Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аспекты системного подхода

Тема «Системный подход к анализу территориально-хозяйственного

комплекса региона»

 

Система — совокупность элементов и связей между ними.

Структура — способ взаимодействия элементов системы посредством определенных связей (картина связей и их стабильностей).

Процесс — динамическое изменение системы во времени.

Функция — работа элемента в системе.

Состояние — положение системы относительно других её положений.

Системный эффект — такой результат специальной переорганизации элементов системы, когда целое становится больше простой суммы частей.

Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.

Основные принципы системного подхода.

Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.

Структурная оптимизация — целенаправленный итерационный процесс получения серии системных эффектов с целью оптимизации прикладной цели в рамках заданных ограничений. Структурная оптимизация практически достигается с помощью специального алгоритма структурной переорганизации элементов системы. Разработана серия имитационных моделей для демонстрации феномена структурной оптимизации и для обучения.

Системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы.

Развернутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:

1. системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;

2. системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;

3. системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;

4. системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;

5. системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;

6. системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;

7. системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть, её связей с окружающей средой;

8. системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиболее полное и целостное представление об этом материале.

 

 

Тема «Анализ техногенной региональной безопасности»

 

Чрезвычайная ситуация - это обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате стихийного бедствия или техногенной катастрофы, приведшая к материальным потерям, человеческим жертвам и нарушению жиз-недеятельности населения. Чрезвычайные ситуации классифицируются по следующим признакам: сфере возникновения; ведомственной принадлежности; масштабу возможных последствий. По сфере возникновения чрезвычайные ситуации подразделяются на тех-ногенные, природные и экологические. ЧС техногенного характера возникают вследствие производственных аварий и катастроф. Авария - экстремальное событие техногенного происхождения, повлекшее за собой выход из строя, повреждение или разрушение технических устройств и создающее угрозу жизни людей. Катастрофа - это событие с трагическими последствиями, крупная авария, повлекшая гибель людей. Ведомственная принадлежность определяется той отраслью народного хозяйства, в которой сложилась данная ЧС: строительство; промышленность; коммунально-бытовое хозяйство (водопроводно-канализационные системы, газовые, тепловые, электрические сети); транспорт (железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный, трубопроводный); сельское и лесное хозяйство. По масштабу ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. В основе такого разделения ЧС положена оценка количества пострадавших, числа людей с нарушениями жизнедеятельности и размер материального ущерба. Локальные ЧС не выходят за пределы территории объекта. Местные ЧС не выходят за пределы населенного пункта, города, района. Территориальные ЧС не выходят за пределы субъекта РФ. Региональные ЧС охватывают территорию двух субъектов РФ. Федеральные ЧС выходят за пределы двух субъектов РФ. Трансграничные ЧС выходят за пределы границ РФ, либо ЧС произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ.

К локальной относится ЧС, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС, и зона ЧС не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 10 человек, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС, и зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС, и зона ЧС не выходит за пределы субъекта РФ.

К региональной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1 тыс. человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС, и зона ЧС охватывает территорию двух субъектов РФ.

К федеральной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1 тыс. человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС, и зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов РФ.

К трансграничной относится ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ, либо ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ. по причинам их возникновения:

  Техногенные ЧС:
  ТРАНСПОРТ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВО
  автомобильный машиностроение гражданское
  воздушный металлургия промышленное
  Железнодорожный нефтехимия специальное
  водный газовая  
  трубопроводный пищевая  
    военная  
    легкая  
   
Природные ЧС:  
землетрясение лавина обвал  
наводнение засуха горы  
цунами холод пещера  
ураган град извержение вулкана  
смерч туман природный пожар  
оползень гололед отрыв прибрежных льдов  
сель сильный снегопад    
             

 

 
Эпидемиологические ЧС:
Эпидемия эпифитотия эпизоотия
 
Социальные ЧС:
Война, национальный конфликт забастовка, демонстрация массовые волнения терроризм

 

 

Тема «Основные положения региональной политики в социальной сфере»

Одной из задач первостепенной важности в современном российском обществе является максимальное вовлечение «регионального фактора» в процесс экономического роста России.

Опираясь на многочисленные исследования отечественных авторов в области регионального управления, можно констатировать, что первоначально понятие «регион» трактовалось как территория с более и менее одинаковыми природными условиями, характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов, производственной и социальной инфраструктуры. Позднее под регионом стала подразумеваться сложившаяся территориальная общность с определенными природно-географическими, социально-демографическими условиями и органами государственной власти. В более поздних публикациях в определение данной категории вводится фактор социальной направленности регионального развития на основе учета территориальной специфики социальных процессов.

Современное понимание региона склоняется в сторону социальной составляющей, в силу того, что регионы ограничены не только территориальными рамками, но в первую очередь дифференцируются по уровню социально-экономического развития.

При разработке направлений любых, в том числе и социальных, преобразований в рамках определенной территории, безусловно, учитывается специфика конкретного региона. Это обусловлено, на наш взгляд, следующими обстоятельствами.

1. Экономическая самостоятельность региона не может быть абсолютной, поскольку региональная экономика, являясь подсистемой народного хозяйства, не может рассматриваться как ее изолированная часть. Об этом свидетельствует факт, что государственное бюджетное финансирование по-прежнему остается основным источником поступления финансовых ресурсов в экономику любого региона.

2. На уровень развития региона существенное влияние оказывают природно-климатические факторы (наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов, благоприятные условия географической среды и т.п.) и экологическая обстановка.

3. Большинство регионов являются «узкоспециализированными», т.е. ориентированными на те или иные сферы народного хозяйства (в связи с этим, традиционно выделяются промышленные регионы, аграрные, рекреационные и т.д.).

Перечисленные особенности учитываются при разработке региональной социальной политики и позволяют отнести конкретную региональную единицу к определенному типу регионов.

Регионы как низовая сфера жизнедеятельности непосредственно реализуют социально-экономическую политику государства: через регионы осуществляется управление всей страной и в них находит воплощение государственная стратегия.

Таким образом, с учетом определенной специфики региональное управление выступает проводником общероссийских интересов. Это не исключает особых аспектов управления. Наоборот, учет особенностей позволяет избежать жесткой централизации и бюрократизации хозяйственной жизни. Эффективность управления тем выше, чем свободнее в рамках единого экономического механизма субъект хозяйствования может распоряжаться своими ресурсами.

Жесткая система управления менее эффективна, т.к. ограничивает свободу низовых органов управления, нарушает закон обратной связи и, в конечном счете, ведет к нарушению саморегуляции. А региональное управление призвано устранить недостатки жесткой централизации.

На современном этапе управление социальной сферой (и по действующему законодательству, и по складывающейся практике) все больше становится предметом внимания и ответственности органов власти и управления регионального уровня. В связи с этим возрастают объемы работ и повышается сложность задач управления социальной сферой региона, что порождает ряд проблем, связанных с необходимостью дальнейшего совершенствования системы территориального управления на уровне региона.

Суть кризиса существующего механизма управления в социальной сфере состоит в несогласованности основных групп интересов субъектов такой деятельности, т.е. интересы субъектов Федерации вступают в противоречие с целями и задачами соответствующих федеральных органов управления. Особенно остро это проявляется при определении долгосрочных перспектив развития региона.

На региональном уровне социальная сфера выступает объектом управления для всех госу­дарственных органов власти, функционирующих и имеющих социальную направленность (министерств и госу­дарственных комитетов, ведающих вопросами социальной защиты, образования, культуры и межнациональных отношений, здравоохранения, физической культуры и спорта, труда и др.), на местном — управления и отделы органов местного само­управления. На каждом уровне управления социальной сферой выполняются свои функции в соответствии с предоставленными полномочиями.

