КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ конкурентной среды
Конкуренты ТО — важный предмет исследования и прогнозирования. При проектировании тура предполагается маркетинговое исследование рынка предложения, т.е. конкуренции на рынке. Анализ ближайших конкурентов и конкурирующих туров Роль анализа конкурентной среды ТО на начальном этапе проектирования тура сводится к определению степени охвата конкурентами сегментов, в удовлетворении потребностей которых ТО имеет наибольшие перспективы. Процесс выявление сильных и слабых сторон позиции конкурентов в отношении отобранных в результате сегментирования фокус-групп состоит из нескольких этапов: 1) идентификация конкурентов и анализ их предложения на рынке; 2) оценка сильных и слабых сторон каждого конкурента; 3) оценка сильных и слабых сторон предложений конкурентов; 4) оценка степени охвата конкурентами интересующих оператора фокус-групп (фокус-группы); 5) принятие решения относительно дальнейшей конкурентной борьбы. Идентификация конкурентов и оценка его сильных и слабых сторон проводится на основе рекламных сообщений конкурирующих операторов в СМИ, статистической отчетности, проводимых им PR-акций и мероприятий по стимулированию сбыта. Также довольно часто прибегают к личному опыту работы на региональном туррынке, слухам о деятельности конкурентов, беседам с работавшими в штате конкурента специалистами, публикациям независимых авторов в прессе, отзывам поставщиков туруслуг, в конце концов, к коммерческому шпионажу. Из внешних и доступных источников можно подчеркнуть информацию, позволяющую сформировать первое впечатление о силе и слабости конкурента, а именно: ■ доля рынка, охваченная им; ■ возраст конкурента (длительность его работы на региональном рынке); ■ месторасположение и внешний вид офиса конкурента; ■ квалификация персонала, численность людей в штате; ■ интенсивность рекламных кампаний (что свидетельствует о наличии у конкурента финансовых средств или доступа к их источнику); ■ технологии работы конкурента с агентствами или клиентами (легко можно узнать, представившись агентом или клиентом по телефону, или подослав стороннего человека в офис конкурента); ■ размеры агентской сети конкурента (можно узнать из рекламных объявлений операторов или из личной информации об отправленных им туристах); ■ имидж конкурента на региональном туристическом рынке (можно определить из бесед с агентами, поставщиками и бывшими клиентами конкурента по ходящим на туррынке слухам и т.д.); ■ профиль деятельности конкурента, в частности, степень его идентичности. Менее доступные источники информации (порой не совсем легальные) могут дать следующую информацию об операторе-конкуренте: ■ формы его взаимоотношений с поставщиками — наличие и размер блока мест на чартерных линиях, формы взаимодействия с отелями и т.д., то есть источники больших возможностей ценообразования конкурента (возможно узнать эти данные только через поставщиков, либо работающих в конкурирующей фирме менеджеров); ■ наличие собственной клиентской базы и ее размер; ■ наличие у оператора связей в органах власти, предприятиях, учебных заведениях региона; ■ организационная структура и стиль управления в конкурирующей компании; ■ атмосфера в трудовом коллективе конкурента; ■ разработанные конкурентом «ноу-хау» в текущей его работе; ■ реальный объем работы и туристических отправлений; ■ финансовые источники деятельности конкурента.
Оценка сильных и слабых сторон предложений конкурентов проводится на следующем этапе конкурентного анализа и включает в себя следующие позиции: ■ характеристика отельной базы предложений конкурентов. Если соперники предлагают идентичные туры, необходимо выяснить, к услугам каких средств размещения по маршруту они прибегают, в чем их достоинства и недостатки в сравнении с разрабатываемым тур-проектом. К примеру, предлагаемая конкурентом база размещения туристов может быть ограниченной одним — двумя отелями. В этом случае, сильной стороной конкурентного предложения будет ориентированность туров на более узкий сегмент, большая специализация конкурента, а следовательно, его большие возможности в ценообразовании, а слабой стороной — небольшая доля рынка. Также предлагаемые в конкурентных турах гостиницы могут быть более низкого качества обслуживания, иметь менее выгодное месторасположение на курортах или ограниченный ассортимент типов гостиничных номеров, что дает возможность ориентировать тур-проект на размещение туристов в более комфортабельных и удобных отелях. С другой стороны, превалирование в конкурентных предложениях туров с расселением в комфортабельных, удачно расположенных, но в связи с этим дорогостоящих гостиницах, позволяет позиционировать тур-проект как наиболее дешевый, хотя и менее качественный, и вести ценовую конкурентную борьбу; ■ сроки и длительность туров, предлагаемых соперниками на рынке. Не всегда предлагаемые туры удовлетворяют по своей длительности и срокам проведения большинство потребителей фокус-группы. Например, трехдневные туры выходного дня (когда турист жертвует только одним рабочим днем) из Ростова на Черноморское побережье или в Домбай «прижились» на