Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принимается чистый процент, то есть процент рефинансирования за вычетом ежегодного темпа инфляции




Убедительным является выбор процента рентабельности не ниже ставки рефинансирования (платы за кредит), потому что в случае использования кредита прибыли должно быть достаточно для возвращения кредита с процентами и часть прибыли должна оставаться в распоряжении предприятия.

Для оправдания цены предложения, рассчитанной таким методом при выборе процента рентабельности следует ориентироваться на среднеотраслевой уровень или на рентабельность у конкурентов.

Соглашение по поводу цены будет достигнуто, если цена предложения будет обоснованной. Рассмотрим все методы расчета цены, применимые на любых предприятиях, в том числе и сельскохозяйственных.

Минимальный уровень гарантированных цен (закупочных цен) устанавливается Правительством РФ на основе целевых цен. Применяется в случаях, если средние рыночные цены ниже минимальных гарантированных, а также при невозможности реализовать продукцию из-за сокращения спроса. Следовательно, государство гарантирует сбыт продукции по ценам выше рыночных и сбыт невостребованной продукции.

Гарантированные цены устанавливаются Правительством РФ на основе целевых цен. Они применяются в случаях, если средние рыночные цены отклоняются от гарантированных, при реализации продукции государству и в случае доплаты сельхозпроизводителям. Эти цены должны обеспечивать с учетом других форм поддержки получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства.

Залоговые ставки устанавливаются Правительством РФ и используются при залоге сельскохозяйственной продукции. Поскольку залоговые ставки определяются на основе целевых цен, то они обеспечивают те же экономические результаты, что и целевые цены.

Основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения. Эти цены обеспечивают сочетание интересов агентов рынка.

В связи с ограничением спроса и неограниченной способностью земли повышать плодородие предложение сельскохозяйственной продукции возрастает быстрее, чем спрос, что всегда ведет к снижению рыночных цен.

Формирование диспаритета цен обусловлено своеобразным проявлением законов спроса и предложения на рынке сельскохозяйственных товаров. Спрос на продукты питания ограничивается потребностями потребителей и их платежеспособностью.

На практике даже при регулируемой рыночной экономике в высокоразвитых странах формируется диспаритет цен. Следовательно, существуют объективные причины такого явления.

Таким образом, диспаритет цен – неизбежная объективная реальность для всех стран мира. Американские ученые считают, что некоторый диспаритет цен стимулирует фермеров на повышение продуктивности земли, чтобы перекрыть более быстрый рост цен на ресурсы по сравнению с ростом цен на сельхозпродукцию.

Объективный характер формирования диспаритета цен обусловливает необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Соблюдение эквивалентности обмена не является самоцелью, это лишь часть комплекса мер по поддержанию сельского хозяйства.

Цена в системе государственного регулирования
агропромышленного производства

В России способы регулирования цен изложены в Федеральном законе РФ № 100 от 14 июля 1997 г. "О государственном регулировании агропромышленного производства". При его разработке учтена система регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, апробированная в странах с развитой рыночной экономикой. Она не нарушает рыночный механизм, потому что цены устанавливаются не административным путем, а регулируются путем уменьшения или увеличения количества предложения товаров.

В главе 2 упомянутого закона РФ приведена система цен, которая является инструментом государственного регулирования (табл.3).

Таблица 3. Система цен в АПК в соответствии с Законом РФ от 14.07.97 № 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства"

Виды цены Кто устанавливает Способ установления Для каких целей применяются Что обеспечивают
         
1. Рыночные (договорные) Рынок сельскохозяйственной продукции Под влиянием спроса и предложения Для расчетов на рынке с.-х. продукции сырья и продовольствия Сочетание интересов агентов рынка
2. Целевые (нормативные индикаторы) Правительство РФ Расчет по специальной методике 1) в качестве основы для расчета гарантированных цен на с.-х. продукцию, сырье и продовольствие; 1) паритет цен; 2) покрытие расходов, вызванных взиманием налогов и т.п.;
      2) для расчета залоговых ставок; 3) покрытие расходов на уплату процентов за кредит;
      3) для расчета доплат и компенсаций 4) получение работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода по отрасли;
        5) получение прибыли с.-х. товаропроизводителями для расширенного воспроизводства
3. Залоговые ставки Правительство РФ На основе целевых цен При залоге с.-х. продукции Гарантия сбыта
4. Гарантированные Правительство РФ На основе целевых цен 1)если средние рыночные цены ниже или выше гарантированных; 2)при реализации продукции государству; 3) в случае доплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям С учетом прочих неценовых форм поддержки получение дохода, достаточного для расширенного воспроизводства
4.1. Минимальный уровень гарантированных цен (закупочные цены) Правительство РФ На основе целевых цен 1)если средние рыночные цены ниже гарантированных минимальных; 2) если сельскохозяйственные товаропроизводители не в состоянии реализовать продукцию из-за сокращения спроса Стабилизацию рынка с.-х. продукции, сырья и продовольствия
4.2. Максимальный уровень гарантированных цен Правительство РФ На основе целевых цен 1)если средние рыночные цены выше гарантированных максимальных; 2) в случае дефицита товаров на рынке Стабилизацию рынка с.-х. продукции, сырья и продовольствия
           

Целевые цены (нормативные индикаторы) устанавливаются Правительством РФ и применяются в качестве основы для расчета гарантированных цен, залоговых ставок, доплат и компенсаций. Целевые цены должны обеспечивать покрытие расходов, вызванных взиманием налогов и отчислений в бюджет; покрытие расходов на уплату процентов за кредит банка; получение работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода по отрасли; получение прибыли сельхозпроизводителями для расширенного воспроизводства.

