Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правонарушение

Правонарушение связано с применением права. Правонарушение всегда связано с выходом за пределы нормы права, которое выражается в неисполнении или несоблюдении правовых требований.

Правонарушение – это общественно-вредное, противоправное, виновное действие или бездействие дееспособного субъекта, влекущее юридическую правовую ответственность (санкцию).

Любое правонарушение имеет признаки.

1. Прежде всего правонарушение – это всегда деяние людей либо в индивидуальной форме, либо в коллективной как юридического лица или органа гос.власти или местного самоуправления. Как правонарушение не могут характеризоваться мысли, мотивы, убеждения, если они не были воплощены в действия – реализованы, при этом под деянием понимается как активное действие, так и пассивное бездействие.

2. Это деяние всегда противоправное, т.е. противоречит нормам права, правовым запретам, правовым предписанием, пределом правовых дозволений.

3. Правонарушение общественно вредное деяние, т.е. оно наносит вред признанным в обществе ценностям, тем самым посягает на установленный правопорядок, а высшей ценностью является человек.

4. Правонарушение – виновное деяние, т.е. осуществляется под воздействием сознания и воли человека, как полностью дееспособного лица – субъекта.

Все 4 признака и влекут наличие пятого - юридическую ответственность (санкцию), ибо государство и общество не может быть равнодушно к такому роду деяний. Правонарушители привлекаются от имени и по поручению государства, его органов, специально на это уполномоченных государством, к ответственности – наказанию, включающему возмещение вреда и восстановление справедливости, кары – собственного наказания.

Виды правонарушений.

Совершаемые правонарушения неоднородные по своему характеру, по степени общественной опасности и юридическому правовому оформлению их можно объединить в 2 группы: - преступления

- проступки, среди которых выделяются деликты.

Преступление – наиболее общественно-опасное деяние. Все эти деяния, их классификация закреплены в Уголовном Кодексе РФ. Для преступлений характерен принцип: «Нет преступления без указаний в законе!». Преступление признается общественно-опасным, противоправным, виновным и наказуемым деянием, в соответствии с УК РФ.

Проступки – представляют меньшую общественную опасность, подразделяются на:

§ Административные

§ Гражданско-правовые (деликты)

§ Дисциплинарные

Самые разнообразные из них административные проступки. Административным правонарушением признается противоправное, виновное деяние физического или юридического лица, за которое кодексом РФ или законами субъектов РФ «Об административных правонарушениях» установлена административная ответственность.

Особым видом административных правонарушений являются налоговые правонарушения, в которых на ряду с административными санкциями, штрафами применяются имущественные санкции: взыскание налога, неуплаченного в бюджет за определенный срок, и взыскание пени за просрочку уплаты налога.

Гражданско-правовой проступок – деликт – это нарушение правовых предписаний, норм гражданского права в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Законодательство не дает четкой дефиниции (определения) гражданско-правового деликта, его проявления разнообразны.

Деликты могут быть договорного характера в связи с невыполнением условий, в связи с причинением вреда личности или имуществу субъекта гражданских правовых отношений.

Дисциплинарный проступок – связан исключительно с деятельностью в рамках трудовых отношений, при нарушении работником правил внутренне-трудового порядка, служебной дисциплины, невыполнение должностных обязанностей. Например: опоздание на работу, прогул и другие, закрепленные в трудовом кодексе, а также в локальных актах конкретного работодателя.

В юридической практике имеет место еще один вид правонарушений – издание противоправных актов. Имеет место, когда правоприменительный и правотворческий орган создает правовые акты, противоречащие закону. Наиболее частой санкцией является решение вышестоящего органа или суда об отмене таких актов и взыскание причиненными этими актами ущерба, вреда, или возврата незаконно-взысканного имущества.

На ряду с правонарушениями выделяется еще 2 вида противоправного поведения:

a) объективно-противоправное деяние не связанное с наличием вины.

b) злоупотребление права, когда право употребляется исключительно во вред.

Вина – обязательный признак преступления административного проступка и определенных делитных отношений.

