КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекции по теории языка
Введение Частное языкознание – изучает один язык. Существуют следующие аспекты изучения языка: синхронный и диахронный. Общее языкознание интересует язык вообще. Признаки: 1. Имеет объект – то, что изучается. И предмет – то, с какой стороны изучается. Объект – это особенности функционирования языка в обществе, как средство общения. Предмет – те стороны, которые подвергаются изучению и анализу. Предмет часто мог изменяться. В центре внимания в разные периоды находятся разные предметы. Современное языкознание считает, что язык – сложная семиотическая система, возникшая на определённой стадии развития человечества, обладающая свойствами непрерывного развития, изменчивостью, динамичностью, система иерархически упорядоченная, служащая средством когниции и коммуникации, и в своём функционировании обусловлена связями мышления. 2. Общее языкознание обладает своим метаязыком. Это совокупность терминов и средств, с помощью которых он описывает объект исследования. 3. Языкознание обладает своей собственной методологией – совокупностью методов, с помощью которых он описывает язык (описательный, сравнительный методы). Содержательные блоки (языкознание состоит из): 1. Теоретико-философский комплекс вопросов: природа языка, функционирование, происхождение языка, способы существования, соотношение языка и мышления, соотношение языка и речи, соотношение языка и общества, внутреннее устройство и отношение между единицами, среди знаковых систем. 2. Блок, связанный с многообразием языков и отношением между ними: рассматриваются вопросы, связанные с классификацией. 3. Блок, связанный с изучением методики анализа языка. 4. Исторический блок: связанный с историей языкознания. 5. Понятийно-проблемный блок: изучается лингвистическая терминология. В качестве объекта язык стал выступать в XIX веке. Первые рефлексии о языке появляются до н.э. Исторический аспект изучения языкознания Предмет изучения постоянно изменяется. В Китае, в Средиземноморье – изучается этнический язык. Цель: создание правил пользования языком. Древнекитайская традиция – это наука о том, как писать. В Древней Индии язык обладал сакральной функцией, поэтому актуальным было создание грамматики, которая эту функцию могла сохранить. В Средиземноморье была греко-латинская традиция, которая стала основой для европейской грамматики. В период Античности, когда языкознание не выделялось из философии и логики, её предметом считались единые общечеловеческие способы выражения мысли. Поэтому главный вопрос, который ставили философы: связь имени и вещи. Выделялись две области знания: 1. Теория наименования – античная философия, проблема имени, орудийность имени (слово, именуя вещь, является орудием для называния вещи). Имя носило сакральный характер. Кроме того, имя поясняло поведение именуемого объекта. Нужно было правильно пользоваться этим словом. 2. Грамматические искусство – не признаёт сакральную функцию языка. Считается, что связь между вещью и именем условна. В своих трудах Аристотель первым разделил: букву, слог и слово; имя и рему, связку и член (в грамматике); логос (на уровне предложения). Античная грамматика отождествляла звучащую и письменную речь. Её интересовала прежде всего письменная речь. Поэтому в античности была развита письменная грамматика и существовали словари. В эпоху Средневековья человека считали центром мира. Появились вопросы: есть ли человеческий язык вообще, и каково его отношение к человеку и к миру? Сущность языка видели в том, что он объединял материальное и духовное начало (его смысл). Кроме того, язык выделяет человека из окружающего мира. Так как человек – это единство духовного и материального начал. Патристы видели две функции языка: коммуникативную (передача движения души одного человека к другому) и когнитивную (запечатлеть в сознании). Господствовала крестьянская концепция: язык не способен передать тайны божественного откровения. Появилось два направления: герменевтика (которое занималось исследованием канонических текстов) и экзегетика (которое занималось изучением подлинности и условиями создания памятников). Позднее наука перестаёт интересоваться каноническими текстами, а интересуется светскими. В эпоху Возрождения появляется главный вопрос: о создании национального