Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И роль финансового регулирования




Вопрос № 4. Антиинфляционная политика государства

На финансовую стабильность

Вопрос № 3. Особенности инфляции в Казахстане и влияние

 

Классический источник инфляции - дефицит государственного бюджета характерен также и для Казахстана. Хотя бюджетный дефицит является вторичным фактором инфляции, поскольку вызывается инфляцией издержек и, в связи с этим, обесценением государственных доходов. Покрытие дефицита эмиссией денег приводит к их инфляционному обесценению и в этих процессах инфляция и бюджетный дефицит взаимоусиливается, образуя замкнутую причинно-следственную закономерность. Дефицит государственного бюджета Казахстана является постоянным следствием несбалансированности экономики еще со времени существования СССР. Он покрывался крупными дотациями, а позднее - субвенциями из союзного бюджета. Дефицитность бюджета сохраняется и в условиях суверенитета Казахстана: в 1991 г. - 20,4% к расходной части, в 1992г. - 8,6%, 1993 - 11,9%, 1994 - 10,2%, 1995 - 17,4%, 1996 - 15,4%, 1997 - 17,7%, 1998 - 18%, 1999 – 14,3%, 2000 - 0,5%, 2001 - 1,7%, 2002 - 1,6%, 2003 - 4,3%, 2004 - 8,3% (прогноз):

Развитию инфляции способствовало поспешное проведение таких финансовых и социальных мероприятий, как введение новых налогов, вызывающих инфляционный, эффект - налога на добавленную стоимость с первоначальной ставкой в 28%, акцизов, экспортных и импортных таможенных пошлин, отчислений средств, включаемых в себестоимость продукции - в фонд преобразования экономики (ранее - инвестиционный фонд), государственный фонд содействия занятости населения, резкое увеличение отчислений на социальное страхование. Дополнительным фактором развития инфляции явился порядок отнесения процентов по используемым кредитам на издержки производства; в условиях роста платы за кредит это привело к резкому, увеличению себестоимости продукции, а вслед за ней и цен. Перечисленные факторы относятся к инспирирующим инфляцию издержек производства - инфляцию производителей. Можно считать фактором подстегивания инфляции рост социальных притязаний населения в условиях повышения цен, особенно отдельных профессиональных и социальных групп.

 

 

Существует два варианта действий государства при инфляции:

1) проведение адаптационной политики или приспособления к инфляции, когда применяются меры по индексации доходов; заработной платы, процентных ставок, инвестиций; компании и фирмы реализуют краткосрочные проекты, физические лица ищут дополнительные источники доходов и т.д.;

2) проведение комплексов антиинфляционных мер по снижению или подавлению инфляции.

Комплекс мероприятий по преодолению инфляции включают воздействие на разные стороны производственно-экономической, социальной, правовой, институциональной, морально-нравственной, сфер функционирования общества, хотя решающей из них является базовая, производственно-экономическая. Преодоление инфляции спроса достигается относительно рядовыми макроэкономическими методами использования денежной и фискальной политики.

Антиинфляционная политика включает различные методы ограничения денежного предложения:

1. Уменьшения объема денежной массы в обращении через сокращение налично-денежной эмиссии Центральным банком.

2. Увеличение учетных ставок (рефинансирования) за централизованные кредиты в целях удорожания всех кредитных ресурсов и снижения их доступности.

3. Увеличение резервных требований Центрального банка к коммерческим банкам для достижения сжатия кредитного мультипликатора и ограничения кредитной экспансии коммерческих банков.

4. Прямое сокращение кредитов Центрального банка в тех же целях.

Антиинфляционная фискальная политика проводится путем увеличения налогов, сокращения государственных расходов и, на основе этого, снижения дефицитов государственного бюджета. Налоговая политика в условиях инфляции призвана решать две взаимосвязанные, но противоречащие задачи: во-первых, повысить уровень доходов госбюджета для достижения его сбалансирования и устранения дефицита; во-вторых, оживить экономическую активность первичных звеньев экономики - в сфере производства и обмена. Налоговая антиинфляционная политика заключается в сокращении косвенного налогообложения. Косвенные налоги имеют инфляционный характер, поскольку увеличивают цены, сокращают спрос. Вторым аспектом действия высоких налогов является их давление на производство, что ограничивает предложение. В-третьих, значительное налоговое бремя, как правило, связывается с действием множества налогов, усложняющих налоговую систему, что приводит к уклонению от налогов.

Поэтому при инфляции предпочтительнее простая и надежная налоговая система, не отягощенная условиями льготирования с акцентом на обложение потребления. Этим требованиям в наибольшей степени соответствует налог на доходы и поимущественный налог с высокой степенью дифференциации ставок в зависимости от стоимости имущества. Сокращение государственных расходов предполагает распространение этого процесса как на бюджетную сферу, так и на сферу материального - производства в отношении государственных хозяйствующих субъектов. Здесь следует иметь в виду, что в последнем случае антиинфляционные меры касаются второй составляющей инфляции - инфляции издержек, или производителей; поэтому их влияние будет рассматриваться отдельно. В этом отношении наблюдается взаимосвязь причин двух видов инфляции и комплексных способов противодействия.

В части бюджетных расходов общегосударственного и местного уровней генеральным направлением является их максимальное сокращение по всем возможным статьям. Разумеется должны быть обеспечены жизненно важные социальные потребности по защите пенсионеров, учащихся, работников с фиксированными доходами. Ограничение бюджетных расходов достигается:

а) прямыми методами - рестрикциями, то есть путем их принудительного снижения против достигнутого уровня на основании законодательных актов или распоряжений полномочных государственных органов;

б) методом секвестрования - пропорциональным снижением всех расходов в соответствии с заданной общей величиной снижения, определяемой разными факторами:

в) контролем уровня располагаемых доходов;

г) ограничением уровня дефицита государственного бюджета.

В любом случае сокращение расходов затрагивает действие многих национальных программ развития, отказ от всевозможных престижных проектов, мероприятий, не дающих немедленной отдачи и т.д. Более сложным представляется решение проблем преодоления второго типа инфляции - инфляции, вызванной ростом издержек производства (инфляции производителей), в результате:

1. увеличения заработной платы;

2. падения производительности труда, в связи с нарушениями хозяйственного механизма по причинам организационного характера;

3. инфляционными ожиданиями владельцев сырьевых и энергетических ресурсов, в силу которых они повышают цены на

исходные продукты производства.

Преодоление инфляции, связанной с издержками производства требует решения нескольких сложных блоков взаимосвязанных проблем. Первый блок проблем снижения инфляции заключается в преодолении спада производства, как центрального звена всей системы экономической стабилизации. В свою очередь он распадается на следующие взаимозависимые проблемы. Во-первых, решение вопросов усиления мотивационных стимулов производительности труда, заинтересованности в его эффективных результатах, восстановление производственной трудовой деятельности в качестве приоритетной. Это достигается на основе развития частного производственного сектора, где связь между трудовыми усилиями и результатами непосредственная.

Необходимо обеспечивать приоритетность производственной сферы по отношению к торгово-посреднической. Поощрение развития производственной сферы достигается льготной системой налогов, свободным доступом к кредитам и пониженными процентными ставками по кредитам, установлением благоприятных для развития экономических нормативов, отчислений в фонды воспроизводства, оплаты труда и т.д., в необходимых случаях осуществляется прямая поддержка путем финансирования инвестиций приоритетных видов деятельности производственного сектора.

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:

Инфляция это обесценение денег, проявляющееся в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги. При инфляции происходит нарушение законов денежного обращения, вызываемого диспропорциями процесса общественного производства и эмиссией избыточного количества денег;

Инфляция оказывает пагубное воздействие на производственную сферу, на материальное положение большинства слоев населения, на инвестиционную деятельность.;

Покрытие дефицита эмиссией денег приводит к их инфляционному обесценению и в этих процессах инфляция и бюджетный дефицит взаимоусиливается, образуя замкнутую причинно-следственную закономерность;

Комплекс мероприятий по преодолению инфляции включают воздействие на разные стороны производственно-экономической, социальной, правовой, институциональной, морально-нравственной, сфер функционирования общества, хотя решающей из них является базовая, производственно-экономическая.

Список литературы:

1. Финансы. Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2004

2. Финансы. Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд.– М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004

3. Финансы. Учебник для вузов. Под ред. М. В. Романовского и др. – М.: Перспектива, «Юнити», 2005

Методические указания к теме №15:

Проблематика инфляции необычайно широка и противоречива. При углублении в этот феномен студент все больше осознает ее многогранность и неоднозначность. Для успешного изучения данной темы необходимо рассмотреть финансы и инфляцию; понять методы измерения и удержания инфляционных процессов. Студент должен попытаться составить алгоритм изучения теоритических вопросов, чтобы аргументированно ответить на вопрос об антиинфляционной политике в РК.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.