Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление рисками

2.

Финансовые ресурсы формируются основными участниками финансовой системы, а именно страхователями, формирующие спрос на страховые услуги, страховщиками, т.е. страховыми организациями различных организационно-правовых форм, которые удовлетворяют этот спрос, страховыми посредниками, страховые агенты, страховые фонды и перестраховочные компании. При управлении государственной страховой компанией следует уделить проблеме полноты выделения денежных доходов, мобилизации денежных ресурсов, максимального снижения себестоимости продукции, правильному распределению и использованию прибыли, определению потребности в оборотных средствах, а также рациональному использования капиталу

В качестве цели финансовой стратегии может быть выделена: максимизация заработной платы, дивидендов, рыночной стоимости фирмы, размера финансовых ресурсов и конкурентоспособности.

Основная задача состоит в разработке эффективной финансовой части бизнес-плана страховой компании, т.е. здесь должны учитываться потребности в финансовых ресурсах и источники их формирования, образования и использование доходов компании, взаимоотношения с бюджетным сектором. Процесс финансового планирования состоит из анализа финансового положения компании, составлении прогнозов бюджетов, а также разработки процедур внесения изменений в систему планов.

В анализе финансового состояния участвует сбор информации, о внешней эффективности. Исходными данными для анализа внутренней факторов финансовой деятельности компании:

- бухгалтерский баланс

- отчет о прибылях и убытках

- фактические и плановые показатели финансовой устойчивости компании

- методика сопоставления фактических и плановых показателей, их интерпретация

Совокупность страховых сделок, т.е. договоров страхования и перестрахования, закюченных данной страховой компанией использует понятие – страховой портфель. На управление страховой компанией влияют следующее:

- количество страховых договоров

- размеры страховых сумм

- отношение вновь заключаемых и заключаемых договоров

- доля договоров, которая будет оплачена до конца срока страхования, т.е. будет обеспеченна реальной страховой защитой

- отношение между старым портфелем и вновь заключенными договорами

- отношение договоров с минимальными и максимальными суммами

- отношение форм и видов страхования

Все это находит в страховом тарифе – т.е. стоимость страховой услуги. Стоимость страховой услуги распространяется на продукцию предприятий и т.д.

Каждый новый вид познания открывает нерешенные проблемы.

Факторы, связанные с невозможностью однозначного понимания объекта при сложившихся данных условиях, уровня и методов научного познания, факторы, связанные с существующими различиями в социальных установках, намерениях, оценках и стереотипов в поведении субъектов.

Деятельность предприятия подвержена множеству рисков, риски могут быть политические, экономические, нравственные, юридические, экологические и социально-психологические.

Финансовые риски, в зависимости от степени участия хозяйствующего субъекта в финансовой системе суть риска рассматривается по разному, а следовательно и риски классифицируются по разному.

Если предприятие мало связано с предпринимательством на финансовых рынках, то тогда риски классифицируются и разделяются на:

- прямые имущественные риски – это угроза утраты части собственного имущества лиц

- риски, связанные с обязательствами, риск наносящий ущерб личности или имуществу третьего лица.

Для предприятия-участника финансового рынка, финансовый риск – это возможная опасность денежных потерь, при осуществлении операций на финансовом рынке и при управлении собственными и заемными финансовыми ресурсами, с целью их оптимального соотношения. Здесь финансовый риск включает в себя риски финансовой устойчивости, кредитный риск, процентный риск, валютный риск, налоговый риск, инвестиционный риск, риск упущения финансовой выгоды.

Риск финансовой устойчивости – это риски, возникающие в процессе управления финансовыми ресурсами предприятия и обеспечение его устойчивого финансового положения. Именно оптимальное соотношение финансовых ресурсов обеспечивает развитие предприятия за счет собственного капитала при сохранении платежеспособности, кредитоспособности и ликвидности в условиях допустимой степени финансового риска. По влияния на показатели финансового состояния, риски финансовой устойчивости делятся на:

- риск ликвидности предприятия – это риск, возникающий в процессе деятельности предприятия, и характеризующий способность актива оперативно обращаться в наличность предприятия. Для того, чтобы снизить риск ликвидности необходимо контролировать динамику собственных оборотных средств, самым распространенным способом минимизации этого риска – является выявление и соблюдение экономических нормативов ликвидности предприятия

- риск деловой активности – это риск, связанный с приостановкой деловой активности по различным причинам. Для снижения средств необходимо найти оптимальный темп роста предприятия, совершенствовать производственный процесс, нормировать оборотные средства и т.д.

- риск структуры капитала – это риск потерь от возможного изменения структуры капитала, т.е. соотношение собственных и заемных средств неблагоприятных для предприятия. С помощью структуры капитала можно предвидеть грозящее предприятию неплатежеспособность и банкротство. При снижении доли собственных средств в структуре капитала риск значительно возрастает

- риск рентабельности – это риск снижения доходности хозяйственной деятельности предприятия по причинам снижения объема реализации товаров и услуг и увеличения затрат, характеризующийся отклонением реального уровня рентабельности от его расчетной величины.

Кредитный риск – это потеря денег кредитором, из-за не возврата заемщикам средств суммы кредиты, его части или процентов по нему, или возврат и оплата не в срок. Кредитный риск можно разделить на риск прямых убытков, т.е. не возврата средств или процентов по ним, и на риск косвенных убытков, которые приводят к фактической потери доходности в определенный период

Процентный риск – это опасность финансовых потерь банками, финансово-кредитными учреждениями, в результате повышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам над ставками по предоставленным кредитам

Валютный риск – это опасность потерь денежных средств в следствии изменения курсов валют, при проведении внешнеэкономических и других валютных операций.

Налоговый риск – это вероятность потерь, в связи с изменениями в налоговом законодательстве.

Инвестиционный риск – связанный с вложением капитала, инвестиционный риск может быть систематическим и несистематическим. Систематический риск обусловлен – действием многообразных общих для всех хозяйствующих субъектов факторов, таких как, изменение деловой активности в национальной экономике, инфляция или дефляция, изменение процентных ставок. В составе инвестиционных рисков выделяют биржевой, селективный и риск банкротства.

Риск упущенной финансовой выгоды – это риск наступления упущенной выгоды в результате не наступления какого-либо события, например страхование или хеджирование, или остановки хозяйственной деятельности.

В зависимости от характеризуемого объекта можно выделить риск финансовой деятельности в целом: риск от финансовых потерь, риск упущенной риск

Риск в зависимости от предсказуемости:

- ожидаемый, т.е. предсказуемый или прогнозированный

- неожидаемый, или непредсказуемый или не прогнозируемый

От систематичности:

- разовый

- периодический

- постоянный риск

От уровня потерь:

- допустимый

- критический

- катастрофический риск

От используемых инструментов:

- индивидуальный

- портфельный риск

От степени управляемости можно выделить:

- управляемые

- условно-нерегулируемые

- неуправляемые риски

От методов расчета или исследования:

- комплексные

- частные риски

От возможности страхования:

- страхуемые

- не страхуемые

Для того, чтобы оценить целесообразно выполнение тех или иных финансовых операций – необходимо оценить степень риска, возможные последствия, принятых в результате риска решений, а также выявить критерии, определяющие меру того или иного риска. Система анализа оценки управления рисками, рисковыми отношениями, возникающими в ходе хозяйственной деятельности представляет собой – риск-менеджмент.

Риск-менеджмент – это общая система управления предприятия, состоящая из двух подсистем:

- управляемой подсистемы

- управляющей подсистемой.

Под объектом управления риск-менеджмента – понимается риск, и отношения возникающие в процессе реализации риска, т.е. отношения между заемщиком и кредитором, между предпринимателями, между страхователем и страховщиком и т.д. Под субъектом управления понимается специальная группа людей осуществляющая целенаправленное функционирование объекта управления с помощью различных приемов и методов управленческого воздействия.

Основная цель риск-менеджмента заключается в максимизации рыночной стоимости предприятия в условиях неопределенности, а также в обеспечении необходимой ликвидности и прочих показателей в текущим периоде и в перспективе.

Процесс выявления возможных альтернатив решения конкретной проблемы, определение наличного риска в имеющихся альтернативах и потенциальных последствий, которые могут поступить в реализации каждой из альтернатив.

Анализ риска подразумевает получение информации об разнообразных рисках, с которыми предприятие может столкнуться в ходе своей деятельности, а также целесообразность принятия альтернативного решения.

Общим принципом анализа риска является:

- всеобщность покрытия исследовательского поля

- учет стратегии предприятия

- учет временного фактора

- достоверность получаемой информации и экономичность применяемых методов выявления риска

Процесс анализа риска включает в себя следующие этапы:

1. Постановка цели и задач анализа риска, включается определение необходимой информации и разработка форм отчетности

2. Сбор информации, включающий анализ и прогноз внешней и внутренней среды предприятия

3. Предоставление собранной информации в специальных формах отчетности, для проведения анализа

4. Анализ полученной информации: сюда включается проведение укрупненного и детального анализа, выявление источников возникновения конкретных видов рисков

5. Выявление и анализ внутренних и внешних факторов, изменяющих параметры конкретного вида риска

6. Выявление альтернатив решения конкретной проблемы

7. Определение наличия риска в имеющихся альтернативах

8. Составление перечня в составлении анализа, с целью их определения и классификации, отбор и ранжирования альтернатив и решения

Анализ риска является основой выбора из множества альтернатив конкретного решения. Это решение с одной стороны должно учитывать: объективные закономерности функционирования и развития управляемого объекта, а с другой стороны отвечать интересам и целям субъекта управления, поэтому цель и задачи анализа риска должны соответствовать выбору оптимального решения по риску, с тем, чтобы обеспечить существование предприятие в непредвиденных обстоятельствах.

Анализ внешней среды включает в себя прогноз состояния товарных и других рынков, а также отслеживания других показателей, а именно динамики ВВП, динамики товарного производства по отраслям и секторам экономики, динамики темпа денежной массы, объемов экспорта и импорта, а также социально-экономические показатели региона, в котором осуществляют свою деятельность предприятия: состав и занятость населения, динамика и характер потребительских расходов, показатели дифференциации доходов населения, динамика спроса и т.д.

Что же касается внутренней среды предприятия, то здесь характеризируется его экономическое положение, его способность осуществлять основную деятельность в перспективе. Как правило, при анализе внешней среды используется моделирование.

Методы:

- изучение документов

- опросные листы

- собеседование с ключевым персоналом

- анализ организационной структуры предприятия

- анализ текущих процессов на предприятии

- посещение подразделений предприятия

- консультация экспертов, специалистов, а также консалтинговых и аудиторских фирм

Оценка риска

Процессе оценки риска может осуществляться в несколько этапов:

- использование данных анализа риска, здесь осуществляется составление перечня результатов анализа для выявления и классификации решений

- оценка риска осуществляется с учетом количественного и качественного аспекта

- определение финансовой состоятельности коммерческой сделки или проекта, определение экономической целесообразности, т.е. эффективности вложений финансовых средств

- установка допустимого уровня риска и оценка отдельных сделок по выбранному уровню риска с учетом выбранного проекта и варианта действий

- определение результатов оценки риска, принятие решений по рисковой ситуации

Наиболее приемлемый подход к оценке риска, который может использоваться на практике связан с интегральной оценкой риска, включающей два взаимосвязанных аспекта:

1. Количественная оценка, это численное определение размера отдельных рисков и риска проекта в целом. Оптимальна ситуация риска, с точки зрения количественного подхода является вариант: во-первых: решение выбираемое в ситуации риска должно оцениваться с позиции вероятности достижения предполагаемого состояния неуспеха или возможного отклонение от цели и во-вторых оптимальное решение для … Оптимальность выбираемого решения зависит от времени затраченного на выбор данных альтернатив

2. Качественный

3. … Эффективность экономической деятельности выявляется … Риск целесообразен тогда, когда он приемлем и приносит пользу, при этом польза наступает не только материально, но и как временной фактор, как степень надежности и безопасности.

4. Необходимо учитывать, что факт риска, стремление к его преодолению является катализатором развития потенциала предприятия и общества. Риск определяется, как вероятность потерь. Количественная мера риска определяется абсолютным или относительным уровнем потерь. В абсолютном выражении риск может определяться вероятностью материально- вещественных потерь или стоимостным, если ущерб возможно установить. Относительным будет величина потерь, отнесенная к некоторой базе, которой может выступать стоимость основных фондов, а также общие затраты ресурсов на данный вид деятельности или ожидаемый доход. Всесторонняя оценка риска следует установить для каждого возможного вида потерь для каждой вероятности такого события

При количественной оценке риска могут использоваться различные методы:

- статистический

- комбинированный

- анализ целесообразности затрат

- аналитический

- метод аналогий

- методы моделирования

Качественная оценка предполагает методы:

- методы экспертных оценок

- метод дерева решений

- метод сценария

Под управлением рисками – понимается деятельность, направленная на их снижение, уменьшение потенциальных потерь и других негативных последствий. Процесс управления риском состоит из нескольких стадий:

- подготовительный этап, он совпадает с заключительной процедурой оценки риска, каждая альтернатива оценивается отдельно. После этого осуществляется ранжирование всех выявленных альтернатив решений данной проблемы по степени важности содержащегося риска. И выявление варианта, наиболее приемлемого риска.

