Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка материалов к производственному потреблению, организация отпуска и доставки материалов в цехи и на участки




Поступающие на предприятие материалы не всегда могут быть сразу использованы в производстве. Многие из них требуют специальной предварительной подготовки. Она осуществляется на складе или в заготовительных цехах. Свойства и различный характер использования материалов предопределяют необходимость различной подготовки их к производственному потреблению. Прежде всего материалы должны пройти количественную приемку, а большинство из них – специальные виды качественной приемки (химический анализ, механические испытания и т.д.). это важнейший этап подготовки материалов к производственному потреблению. Одной из наиболее часто встречающихся операций по подготовке материалов к потреблению является сушка. Это относится к лесоматериалам, многим видам сельскохозяйственного и минерального сырья и другим материалам. Часть поступающих лесоматериалов подвергается кроме сушки, пропитке специальными веществами, предохраняющими древесину от повреждения насекомыми, от гниения.

Многие поступающие материалы должны быть рассортированы по размерам (длине, толщине, кусковатости). Приборы, подшипники, детали по кооперированным поставкам необходимо распаковать и в ряде случаев снять предохранительный слой смазки. Особенно много операций производится над сырьем и материалами в металлургической промышленности (сортировка, разделка и пакетирование металлолома, усреднение руды).

Большое экономическое значение имеет организация централизованногораскроя и порезки материалов на заготовки, создание в непосредственном подчинении отделов снабжения специальных заготовительных участков или цехов. Важность этого мероприятия определяется, в первую очередь, преимуществами централизованной заготовки деталей, которая создает возможность комбинированных методов раскроя для наиболее полного использования отходов. Организация заготовительных участков при отделах снабжения предприятий улучшает использование заготовительного оборудования за счет более полного использования его рабочего времени, уменьшения простоев из-за неполной загрузки. Это способствует повышению производительности труда рабочих, занятых на производстве заготовок.

При централизованном раскрое материалов на изготовительных участках улучшается питание цехов, так как на рабочие места доставляются не материалы, а заготовки деталей. Это способствует улучшению использования грузоподъемности транспортных средств. Кроме того, заготовки можно доставлять в цехи транспортными средствами малой грузоподъемности, что позволяет организовать завоз их для каждой рабочей смены, минуя прицеховые кладовые. Все это сокращает запасы заготовок на рабочих местах и уменьшает потребность в складских площадях.

Наличие заготовительных участков имеет и то преимущество, что оно приближает работников отдела снабжения к производству. При их участии выполняется как бы первая производственная операция, что позволяет своевременно выявить перебои в материально-техническом обеспечении и принимать необходимые меры к их устранению.

Важное место в питании участков и цехов занимает организация отпускаматериалов в производство. Быстрый и четкий отпуск материальных ресурсов со складов уменьшает простои внутризаводского транспорта, увеличивает его производительность, оказывает положительное влияние и на другие показатели работы предприятий.

При организации отпуска материалов в цехи необходимо соблюдать следующие основные правила:

1. Отпускать материалы только при наличии у потребителей оформленных в установленном порядке документов на право получения материалов со склада.

2. Отпускать материалы только тем лицам, которые имеют право на получение материальных ценностей, т.е. материальноответственным. Для этого кладовщики должны отпускать материалы лицам, образцы подписей которых имеются на складе.

3. Поступившие на склад материалы могут быть отпущены в производство только после проведения количественной и качественной приемки. В тех случаях, когда обнаружены недостачи или недоброкачественность материалов, они могут расходоваться только после составления соответствующих актов.

4. Выдавать материалы необходимо только после проверки их количества – путем взвешивания, обмера, подсчета. Тяжеловесные материалы можно выдавать по теоретическому весу погонного или квадратного метра. Затаренные материалы отпускаются на основании заводского штампа о количестве данного материала с последующей проверкой.

5. Отпускать материалы только соответствующего качества. Так как многие различные по качеству материалы не отличаются друг от друга по внешней форме.

 

В организации снабжения цехов и участков материалами важное место занимает также транспортировка их на рабочие места. Этот процесс является наиболее трудоемким, так как он связан с необходимостью организации погрузочно-разгрузочных работ и перемещением большого количества материалов часто на значительное расстояние. В зависимости от того, кто организует доставку материалов на рабочие места – отдел снабжения или цех, различают две системы подачи материалов – централизованную и децентрализованную.

Централизованный способ обеспечения цехов материалами состоит в том, что склады по заранее намеченному графику сами доставляют цехам и другим потребителям необходимые материалы. Этот способ доставки способствует повышению производительности труда и дает возможность наиболее рационально использовать транспортные средства предприятия. Централизованное обеспечение производства материалами способствует улучшению организации работы отдела снабжения предприятия. Отдел снабжения несет ответственность за своевременное, бесперебойное и комплектное обеспечение производства материалами. Этот прогрессивный метод широко применяется в условиях массового и крупносерийного производства с устойчивой программой выпуска изделий и постоянством потребляемых материалов.

При централизованном способе доставку материалов и изделий со складов цехам-потребителям можно осуществлять по следующим схемам рейсов: маятниковым, лучевым, кольцевым, зонно-кольцевым.