литературного языка. Но прежде требовалось создать грамматику. Популярностью пользовалась грамматика Пор-Рояль, созданная в 1660 году (названа по названию монастыря). Она носила универсальный характер. Её авторы сравнивали общие свойства разных языков. В XVIII веке вышла грамматика Ломоносова. В центре внимания – учение о частях речи. Ломоносов связал грамматику со стилистикой (писал о нормах и варьировании этих норм). Он обратил внимание на то, что язык развивается вместе с обществом. Многие языки похожи друг на друга, поэтому Ломоносов высказал мнение, что языки могут быть родственными. Он сопоставил славянские и балтийские языки, и обнаружил сходство. Ломоносов заложил основы сравнительно-исторического изучения языков. Начался новый этап изучения – сравнительно–исторический. Науку о языке интересует язык как таковой. Основоположниками сравнительно-исторического метода считаются Франц Бопп, Раст, Яков Гримм, Востоков. Главной задачей считалось – открыть законы, управляющие языком и развитием языка. Учёные считали, что нужно изучать языки в сопоставлении друг с другом по структурным основаниям. В основе этого – сравнение грамматической системы разных языков. Нужно было изучить фонетические соответствия разных языков. Цель исследования: проследить периоды развития каждого языка, реконструировать праязык. Самое большое значение имели труды Вильгельма фон Гумбольдт а (1767-1835). Он поднял ряд фундаментальных вопросов: о связи языка и общества, о системности языка, о знаковом характере языка, о представлении и проблеме связи языка и мышления. Его деятельность: 1. Он определил сущность языка. Язык – это непременное и неотъемлемое свойство человека, которое тесно переплетено с духовным развитием человечества и сопутствует ему на каждой ступени его прогресса или регресса, отражая в себе каждую стадию культуры. 2. Связь языка и духа народа. Дух – совокупность интеллектуальных ценностей, мыслей, чувств народа. Он объединяет нацию, является первоосновой мира. Но мы, наблюдая язык, можем постичь его дух. “Язык народа есть его дух”. 3. Связь языка и мышления. Мышление без языка тёмное, не оформленное. Человек без языка не может мыслить и развиваться. “Язык есть орган, образующий мысли”. По мере развития мышления развивается и язык. 4. Формы существования языка. Можно рассматривать язык в общественном (социальном) и индивидуальном виде. Гумбольдт выделил индивидуальный и социальный языки. 5. Способы существования языка. С одной стороны: язык – продукт деятельности (эргон), а с другой - язык – это сама деятельность (эяргея). 6. Он различает язык и речь. Язык – масса всего, что произведено речевой деятельностью. Речь – в устах народа. Язык предоставляет слова и регулирующие схемы. В речи мы комбинируем эти слова произвольно. 7. Разграничил внешнюю и внутреннюю формы языка. Внешняя – звуковая, а внутренняя – чувственные впечатления и непроизвольные движения духа. Язык представляет собой единство внешней и внутренней сторон. Важность работ Вильгельма фон Гумбольдта заключается в том, что он определил сущность языка и ответил на вопросы о природе языка. Параллельно с этой концепцией, возникает естественно-научная (или историческая). Её представитель – Август Шлейхер. Он понимал язык как организм: так как он рождается, живёт, переживает кульминацию и умирает. Он открыл понятия генеалогического древа, ветвь, семья. Кроме того, создал морфологическую классификацию языков. Через неё он описал эволюцию языков. За основу взял корень – часть слова, выражающую значение и суффикс – часть слова, выражающую его отношение. Он рассматривал как организованы корни и суффиксы в морфологическом отношении. И выделил типы языков: 1. Языки изолирующие или односложные: в них наблюдалось сложение корней, а отношения между корнями выражались порядком слов, интонацией или суперсегментными единицами (китайский, вьетнамский языки). 2. Агглютинирующие (агглютинативные): суффиксы механически приклеиваются к корням (турецкий язык). 3. Флективные языки (или флексирующие): в таких языках корень и аффикс оказываются сросшимися. В языке произошла эволюция: 1- кристалл; 2- растение; 3- животные. Младограмматизм (психологическое направление): язык – это продукт и принадлежность психической деятельности индивида. Язык можно изучать по конкретным его проявлениям. В каждом индивидуальном акте речевой деятельности осуществляется развитие языка. Значит главный принцип исследования – принцип историзма. Младограмматики изучили фонетические законы и законы аналогии в грамматике. Это их заслуги. Их интересовали причины, природа, характер протекания фонетических законов: закон открытого слога, палатализация, переход е в о, падение редуцированных. Закон аналогии – это унификация форм склонения и устранение чередования. Недостатки: 1. Младограмматики накопили много материала, но не обосновали его, не свели в систему. 2. Они старались изучать не весь язык, а по частям. Казанская лингвистическая школа. Главным в ней является Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845-1929). Он разграничил синхронию и диахронию. В диахронии он выделял (задачи диахронии): 1. Причины развития языка (удобство носителя языка). 2. Выявить хронологическое расслоение языков. Куртенэ ввёл термин “ хронологический слой ”. Он обозначает, что признаки накапливаются, и язык переходит к новому слою – совокупность новых фактов на определённом этапе языка, смена хронологических слоёв. В синхронии важно изучить внутреннее устройство языка (задача). Бодуэн де Куртенэ выделял во внутреннем устройстве языка две стороны: материальную и релятивную. Материальная – все единицы, которые составляют язык. Релятивная – отношения между единицами. Бодуэна де Куртенэ больше интересовала материальная сторона языка. Создал учение о материальной стороне. Он выделил единицы языка (фонемы) и единицы речи (звуки). Основания для выделения языковых единиц (признаки языковых единиц): 1. Абстрактный характер языковых единиц. 2. Функциональная нагрузка. Бодуэн выделил: фонему, морфему, слово, предложение. И одним из первых описал знаковую природу языковых единиц. И этим внёс значительный вклад в изучение языка. Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра Релятивистская концепция. Соссюр относил языкознание к области психологии. 1. Внутри языкознания выявил семиологию – науку, призванную изучать знаковую систему. А из неё: лингвистику – изучающую язык, как особую знаковую систему. Лангаж (langage – язык вообще) – объект изучения лингвистики. Выделил внешнюю и внутреннюю лингвистику. Предмет внешней – вопросы экономического, географического и исторического бытования языка. Предмет внутренней лингвистики – устройство языка. Соссюр призывал изучать только внутреннюю лингвистику. Она расчленяется на лингвистику языка и на лингвистику речи. Объектом лингвистики языка является язык, а объектом лингвистики речи – речь. 2. Соссюр разорвал язык и речь, так как язык социален, а речь индивидуальна (основания). Язык не наблюдаем, речь наблюдаем. Язык – нечто общее, инвентарь слов и правил, а речь реализуется у каждого по-разному. Язык – это норма, а речь – нет. Поэтому важнее изучать язык. 3. Соссюр считал язык системой знаков. Языковой знак – психическое обоснование, произвольное, условное, не навязанное природой, причинно-следственное соединение двух сторон: акустического образа и понятия. Признаки языкового знака: 1. Условная связь между означаемым и означающим. В самом слове нет указания на предмет. 2. Линейный характер. 3. Изменчивость/не изменчивость. 4. Договорённость. 4. Соссюр считал язык системой единиц. Задача языкознания – изучение отношений между единицами. Два типа отношений: 1. Ассоциативные (линейные) – отношения взаимодействия (синтагматические отношения). 2. Сосуществования – сходства и различия, на основании которых единицы могут группироваться на определённые классы (парадигматические отношения). Объект языкознания – чисто языковые отношения, парадигматические. 5. Единицей языка он назвал ту, которая обладала значением и значимостью. Значимость – то, какое место единица занимает в системе, относительно другой единицы. 6. Соссюр расчленил лингвистику на синхроническую (статическое изменение языка) и диахроническую (рассматривал язык в историческом изменении). Приоритетным он считал языкознание. Это было для него важным положением. Соссюр первым выявил объекты лингвистики – язык; система знаков; разграничение языка и речи; изучение внутреннего устройства языка. Таким образом, ведущим для его концепции является принцип позиции. Новый предмет – понятие структуры языка. В конце XIX – начале XX веков появился структурализм. Структуралисты взяли как ведущее – синхронное изучение языка. Структура языка – разные элементы вступают в отношения. Задачи: узнать, до каких пор языковая единица оказывается тождественна сама себе, каким набором дифференцированных признаков обладает языковая единица; каким образом языковая единица зависит от языковой системы в целом и других языковых единиц в частности. I. этап – 30-40 г.