Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие № 4




План

Практическое занятие № 3

ПСИХОЛИНГВИСТИКА И ТЕКСТ (2 часа)

1. Опрос по лекции:

1. Что такое текст?

2. Какие проблемы, связанные с текстом, решает психолингвистика?

3. Назовите свойства текста и охарактеризуйте их.

4. По отношению к каким текстам остро стоит вопрос их интерпретации? Почему?

5. Какая классификации иллюстраций известна в искусстве книгоиздания?

6. В чём заключается процесс понимания текста, по Б.М. Гаспарову?

7. Что такое эмоционально-смысловая доминанта текста? На основе чего и для чего она выделяется?

8. Что такое тип акцентуации личности? Какие типы акцентуации выделяет В.П. Белянин?

9. Какие типы текстов соответствуют данным типам акцентуации?

10. Охарактеризуйте «светлые» тексты и тип акцентуации личности, которому они соответствуют.

11. Охарактеризуйте «активные» тексты и тип акцентуации личности, которому они соответствуют.

12. Охарактеризуйте «тёмные» тексты и тип акцентуации личности, которому они соответствуют.

13. Охарактеризуйте «печальные» тексты и тип акцентуации личности, которому они соответствуют.

14. Охарактеризуйте «весёлые» тексты и тип акцентуации личности, которому они соответствуют.

15. Охарактеризуйте «красивые» тексты и тип акцентуации личности, которому они соответствуют.

16. Охарактеризуйте «сложные» тексты и тип акцентуации личности, которому они соответствуют.

2. Приведите примеры смешных ошибок из школьных сочинений. Как они связаны с игнорированием основных свойств текста: связности, целостности, композиционной завершённости?

3. Выделите ключевые слова и напишите ядерную формулу к повести Н. Лескова «Левша», стихотворению Б.Ахмадулиной «По улице моей …»;

г) приведите пример сложно интерпретируемого текста, объясните причины трудностей, попытайтесь его объяснить;

д) принесите примеры различных типов иллюстраций к текстам, докажите их принадлежность к этим типам.

Задания для самостоятельной работы

1. Выберите интересный для вас художественный текст, определите его психолингвистическую типологию, свой и авторский тип акцентуации личности.

Литература к занятию

1. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики: Модели мира в литературе. – М., 2000.

2. Горелов И.П., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. -М., 2001.

6. Ушакова Т.Н. Основы психолингвистики.

7. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики

5. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ: Лингвистика языкового
существования. - М., 1996.

6. Методині вказівки до вивчення курсу «Основи мовленневої діяльності». -
Дніпропетровськ, 2001.

МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ СТРУКТУРА МОЗГА (2 часа)

План

1. Опрос по лекции:

1. Какую проблему решал Л.С. Выготский в своём труде «Мышление и речь»? Какие два понятия он при этом различал?

2. Что такое значение и смысл? Что возникает раньше в процессе создания высказывания?

3. Что такое внутренняя речь? Чем она отличается от внешней? Какова её эволюция в онтогенезе?

4. Почему происходит борьба между мыслью и словом в процессе создания высказывания? Как о ней говорили Л.С. Выготский, Ф. Тютчев?

5. Что нового внёс Н.И. Жинкин в теорию речевой деятельности?

6. Из каких этапов складывается формирование речевого высказывания?

7. Что предшествует формированию речи?

8. Что порождает мотив речевой деятельности?

9. Что такое коммуникативное намерение? Из каких составляющих оно складывается?

10. Что свидетельствует об этапе формирования коммуникативного намерения?

11. Каковы составляющие этапов вызревания общего замысла высказывания и перевода смысла с языка образов и схем на национальный язык?

12. Что такое хезитации? О чём они свидетельствуют?

13. С чего начинается понимание речи? Что в этом процессе играет главную роль?

14. Какие факторы влияют на процесс понимания речи?

15. Охарактеризуйте выделение слов с помощью фонематического слуха.

16. Расскажите об учёте ситуации общения.

17. Что такое расхождение поверхностной и глубинной структур фразы. Приведите примеры.

18. Что такое учёт семантической инверсии?

19. Что такое понимание текстовой структуры? Зачем нужно это умение?

20. Где они находятся и за что отвечают?

21. Каковы источники учения о речевой структуре мозга?

22. Какие речевые зоны мозга открыли П. Брока и К. Вернике? Где они находятся и за что отвечают?

23. Где и почему А.Р. Лурия предложил искать новые речевые зоны мозга?

24. За что отвечают эти зоны?

25. Какую роль играет правое полушарие в речевом механизме человека?

26. Как взаимодействуют два полушария мозга в речевом механизме человека?

2. По книге Р.М. Грановской «Элементы практической психологии» (Л., 1988), В.А.Куринского “Автодидатика” и опираясь на собственный опыт, рассказать о приёмах настройки правого и левого полушарий мозга, мышления, восприятия, внимания, памяти, эмоций, речи.

3. Что такое талант с точки зрения деятельности полушарий мозга?

Задания для самостоятельной работы

8. Речевые зоны мозга. Составление опорного конспекта-схемы (рисунка)

9. Беседа по вопросам к статье А. Захарова «Правые» и «левые»: кто они такие?»

1. За какие составляющие высших психических функций человека отвечает левое полушарие мозга (по статье А. Захарова «Правые» и «левые»: кто они такие?»)?

2. За какие составляющие высших психических функций человека отвечает правое полушарие мозга (по статье А. Захарова «Правые» и «левые»: кто они такие?»)?

3. Назовите особенности человека с доминирующим левополушарным восприятием.

4. Назовите особенности человека с доминирующим правополушарным восприятием.

5. Какое полушарие было ведущим у первобытных людей? С какими полушариями рождается человек? Почему?

6. Почему в возрасте 1 – 2 лет дети легко запоминают большие стихотворения? Почему у детей 2 – 3 лет ярко выражено упрямство, негативизм? Как в этот момент нужно себя с ними вести?

7. Как помочь детям с перегрузкой левого или правого полушарий мозга? Как нельзя учить детей до школы ми в младшей школе?

Литература к занятию

1. Горелов И.П., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. -М., 2001.

2. Ушакова Т.Н. Основы психолингвистики.

3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики

4. Методині вказівки до вивчення курсу «Основи мовленневої діяльності». -
Дніпропетровськ, 2001.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.