- разработка нормативно-правовых актов, инструкций, обеспечивающих реализацию выбранной риской альтернативе и предусматривающей меры по снижению риска

- разработка конкретных мероприятий, которые ориентированы на нейтрализацию и минимизацию возможных негативных последствий риска. Выбор методов управления риском и их осуществление. Ввод ограничений: ресурсных, производственных.

- разработка организационных и оперативных процедур, эти процедуры должны содержать конкретные мероприятия для предупреждения и устранения нежелательных последствий при осуществлении задач организации

- контроль за исполнением методов исполнения рисками и их корректировка в процессе реализации. Необходим постоянный и тщательный контроль за реализацией методов управления в целях снижения ненужных потерь и возможная смена метода управления риском.

- оценка результатов управленческого воздействия: для точного анализа и оценки управления риском необходима отлаженная система получения достоверной информации, только в этом случае можно с уверенностью осуществлять стандартные процедуры финансово-экономического анализа и сопоставлять уровни полученного ущерба.

- анализ решения проблемы риска в целом и анализ новых ситуаций рисков. Анализируются новые виды рисков, устанавливается устранен ли управляемый риск. Оценка эффективности методов.

Существует две категории методов управления рисками:

1. метод минимизации убытков: уклонение от рисков, предотвращение убытков, минимизация потерь, поиск информации

2. методы возмещения убытков: передача рисков, передача контроля за риском, распределения риска, принятие риска

Уклонение от риска, не брать на себя риск выше приемлемого уровня

Предотвращение убытков, хозяйствующий субъект может попытаться уменьшить, но не полностью устранить риск. Возможность уйти от потерь, путем превентивных мер: страхование

Минимизация потерь. Предприятие может попытаться предотвратить убытки, путем диверсификации инвестиций, путей развития, поставщиков, покупателей, портфелей ценных бумаг и лимитированием. По сути, диверсификация – это метод управления рисками. Установление лимитов кредита, продаж и т.д. применяется банками и пр. торговыми предприятиями

Поиск информации, это метод, направленный на снижение риска, путем поиска информации для разработки альтернатив решений. Получение необходимой информации может в значительной мере более эффективно управлять рисками.

 

Передача риска, риск передается другим физическим и юридическим лицам путем хеджирования и страхования. Хеджирование – это система заключения срочных, форвардных, фьючерсных и опционных контрактов, учитывающих будущие изменение цен, курсов с целью избежать нприятные последствия их изменения. Хеджирование помогает снизить риск от неблагоприятной цены или курса, но не дает воспользоваться благоприятным изменением.

Страхование, метод направлен на снижение риска путем страхования. Покупая страховку предприятия предают риск страховой компании, которые возмещают потери, ущерб, вызванный неблагоприятными изменениями с помощью выплаты страховых сумм. В целях снижения риска менеджеру следует предусмотреть выбор страхового покрытия, выбор страховщика, определение страховой защиты, т.е. сопоставление цены и условий, определение обязательств предприятия (время подачи заявления страховщика), но в тоже время страховые премии могут значительно уменьшить потенциал прибыли

Передача контроля за риском, предприятие может передать контроль за риском другому лицу или группе лиц. Предприятие может продать какие-либо ценные бумаги или другое имущество, владение которым связанно с риском. Оно может передать свое имущество, т.е. ценные бумаги, объект недвижимости, денежные средства в доверительное управление профессионалам, т.е. транспортным, инвестиционным, финансовым компаниям.

Распределение риска. Это метод, при котором риск вероятного ущерба и потерь делится между участниками так, что возможные потери участников не велики. Это метод лежит в основе рисского финансирования, на этом методе основано функционирование различных фондов и касс взаимопомощи.

Принятие риска. Когда потенциальные незначительны, затраты на страхование велики, эффективный менеджмент может снизить риск, когда других возможностей снизить риск нет. Одним из методов принятия риска является самострахование – это механизм, с помощью которого предприятия самостоятельно накапливает средства для покрытия убытков, т.е. страхует само себя. Для покрытия убытков многие предприятия берут средства из собственных текущих доходов, из созданных резервных фондов. Своеобразие резервных фондов. Предприятию целесообразно прибегать к самострахованию целесообразно тогда, когда стоимость страхуемого имущества не велика, вероятность убытков чрезвычайно мала, когда предприятие владеет большим количеством однотипного имущества.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Финансовые ресурсы страховой системы | Б.И. Герасимов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.