Вина неразрывно связана с такой правовой категорией, как состав правонарушения, включая в себя: субъекта правонарушения – лицо, совершившее правонарушение, правонарушитель (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный – преступник).

Субъектом может быть как индивид (человек, гражданин, индивидуальный предприниматель, должностное лицо), так и организация (юридическое лицо, орган государственной власти или местного самоупрвления).

Объект правонарушения – то отношение, чему правонарушением нанесен вред, к таковым относится жизнь, здоровье, общественный порядок.

Объективная сторона – внешне-выраженное деяние, его последствия, включая степень опасности, вредности.

Субъективная сторона – отношение нарушителя к деянию и его последствиям, т.е его вина, которая характеризуется мотивом и целью.

Мотив всегда связан с образом, идеей, потребностью, желанием или необходимостью должным. Любые события в правовой сфере происходят в силу возможного (желаемого) или должного, включая действие и бездействие.

Правовая наука признает 2 формы вины, связанные с волевым отношением к деянию:

1. умысел (умышленная вина)

2. неосторожность (неосторожная вина)

В свою очередь умысел делится на прямой и косвенный, а неосторожность делится на небрежность и халатность.

Умысел всегда связан с четкой формулировкой цели, за которой скрывается мотив. Умысел характеризуется активным действием или пассивным бездействием, неразрывно связан с понятием воли, волевой поступок.

Различием прямого и косвенного умысла являются последствия.

Прямой умысел – лицо, осознает противоправность совершаемого деяния, осознает последствия этого деяния и желает их наступления – воля активна.

Косвенный умысел – лицо осознает, что совершает преступление, осознает наступление последствий, не желает их, но сознательно допускает – воля актива частично, только на совершение деяния, а не на последствия.

Неосторожная форма вины:

Ø халатность – лицо не осознает противоправных действий, но осознает возможность наступления последствий и легкомысленно рассчитывает на их предотвращение.

Ø небрежность – лицо не осознает совершения противоправных деяний, не осознает возможности последствий, хотя в силу своего уровня развития должно было и могло было их предотвратить.

Правовое государство и гражданское общество – основа современной политической системы Российской Федерации.

Политическая система – это устройство жизни современного общества. Слово политика зародилось в Древней Греции и неразрывно связано с понятием демократии. «Полис» в переводе – город, а политика – механизм управления городом. Древние полисы именовались городами-государствами, поскольку в них была организована система управления, необходимая и достаточная для обеспечения условий жизни жителей городов, учета интересов, но с учетом классового деления и неравенства (иерархии). Именно в Греции появилось слово «политика», как искусство согласовывать и отстаивать, реализовывать различные интересы правящих групп, именующихся партиями (часть).

Управляли таким городом-государством с помощью законов.

Закон – обязательный нормативный акт, издаваемый высшим органом законодательной власти, принимаемый большинством жителей (свободных граждан) на специальных собраниях, а в последствии собранием представителей, которых выдвигали по квотам (количество мест от определенной группы).

Квоты определялись неравно, непропорционально. Большинство мест занимали представители жрецов (законники), воинов, демиургов (мудрецы), которых потом было меньшинство. Таким образом борьба шла между этими тремя партиями, которые пытались с помощью ораторского мастерства, инструментов софистики, подлога фактов, выпячивания достижения и скрытия недостатков привлечь на свою сторону большинство людей.

Именно таких людей, умеющих и знающих каким образом привлечь на свою сторону, именовали политиками. Тогда и появилось понятие «политический интерес», подчас расходившийся с истинным интересом большинства, тем более с насущной потребностью каждого человека.

В вышеуказанных условиях закон был выражением воли высших правящих групп, а государство – институтом власти. Для такого государства необходимо было иметь эффективную управленческую систему, построенную на единоналичие, бюрократии и вооруженной силе, используемой как для защиты внутри полиса (полицией), так и защиты от внешних врагов (армией).

Наиболее удобными системами управления были: монархия и военная демократия.

Одним из видов военной демократии стало спартанское царство, государство Троя. Своеобразное царство (зародилось в междуречье Китая, т.е. пришла с Востока и называлась деспотией, от слова «деспот» - властитель), где верховная власть передавалась по наследству или в порядке избрания всеми представителями.

Именно под влиянием внешних угроз города-государства начали объединяться, выстраивая систему коллективной безопасности, совместно формировать армию и флот, от семейно-родовой формы организации городов стали переходить к государственной форме управления, в которой были возложены на властителя обязанности по обеспечению безопасности всего населения определенной территории. Стали появляться союзы городов, имеющие общую систему управления. Именно такая форма на сегодняшний день и существует в современных государствах (США). Внутри государства устанавливались единые законы, но по ограниченному кругу вопросов. Вполне естественно, что если было разделение на классы, страты, по противоположным интересам, по сумме доходов, в таком обществе и не могло быть равенства и справедливости, которая обязательным образом предусматривает отсутствие вреда для каждого человека (Эпикур) и рассматривалась как уравнительная, распределительная, принципом которой был: «Отнять и поделить». В соответствии с такой политикой формировались законы, которым должны были подчиняться все граждане (политика – власть – закон – политика).

Для обоснования такого устройства общества необходимо было и особое мировоззрение, убеждающее всех и каждого, что иной порядок невозможен и обосновать это, вводя систему доказательств. Именно 2 эти фактора:

1) политика – искусство необходимого

2) различия интересов

породили систему философии – идеологии, главной задачей которой является обоснование:

ü свободы для избранных

ü наличие привилегий

ü неравенство людей от рождения.

 

 

Главным связующим этой триады является обоснование неравенства. И здесь греки применили выдающийся подход «Подмена понятий, искажая содержание, путем изменения предпосылок!» Такая система мировоззрения, обосновывающая систему политики, насилия, этики, идеологи, существует и до сих пор.

Именуется она государственной властью, политической властью, партийной властью, властными элитами, бюрократией, охлократией и другими подобными словами. Система всячески обосновывает необходимость ее для общества, говоря об эффективной бюрократии, эффективной власти и управлении.

Такое мировоззрение право всегда рассматривает как принуждение, навязанное свыше законом от имени власти. Единственной целью в этой системе является борьба за власть ради власти, действующей в интересах групп партий.

Гражданское общество.

Понятие «гражданское общество» сформировалось в 17 веке в Англии и особое значение приобрело в конце 18 века – начале 19 века в связи с изданием в 1804 году Гражданского кодекса Наполеона. Фактически, хотя кодекс и назывался гражданским, по своей сути он стал горожанским (буржуазным), что неудивительно, т.к. единое римское право было разорвано на части, от частного начала была отторгнута его основа, его дух, его смысл, а именно публичное начало. При переводе на французский манер она была переведена как «дело народа», подменив слово публика, скрыв, что слово «публикум» – это исключительно правовое понятие, у которого четкие и ясные критерии.

Таким образом публичное начало в праве стало выдаваться за публичный интерес, который стал выдаваться за государственный интерес, а право разделили на публичное и частное.

Гражданский кодекс и гражданское право, на сегодняшний день, наиболее разработанная норма права, наряду с уголовной отраслью и административной отраслью. Именно эти три отрасли права больше всего претерпели изменений в связи с развитием экономических отношений. В процессе развития, общество переходило от регрессивно-административных мер, использующих нормы запреты и предписания к гражданским правовым нормам дозволений, обязываний.

Путь от дикости, через варварство в цивилизацию различные страны прошли за разные периоды времени. На сегодняшний день цивилизационный подход, понятие «цивилизация» неотъемлемы от понятия от понятия «гражданское общество» и «правовое государство». Однако, ещё существуют пережитки, когда гражданское общество отождествляется с экономическим обществом, где доминируют политэкономические категории (товар, стоимость, продукт, производство), всё упирается в удовлетворение материальных ценностей.

Между тем, гражданское общество не отрицает материальные потребности. Вместе с тем, на первое место ставит удовлетворение духовных и культурных потребностей. В центр ставит культурную, всесторонне развитую личность, отвечающую за состояние того общества, в котором эта личность живёт и действует. Именно такие личности, мы именует гражданами, в отличие от подданных. Объединение таких личностей и формирует гражданское общество. Граждане выражают свою волю активно, участвуют в политической жизни, не только через партии, но и через различные институты гражданского общества, в том числе через:

ü общественную палату РФ;

ü общественные организации и объединения;

ü некоммерческие организации;

ü активное участие на блогах руководителей государства.

Формы гражданской активности не ограничены. Именно гражданскому обществу, как ядру политической системы необходимо новое государство.

Правовое государство является как раз механизмом для эффективной реализации власти народа – демократии: «Во имя народа и от имени народа» (Конституция США). Для реализации власти необходимы органы власти, то есть системы, структуры способные, действуя в интересах всех и каждого, уважая положения граждан, регулировать, с помощью политико-правовых механизмов, общественные отношения.

В правовом государстве предусмотрено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Но особенность правового государства заключена в том, что не власть определяет что и как регулировать, а право.

И в случае возникновения конфликтом между органами власти, между человеком и органами власти единственным возможным разрешением конфликта является система органов правосудия.

Органы представительной (законодательной) власти

Законодательная власть представляет из себя систему органов законодательной (представительной) власти местного самоуправления. Правовое государство требует установления иерархии нормативно-правовых актов. Высшим законом, имеющим непосредственное влияние на РФ, является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года на Всероссийском референдуме. Никакие законы и иные нормативно-правовые акты не могут противоречит Конституции РФ. Следующими по уровню являются федеральные законы. Указанные нормативно-правовые акты принимаются органами государственной власти.

Федеральное собрание состоит из двух палат: Государственная Дума и Совет Федерации. Федеральное собрание – высший законодательный орган и единственный, только он может принимать федеральные законы, но они подписываются президентом (гарант Конституции). Федеральные законы принимаются Государственной Думой, согласовываются или утверждаются Советом Федерации (в необходимых случаях) и подписываются президентом. Весь процесс, начиная от внесения проекта Федерального закона в Государственную Думу и до его подписания, именуется законотворческим процессом. От законотворчества следует отличать правотворчество, который включает в себя законотворческий процесс, но этим не ограничивается. Правотворчество существует двух видов:

1) правотворчество законодательных и нормативных правовых актов;

2) правотворчество при правоприменение – в судебном процессе.

Единственным органом, которому разрешено творить нормы права в судебном процессе является конституционный суд, который осуществляет это право в толкование Конституции или уточнение норм Федеральных законов. Общий порядок правотворческого процесса начинается с разработки концепции. Разработка концепции очень важный первый шаг. Любая концепция проекта Федерального закона или иного нормативно-правового акта разрабатывается на основе научной теории и учитывает практику общественных отношений и применение ранее действующего законодательства.

 

Концепции разрабатываются научными институтами – научным сообществом. Затем она передаётся президенту или в правительство – высший орган исполнительной власти.

Необходимость принятия Федерального закона:

1) опора на теорию;

2) учёт практики;

3) обоснование необходимости.

В соответствии с Конституцией, субъектами с законодательной инициативой является:

– президент РФ;

– депутаты Государственной Думы;

– члены Совета Федерации, а также Высший арбитражный суд РФ, верховный суд РФ, конституционный суд РФ, судьи конституционного суда, генеральный прокурор РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ – по вопросам, отнесённым к их компетенции. На основании представленной концепции, в которой указывается цель, средства, способы и механизмы, используемые в указанной концепции, подготавливается проект Федерального закона или иного нормативно-правового акта. В необходимых случаях, проект выносится на всеобщее обсуждение, до внесение в Государственную Думу. Проект может быть, а некоторые должны быть, направлены в общественную палату, которая даёт заключение по проекту. Для подготовки проекта могут быть привлечены учёные, любые граждане, обладающие знаниями и соответствующей квалификацией, обладающие законодательной техникой.

Органы исполнительной власти

Высшим исполнительным органом является правительство РФ. Правительство РФ является коллегиальным органом, решение которого принимается большинством членов правительства. Формы, порядок издания, структура правительства и иные вопросы закреплены в Федеральном конституционном законе «О правительстве РФ».

Правительство РФ избирается – назначается Государственной Думой, а руководители силовых ведомств (МВД, ФСБ, МЧС) вносятся президентом на утверждение. Указанные министры и руководители служб могут быть, по решению президента, выведены из своих должностей и заменены (для этого не требуется роспуск правительства), все остальные министры, входящие в правительство, могут быть заменены путём роспуска правительства. Не следует путать роспуск правительства с новым избранием президента.

Правительство возглавляет и ведёт заседание – председатель правительства (премьер-министр). В РФ, в соответствии с Федеральным законом, для подготовки и внесения правительства, документов, согласование наиболее проблемных позиций и ситуаций создан Президиум правительства, куда входят:

ª министры по направлениям:

§ министр финансов;

§ министр здравоохранения и социального развития;

§ министр экономики и торговли;

§ министр промышленности и предпринимательства;

ª силовые структуры.

На заседании приглашается генеральный прокурор и представитель конституционного суда. В правительство, для принятия решений, все предложения вносятся через президиум, которому поручается исполнять и реализовывать поручения президента.

 

 

Президент РФ является высшим должностным лицом РФ, главой государства, является гарантом соблюдения прав и свобод человека, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов власти. Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Представляет РФ внутри страны и международных отношениях, для чего надел ён правами подписи всех документов, издаваемых от имени РФ и правом подписи международных договоров и соглашений от имени РФ.

 

Сегодня исторически сложилось два различных подхода отношения человека и государства:

1. Либеральный.

Указывает, что государство должно быть минимизировано, его вмешательство в общественные отношения граждан должно заключаться в установлении единых правил поведения, государству недопустимо вливаться в их отношения регулирования. Государство – «ночной сторож», обеспечивающий должный порядок, с помощью институтов власти. Но граждане, при таком подходе рассматриваются, как буржуа, главная цель жизни которых – самосохранение и защита собственности. Как эта собственность появилась, какие источники этой собственности для государства значения быть не должно; такой подход позволяет неправедно, несправедливо присваивать чужой продукт, считает нормальным условием эксплуатацию со стороны капитала и минимальными угнетения со стороны власти.

Такой подход, к отношению государства и человека, предусматривает обязательное наличие единства власти и правового начала. Их лозунг: «Власть должна ограничиваться правом, капитал – властью». Этот порядок именуется капитализмом. Это приводит к сращиванию власти и капитала, при господстве капитала над властью.

Идеалом является рыночная экономика, предусматривающая недопущение монополизации рынков капитала и власти, постоянную борьбу интересов партии власти, партии капитала и партии трудящихся. Идеал выразил Джон Локк: «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека». «Власть – право требовать подчинения».

Определение свободы сделано с субъективной стороны, а философская основа состоит в том, что сформулировал И. Кант: «Не делай другим то, чего не хочешь, чтоб делали тебе».

Человек всегда рассматривается, как средство, но провозглашается свободным «от», а не свободным «для». Такой подход основан полностью на греческой философии: неравенстве, лукавстве, фальши, цинизме, обмане и иных пороков. М. Аврелий сформулировал такое определение: «Там где порок по нраву, там нравы извращены». Там нравственность спит, а порок торжествует. В таком обществе справедливость – это призрак и фантом, а требование справедливости – фикция и утопия.

2. Консервативный.

Он предусматривает необходимость наличие государства, признаёт, что государство – это зло, но необходимое зло. В случае отсутствия такового наступит анархия и хаос. Такой подход определяет человека как «неразумное дитя», над которым необходим опекун, наставник, чтобы учить народ уму – разуму.

Философская концепция такого подхода заключается в том, что человеку нельзя сразу давать свободу, его нужно научить быть свободным, что свобода отравляет, делает общество неуправляемым.

 

 

Певцом такого подхода явился Макс Вебер, изложивший принцип рациональной бюрократии:

1) принцип иерархии (неравенства);

2) принцип вассалитета;

3) принцип индивидуально ответственности.

Макс Вебер подчеркнул, что достаточно нарушить этот принцип, вся система может рухнуть.

Второй подход – это феодальный абсолютизм или подход тоталитарной номенклатуры. Несмотря на то, что установился позднее, он более реакционный, чем либеральный, так как приводит к застою и стагнации общества. Именно такому подходу необходимы дополнения в лице якобы противоборствующих партий, а на самом деле поддерживающих, всячески, режим власти.

Гражданское общество, правовое общество – этому режиму «поперёк горла», ибо они уничтожают его основы.

Обе системы хорошо известны и дополняют друг друга, заставляют человека и общество жить в постоянном страхе и боязни между «сцилой» многоголовой бюрократии и «харибдой» свободного рынка, сотрясаемыми кризисами.

Но существует и третий подход, известный более 3 тыс. лет. Этот подход формировался постепенно и не сразу. Такой подход преследовался, из-за него гибли люди, устраивались массовые репрессии, уничтожались народы. Этот подход называется гуманизм. В этом подходе, человек является целью, а не средством. Необходимо раскрыть природу человека. Он отвергает властную парадигму, требует уважения человека, его достоинства. Подход гуманизма, в котором свобода рассматривается, как объективно-необходимая, только при таком подходе возможно воплощение в человеке его истинной человеческой природы.

Становлению гуманизма всячески препятствовали, превращали идеалы в утопии, считая, что достичь этих идеалов невозможно, как бы человечество не старалось. Но при этом прежнюю систему не давали подвергнуть сомнению.

Для поддержания такого порядка – образа жизни (modus Vivendi) нужна новая система образования и воспитания, которая не разделяет общество на элиту и остальных.

Сегодня уже сформировалось к сожалению как раз иное общество и носит оно название «элитаризм». Это общество уже для человека, общество свободных, но не равных и не честных. В этом обществе заложены основы жизни, позволяющие человеку быть счастливым, быть творцом, созидателем, но ещё не стать им. Ибо невозможно быть счастливым, быть достойным, унижая других. Это общество создаёт условия, чтобы воплотить принципы действительного положительного гуманизма:

1. Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех;

2. Свобода – осознанная необходимость;

3. От каждого по способностям, каждому по потребности.

Все три принципа возможно взять за основу и реализовать, т.е. воплотить в действительность, при непременному условии: признании всех людей равными и свободными. Для такого общества необходимыми предпосылками являются правовое государство, гражданское общество, а их единство образует политическую систему, в которой право и правосудие составляют ядро.

 

В этой системе нравственность является основой справедливости, справедливость – основой права, право – основой закона и на основном законе Конституции строится государство.

Такое государство, именуемое правовым, должно в этих условиях опираться не на силу, а на Право, право – на Нравственность, в нравственность – на Духовность.

В Конституции РФ воплощена именно такая «политическая система», именуемая «демократическим правовым государством с республиканской формой правления» (ст.1), что также отражено и в преамбуле Конституции России:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединённые общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Принимая Конституцию на референдуме, 12 декабря 1993 года, народ Российской Федерации фактически заключил общественный договор, на основании которого были признаны обязанности и права, которые народ возложил на институт «правового государства», предоставив ему правовые полномочия, издавать акты на всей территории Российской Федерации, указав, что высшей ценностью для правового государства является человек, его права и свободы, которые действуют, закреплены договором, определяют смысл, содержание законов, а также деятельность всех органов власти и должны быть обеспечены действенной системой правосудия (ст.18).

Для того, чтобы сформировать такую государственную систему необходим особый государственный механизм, построенный на новых принципах, использующий новые методы управления, которые предусматривают уважение положения граждан, как равных и свободных творческих личностей. Со своей стороны граждане должны уважительно относиться друг к другу, что выражается в соблюдении прав и свобод друг друга, соблюдать и исполнять законы, издаваемые по их поручению или с их ведома, по их поручению представительными и законодательными органами власти и подписываемые Президентом, как гарантом соблюдения Конституции.

Федеративное устройство предусматривает возможность в соответствии с Конституцией статьи 72 по вопросам, отнесенным к совместному ведению издавать законы на уровне субъектов Российской Федерации, если эти вопросы не урегулированы на уровне Российской Федерации.

Уважение к закону и есть уважение к государству, а соблюдение закона – проявление уважения. В Российской Федерации воплощен принцип общего запрета для государства, для граждан – общего дозволения.

 

 

В связи с чем законодательство, регулирующее отношение государства и человека в любой сфере, должно быть ясным, точным и недвусмысленным. Содержание закона должно исходить из статьи 2 «Признание прав и свобод граждан», а действие органов государственной власти и местного самоуправления в соответствии со статьей 18 должны определять смысл, содержание и применение законов этими органами. Исполнение же законов в соответствии с этой статьей обеспечивается правосудием. Именно такой подход и наличие системы правосудия нуждается в создании институтов гражданского общества.

Для устойчивого, стабильного функционирования системы правового государства необходимо развитое гражданское общество, в котором каждый осознает публичное Благо – как должное уважение его прав и свобод со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В таком обществе гражданин не просит, а требует такого уважения, в том числе через суд, требует восстановления попранной справедливости, как недопущения вреда достоинству его личности – чести, а также причинения вреда имущественным и иным частным Интересам, направленным на удовлетворении потребностей человека – его Пользы.

Именно для этого в Российской Федерации создан специальный институт «общественная палата» федеральным законом, также предусмотрено право создания таких палат на уровне субъектов Российской федерации и муниципальных образований.

Общественная палата избирается из 3 частей, всего в ней 126 человек, из них 42 человека – гражданина, не состоящих в партии, предоставляются Президентом. Они уже избирают из представителей общественных объединений, не являющихся партиями, еще 42 члена на уровне Российской Федерации и уже 84 члена выбирают из общественных организаций и муниципальных образований остальных. Палата избирает совет палаты и председателя палаты.

Все члены палаты работают на постоянной основе, финансирование палаты осуществляется за счет средств администрации Президента, и фиксируются как отдельная статья расхода в бюджете.

Таким образом, обеспечивается финансовая независимость общественной палаты от органов законодательной и исполнительной власти, что способствует беспристрастному и справедливому рассмотрению проблем, возникающих во всех сферах жизни человека и общества.

Общественная палата не является органом власти, не издает законодательных нормативно – правовых актов, но:

a) дает заключение по всем федеральным законам так или иначе затрагивающих права и свободу человека.

b) проводит антикоррупционную экспертизу наряду с антикоррупционным комитетом.

В случае установления коррупций законе любой член палаты в праве на прямую обратиться к Президентом. У членов совета палаты есть прямая связь с Президентом.

Палата обеспечивает Президента всей необходимой информацией о состояние всех дел в гражданском обществе. Имеет рычаги воздействия на власть любого уровня. Способствует соблюдению конституционных гарантий человека и гражданина.

Рекомендации общественной палаты обязательны к рассмотрению и по ним должно быть принято мотивированное решение.

 

С учетом вышесказанного, говорят о системе государственного устройства и форме правления Российской Федерации, можно сделать вывод, что положение статьи 1 Конституции РФ полностью соответствует конституционным принципам демократического государства, что и дало право Д.А. Медведеву сказать, что Российская Федерация является современным демократическим государством. Демократия в России установилась. Однако это не может удовлетворить полностью, так как не до конца раскрыт потенциал государства.

Для раскрытия потенциала необходимо:

1) формирование независимой судебной системы, системы правосудия, опирающейся на систему права, а не систему законов.

2) необходим справедливый суд: честное и непредвзятое судейство.

Несменяемость судей должна быть воплощена в законе, но у лица – Президента, назначаемого судей, должно быть право отстранение их от должностей, в противном случае существует опасность превращения судейского общества в закрытую касту.

Воплощение в действительность форм непосредственной демократии, развития ее институтов, особенно на уровне муниципальных образований.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Право и право применение | Правовая культура. Правовые отношения. Реализация права и правосознание
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.13 сек.