Управление социальной сферой региона сопряжено с выполнением множества функций, решением конкретных аналитических и организационных задач, обра­боткой больших по объему и сложных по структуре потоков информации. По­скольку социальная сфера представляет собой специфическую область связей и отношений, складывающихся между субъектами общественной жизнедеятельно­сти, управление ею должно осуществляться с учетом условий и факторов, обеспе­чивающих воспроизводство, развитие, совершенствование взаимодействующих общественных групп и индивидов.

Социальная сфера региона представляет собой сложную разветвленную многоаспектную систему, имеющую разнообразные связи, отношения, инфраструктуру, которые в совокупности обеспечивают жизнедеятельность и развитие регионального сообщества.

До начала рыночных реформ регион не являлся самостоятельным носителем социально-экономических отношений и практически не представлял собой самостоятельный субъект региональной политики, потому что реализация социальной политики осуществлялась по сформированным Центром правилам. Несмотря на то, что регио­нальные проблемы социального развития существовали всегда, формирование социальной политики на уровне региона достаточно новое явле­ние для России. Тенденции сегодняшнего дня таковы, что именно органы государственного и общественного управления региона становятся главным субъектом социальной политики в регионе.

По мнению специалистов, следует проводить различие между понятиями «региональная социальная политика» и «социальная политика в регионе», поскольку они не являются синонимами.

Под региональной социальной политикой понимается комплекс мер федеральных органов, направленных на социальное развитие регионов. Региональная социальная политика формируется Центром. Однако на стадии разработки концепции она должна представлять собой двухсторон­ний процесс взаимодействия федеральных и региональных структур. Социальная политика в регионе вырабатывается органами власти региона при участии местных органов самоуправления с учетом сформированной федеральным Центром концепции государственной социальной политики.

В практике управления регионом нет последовательной разработки и планомерного осуществления стратегии социального развития, а социальная политика, с одной стороны, сводится к отдельным мерам по обеспечению гарантированного социального минимума, а с другой, к «латанию дыр» при возникновении чрезвычайных ситуаций в социальной сфере. Региональная социальная политика в большей степени оказалась направленной на выработку стратегии социального развития на макроуровне, формирование единого социального единства, а социальная политика в регионе — на практическую реализацию комплекса мер по развитию социальной сферы в регионе. Тем не менее, региональные органы власти и даже органы местного самоуправления призваны не только реализовывать социальную политику в пределах своих территориальных делений, но и формировать стратегию и тактику проведения социальных реформ на своей территории в пределах установленных полномочий и возможностей использования собственных средств. Это характерно для регионов, в которых формируется и реализуется активная социальная политика. Региональные органы власти и органы местного самоуправления участвуют, кроме того, в процессе формирования социальной политики федерального Центра (хотя ещё и очень ограниченно).

Таким образом, региональная социальная политика может формироваться и складываться в регионах России лишь на базе согласованной социально-экономической политики Российского государства и субъекта Федерации. Конкретные направления социальной политики в регионе (приоритеты, механизмы, меры) в значительной степени зависят от социально-экономического состояния и специфики территории.

Рассматривая региональную социальную сферу как систему, уместно подчеркнуть особую важность структуры ее среды, т.е. совокупности различных факторов, оказывающих определенное влияние как на отдельные элементы (т.е. отрасли социальной сферы), так и на систему в целом.

Региональная экономика, как составная часть региональной системы страны в целом, подвергается постоянному воздействию внерегиональных факторов, таких как законодательство, центральные органы и организации, единая экономическая, финансовая система страны, политические и иные институты, демография и другое. Наряду с этим региональное хозяйство является также комплексом функционирующих на ограниченной территории хозяйствующих субъектов, социальных формирований, юридических, этических, экономических, общественных и других институтов. В этом своем качестве региональная экономика также представляет собой внешнюю среду для расположенных в регионе организаций, фирм, предприятий и других функционирующих субъектов.