рынке, тогда как попытки туроператоров организовывать туры выходного дня в Анталию (по цене лишь на 20—25 % ниже стоимости недельного тура в аналогичном отеле) и в Крым (расстояние до Ялты автобус преодолевает за 11 часов), вероятнее всего, окончатся неудачей; ■ регулярность организации туров. Эту характеристику необходимо оценивать при проектировании групповых поездок, сравнивая рыночные возможности туроператоров-конкурентов. То есть, достигли ли ваши конкуренты таких объемов продаж, которые позволяют им регулярно отправлять рентабельные группы по маршруту, гарантируют ли они выезд своим клиентам. Если конкурент предлагает аналогичный проектируемому автобусный тур, необходимо проанализировать вероятность того, что он его организует и реализует в запланированные даты. В случае, когда шансов организовать такой тур в указанные в рекламе сроки у конкурента мало или практически нет, можно позиционировать свой тур-проект как дающий сто процентную уверенность выезда; ■ размер предоставляемых конкурентами скидок и льгот. Это особенно актуально в отношении детей, подростков, больших групп клиентов; ■ оценка качества услуг перевозчиков, к которым прибегает конкурент. Анализируя конкурентные предложения, необходимо выяснить, какой вид транспорта, какого перевозчика и какого класса обслуживания применяется на маршруте; ■ оценка количества и качества дополнительных услуг в туре. Владение информацией о том, имеется ли у туристов на маршруте питание и по какой системе оно организуется, какой перечень и качество проводимых экскурсий, анимационной и развлекательной программы, условия страхования и т.д. позволит правильно позиционировать тур-проект, определить его уникальные и отличительные черты; ■ анализ цен и тарифов конкурентов дает ответ на вопрос о возможности и целесообразности вступления тур-проекта в ценовую конкуренцию; ■ анализ размеров комиссионного вознаграждения турагентам позволяет определить возможности экономического воздействия туроператора на собственных агентов и агентскую сеть конкурента. Оценивать сильные и слабые стороны предложений конкурентов можно, основываясь на рекламной информации, отзывах туристов, работающих с конкурентом агентов, на информации, полученной в результате конкурент-теста (когда работники ТО или третьи лица, представляясь заинтересовавшимися туристами, общаются с менеджерами конкурирующей фирмы по телефону или в офисе). Для проведения такого исследования используется метод, получивший название SWOT-анализ, т. е. анализ сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз, результаты которого могут использоваться при оценке конкурентоспособности, конкурентного потенциала и при определении круга стратегических вопросов, стоящих перед организацией. SWOT-анализ - это оперативный диагностический анализ предприятия (фирмы) и его среды, который осуществляется с целью: выявления потенциала силы (S), слабости (W) – являющиеся внутренней средой предприятия; установления возможностей (О) и выявления угроз (Т) для фирмы со стороны внешней среды. (SWOT - аббревиатура от слов strong (сильный), worth (слабый), opportinities (возможности), threat (страх).) Сильными сторонами организации следует считать: • наличие необходимых финансовых ресурсов; • умение профессионально вести конкурентную борьбу; • статус признанного лидера; • полноценное использование производственного и маркетингового эффектов масштаба и освоения (см. п. 2 гл. 4); • наличие собственных технологий; • относительно низкие затраты; • эффективная реклама; • навыки осуществления инноваций; • надежный, профессиональный менеджмент; • эффективные производственные мощности и т. д. Слабыми сторонами организации могут быть: • отсутствие четкой стратегии; • устаревшие производственные мощности; • низкая прибыльность; • отсутствие требуемых навыков и профессионализма; • наличие проблем управления операциями; • отставание в обновлении товара (например, в разработке новых маршрутов); • слишком узкая продуктовая линия; • неблагоприятный или недостаточно сформировавшийся имидж; • слабые каналы сбыта; • высокая по отношению к конкурентам удельная себестоимость и т.д. К возможностям фирмы относятся: • обслуживание дополнительных групп потребителей; • выход на новый рынок или сегмент; • расширение продуктовой линии с целью удовлетворения большего числа потребностей клиентов; • связанная диверсификация; • вертикальная интеграция; • падение торговых барьеров, затруднявших доступ к привле кательным международным рынкам; • благодушие и успокоенность конкурентов; • увеличение темпов роста рынка и т. д. Угрозами следует считать: • вхождение на рынок мощного конкурента; • рост продаж товаров-заменителей; • снижение темпов роста рынка; • неблагоприятные изменения в обменных курсах валют; • спад в экономике; • протекционистские меры, принимаемые правительствами иностранных государств по защите собственных производителей; • изменения во вкусах и предпочтениях потребителей; • неблагоприятные демографические изменения и т. д.
Для турфирмы «К», например, результаты SWOT-анализа могут быть следующими.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |