Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Главные цели планирования и технология их формирования

 

Главной целью планирования на предприятии является определение оптимального варианта его деятельности в планируемом периоде с учетом всего многообразия факторов внешней и внутренней среды. При этом в зависимости от сложившейся ситуации под деятельностью может подразумеваться не только развитие, но и сокращение, сворачивание производства или отдельных видов деятельности.

Выбранный оптимальный вариант деятельности предприятия в плановом периоде должен содержать поставленные цели и пути их достижения.

Поставленные цели – это и есть желаемый результат или планируемое будущее состояние предприятия с заданными производственно-экономическими, финансовыми и социальными показателями, которых стремится достичь предприятие.

Постановка целей – это важнейший этап в управлении любым субъектом хозяйствования независимо от формы собственности.

В мировой практике менеджмента существует специальная технология постановки целей под названием SMART (в русском переводе – СМАРТ).

Общие принципы постановки SMART - целей предложил в 1954 г. Питер Друкер в своей работе «Практика менеджмента». С тех пор концепция SMART получила широкое распространение во всем мире, появились различные варианты расшифровки аббревиатуры SMART. Постановка SMART-целей не является жестко алгоритмизированной и допускает известную степень свободы.

Суть концепции сводится к следующему: цели, которые разрабатываются предприятием, должны быть SMART, то есть «умными». Это означает, что цели должны быть:

1) S (Specific) – конкретными и точными. Цели должны быть определены четко и не допускать множественного толкования. Результат достижения целей должен быть понятен всем исполнителям.

2) M (Measurable) – измеримыми. Конкретно поставленные цели должна быть измерены в каких-либо измерителях (в процентах, стоимостной оценке, частоте происходящих явлений, стандартах и т.п.). Постановка расплывчатых целей, с одной стороны, дезориентирует персонал, с другой стороны, лишает руководство возможности оценить результаты проделанной работы по достижению целей;

3) A (Achievable) - достижимыми, доступными. Цели не должна быть легкими в достижении, но в то же время они должны быть досягаемыми. Невозможно мотивировать персонал на выполнение недосягаемых целей.

4) R (Realistic) - реалистичными, практическими, обоснованными. Цели не должны вступать в противоречие между собой, а также с имеющимися ресурсами;

5) T (Time-bound, Time-based) - определенными во времени. Цель, не ориентированная во времени – то же самое, что отсутствие цели.

Помимо SMART-целей, вторым аспектом оптимального варианта деятельности предприятия в плановом периоде являются пути достижения целей.

Пути достижения - это в буквальном смысле маршрут продвижения предприятия к поставленным целям. Пути достижения предусматривают скоординированные действия всех уровней иерархии, всех структурных подразделений, направленные на выявление и структурирование существующих проблем, мероприятия по их преодолению, расчет необходимых ресурсов для достижения целей, определение сроков и исполнителей, а также другие более детальные мероприятия.

По своей сути, выбранный оптимальный вариант деятельности предприятия представляет принятое стратегическое или тактическое управленческое решение. В свою очередь, управленческие решения должны быть формализованы в планах различного рода.

План – это заранее разработанная система целей предприятия и мероприятий по достижению желаемых рубежей. В плане фиксируется система целевых количественных и качественных показателей на конец планового периода, определяются приоритеты, рассчитываются необходимые ресурсы, определяются ожидаемые результаты и направления их использования, последовательность и сроки выполнения плановых мероприятий.

 

           
 
 
   
 
   
План предприятия

 


Рис. 1.2 - Содержание планов на предприятии

 

Необходимость формализации управленческих решений в виде планов неоспорима и теории, и на практике, как за рубежом, так и в нашей стране. В поле дискуссии находятся только вопросы требуемой степени формализации управленческих решений, исходя из специфики предприятия. Формализация - формализацией, но процесс планирования не должен привести к неоправданно высоким интеллектуальным, временным и денежным затратам.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Главные цели, принципы, механизмы и инструменты планирования на предприятии | Принципы планирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.