Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школа научного управления




 

Несмотря на определенное разнообразие в выделении школ и направлений менеджмента, можно выделить четыре основные сложившиеся школы:

  • Школа научного управления
  • Административная или классическая школа
  • Школа человеческих отношений
  • Математическая школа управления

Появление школы научного управления связано, прежде всего, с теоретической и практической системой управления. Наиболее яркими представителями школы научного управления были Фредерик Уинслоу Тейлор, Френк и Лилия Гилберт, Генри Гантт, Карл Барт и др. Создатели школы научного управления исходили из того, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения. Формирование школы научного управления базировалось на трех основных моментах, которые послужили исходными принципами для развития менеджмента:

  1. рациональная организация труда
  2. разработка формальной структуры организации
  3. определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего

Рациональная организация труда предполагала замену традиционных методов работы рядом правил, сформированных на основе анализа работы и последующей правильной расстановкой рабочих и их обучением оптимальным приемам работы. Основные общие принципы управления Тейлора, выведенные из его исследований и экспериментов, следующие:

  1. Разделение труда – этот принцип не только на уровне мастерской или цеха, но распространяется и на управленческие эшелоны. За менеджером должна быть закреплена функция планирования, а за работником – функция исполнения.
  2. измерение труда – изучение процессов рабочего времени, представляет собой наиболее рациональный путь реализации производственных задач. Этот принцип предполагает измерение рабочего времени с помощью так называемых «единиц времени», представляющих дискретные элементы трудовых процессов в последовательном выражении
  3. задачи, предписания – согласно данному принципу производственные задачи не только должны быть поминутно расчленены, но и сопровождаться подробным описанием рациональных методов их выполнения. Цели предприятия четко запланированы, и каждому рабочему выдаются письменные инструкции относительно его конкретных задач. Путем реализации этих мер как рабочий, так и его менеджер получают определенные стандарты, соответствующие измерению труда
  4. труд, как индивидуальная деятельность – влияние группы делает рабочего менее продуктивным
  5. мотивация и программы стимулирования – суть этого принципа в том, что личная заинтересованность является движущей силой для большинства людей; для рабочего должно быть ясно, что любой элемент труда имеет свою цену и его оплата зависит от установленного выпуска готовой продукции; в случае же достижения большей продуктивности рабочему выплачиваются премиальные
  6. роль индивидуальных способностей – проводится различие между способностями рабочих и менеджеров; рабочие работают для вознаграждения в настоящем, а менеджеры ради вознаграждения в будущем
  7. роль менеджмента – отстаивать все те авторитарные методы управления, по которым организационные правила, стандарты, регламентирующие труд, должны быть усилены. Менеджерам следует воспринять роль «мудрецов», обладающих уникальным знанием того, что выгодно для рабочих.

 

 

Административная или классическая школа управления.

 

Главной целью представителей классической школы была эффективность применительно к работе всей организации в целом. Целью этой школы было создание универсальных принципов управления, реализация которых обязательно приведет к успеху. Здесь можно выделить работы Гаррингтона Эмерсона (1853-1931), Анри Файоля (1841-1925), Линдолла Урвика (1891-1983), Макса Вебера (1864-1920), Генри Форда (1863-1947).

Г. Эмерсон в своем главном труде «Двенадцать принципов производительности» (1911г) рассматривает и формулирует принципы управления предприятием, причем обосновывает их примерами не только промышленных организаций. Понятие производительности, или эффективности, есть то основное, что внес Эмерсон в науку управления, он впервые поставил вопрос об эффективности производства в широком смысле. Эффективность – понятие, введенное им впервые, означает максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами.

Принципами управления, сформулированными Эмерсоном, являются:

  1. точно поставленные идеалы или цели, к достижению которых стремятся каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления
  2. здравый смысл, т.е. подход с позиции здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей
  3. компетентная консультация, т.е. необходимость специальных знаний и компетентных советов по всем вопросам, связанным с производством и управлением. Подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным.
  4. дисциплина – подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку
  5. справедливое отношение к персоналу
  6. быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями
  7. диспетчирование, обеспечивающее четкое оперативное управление деятельностью коллектива
  8. нормы и расписания, позволяющие точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери
  9. нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, усилий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты
  10. нормирование операций предлагающее установление времени и последовательности выполнения каждой операции
  11. письменные стандартные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ
  12. вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника

Эмерсон получил известность также благодаря своим исследованиям штабного принципа управления. Дополняя линейный принцип построения организации штабным принципом, он полагал, что штабной принцип применим не только к военным организациям, но и ко всем типам организаций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.