Можно сказать, что помимо внерегиональных и внутрирегиональных факторов региональную социальную сферу образует и совокупность организаций (как носителей социальной политики) данной территории.

Схематично структура среды региональной организации социальной сферы представлена ниже на рисунке.

 

Рис.1 Структура среды региональной организации социальной сферы

Конечный продукт деятельности организации в виде социальных благ и услуг направлен на активное использование во всех элементах внешней среды. Поэтому социальная сфера региона рассматривается, с одной стороны как совокупность организаций, а с другой, как открытая общественно-ориентированная система.

Особенности социальной сферы региона как объекта социальной политики вы­званы специфическим разнообразием развития культуры, природно-климатичес­ких, географических и экологических условий, так и трансформацией социальных и бытовых потребностей в получении образования, освоении культурных ценностей, организации труда и отдыха, сохранении здоровья в процессе социализации личности в характерных условиях функционирования конкретного региона. Достижение сбалансированности в социальной сфере, устранение возникающих социальных деформаций и, в конечном счёте, достижение социальной стабильности яв­ляется сутью социальной политики в регионе.

На развитие отраслей социальной сферы, а соответственно на формирование социальной политики в регионе оказывает влияние множество факторов, среди которых можно выделить:

- территориальные факторы;

- экономические факторы;

- политико-правовые факторы;

- демографические факторы;

- природно-экологические факторы;

- социально-культурные факторы.

Каждый регион по своей сути уникален, вместе с тем существуют различия в природно-климатических условиях, степени освоенности территорий, ключевых показателях социально-экономического развития и т.д. Другими словами, экономическое пространство России весьма неоднородно как в природно-климатическом, так и в социально-экономическом аспектах.

При усилившейся дифференциации российского пространства разделить регионы по типам становится все сложнее. Справедливости ради нужно сказать, что эта задача не была легкой и раньше в условиях плановой экономики.

Типология регионов по уровню социально-экономического развития дает необходимые, но не достаточные основания для выбора направлений социальной политики. Причина этого заключается в разной природе самих показателей, при помощи которых была охарактеризована социальная ситуа­ция в регионах. Могут быть выделены два основных типа социальных показа­телей. К первому типу относятся показатели, количественная характеристика которых позволяет однозначно обосновать обязательные направления социальной политики. При этом социально-экономические особенности отдель­ных регионов не являются факторами дифференциации данных направлений. Например, высокий уровень безработицы в регионе требует особого внимания ко всем таким регионам при разработке государственных программ со­действия занятости населения и включения в данные программы мероприя­тий по созданию и сохранению рабочих мест. Аналогично, низкое отношение душевных доходов к прожиточному минимуму населения предполагает осу­ществление специальных мер по борьбе с бедностью в соответствующих ре­гионах. Высокий, относительно других регионов, уровень преступности яв­ляется сигналом для выявления и последующего устранения порождающих ее причин, специфических для данного региона и т.д.

Социальные показатели второго типа характеризуются тем, что заключение о положительном или отрицательном значении для региона их факти­ческого значения не может быть сделано без комплексной оценки ситуации в регионе. В отличие от ситуации с показателями первого типа целеполагание в части выбора направлений социальной политики приобретает в данном случае активный характер.

К числу показателей второго типа относятся, прежде всего, демографи­ческие показатели. Не зная реального состояния экономики региона, нельзя утверждать, положительное или отрицательное влияние на регион оказывают, например, имеющийся естественный прирост населения или сальдо миграции. Так, в трудоизбыточных регионах с напряженной ситуацией на рын­ках труда высокий естественный прирост труда и положительное сальдо ми­грации приведут к росту нагрузки на их рынки труда и снижению доходов населения и т.п.

Решение общей задачи типологии социальной политики на первом эта­пе предполагает определение критериев, которые следует положить в основу выделения ее отдельных типов.

Первым из этих критериев является тип региона по степени остроты социальной ситуации. Использование данного критерия позволяет определить общий набор реализуемых при проведении социальной политики мероприятий, который может быть назван фоновым. В соответствии с ним социальная политика может быть разделена на проводимою, во-первых, в регионах с относительно благоприятной ситуацией, во-вторых, a регионах соци­альная ситуация в которых характеризуется умеренной остротой, в-третьих, в регионах с неблагоприятной социальной ситуацией и в-четвертых, втак называемых кризисных, или депрессивных регионах.

Следующим критерием типологии социальной политики в регионах должен стать уровень принятия решений по ее проведению. Этот критерий позволяет, с одной стороны, определить, прежде всего, мероприятия общегосударственной социальной политики, Так, на государст­венном уровне принимаются решения о мероприятиях, реализуемых в стране в рамках проводимых социальных реформ (например, реформа здравоохранения, жилищно-коммунальная реформа, пенсионная реформа, реформа систе­мы социального страхования, переход к адресной системе социальной поддержки и т.п.) На государственном уровне принимаются также решения о тех мероприятиях социального характера, которые являются составной частью региональной политики государства и направлены на поддержку кризисных в социальном отношении регионов. По этому же критерию выделяются меро­приятия социальной политики, решения о которых принимаются на регио­нальном уровнях. Между решениями, принимаемых на этих уровнях управления, есть принципиальное различие. Так, субъекты Российской Федерации, не являющиеся дотационными, достаточно самостоятельны в корректировке условий проведения социальной политики, которые могут и выходить за ра­мочные условия, определенные федеральным центром. Для этого у органов управления субъектами субфедерального уровня имеются достаточные фи­нансовые основания. Об этом свидетельствует тот факт, что основная часть расходов на социально-культурные мероприятия в стране в середине- конце 90-х осуществляется бюджетами территорий.

При типологии социальной политики необходимо использовать также «отраслевой» критерий, предусматривающий разделение ее по особенностям соотношения между мероприятиями, нацеленными на решение различных социальных проблем. Таким образом, может быть выделена, во-первых, социальная политика, носящая преимущественно демографическую направленность, во-вторых, социальная политика, ориентированная в основном на ре­шение проблем труда и занятости, в-третьих, социальная политика «доход­ного» типа и, в-четвертых, социальная политика, направленная на развитие социальной сферы.

Конкретный тип социальной политики может быть определен в том случае, если учесть особенности социально-экономической ситуации, сложившиеся в стране и ее регионах к определенному периоду времени. Особенности этой ситуации в свою очередь, определяет принципиальные требования к общегосударственной социальной политике и направления ее межре­гиональной дифференциации.

 

Тема «Социальная экспертиза»

 

В настоящее время все большее значение в общественно-политической жизни российского общества приобретают социальные вопросы. Это ощущается и в последних инициативах руководства страны (первоочередные национальные проекты), и в решениях деловых кругов (социальная хартия принятая на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей), и в действиях общероссийских профсоюзных объединений (программа социальной экспертизы объединения РОСТ).

Социальная экспертиза - это всесторонняя оценка состояния социальных, в том числе трудовых, отношений в организации (организациях, расположенных в одном административно-территориальном образовании) и разработка практических рекомендаций сторонам социального партнерства.

Основной целью социальной экспертизы является повышение уровня социального партнерства в организации (административно-территориальном образовании) и выработка целостной системы социальных локальных (территориальных) стандартов для организаций любых организационно-правовых форм всех форм собственности.

Для проведения социальной экспертизы профсоюзными специалистами была разработана система показателей, которые собраны в три группы: формальные показатели, количественные показатели и качественные показатели.

В состав группы формальных показателей могут входить: наличие системы локальных нормативных актов, регулирующих трудовые отношения в организации (приказы руководителя организации; положения, регламентирующие трудовой распорядок в организации; положения, регламентирующие применение дисциплинарных взысканий; положения, регламентирующие применение материальных и моральных стимулов и другие); наличие коллективного договора и локальных соглашений в организации; наличие в организации постоянно действующего представительного органа работников; наличие в организации постоянно действующих совместных органов (комиссии по социальному страхованию; комиссии (комитета) по охране труда; комиссии по трудовым спорам и другие); наличие в организации установленных дополнительных льгот для работников (социальный пакет; профессиональные пенсионные системы и другие); наличие в организации установленного локального размера минимальной оплаты труда; участие организации самостоятельно или через объединения работодателей в органах социального партнерства (в том числе распространение на организацию соглашений отраслевого и регионального уровня) и другие формальные показатели.

В состав группы количественных показателей могут входить: количество совместных органов (комиссий, комитетов, рабочих групп и т.п.) представителей работников и работодателей в организации; соотношение уровней оплаты труда различных категорий работников (локальный размер минимальной оплаты труда; разница между установленным в организации локальным размером минимальной оплаты труда работников и максимальным доходом руководящих должностных лиц; разница между установленным в организации локальным размером минимальной оплаты труда работников и фактическим средним заработком работников и другие соотношения); количество сверхурочно отработанного работниками времени в организации в оцениваемом периоде; уровень текучести кадров в организации в оцениваемый период; количество разрешенных индивидуальных, в том числе в судебном порядке, и (или) коллективных трудовых споров, в том числе в порядке трудового арбитража, в оцениваемом периоде; количество поощрений и дисциплинарных взысканий на 100 работников в организации в оцениваемом периоде; количество обучающихся (переподготавливаемых) работников в организации, в том числе по специальности и по охране труда; количество административных взысканий, штрафных санкций, предписаний должностным лицам организации, наложенных судебными и органами государственного надзора и контроля и другие количественные показатели.

В состав группы качественных показателей могут входить: качество (структуризация и проработанность) локальных нормативных актов, регулирующих трудовые отношения в организации; качество (разветвленность и проработанность) коллективного договора и локальных соглашений в организации при их наличии; активность постоянно действующих в организации совместных органов; формы разрешения коллективных трудовых споров в организации в оцениваемом периоде; периодичность выплаты заработной платы работникам организации; набор льгот и гарантий для различных категорий работников (молодых работников; женщин; работников, совмещающих работу с обучением; ветеранов труда и других) и другие качественные показатели.

По каждой группе показателей составляется протокол оценки соответствующей группы. Протоколы оценки групп показателей являются собственностью оцениваемой организации.

По результатам социальной экспертизы составляются экспертное заключение, содержащее оценку состояния социальных, в том числе трудовых, отношений в организации (организациях), и рекомендации сторонам социального партнерства.

Экспертное заключение является совместной собственностью заказчика и органа (организации), проводившего социальную экспертизу. Экспертное заключение не может быть конфиденциальным документом, в частности оно по согласованию с заказчиком может быть передано для опубликования в средствах массовой информации. Экспертное заключение без согласования с заказчиком может быть опубликовано в соответствующих специальных изданиях, не носящих периодический характер.

Экспертное заключение является качественным описанием оценочных выводов экспертной комиссии. В экспертное заключение вносится описание всех значимых как положительных, так и отрицательных факторов в области социальных, в первую очередь - трудовых, отношений. В то же время экспертное заключение должно быть максимально кратким. Его объем не превышает, как правило, трех машинописных страниц. Исключение может быть сделано лишь для крупных организаций. Как правило экспертное заключение завершается фразой: «Уровень социальных отношений в организации носит (оценочный) характер», в которой термин (оценочный) имеет значение в зависимости от общей оценки показателей - хаотический, досистемный, средний, систематический или стабильно высокий.

Рекомендации сторонам социального партнерства могут использоваться сторонами по собственному усмотрению. Орган (организация), проводивший социальную экспертизу не вправе передавать эти рекомендации кому-либо кроме заказчика или представителей работодателя и представителей работников оцениваемой организации. Рекомендации сторонам социального партнерства оформляются экспертной комиссией в произвольной форме. При оформлении рекомендаций соблюдается одно единственное правило - рекомендации носят конкретный и, по возможности, развернутый характер, исключающий множественные толкования предлагаемых действий.

В качестве примера приведем экспертное заключение и рекомендации по одной из организаций.

 

Тема «Бюджетное и внебюджетное финансирование»

Инвестиции (от лат. investre - облачать) - долгосрочные вложения государственного или частного капитала в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты. Дают отдачу через значительный срок после вложения. Различают следующие виды инвестиций: государственные, образуемые из средств государственного бюджета, из государственных финансовых источников; иностранные - вкладываемые зарубежными инвесторами, другими государствами, иностранными банками, компаниями, предпринимателями; частные, образуемые из средств частных, корпоративных предприятий и организаций, граждан, включая как собственные, так и привлеченные средства. Выделяют также производственные инвестиции, направляемые на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий, и интеллектуальные, вкладываемые в создание интеллектуального, духовного продукта; контролирующие, прямые инвестиции, обеспечивающие владение более чем 50% голосующих акций другой компании, и неконтролирующие, обеспечивающие владение менее чем 50% голосующих акций другой компании.

Реальная реализация крупных инвестиционных проектов и программ, возможна лишь в рамках конкретных региональных образований России, так как:

- любой инвестиционный проект или программа осуществляется в рамках экономической, правовой и организационной системы региона (основываясь на федеральной вертикали) и не могут быть рассмотрены вне социальной и экономической среды, его инвестиционной инфраструктуры;

- инвестиционные и организационные проблемы проекта или программы не могут быть разрешены вне поддержки региональных властей (в том числе и финансовой), вне использования законодательных и налоговых инструментов органов региональной власти;

- корректно (в соответствии с требованиями Федерального уровня) сформированные и принятые региональными законодательными и исполнительными органами субъекта Российской Федерации экономические, инвестиционные и социальные приоритеты могут позволить создать инвестиционным проектам не только необходимую поддержку (налоговые льготы, защита интересов инвестора), но и обеспечение гарантиями соответствующего уровня (регионального, федерального);

- программы развития регионов могут представить реальный механизм реформирования экономики региона и выхода его из общеэкономического кризиса.

Однако, разрабатываемые реализуемые сегодня программы социально-экономического развития регионов в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации (№ 115-Ф3 от 20 июля 1995 года) "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации на 1996-2000 годы, прогноза и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на 1996-2000 годы", Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года № 803 "Об основных направлениях региональной политики в Российской Федерации" Постановлением правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 594 "О реализации Федерального Закона о поставках продукции для федеральных нужд" (которым утвержден "Порядок разработки, утверждения и реализации федеральных целевых программ Российской Федерации и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация") имеют ряд недоработок, методологических просчетов, не позволяющих оптимально использовать финансовый, ресурсный и организационный потенциалы региона, возможности всего спектра существующих инвестиционных механизмов, технологий и инструментов, а значит не могут реально способствовать привлечению в регион дополнительных инвестиционных ресурсов и не могут использовать внебюджетные источники финансирования региональных программ.

Для каждого субъекта Российской Федерации, а сегодня и для каждого федерального округа, как к концептуальному подходу к разработке, так и методам, механизмам реализации программ социально-экономического развития, необходим индивидуальный подход. Однако, методики создания таких индивидуальных экономических механизмов могут, да и должны, иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации с государстве и регионе.

Предпринята попытка разработки модельной структуры программы социально-экономического развития региона, основанной на региональном бюджетном финансовом планировании, программном и инвестиционном подходе при обеспечении целевых региональных и межрегиональных программ реальными источниками финансирования (в том числе и внебюджетном) и механизмами их практической реализации.