Максимальный уровень гарантированных цен устанавливается Правительством РФ на основе целевых цен, Применяется в случае, если средние рыночные цены выше максимальных гарантированных, а также в случае дефицита продукции на рынке. Государство путем товарных интервенций, которые увеличивают количество предложения, не позволяет рыночным ценам повышаться выше определенного уровня и тем самым обеспечивает стабилизацию рынка. На рис. 9.1 показано положение минимальной и максимальной гарантированной цены по отношению к рыночной цене.

Если на рынке сложится цена на уровне РА (см. рис. 5) и она окажется ниже заранее рассчитанной минимальной гарантированной цены Рmin., то с рынка должен быть изъят излишек товара, чтобы линия предложения переместилась влево.

Положение рыночной и минимальной гарантированной цены

 
 

 

 


Рис. 9.1

 

 

Рис. 5

 

Процесс закупки избыточного количества товара называется закупочной интервенцией. Новая равновесная цена Рmin окажется в точке, соответствующей точке равновесия "В". Таким способом должна осуществляться поддержка цен для товаропроизводителей.

Максимальный уровень гарантированных цен у станавливается Правительством РФ на основе целевых цен и применяется при товарных интервенциях в случаях, если средние рыночные цены окажутся выше максимальных гарантированных, а также в случае дефицита продукции на рынке. Государство путем товарных интервенций увеличивает количество предложения и линия предложения сдвигается вправо. Новая точка равновесия на рынке «С» (см. рис.6) соответствует цене Рmax, которая будет ниже первоначальной цены.

Положение рыночной и максимальной гарантированной цены

 

 


Рис. 6

 

Товарные запасы должны создаваться в результате закупочных интервенций, для чего необходимы бюджетные ассигнования. О необходимости бюджетных ассигнований свидетельствует опыт поддержки сельхозтоваропроизводителей в странах с развитой рыночной экономикой. Так, в США в сумме за 9 лет (1984-1992 гг.) из 233,6 млрд. долл. бюджетных ассигнований 43 % было затрачено на регулирование цен и 11 % для поддержки приобретения сырьевых ресурсов.

Сравните эти рисунки с рисунком “паутинки” и вы поймете, что регулирование цен должно исключать колебания цен по правилу “паутинки”. Для этого должны быть созданы достаточные товарные запасы в результате закупочных интервенций, для чего необходимы бюджетные ассигнования.

 

Методы определения цены индивидуального предложения

 

Как было отмечено выше, основой экономических отношений на рынке являются рыночные (договорные) цены. Договор заключается при любой торговой сделке. При оплате наличными в розничной торговле имеет место негласный договор, когда покупатель соглашается с ценой, предлагаемой продавцом, и платит за товар. В оптовой торговле, как правило, заключаются гласные соглашения – договоры, то есть документы, имеющие юридическую силу. Основной элемент договора – цена. Цена, которую назначает отдельный продавец или товаропроизводитель, называется ценой индивидуального предложения. Функции и структура целевой цены и цены предложения одинаковы.

Цена, которую назначает покупатель, называется ценой спроса. Если договор подписан обеими сторонами, то это фактически означает совпадение цены предложения и цены спроса. Цена, которая отражает равновесие между спросом и предложением, называется рыночной ценой. Следовательно, договорная цена – рыночная цена.

Метод 1 – установление цены товара на основе издержек производства.

Рассчитывается минимальный уровень цены, ниже которого цена может опускаться только при исключительных обстоятельствах и на ограниченный период времени. При этом цена обеспечивает не максимальную выручку, а оптимальную.

Нужно выбрать процент рентабельности с учетом своих потребностей и определить цену как нормативную себестоимость, умноженную на коэффициент рентабельности:

,

где С – издержки производства на единицу продукции (себестоимость), р./ед.;

R – уровень рентабельности, %.

Например, при С = 80 р./ц, R = 50 %, цена будет равна:

Р = 80 + (80 × 50)/100 = 120 р./ц.

Метод 2 – расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.

При заданном уровне производства сравнивается нормативная себестоимость единицы продукции с прогнозируемой рыночной ценой. Если рыночная цена выше себестоимости, то получение прибыли гарантировано, но в цену включается целевая прибыль – прибыль, необходимая для обеспечения жизнедеятельности предприятия.

Прибыль необходима для инвестиций на развитие производства и социальной сферы, на содержание социальной сферы, на природоохранные мероприятия, для выплаты дивидендов по акциям предприятия, на отчисления резервный фонд, на благотворительные цели, для уплаты налогов, на погашение ранее взятых кредитов, для материального стимулирования работников, на представительские расходы, на рекламу, на оплату командировочных расходов, на повышение квалификации.

Метод 3 – определение цены с ориентацией на спрос.

Основной фактор в этом методе – покупательское восприятие. Нужно попытаться стать на позицию потребителя и понять, как потребитель определяет соотношение между полезностью товара и его ценой и сравнивает этот показатель по аналогичным товарам, выпускаемым другими предприятиями.

При этом методе себестоимость продукции имеет значение лишь как ограничительный фактор: ниже себестоимости устанавливать цены нецелесообразно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.