г. XX века – зарождение структурализма. Школы: пражский лингвистический кружок, копенгагенская школа, датский структурализм, американская, лондонская школы. Московскую и ленинградскую школы интересовало не содержание, а выражение этих единиц. Большое внимание обращалось на отношения между единицами языка. II. этап – 50-70 г.г. В это время школ как таковых не выделяется. Их стало интересовать и содержание (то есть значение) языковых единиц. Пражская лингвистическая школа (Трубецкой, Якобсон, Корцевский, Скаличка, Матезиус) Это школа функциональной лингвистики. Участники призывали изучать функции языковых единиц. Во многом пражцы следовали за Соссюром. Разработанные фонологические исследования (важное звено). В своей работе “Основы фонологии” Трубецкой выделил положения: 1. Разграничил фонетику и фонологию. Он это сделал на основании единиц речи (фонетику) и языка (фонологию). 2. Определил фонему как научную абстракцию, реализуемую в своих произносительных вариантах. Выработал систему правил разграничения звука и фонемы. 3. У фонем выделил различительные (дифференциальные) признаки. Они составляют содержание фонем. Дифференциальные признаки фонем проявляются с помощью метода оппозиции: 1. Отношения между членами оппозиции: привативная, градуальная, эквиполентная. Привативная – когда у одного члена оппозиции есть признак, а у другого нет. Градуальная – один признак может проявляться в большей или меньшей степени (долгота и краткость звука). Эквиполентная – у членов совершенно разный набор признаков. Члены оппозиции образуют коррелятивную пару. 2. Основание по объёму смыслоразличительной силы: постоянные и нейтрализуемые. Нейтрализуемые – в определённом окружении фонемы теряют свои признаки и сохраняют только общие признаки. Эти оппозиции перенесены и на другие уровни изучения языка. Важным является изучение синтаксиса. Матезиусу удалось создать теорию актуального членения предложения. Порядок слов в предложении помог изучить именно актуальное членение. Важное место занимает изучение функциональной стороны языка. Пражцы выделили функции языка: 1) общения (теоретический и практический язык); 2) поэтическая функция. Выделили стили языка: 1) разговорный; 2) научный (теоретическая); 3) деловой (практическая); 4) художественный (поэтическая). И выводили поэтический язык за рамки художественного. Датский структурализм (глоссемантика) Главной идей Соссюра являлась идея о том, что язык представляет собой идею чистых отношений. По Ельмслеву – соединение математики и лингвистики. Он пытался построить алгебру языка. Для лингвиста важны только отношения между языковыми знаками. Если выявить все отношения, то язык можно представить как систему этих отношений. Цель – не в членении единиц, а в установлении зависимости одних единиц от других. Три типа отношений: 1. Взаимозависимость – когда одна единица предполагает существование другой. 2. Отношения детерминации – один член предполагает существование другого, а другой не предполагает. 3. Констелляция – ни один из членов не предполагает существование другого. Цель – выявление и регистрация отношений внутри языка. Американский структурализм (дескриптивизм) Цель – описание языка как такового. Представители – Блумфилд, Найда, Хэррис и др. Они стремились к формальному описанию языка (морфологическому, синтаксическому). Лингвистический уровень изучается с помощью метода дистрибутивного анализа (анализа окружения единиц языка, которые появляются в речи). Задача – выявление дистрибутивных отношений моделей. Метод исследования по непосредственным составляющим. Они делили предложение до тех пор, пока деление не оказалось невозможным. Трансформационный метод – путём трансформации предложений пытались выявить трансформационную грамматику любого языка. Нужно было выявить модели предложения для сравнения: поиска различий и сходств. Отечественные лингвисты также интересовались структурализмом.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |