Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 7. Организация финансов специальных экономических зон




Вопрос № 6. Сущность местных финансов, их место в составе финансовой системы

 

Местные финансы представляют собой экономические отношения, посредством которых местные органы управления мобилизуют, распределяют и используют в соответствии с возложенными на них функциями часть общественного продукта в денежной форме. Местные финансы являются важной составляющей финансовой системы государства. Они включают местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды и финансы хозяйствующих субъектов, находящиеся в собственности местных органов управления.

Структура и направление местных финансов определяются функциям местных органов власти и управления - маслихатов (собраний депутатов), местной администрации и местного самоуправления. В настоящее время, в условиях рыночных отношений, сфера деятельности местных органов расширяется и они приобретают значительную самостоятельность в решении проблем социального, экономического, экологического, демографического характера.

На местные органы управления возложены важные задачи по претворению в жизнь социальных программ государства. Финансирование мероприятий по обслуживанию населения в основном осуществляется за счет местных финансовых ресурсов. Отрасли социально-бытовой инфраструктуры предоставляют населению услуги за счет фондов, которые в подавляющей части формируются из бюджетных средств. Финансовые отношения в местном звене регулируются Законом «О местном государственном управлении», «Бюджетным кодексом Республики Казахстан», ежегодным «Законом о Республиканском бюджете» и другими законами о хозяйственной и финансовой деятельности.

Важная роль в местных финансах принадлежит местным бюджетам, являющихся финансовой базой многогранной деятельности местных органов власти и управления. Местные бюджеты (областей, городов, районов) в Казахстане занимают по доходам порядка 47%/ а по затратам около 49% от объемов средств. государственного бюджета (2004 г.). 78% всех районных и городских (городов областного подчинения) являются дотационными (из 193 таких бюджетов). Согласно Бюджетному Кодексу Республики Казахстан местный бюджет включает областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения).

 

В рыночной экономике получили распространение своеобразные организационно-экономические методы развития административно- территориальных единиц посредством более широкой либерализации экономической и социальной деятельности на их территориях. Эти методы получили значительное развитие в странах, избравших рыночный путь развития экономики в виде свободных или специальных экономических зон. Степень свободы экономической деятельности может быть разной, поэтому в названиях могут быть варианты: зона свободной торговли, свободная таможенная зона, субзона и т.д; крайним вариантом экономической либерализации является оффшорная зона или территория.

Специальная (свободная) экономическая зона (СЭЗ) представляет собой специально выделенную территорию с определенными административными границами и особым правовым режимом, создаваемую в целях привлечения иностранного капитала, прогрессивной зарубежной технологии и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития территории зоны.

Создание СЭЗ направлено на оздоровление экономики региона, на решение важных макроэкономических задач: стабилизацию производства и его расширение, модернизацию хозяйства, насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами. Привлекая дополнительный иностранный капитал и передовую технологию, появляется возможность расширить занятость населения, повысить квалификацию местной рабочей силы, приобрести опыт в области маркетинга и менеджмента. На территории СЭЗ допускаются любые виды хозяйственной, финансовой и иной деятельности отечественных и иностранных юридических лиц и граждан, за исключением тех видов, которые запрещены законодательством. Отечественные юридические лица в зоне являются самостоятельными и независимыми от ведомственной подчиненности, кроме относящихся к энергетическим и транспортным системам. Юридические лица, расположенные вне зоны, могут создавать свои филиалы и новые предприятия на территории зоны;

В Казахстане имеется опыт работы СЭЗ: еще в 1992 г были созданы несколько зон в разных областях; но их функционирование не удовлетворило центральную власть с позиций утраты полного контроля за движением товарно-денежных масс и обретения административно-территориальными единицами экономической самостоятельности - зоны были расформированы. Возобновление действия СЭЗ с 1996 г (Кзыл-Ординская, Акмолинская, Лисаковская) позволило отработать механизмы функционирования этого эффективного пути развития регионов но наметившийся с конца 1998 г поворот к централизации управления и финансов предрешило существование двух зон; в Акмолинской зоне были сохранены некоторые режимы в части налогов, импорта предметов и товаров производственно-технического назначения в связи с особым статусом столичной области. На их примере можно проследить порядок экономико-правового регулирования хозяйствования в СЭЗ.

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:

1. Государственный бюджет – экономическая категория, выражающая денежные отношения между гсударством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использование на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей;

2. Доходы и расходы государственного бюджета – особые экономические формы, посредством которых происходит функционирование бюджета;

3. Бюджетная система – совокупность всех видов бюджета, основанную на экономических отношениях и юридических нормах;

4. Бюджетное устройство – принципы построения бюджетной системы, организационные формы взаимосвязи ее звеньев

Список литературы:

1. Ильясов К.К., Исахова П.Б. Расходы государственного бюджета: Учебное пособие. – Алматы, Экономика, 2003 – 290с.

2. Махмутова М. Совершенствование механизма межбюджетных отношений в Республике Казахстан. – Алматы, 2001 г.

3. Нурмуханова Г.Ж. «Государственный бюджет»: Учебное пособие Караганда. 2001

4. Утибаев Б. С., Жунусова Р. М., Саткалиева В. А. Государственный бюджет: Учебник / Под общ. Ред. Б. С. Утибаева – Алматы: Экономика, 2006

5. Елубаева Ж. М. Бюджетная система Республики Казахстан: теория и направления развития. – Алматы, 2004

6. Есимханов С.О. «Местная бюджетная политика в условиях развития рыночных отношений». Астана. 2001

Методические указания к теме №7:

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на экономическую природу государственного бюджета, на то, как проявляется объективный характер категории «государственный бюджет». Уяснить роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве помогут статистические данные о его доходах и расходах. Здесь можно отследить в динамике изменения характеристик этих показателей.

 

ТЕМА 8. «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ»

 

Цель лекции – раскрыть особенности функционирования государственных внебюджетных фондов.

 

План лекции:

Вопрос № 1. Государственные внебюджетные фонды, их роль и классификация внебюджетных фондов.

Вопрос № 2. Социальные внебюджетные фонды: накопительный пенсионный фонд, фонд социального страхования.

Вопрос № 3. Внебюджетные фонды экономического назначения: инвестиционный, инновационный фонды.

Вопрос № 4. Национальный фонд РК, его роль.

 

Основные понятия: государственные внебюджетные фонды, накопительный пенсионный фонд, внебюджетные фонды экономического назначения, Национальный фонд РК

Вопрос № 1. Государственные внебюджетные фонды,

их роль и классификация внебюджетных фондов

 

Внебюджетные фонды - важное звено финансовой системы государства. Они представляют совокупность денежных ресурсов, используемых государством на строго определённые цели и имеющие законодательно закрепленные источники формирования. Как экономическая категория внебюджетные фонды являются отношениями по перераспределению национального дохода для централизации финансовых ресурсов, направляемых на финансирование целевых потребностей государства.

Возникновение внебюджетных фондов, начиная с 1991 г., диктовалось потребностями социально-экономического развития:

В других случаях необходимо было выделить и разграничить отдельные расходы на социальные нужды и источники их покрытия с целью более надежной и эффективной защиты населения в условиях падения их жизненного уровня при переходе к рынку.

Некоторые фонды действовали временно, например, Фонд стабилизации экономики, Единый союзно-республиканский фонд социальной поддержки населения: это объясняется трудностями формирования средств подобных фондов в условиях кризиса экономики, определенной обезличенностью мобилизуемых туда средств, незаинтересованностью субъектов формирования фондов в безвозвратном использовании ресурсов при распределении.

В то же время, в масштабах всего общества с помощью внебюджетных фондов поддерживается социально-экономическая сбалансированность и стабильность, так как становится возможным решение задач локального и общегосударственного масштаба по социальной поддержке отдельных групп населения, выполнения определенных целевых программ в интересах всей экономики или региона, выравнивания социально-экономического развития. Тем самым в функционировании внебюджетных фондов проявляется противоречие групповых и общественных интересов. В целом же функционирование внебюджетных фондов осуществляется, в конечном счёте, в интересах всего общества, направлено на его консолидацию и в этом состоит социально-экономическая сущность этой формы финансовых отношений.

Функционирование специальных внебюджетных фондов параллельно с государственным бюджетом позволяет дифференцировать финансовые отношения, сориентировать часть их в узкоспециализированных сферах, достичь своеобразной диверсификации этих отношений в разных направлениях финансовой деятельности.

Классифицируются внебюджетные фонды по следующим признакам:

по целевому признаку - на социальные, экономические, научно-исследовательские, природоохранные (экологические), миграционные, содействия правопорядку, культурного назначения и другие;

по уровню управления - на межгосударственные, государственные и региональные (местные).

Следует различать государственные внебюджетные и негосударственные фонды; последние весьма разнообразны по целевому назначению, хотя и аналогичны некоторым государственным внебюджетным фондам.

 

Вопрос № 2. Социальные внебюджетные фонды:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.