своего поведения качество юридической обязательности, то есть они выража­ют согласие на юридическую обязательность таких правил поведения. В сущности, любое правило поведения субъектов международного права, даже если оно не обладает качеством юридической обязатель­ности, основывается на соглашении (согласии) этих субъектов.

Соглашение субъектов международного права относительно меж­дународно-правовых норм может быть явно выраженным или мол­чаливым. В первом случае соглашение называется договором, а во втором — обычаем. Соответственно и нормы, содержащиеся в догово­рах, являются договорными нормами, а содержащиеся в обычаях — обычными либо обычно-правовыми.

Договоры заключаются между субъектами международного права, как правило, в письменной форме и содержат четкие, конкретные фор­мулировки международно-правовых норм. Заключая договор, субъек-

ты международного права преследуют цель создания международно-правовых норм, которые направлены на регулирование отношений между ними. В зависимости от круга участников договоры могут быть с ограниченным числом участников (двусторонние и региональные) и универсальные. Тем не менее все нормы, содержащиеся в них, являются юридически обязательными для участников договоров и их нарушение влечет международно-правовую ответственность.

Процесс создания обычных норм (обычая) является сложным. В п. 1 ст. 38 Статута Международного Суда ООН обычай опреде­ляется как «доказательство всеобщей практики, признанной в каче­стве правовой нормы». Это означает, что международным обычаем, составляющим норму международного права, может стать такое правило поведения субъектов международного права, которое обра­зовалось в результате повторяющихся однородных действий.

Повторение действий предполагает продолжительность их совер­шения. Но международное право не устанавливает, какой период необходим для формирования обычая. В прошлом назывались сроки, например в 50, 100 и более лет, которые были необходимы для фор­мирования обычая. При современных средствах транспорта и связи государства могут быстро узнавать о действиях друг друга и, соответ­ственно на них реагируя, выбирать тот или иной образ поведения. Это привело к тому, что фактор времени уже не играет, как прежде, важную роль в процессе образования обычая. Более того, междуна­родно-правовые обычаи могут создаваться в очень короткий период времени. В качестве примера можно привести образование связанной с запуском СССР первого искусственного спутника Земли в 1957 году обычной нормы международного права, в соответствии с которой государства стали обладать свободой исследования и использования космического пространства.

Решения международных организаций и других объединений, выражающие согласованные позиции государств, могут явиться от­правным моментом для образования обычая.

С возникновением правила поведения процесс образования обы­чая не завершается. Только признание государствами в качестве пра­вовой нормы превращает то или иное правило в международно-пра­вовой обычай.

Обычные нормы имеют такую же юридическую силу, что и дого­ворные нормы.

По действию в отношении круга участников международно-пра­вовых отношений нормы подразделяются на универсальные и пар­тикулярные (действующие среди ограниченного числа участников).

Последние называются также локальными, или региональными, нор­мами, хотя они могут регулировать отношения двух или нескольких государств, не только расположенных по соседству либо в одном регионе, но и находящихся в различных частях мира.

Универсальные нормы регулируют отношения всех субъектов международного права и составляют общее международное право.

По способу (методу) правового регулирования международно-правовые нормы подразделяются на диспозитивные и импера­тивные.

Диспозитивной является такая норма, в рамках которой субъекты международного права могут сами определять свое поведение, взаим­ные права и обязанности в конкретных правоотношениях в зависи­мости от обстоятельств.

К императивным относятся нормы, которые устанавливают чет­кие, конкретные пределы определенного поведения. Субъекты меж­дународного права не могут по своему усмотрению изменять объем и содержание прав и обязанностей, предусмотренных императивны­ми нормами.

Международная практика XX столетия характеризуется тем, что среди императивных норм стали выделяться нормы jus cogens. В соответствии со ст. 58 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года под нормой jus cogens (императивной нормой) понимается норма общего международного права, принимаемая и признаваемая международным сообществом государств в целом как норма, отклонение От которой недопустимо; она может быть измене­на только последующей нормой такого же характера. Отличие норм jus cogens от других норм императивного характера заключается в том, что любое отклонение от норм jus cogens делает действия го­сударств юридически ничтожными. Нормы jus cogens должны соблю­даться и быть применимыми к любой сфере международных отноше­ний и в отношениях между всеми без исключения государствами. Нормами jus cogens являются основные принципы общего междуна­родного права.

