![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Органы управления финансами, структура и функции
Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления. В зависимости от государственного устройства высшими государственными органами выступают различные образования. Так, в США – это Конгресс, в Великобритании – Парламент, в Германии – Бундестаг, во Франции – Национальное собрание, в России – Федеральное собрание. В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета об его исполнении. Федеральное собрание рассматривает законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга. Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях народного хозяйства. На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы: профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ; Министерство финансов РФ и его органы на местах; Центральный банк РФ; Министерство РФ по налогам и сборам; Государственный таможенный комитет РФ; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Министерство государственного имущества; исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения. Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами РФ, является Министерство финансов РФ и его органы на местах. На Министерство финансов РФ возложены следующие задачи: Ø Разработка и реализация единой государственной финансовой политики; Ø Составление проекта и исполнение федерального бюджета; Ø Осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; Ø Обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка; Ø Совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности. Исходя из указанных задач, Министерство финансов РФ участвует в работе по комплексному анализу развития экономики; разрабатывает необходимые меры по финансовому и налоговому стимулированию предпринимательской и другой хозяйственной деятельности в стране, которые способствуют увеличению национального дохода и поступлений в бюджет; организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ; разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ; составляет консолидированный бюджет РФ, а также проект феде6рального бюджета и представляет их в Правительство. Министерство обеспечивает исполнение федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов; осуществляет контроль за целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям, а также средств государственных внебюджетных фондов, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета за истекший год и представляет их в Правительство РФ. Министерство финансов разрабатывает предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы; принимает участие в разработке инструкций и методических указаний по вопросам налогообложения, в определении ценовой политики, в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране. Совместно с Центральным банком РФ участвует в разработке мер по укреплению денежного обращения, повышению покупательской способности рубля, а также в подготовке предложений по улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве. Министерство финансов разрабатывает предложения по формированию финансового рынка; осуществляет регулирование рынка ценных бумаг, выдает лицензии на право деятельности в качестве инвестиционных институтов и фондовых бирж, проводит регистрацию выпуска ценных бумаг; подготавливает предложения по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами, организует работу по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов. Таким образом, Министерство финансов РФ выполняет многогранные функции в области управления экономикой, осуществляет важную работу по подготовке и внесению на рассмотрение Правительства проектов законов, указов, постановлений и распоряжений в области финансов, денежного обращения, кредита и расчетов в народном хозяйстве, валютных операций. В настоящее время в центральном аппарате Министерства финансов РФ функционируют следующие подразделения: 1. департамент бюджетной политики, разрабатывающий политику в области доходов и расходов бюджетной системы, составляющий проект федерального бюджета и организующий его исполнение и др.; 2. департамент отраслевого финансирования, созданный на базе упраздненных департаментов промышленности, агропромышленного комплекса, инвестиций и транспортных систем и связи; 3. департамент межбюджетных отношений, который регулирует взаимоотношения с бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами; 4. департамент управления государственным внутренним долгом; 5. департамент управления внешним государственным долгом; 6. департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов и др. Органом, осуществляющим управление исполнением бюджета, выступает созданное в составе Министерства финансов Федеральное казначейство (Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. и постановление Правительства РФ от 27 августа 1993 г.). Появление данной структуры связано с развитием рыночных отношений. Главными задачами казначейства являются: - осуществление предварительного и текущего контроля за целевым использованием бюджетных средств бюджетополучателями и управление денежными средствами на счетах казначейства; - осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов; - сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов и представление соответствующим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления Российской Федерации отчетности о финансовых операциях по соответствующему бюджету; - разработка методологических и инструктивных материалов по вопросам порядка ведения учетных операций по исполнению соответствующего бюджета органами, исполняющими бюджет, и бюджетополучателями. Федеральное казначейство осуществляет управление доходами и расходами федерального бюджета, исходя из принципа единства кассы. Это означает, что все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет Казначейства в Центральном банке, с которого производятся все расходы государства. Центральный банк выступает главным кассиром Правительства. Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты являются: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий. Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей. Территориальные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам обязаны: q осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды; q вести учет и проводить проверки налогоплательщиков; q ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет; q осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней; q информировать Министерство финансов РФ обо всех случаях неуплаты предприятиями налогов. Центральный банк РФ является главным банком государства и признается единственным на территории страны органом денежно-кредитного и валютного регулирования экономики. Банк России – экономически самостоятельное учреждение. Он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не несет ответственности по обязательствам государства, а государство не несет ответственности по обязательствам Центрального банка. Банк России подотчетен высшему законодательному органу – Государственной Думе, которая назначает Председателя и членов Совета директоров банка, регулярно заслушивает отчеты о его работе. Во взаимодействии с Правительством РФ Банк России разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Одной из важнейших функций Центрального банка является функция банкира Правительства. Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России. Центральный банк обладает исключительным правом на выпуск наличных денег, организацию их обращения и изъятия из обращения на территории РФ. В целях организации наличного денежного обращения Банк России организует изготовление банкнот и металлической монеты, устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег, обеспечивает создание резервных фондов банкнот и металлической монеты, определяет порядок ведения кассовых операций, устанавливает признаки и порядок определения платежеспособности денежных знаков, а также порядок замены поврежденных банкнот, монет и их уничтожения. Банк России устанавливает правила осуществления безналичных расчетов в РФ. Он является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых систем. Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, выдает лицензии на ведение банковской деятельности, устанавливает для банков экономические нормативы и следит за их соблюдением, применяет к банкам меры экономического и организационного воздействия вплоть до отзыва лицензии. Главной целью при этом является поддержание стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов. Государственный таможенный комитет РФ несет ответственность за поступление таможенных пошлин и осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы Российской Федерации, правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин. На уровне хозяйствующего субъекта организационная структура управления финансами определяется его высшем руководством и зависит прежде всего от размеров предприятия и видов его деятельности. Крупные компании соответственно имеют хорошо структурированный многочисленный штат финансового управления. Как правило, главный менеджер по финансам в этих компаниях является и вице – президентом. Главный финансовый менеджер определяет важнейшие вопросы развития компании, связанные с капитальными вложениями, ценообразованием, политикой выплаты заработной платы, дивидендной политикой, обоснованием и реализацией политике финансирования и др. В небольших предприятиях функции финансового менеджера, как правило, выполняет главный бухгалтер, которого иногда называют финансовым директором. Функции и задачи финансового менеджера многогранны. Главной его задачей является поиск и нахождение путей эффективного решения финансовых проблем, связанных как с обеспечением платежеспособности предприятия в краткосрочном периоде, так и с наиболее выгодным вложением временно свободных денежных средств.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |