Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансы как инструмент экономического стимулирования




Использование финансов для регулирования экономики.

Экономика страны – сложный комплекс, различные части которого (отрасли, территории) развиваются неравномерно в связи с тем, что потребности общества очень изменчивы, а производство стремиться приспособиться к ним. Нормальное функционирование экономики возможно лишь при условии сбалансированности хозяйственного комплекса как единого целого.

Согласованное функционирование различных частей экономики достигается путем ее регулирования. Регулирование экономики происходит через изменение темпов роста отдельных структурных подразделений для перестройки производства в соответствии с потребностями общества. В условиях рынка такое регулирование обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов.

Регулирование экономики происходит с применением следующих методов:

- Саморегулирование. Данный метод характеризуется такими способами формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства, которые вырабатываются и используются самими участниками производства.

Саморегулирование обеспечивается функционированием рынка.

Оптимальному перераспределению финансовых ресурсов препятствует ряд факторов, в том числе наличие монополий. В кризисных ситуациях рынок слабо влияет на стабилизацию экономики с использованием метода саморегулирования. Поэтому возникает необходимость в дополнительном механизме регулирования экономики.

- Государственное вмешательство в экономику. Этот метод используется для обеспечения крупных структурных сдвигов в экономике и поддержки приоритетных направлений с использованием таких стоимостных рычагов, как: государственные инвестиции, налоговая политика, бюджетная политика и т.д.

Государственное вмешательство в экономику имеет объективные пределы; излишнее вмешательство может привести к снижению эффективности всего рыночного механизма.

В регулировании экономики принимают участия разные звенья финансовой системы. Специфика звеньев определяет различный характер их воздействия на пропорции народного хозяйства.

Финансы предприятий используются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, государственный бюджет – для регулирования отраслевых и территориальных пропорций. Страхование гарантирует устойчивость производства, создавая возможность покрытия непредвиденных потерь.

 

При переходе к системе рыночного хозяйствования существенно возрастает роль экономического стимулирования, осуществляемого с помощью различных стоимостных рычагов. В их составе важное место принадлежит финансам, обладающим в силу распределительной природы большими возможностями воздействия на факторы производства и весь воспроизводственный процесс в целом.

Для решения этих задач могут и должны широко использоваться финансовые стимулы; к ним относятся такие организационные формы финансовых отношений, с помощью которых можно влиять на материальные интересы субъектов хозяйствования.

В составе финансовых стимулов развития производства и повышения его эффективности можно выделить:

- Эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов;

- Поощрительные фонды;

- Бюджетные методы интенсификации производства;

- Специальные финансовые льготы и санкции.

1) Для того чтобы непосредственно воздействовать на производство, следует выбрать и обеспечить наиболее эффективные направления вложения финансовых ресурсов. Благодаря такому инвестированию средств расширяются возможности выпуска продукции с высокой финансовой отдачей, создаются условия для развития новых технологий и экологически чистых производств, совершенствуется воспроизводственная, отраслевая и территориальные структуры общественного производства и т.п. Можно выделить три основных направления инвестирования финансовых ресурсов:

· Финансирование технического перевооружения предприятий, благодаря которому создаются принципиально новые машины и устройства, существенно меняется характерная для отрасли структура средств труда, получает развитие компьютерное оснащение производств и т.д.;

· Финансирование затрат, связанных с воспроизводством рабочей силы, профессиональной подготовки кадров, повышением их квалификации, переориентацией рабочих на новые виды производств. В результате финансирования названных мероприятий повышается производительность трудовых ресурсов;

· Последовательная реализация программ, направленных на обеспечение сдвигов в отраслевой и территориальных структурах общественного производства. Сегодня особенно важна роль финансов в интенсивном росте ключевых отраслей экономики, особенно машиностроения, ускоренном развитии социально-культурной сферы, обеспечении ресурсами приоритетных направлений развития народного хозяйства.

2) Большое значение в экономическом стимулировании производства придается системе формирования и использования специальных поощрительных фондов – материального поощрения, социального развития и др. Они образуются на предприятиях и призваны побуждать работающих к более интенсивному и эффективному труду, заинтересовывать производственные коллективы в улучшении конечных результатов деятельности, росте производства и повышении его эффективности.

3) Важную роль в развитии производства и повышении его эффективности могут играть бюджетные стимулы. Их отличие от других финансовых стимулов состоит в том, что субъектом стимулирования является государство. В качестве экономических стимулов способна выступать, с одной стороны как система платежей предприятий в бюджет, а с другой – как система бюджетного финансирования.

Превращение платежей в бюджет и системы бюджетного финансирования в стимулы развития общественного производства основано на том, что методы мобилизации денежных средств в бюджет, направления и порядок использования бюджетных ассигнований можно увязывать с экономическими интересами субъектов хозяйствования. Как доходы бюджета, так и бюджетное финансирование сами по себе не являются стимулами, в них заключены лишь потенциальные возможности катализаторов производства. Превращение доходов и расходов бюджета в реальные экономические стимулы происходит благодаря соответствующему порядку исчисления размера платежа, заинтересовывающего плательщика в лучших результатах деятельности и правильно построенной системе бюджетного финансирования, включающей соответствующие принципы, формы и методы предоставления бюджетных средств субъектам хозяйствования.

4) Важную роль в стимулировании процессов общественного развития призвана играть система финансовых льгот и санкций. Финансовые льготы расширяют возможности наиболее эффективного инвестирования денежных ресурсов в производство и тем самым создают благоприятные условия для его роста и совершенствования.

К финансовым льготам относятся, например, разрешение на проведение ускоренной амортизации основных фондов, освобождение от налогообложения части прибыли предприятий, направляемой на научно-технические разработки, проведение природоохранных мероприятий и т.п.

Санкции же усиливают материальную ответственность субъектов хозяйствования за конечные результаты деятельности, нарушение требований договорной, расчетной и финансовой дисциплины.

К сожалению, в существующей системе финансовых взаимосвязей как льготы, так и санкции пока что слабо используются в интересах достижения лучших результатов хозяйствования. По действующему налоговому законодательству перечень льгот неоправданно ограничен; отсутствует их дифференциация по территории страны, учитывающая специфику отдельных регионов; нет системы льгот, ориентирующей предприятия на приоритетные направления развития народного хозяйства.

Мало результативны и применяемые сегодня финансовые санкции. Главный их недостаток в том, что они не соразмерны с величиной упущенной выгоды, особенно в части санкций за невыполнение договоров поставки продукции.

Чтобы финансовые санкции стали реальными и эффективно действующими, необходимо усиление материальной ответственности за невыполнение принятых взаимных обязательств.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.