Сложилось общее понимание, что нормами jus cogens являются принципы Устава ООН, содержание которых отражено в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 г. Следует, однако, отметить, что нет какого-либо международно-правового акта, который перечислял бы императивные нормы, имеющие характер jus cogens.

Выделение норм jus cogens было вызвано признанием государ­ствами наличия ряда международно-правовых норм, которые состав­ляют основу международного правопорядка. Отклонение от таких норм рассматривается как посягательство на международный право­порядок.

Наличие императивных норм ставит в повестку дня вопрос об иерархии международно-правовых норм. Нормы jus cogens имеют наивысшую юридическую силу, и все остальные нормы не должны им противоречить. Выступая на международной арене, государства, безусловно, должны сообразовывать свое поведение прежде всего с нормами jus cogens.

В силу Устава ООН обязательства государств-членов по Уставу имеют преимущественную силу перед обязательствами, принятыми ими по какому-либо другому договору.

Термин «источники права» употребляется в двух значениях — материальном и формальном. Под материальными источниками понимаются условия жизни международного сообщества, то есть международные отношения. Формальные источники праваэто те формы, в которых находят свое выражение нормы права. Толь­ко формальные источники права являются юридической категорией и составляют предмет изучения.

Не существует общепризнанного правового акта, которым уста­навливался бы перечень источников международного права и дава­лось их определение. Как уже указывалось, нормами международно­го права являются договорные и обычные нормы. Они находят свое выражение, соответственно, в договорах и обычаях, то есть источ­никами международного права являются договоры и обычаи. С этих позиций следует подходить и к распространенной точке зрения, что в ст. 38 Статута Международного Суда ООН содержится перечень источников международного права. Статья 38 гласит: «Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

a) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) с оговоркой, указанной в ст. 59, судебные решения и доктрины
наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву
различных наций в качестве вспомогательного средства для опреде­ления правовых норм».

Под общими международными конвенциями понимаются дого­воры, в которых участвуют или могут участвовать все государства. В этих конвенциях содержатся нормы общего международного права.

К специальным относятся договоры с ограниченным числом участ­ников, для которых обязательны положения этих договоров.

Квалификация правила поведения в качестве обычной нормы
(обычая) является сложным вопросом. В отличие от договорных
норм, обычай не оформляется каким-либо актом в письменном виде.
Потому для установления существования обычая используются вспомогательные средства, упомянутые в п. 1 ст. 38 Статута Международного Суда ООН: судебные решения и доктрины. Кроме того, как свидетельствует международная практика, в этих целях используются решения международных организаций и конференций и односторонние акты и действия государств.

К судебным решениям, которые являются вспомогательным сред­ством, относятся решения Международного Суда ООН, других меж­дународных судебных и арбитражных органов.^Передавая спор в Международный Суд ООН или другие международные судебные ор­ганы, государства нередко просят установить наличие обычной нор­мы, обязательной для спорящих сторон.

Международный Суд ООН в своей практике не ограничивался констатацией существования обычаев, но давал более или менее четкие формулировки. В качестве примера можно назвать решение Международного Суда ООН по англо-норвежскому спору о рыболов­стве 1951 года, содержащее, в частности, определение обычной нор­мы, в соответствии с которой прибрежные государства могли в ка­честве исходной линии для отсчета ширины территориальных вод применять и прямые линии.

В некоторых случаях судебные решения могут положить начало формированию обычной нормы международного права.

В прошлом труды выдающихся ученых в области международного права часто рассматривались в качестве источников международного права. В настоящее время также нельзя недооценивать значение доктрины международного права, которая в некоторых случаях спо­собствует уяснению отдельных международно-правовых положений, а также международно-правовых позиций государств. [В частности, спорящие стороны в своих документах, представляемых в междуна­родные судебные органы, используют иногда мнения специалистов по различным вопросам международного права.

Вспомогательными средствами для определения существования обычая являются и односторонние действия и акты государств как доказательства признания того или иного правила поведения в каче­стве обычая. К таким односторонним действиям и актам относятся внутренние законодательные и другие акты. Международные судеб­ные органы для подтверждения существования обычной нормы не­редко прибегают к ссылкам на национальное законодательство.

Официальные заявления глав государств и правительств, других представителей, в том числе в международных органах, и делегаций

на международных конференциях могут также служить подобным доказательством.

Вспомогательным средством для определения обычной нормы могут считаться совместные заявления государств (например, ком­мюнике по итогам переговоров).

Несмотря на интенсивный процесс кодификации международно­го права, значение обычая в международной жизни сохраняется. Одни и те же международные отношения могут регулироваться для одних государств договорными нормами, а для других — обычаями.

В ст. 38 Статута Международного Суда ООН (п. 1 с) упоминаются общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. Однако нет каких-либо международно-правовых актов, которые определяли бы, что следует понимать под общими принципами права. Поскольку международное право и внутригосударственное право являются двумя различными правовыми системами, то общими прин­ципами права должны быть такие принципы, которые действительно являются общими для этих систем. Эти принципы не могут носить правового характера, то есть быть правовыми нормами, поскольку правовых норм, общих и для международного, и для внутреннего права, нет. В связи с этим к общим принципам права иногда относят правила юридической техники, например, «никто не может передать больше прав, чем сам имеет» (nemo plus juris transfere potest quam ipse habet), «специальный закон отменяет общий закон» (lex specialis derogat generalis), «последующий закон отменяет предыдущий» (lex posteriori derogat priori) и т.д.

Общие принципы права применяются, как правило, при толкова­нии и уяснении содержания международно-правовых норм.

Под кодификацией международного права понимается систематизация международно-правовых норм, осуществляемая субъектами международного права. Кодификация предполагает не только при­ведение в единую систему действующих международно-правовых норм, но и более точную их формулировку, отражение в договорной форме международных обычаев.

Однако кодификация международного права не ограничивается этим и связана с необходимостью изменения либо обновления дей­ствующих норм, а также выработки новых норм. Иными словами, кодификация сопровождается прогрессивным развитием междуна­родного права.

Кодификация может быть официальной и неофициальной.

Официальная кодификация реализуется в форме международ­ных договоров. Особое место в кодификационном процессе занимает ООН, в рамках которой работает Комиссия международного права (КМП). Она была создана Генеральной Ассамблеей ООН в 1947 году в качестве вспомогательного органа для поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации. Комиссия со­стоит из 34 человек, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на 5-летний срок. Несмотря на то что кандидатуры этих членов пред­ставляются государствами, после избрания они действуют в личном качестве. За время своего существования КМП подготовила большое количество проектов статей, на основе которых созванные под эги­дой ООН международные конференции приняли соответствующие конвенции. Так, в 1958 году на дипломатической конференции, созванной в Женеве под эгидой ООН, были приняты кодифицирую­щие конвенции по морскому праву, а в 1961 и 1963 годах в Вене — конвенции о дипломатических и консульских отношениях.

В рамках ООН задачи по кодификации и прогрессивному разви­тию международного права выполняют и другие комитеты и комис­сии, например Комиссия ООН по правам человека, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях. Значи­тельную роль в процессе кодификации и прогрессивного развития международного права играют другие международные организации, прежде всего специализированные учреждения ООН.

Неофициальная кодификация может осуществляться отдельны­ми учеными или их коллективами, национальными институтами, общественными организациями либо международными неправитель­ственными организациями. Среди последних — Ассоциация между­народного права и Институт международного права, которые оказали значительное влияние на кодификацию и прогрессивное развитие международного права путем проведения исследований и подготовки проектов конвенций по различным аспектам международных отно­шений. Ассоциация международного права существует с 1873 года (штаб-квартира находится в Лондоне). Институт международного права был учрежден также в 1873 году (его местонахождение — Брюссель).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
План лекции. Лекция 1. Международное публичное право как особая правовая система | Международные организации и конференции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.