Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

АРАБСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Читайте также:
  1. Введение в языкознание
  2. Круг задач, решаемых языкознанием
  3. Сравнительно-историческое языкознание.
  4. Тема: Второй этап сравнительно-исторического языкознания: А. Шлейхер, М. Мюллер. Теория «волн» И. Шмидта. Психологическое языкознание: Г. Штейнталь, В. Вундт, А.А. Потебня.
  5. Типологическое языкознание. Языковые универсалии.
  6. Языкознание как наука
  7. ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК НАУКА

ЯЗЫКОЗНАНИЕ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Средние века начинаются с момента разрушения Рима германским племенем готов-варваров и заканчиваются открытием Америки в 1492 году.

Средние века – период застоя во всех областях знаний, но к концу 15 века ситуация меняется. Конец 15 века – эпоха Возрождения.

Появляются различные грамматические сочинения, которые пишутся на латинском языке. Латинский язык в то время – язык международного общения, церкви, литературы и пр.

 

Самые известные грамматисты того времени: Альдхейм (8 в.), Беда (ударение на «е») Достопочтенный (8 в.), Алкуин (8 в.), Эльфрик (кон.9 – нач.10 вв.).

 

Беда Достопочтенный – самый крутой, пишет про орфографию, орфоэпию, части речи, опираясь на труды греческих философов.

В 9-10 вв. появляется большое количество религиозной литературы, делаются переводы с латинского языка на разные языки.

Среди переводчиков самый крутой – Эльфрик, переводчик Пятикнижия и составитель грамматики на английском языке.

 

В целом, к 11-12 вв. складывается школа, которая называется школой логистической грамматики. Но все грамматисты (представители Церкви) подразделяются на две большие группы: реалисты и номиналисты. Предмет спора – отношение слова и понятия.

На вершине этого спора начинается новый период истории Средних веков – период Реформации, где представители одной Церкви доминируют над представителями другой.

 

Реалисты: кентерберийский епископ Ансельм (2 пол. 11 в. – нач.12 в.) считал, что реально существуют только общие понятия, например «дерево», «действие», а слова – лишь слабые копии предметов. Последователь – Фома Аквинский, который считал, что самое главное назначение человеческой речи состоит в том, чтобы выразить то, что существует вне языка.

 

Номиналисты: Росцелини из Компьена (2 пол. 11 в. – нач. 12 в.) считал, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными свойствами, общие понятия выводятся нашим мышлением из предметов и в дальнейшем существуют независимо от предметов.

 

Еще один крупный ученый того времени – Пьер Абеляр (2 пол.11 в. – нач. 12 в.) – колебался между этими двумя точками зрения. Он считал, что реально существуют только отдельные вещи, которые являются основой общих понятий. Понятие не существуют отдельно от человека, а выводятся нашим умом из реально существующих вещей и отражают свойства этих вещей.

 

 

7-8 вв. нашей эры.

На территории Аравии и завоеванных арабами стран (Передней Азии, северной Африки, большей части Пиренейского полуострова) образовалась огромная держава – Халифат – многонациональное государство, основная религия которой – ислам. Арабское языкознание тесно связано с этой религией.



Арабский язык – латынь мусульманского мира. Основа учения – Коран. Язык Корана – мертвый язык, на нем уже не говорили. Появилась необходимость исследовать этот язык, ответить на вопрос, почему так написан текст Корана, и, соответственно, выучить этот язык.

Арабское письмо возникло еще до появления Корана, это консонантно-буквенное письмо (состоящее, в основном, из согласных букв), возникшее на основе западно-семитского алфавита, в котором строки идут справа налево.

В 7 в. (651 г.) нужно было записать текст Корана на основе арабского алфавита. Алфавит писался на основании источников, которые в большом количестве имелись у арабских ученых (они использовали в своих работах достижения всех ученых древности: из Индии– грамматику Панини, веды, а также все знания и достижения сирийцев, египтян, в общем, узнали все, что можно было узнать). Таким образом, Коран был записан очень быстро (1-2 года).

У арабов было две основные языковые школы – Басра и Куфа.

Школа Басра: ученый ас-Сакафи, который считал, что нужно четко запечатлеть фонетику, грамматику и лексику арабского языка; став главой этой школы, он поручает ученым создать словарь. Так появляется «Китаб аль-Айн» («Книга Айна»), созданный Халилом аль-Рахиди. От нее сохраняется только несколько отрывков. Его ученики пытаются создать арабскую грамматику. Так, ученый Сибавехи в 8 в. создает труд под названием «Аль-Кетаб» («Книга»), используя достижения аристотелевской логики, сочетая его с системным описанием языка индийских грамматик. Сибавехи описал все звуки (арабы никогда не путали понятия звука и буквы), вслед за Аристотелем выделил имя, глагол и служебные слова. Описал корень, который состоит из трех согласных, дал понятие аффиксации, внутренней флексии.

Достижения этих школ были очень высоки, потому что раз в два года представители обеих школ выходили на соревнование, кто лучше прочитает Коран и объяснит, что и как он понял, сумеет отстоять и доказать свою позицию, а проигравшего в этом соревновании забивали камнями насмерть. Так в 793 г. погиб сам Сибавехи.

Школа Куфа: аналитики, считали, все в языке всегда правильно, но допускали ряд отклонений в области синтаксиса, ориентировались на разговорную речь. Они долго жили в племени хиджаз, из которой был родом пророк Магомет (поэтому речь этого племени они считали основополагающей). Куфийцы считали, что нужно описать не только части речи, но и классификацию имен: имена явные (существительные, прилагательные) и имена общие (указательные и относительные местоимения); глаголы классифицировались в зависимости от формы и значения. Особенных успехов куфийцы достигли в фонетике (они записывали, как произносятся звуки людьми, жившими в племени хиджаз). Здесь самый крутой – ученый Али ибн-Сина или Авиценна, который еще и детально описал звуковой аппарат человека.

 

К 11 в. арабский язык достигает больших высот. Ученый Махмуд Кашгарский составил самый полный словарь арабского языка. Он не только записал все слова арабского языка, но и внес туда слова тюркского языка и описал, какое племя употребляет то или иное слово с каким значением.

 

В 12-13 вв. Халифат распадается, монголы нападают на его столицу – Багдад, так заканчивается классический период развития арабской культуры.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| АРАБСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1036; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.161.91.76
Генерация страницы за: 0.008 сек.