При маятниковой схеме (рис. 8.1 а) предусматривается такая организация транспортных связей между пунктами (складом и цехом-потребителем), при которой рейс в одну сторону совершается с грузом, а в обратную порожняком (или с освободившейся возвратной тарой). Такая схема доставки материалов и изделий может применяться в тех случаях, когда со склада какому-либо потребителю доставляется одновременно количество материалов и изделий, обеспечивающее полное использование транспортных средств, например, при доставке металла со склада в кузнечный цех и т.п.

Схемалучевых рейсов (рис. 8.1 б) является усложненным вариантом схемы маятниковых рейсов. Она связана с односторонними перевозками материалов и изделий нескольким потребителям; при этом каждому из них одновременно доставляется количество материалов, позволяющее использовать достаточно полно транспортные средства.

Следует отметить, что существенных различий между этими двумя системами доставки материалов нет. Обе они по использованию транспортных средств несовершенны, так как коэффициент использования пробега не превышает 0,5.

Схема кольцевых рейсов (рис. 8.1 в) обеспечивает обслуживание нескольких потребителей, расположенных в зоне кольца за один рейс.

Характерной особенностью кольцевых рейсов является постепенное понижение коэффициента использования грузоподъемности транспортных средств и движение порожняком на последнем участке (между складом и последним потребителем) при возвращении транспортных средств на склад.

При таком обслуживании потребителей в начальном пункте рейса (на складе) производится погрузка материалов и изделий для всех потребителей, расположенных в зоне кольца, а затем в каждом промежуточном пункте (у потребителей) производятся разгрузочные операции.

Коэффициент использования транспортных средств по пробегу в этом случае может достигать 80 – 90 %, а грузоподъемности – до 60%. Эта система доставки является наиболее эффективной.

В тех случаях, когда какой-либо склад обслуживает слишком большое количество потребителей и в один кольцевой рейс всех их обслужить не представляется возможным, применяется схема зонно-кольцевых рейсов (рис.8.1 г).

В этом случае все потребители, прикрепленные для обслуживания к складу, в зависимости от их местонахождения и количества потребляемых материалов разбиваются по отдельным зонам с таким расчетом, чтобы при их обслуживании лучше использовать транспортные средства. При этой системе доставки материалов цехам-потребителям коэффициент использования транспортных средств по пробегу составляет, как и при кольцевых рейсах 80 – 90 %, а грузоподъемности – до 60%.

Система кольцевых и зонно-кольцевых рейсов позволяет уложить всю транспортную работу в рамки определенных маршрутов и обеспечить бесперебойное питание материалами и изделиями всех потребителей по установленному графику с эффективным использованием транспортных средств и рабочей силы.

Таким образом, централизованная система (или, как ее часто называют, принудительная или активная система), обладает рядом преимуществ перед децентрализованной. Благодаря тому, что работники снабжения сами регулируют погрузку материалов на транспортные средства, появляется возможность сокращения их простоев под погрузкой и разгрузкой до минимума. Простои сокращаются также за счет применения погрузочно-разгрузочных механизмов, возможности применения которых значительно расширяются при централизованном способе доставки материалов. Кроме того, появляется возможность более полного использования грузоподъемности транспортных средств, чем при децентрализованной системе. Например, каждый цех вынужден заказывать автомобиль даже в том случае, если количество материалов, полученных со склада, небольшое.

       
   
 
 

 

 


а)

 
 


б)

 

 

 
 

 


в)

 

 

г)

 

Рис. 8.1. Схемы различных рейсов при доставке материалов цехам

г

А при доставке материалов отделом снабжения на одну автомашину можно погрузить материалы для нескольких цехов и доставлять их по кольцевой схеме. Улучшение использования транспортных средств приводит к сокращению затрат на внутренние перевозки, которые занимают значительный удельный вес в себестоимости продукции.

Активная система обеспечения способствует тому, что работники отдела снабжения включаются в производственный процесс, более подробно узнают его нужды, предупреждают возможные перебои в снабжении, изыскивают возможности внедрения полноценных заменителей дефицитных материалов, наблюдают за повторным использованием материалов и т.д.

При централизованной системе аппарат производственных участков и цехов освобождается от выполнения функций по оформлению документов на получение материалов и доставку их, что дает возможность сосредоточить все внимание на вопросах организации производства.

Разновидностью централизованной системы снабжения является транзитная подача материалов, при которой поступающие на предприятие материалы не разгружаются на складах отдела снабжения, а завозятся непосредственно в цехи – на место их потребления. В этом случае отпадает необходимость разгрузки материалов на складе, хранения их и затем погрузки на транспортные средства при подаче их в цехи, что является большим преимуществом этой системы. Однако применяться она может только в том случае, если поступающие материалы готовы к производственному потреблению. Кроме того, необходимо организовать количественную и качественную приемку для того, чтобы не допустить поступления некачественных материалов на рабочие места.

Всех указанных преимуществ лишена децентрализованная система, при которой каждый цех и участок должен сам беспокоиться о получении и вывозе материалов со складов отдела снабжения. Однако необходимость ее применения в некоторых случаях очевидна. В частности, она применяется для многих вспомогательных материалов, для которых трудно точно установить заранее сроки доставки, при изменении условий производства и технологического процесса, а также при единичном типе производства с быстро меняющейся номенклатурой выпуска изделий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.