КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человек как биосоциальное существо
Intermedius – промежуточный Distalis – от сердца Proximalis – ближе к сердцу Profundus – глубокий Superficialis – поверхностный Caudalis – хвостовой Cranialis – черепной Dorsalis – спинной, тыльный Ventralis – брюшной, передний Medialis – ближе к середине Posterior – задний Anterior – передний Externus – наружный Internus – внутренний Sinister – левый Dexter – правый Inferior – нижний Superior – верхний Medianus – срединный Sagittalis – сагиттальный Frontalis – фронтальный Горизонтальная. Параллельна горизонту и делит тело человека на нижнюю и верхнюю части. Методы исследования в физиологии
1) Метод экстирпации (удаление исследуемого органа – кишка кролика помещается в питательный раствор) 2) Фистульный метод (собака Павлова) 3) Катетеризация (исследуется секрет из выводящих протоков желез, выводят лекрства) 4) Денервация (перерезают нервы, иннервирующий орган: сердце и капают хим вещества: АХ, NА...) 5) Инструментальный (ЭКТ, ЭЭГ, вживление электродов: кролику в центр голода, крысе в центр удовольствия)
- 3 -
Применение компьютерных технологий – очень облегчило регистрацию процедуры и обработку результатов. Таким образом, анатомия и физиология интегрирует накопительные знания и опыт, позволяют изучить органы и ткани человека, а также осуществляемые ими функции во взаимодействии и в аспекте удовлетворения потребностей человека. Задание: 1) Знать определение анатомия и физиология и методы исследования. 2) Обдумать и обсудить качества личности, необходимые для медицинского работника. Запишите следующие высказывания: «Врач (и м/с) должен иметь глаз сокола, руки девушки, ум змеи и сердце льва» (Авицента) «Врачу, исцелися сам». Понятие о врачебной тайне – медсестра может запрограммировать больного. 2. Вертикальные плоскости. Термины: Lateralis – дальше от середины (боковой) - 1 - Лекция № 2
Объектом изучения анатомии является организм. (Организм человека – открытая термодинамическая система, обменивающаяся с окружающей средой веществом и энергией). Онтогенез – индивидуальное развитие человеческого организма, это период жизни человека от зачатия до смерти. Две стадии онтогенеза: 1) пренатальная; 2) постнатальная (natalis – рождение) Пренатальный онтогенез: развитие человеческого организма в утробе матери до рождения. 1) эмбриогенез (эмбрион – зародыш; генезис – развитие) – первые два месяца беременности, это начальное развитие зародыша. 2) плацентарный период (плацента – детское место, через нее проходит питание и обмен веществ плода) 3 – 9 месяцев беременности, идет дальнейшее развитие плода. Плод – fetum, этот период еще называется фетальным. Постнатальный онтогенез: с момента рождения до смерти. 1) период новорожденности: первые 3 – 4 недели после рождения, идет приспособление организма к новой среде обитания; 2) грудной возраст: от 4-х недель до 1 года, период вскармливания грудью; 3) период молочных зубов: 1 – 7 лет (нейтральное детство), от начала прорезывания молочных зубов до прорезывания постоянных зубов; 4) препубертатный период: от 7 до 15 – 16 лет, это отрочество, продолжается от окончания прорезывания двух коренных зубов до начала полового созревания; 5) пубертатный период: юношество; девочки – от 13 - 14 до 18 лет мальчики – от 15 - 16 до 19 - 23 лет Дальше наступает взрослость. 6) молодого возраста: 20 – 40 лет женщины, 25 – 45 лет мужчины 7) зрелого возраста: 45 – 59 лет 8) пожилого возраста: 60 – 74 года
- 2 -
9) старческого (идет угасание функций): 75 – 90 лет 10) долгожители: старше 90 лет (Якутка умерла в 116 лет. В 80 лет перестала пить водку, в 90 лет перестала курить трубку, так как посчитала уже вредным для себя) Структурная и функциональная единица организма – клетка. Свои потребности клетки с помощью внутренней среды – кровеносной и нервной систем – превращают в потребности целого организма. У организма человека есть биологические и психосоциальные потребности, они взаимосвязаны. (Пример: разговор с приятным человеком на интересную тему → и потребность в мочеиспускании). Существует иерархия потребностей (Подумайте?) (Дать вопросы по иерархии потребностей). (с одной стороны – сохранение жизни – главная цель живого организма, поэтому суицид считается психическим отклонением), с другой стороны – Александр Матросов, объявившие голодовку ирландцы – часть погибла). Закономерности жизни человека: 1) самообновление; 2) самовоспроизведение; 3) саморегуляция. Способы их реализации: - обмен веществ и энергии - раздражимость - биологическая целесообразность - гомеостаз (постоянство внутренней среды организма) - репродукция - наследственность. Организма человека – многоуровневая система: 1) молекулярный уровень (каждая клетка состоит из молекул) 2) клеточный (мышечная клетка) 3) ткань (система, состоящая из клеток и межклеточного вещества) – мышечная ткань 4) орган (часть человеческого тела, имеющая определенное строение и функции) – мышца 5) система органов (совокупность органов, сходных по строению, функции и развитию) – мышечная система 6) аппарат (совокупность нескольких систем органов: аппарат движения включает кости, суставы и мышцы) Структуры организма объединены с помощью нервной и гуморальной регуляции на основе прямой и обратной связи. (Контроль за выполненным действием). Структуры тела связаны с функциями. - 3 - Тело человека состоит из: (демонстрация на фантоме) 1) головы (лоб, темя, затылок, виски, лицо) 2) шеи 3) туловище (грудь, живот, спина) 4) верхних конечностей (плечо; предплечье; кисть: ладонь, тыл, пальцы) 5) нижних конечностей (бедро; голень; стопа: подошва, тыл стопы, пальцы). В анатомии пользуются общепринятыми обозначениями взаимно перпендикулярных плоскостей и специальными терминами (для удобства обозначения положения органов в пространстве). Разобрать три плоскости человеческого тела: 1) сагиттальная (сагитта – стрела) 2) фронтальная (фронс – лоб) 3) горизонтальная Медиальная (срединная) сагиттальная плоскость делит тело на две равные части (симметричные). По отношению к сагиттальной плоскости: латеральный (боковая), медиальный (ближе к середине). По отношению к частям конечностей: проксимальный (ближе к туловищу) дистальный (дальше от туловища) (Зарисовать схему с доски и выписать и выучить латинские термины). Конституция – телосложение человека (голова составляет 1/7 – 1/8 от длины тела человека) Типы конституции: 1) астенический 2) нормостенический 3) гиперстенический Гиперстеники: преимущественно рост в ширину, массивность, упитанность. Туловище относительно длинное, конечности короткие. Поперечные размеры преобладают над продольными. Астеники: преимущественно рост в длину, стройность и легкость в строении тела и слабость общего развития, конечности преобладают над относительно коротким туловищем, грудная клетка – над животом и продольные размеры – над поперечными. Нормостеники: занимают промежуточное положение. Д/з: Федюкович с.40 – 41(организм как единое целое), на 1-е практическое занятие: части тела, оси и плоскости. Вопросы: 1. Периоды онтогенеза. Дополн. вопрос: Почему молодой, средний и пожилой возраст не соответствует нашим домашним представлениям? Ответ: Т.к. организм человека рассчитан ~ на 120 лет жизни. 2. Уровни орг-ма человека. 3. Иерархия потребностей. 4. Суицид: с 1-ой стор., сохранение жизни – главная цель живого организма, поэтому суицид считается псих. отклонением, с др. стороны – А.Матросов, террориты-смертники.? Лекция № 3
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |