Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация и формы безналичных расчетов

Открытие валютного счета юридическому лицу – резиденту осуществляется на основании заявления об открытии счета и оформления юридического дела. А в него входят учредительные документы: устав, регистрация, образцы подписей и оттиска печатей, справка о постановке на налоговый учет. Банк рассматривает документы и принимает решения об открытии счета и заключает договор на обслуживание.

Открытие и ведение валютных счетов

Открытие валютного счета физическому лицу – резиденту: подается заявление, заключается договор о текущем банковском счете и выдается сберегательная книжка. Возможны 2 варианта корреспондентских отношений КБ: со счетом и без счета

1) Корреспонденция отношения со счетом предусматривает открытие кредитным учреждением счета у корреспондента. Счет учредителя, открываемый у корреспондента называется «НОСТРО» (наш счет у них). Счета, открытые на имя корреспондента получило название «ЛОРО» (их счет у нас).

Для того чтобы проводить работу с валютой в банке обязаны получить лицензию, которая выдается центральным банком.

По российскому законодательству. Существует 3 вида лицензии:

1) Генеральная она предоставляет банку право на проведение валютных операций на территории РФ и вне ее без ограничений. Она открывает возможность вести все виды банковских операций, устанавливает корреспондентские отношения, без каких – либо ограничений по количественному и территориальному признаку.

2) Расширяя лицензии, дает право на проведение валютных операций на территории страны без ограничений за ее пределами не более чем с 6 иностранными банками.

3) Внутренняя лицензия открывает возможность проведения валютных операций в пределах страны и установления корреспондентских отношений лишь с теми иностранными банками, в уставном капитале которых в качестве ведущих компаньонов представлен Центральный банк России.

Кроме того, существует разовая лицензия

 

Сущность безналичных денежных расчетов состоит в том, что платежи производятся путем перечисления (перевода) денег со счета плательщика на счет получателя в учреждениях банков. Банки хранят денежные средства предприятий на их счетах, зачисляют поступающие на эти счета суммы, выполняют распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов, а также о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами и договором. В зависимости от местонахождения банков, обслуживающих участников расчетов, они делятся на одногородние и иногородние, что предопределяет порядок их организации.

Безналичные денежные расчеты осуществляются при соблюдении следующих условий:

v Плательщик имеет право отказаться от оплаты предъявленного документа полностью или частично в случаях, предусмотренных законом ил договором.

v Без согласия плательщика или его поручения списание средств с счетов, как правило, не допускается.

v Платежи осуществляются из собственных средств плательщика, а в отдельных случаях — за счет кредита банка и прочих привлеченных средств

v На счет получателя средства зачисляются лишь после их списания с счета плательщика.

v Выполнение правил документооборота, разработанных Центральны банком РФ и определяющих движение денег и денежных документов.

v Общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Российской Федерации, пяти операционных дней в пределах Российской Федерации.

v Денежные документы для осуществления безналичных расчетов должны соответствовать требованиям установленных Банком России стандартов. Расчетные документы принимаются банком к исполнению, если на их первом экземпляре имеются две подписи лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиск печати, образцы которых ранее были сообщены банку.

v Если платежи производятся предпринимателем без образования юридического лица, банк принимает расчетные документы при наличии одной подписи и при отсутствии описка печати.

v Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств рассматриваются сторонами без участия банковских учреждений через суд.

Платежи производятся с согласия (акцепта) владельца счета, однако в отдельных случаях допускается и безакцептное списание денег со счета плательщика. Такое списание используется как форма расчетов между сторонами по договору и в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Предприятия, организации и учреждения по согласованию со своим контрагентом выбирают форму безналичных расчетов и фиксируют это в договорах. Допускается использование при безналичных расчетах:

• платежных поручений;

• чеков;

• аккредитивов;

• платежных требований-поручений.

Платежное поручение представляет собой указание владельца счета обслуживающему банку о перечислении определенной суммы своих денег на счет другого предприятия в том же или другом одногороднем либо иногороднем учреждении банка. Поручение составляется на бланке, содержащем необходимые для проведения расчетов сведения о плательщике и получателе денег. Поручение принимается банком к исполнению в течение 10 дней со дня выписки и при наличии достаточной суммы денег на счете.

Платежи, осуществляемые с помощью платежных поручений с точки зрения соблюдения сроков оплаты, которые предусматриваются в договорах, могут быть срочными, досрочными и отсроченными.

Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Платежные требования-поручения выписываются поставщиком и вместе с документами направляются в трех экземплярах в банк покупателя, который передает требование-поручение плательщику, а отгрузочные документы оставляет в картотеке документов, ожидающих решения покупателя (ожидание акцепта) — банковская картотека №1, которая ведется по каждому клиенту. Платежное требование составляется по стандартной форме.

Плательщику предоставляется три дня для решения вопроса об оплате полученного документа (акцептовать платежное требование-поручение) или отказа от акцепта полностью или частично.

Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение трех, дней. Здесь применяется отрицательная форма акцепта, которая предусматривает в письменном виде сообщать об отрицании акцепта (отказ от акцепта). Согласие не требует письменного подтверждения (молчание — знак согласия) При положительной форме акцепта, как согласие, так и отказ предусматривают об этом письменное сообщение банку.

При согласии оплатить полностью или частично платежное требование- поручение плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиском печати на всех экземплярах и сдает их в обслуживающий банк, который переводит деньги поставщику. При этом один экземпляр требования-поручения передается плательщику вместе с документами об отгрузке продукции, выполнении работ или оказании услуг.

В случае полного отказа от акцепта требование-поручение вместе с товарными документами возвращается по (подрядчику).

Чек – документ, содержащий приказ владельцу счета банку о выплате указанной в нем суммы определенному лицу или предъявителю. Различают чеки для получения наличных денег и чеки для осуществления расчетов в порядке безналичных платежей, т.е. расчетные чеки.

В организации безналичных расчетов с помощью чеков участвуют и выполняют определенные операции обычно четыре юридических и физических лица:

¨ банк чекодателя

¨ чекодатель

¨ чекодержатель

¨ банк чекодержателя

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-аккредитив), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) производить такие платежи при условии представления им документов, предусмотренных в аккредитиве и при выполнении других условий аккредитива.

Существуют два вида аккредитива в аспекте покупателя на досрочное прекращение его действия:

¨ безотзывный;

¨ отзывный.

С точки зрения непосредственного обеспечения деньгами для осуществления платежей по аккредитиву они подразделяются на два вида:

¨ покрытые (депонированные);

¨ непокрытые (гарантированные).

 

Инкассо – банковская операция, посредством которой банк берет на себя обязательство получить от имени и за счет клиента деньги и (или) акцепт (согласие) платежа от третьего лица по представленным на инкассо документам.

Различают несколько видов инкассовых операций.

¨ Простое (чистое) инкассо — операция, по которой банк обязуется получить деньги с третьего лица на основании платежного требования, не сопровождаемого коммерческими документами и выставленного клиентом через банк. Оно применяется при расчетах неторгового характера.

¨ Документарное (коммерческое) инкассо — операция, в результате которой банк должен предъявить третьему лицу полученные от своего клиента документы, как правило, товарораспорядительные и, выдать их этому лицу только против платежа наличными или против акцепта.

¨ Инкассо с акцептом — выдача документов только против платежа, когда банк покупателя (инкассирующий банк) представляет покупателю переводный вексель поставщика для акцепта. Акцептованный вексель остается в этом банке вместе с документами до наступления срока платежа. По его наступлении документы выдаются после осуществления платежа.

Основными принципами организации безналичных расчетов являются:

1) Осуществление безналичных расчетов по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода денежных средств

2) Платежи со счетов должны осуществляться по распоряжению их владельца в пределах остатка средств на счетах и в порядке установленной законом очередности

3) Принцип свободы выбора субъектами форм безналичных расчетов и закрепление их в хозяйственных договорах

4) Принцип платежа, срочности т.е. осуществление расчетов строго исходя из сроков предусмотренных хозяйственными договорами

5) Принцип обеспеченности платежа предполагает наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателями денежных средств

Все принципы связаны между собой и нарушение одного из них приводит к нарушению других. Предприятие обязано иметь расчетный счет (для юридических лиц) или текущий счет, который открывается для организаций, не имеющих признаков юридического лица.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Решение | Виды банковских рисков
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.