При разработке такой модели программы стратегическими целями программы социально-экономического развития любого региона Российской Федерации, в основном, являются:

- обеспечение стабильного и сбалансированного развития экономики региона на основе наиболее эффективного использования его ресурсного потенциала, в том числе рационального природопользования;

- законодательное обеспечение программы развития региона на основе гармоничной системы (по горизонтали и вертикали) законодательных региональных актов, дополняющих и конкретизирующих (для условий региона) федеральное законодательство, учитывающих требования международных инвестиционных институтов. Такое обеспечение должно носить долговременный, стратегический характер, а нормативные акты быть взаимосвязанными и взаимодополняющими, целевыми и самодостаточными;

- структурная перестройка организационно-производственной инфрастуктуры региона (в соответствии с требованиями глобализации мировой экономики и интеграции информационных, финансовых и организационных технологий), достаточной для реализации целевых региональных проектов и программ (основу которых составят проекты бюджетообразующих предприятий);

- оптимизация использования регионального и федерального бюджетов, территориального размещения и развития производительных сил региона, административно-территориального деления региона на уровне районов с учетом наличия ресурсного потенциала, обеспечивающего самостоятельное эффективное развитие;

- обеспечение экономической и экологической безопасности и соблюдение финансовых интересов субъектов Федерации, эффективного участия организаций региона в реализации политики Правительства Российской Федерации в области структурной перестройки экономики и федеральных целевых программ;

- повышение уровня социальной защищенности населения;

- создание эффективной организационной инфраструктуры программы, способной представлять интересы региона в федеральных органах власти, международных инвестиционных институтах, согласовывать (координировать) действия субъектов программ социально-экономического развития, учесть интеграционные процессы;

- создание эффективного регионального, межрегионального и международного инструментария реализации региональных программ на основе привлечения значительных дополнительных инвестиционных ресурсов в мероприятия программы, региональные проекты;

- формирование экономической основы местного самоуправления и бюджетного федерализма.

Среди экономистов в отношении категории инвестиционной деятельности чаще всего используется воспроизводственный подход К. Маркса. На этой основе инвестиционную деятельность определяется как непрерывный процесс перехода из формы имеющихся возможностей в форму предметного их воплощения и обратно. Инвестиционная деятельность всегда протекает на базе созданных ранее объективных предпосылок и определенных экономических отношений. Являясь составной частью процессов экономического роста хозяйственных систем, она подчиняется тем же законам экономической теории.

В соответствии с законом РФ «Об инвестиционной деятельности» (ст.1, п.2) инвестиционная деятельность представляет собой вложение инвестиций и совокупность практических действий по их реализации. Хотя инвестирование и является основой инвестиционной деятельности, оно не может быть использовано для ее полной характеристики. Инвестирование наряду с управлением доходностью инвестиций представляет один из этапов инвестиционной деятельности. Инвестиции – категория динамичная и свою суть проявляют как главное звено процессе инвестиционной деятельности или в инвестиционном процессе.

Определение инвестиционной деятельности, как вложение инвестиций и совокупность практических действий по их реализации, позволяет выделить в инвестиционном процессе три стадии – прединвестиционную, стадию реализации инвестиций, а также стадию оценки итогов инвестирования.

Прединвестиционная стадия включает в себя, как минимум, изучение инвестиционного климата, разработку стратегической программы действий, а также проекты тактических маркетинговых опционов; установление и развитие необходимых деловых контактов с фирмами и организациями, составляющими деловую инфраструктуру региона, коммерческими банками, возможными конкурентами и коммерческими партнерами, соответствующими органами исполнительной власти в связи с оформлением необходимых документов, в том числе проектной документации, проведением требующихся экспертиз и т.п. Затем накопленные предварительно (за счет различных источников – собственных, заемных, привлеченных средств) ресурсы сразу или поэтапно преобразуются во вложения (затраты) в объекты инвестиционной деятельности. Впоследствии в процессе производства эти вложения дают прирост капитальных стоимостей, характеризуя реализацию инвестиций, этот прирост капитальных стоимостей в свою очередь ведет к появлению новой потребительной стоимости и получению дохода или иного эффекта от инвестирования. Практическая деятельность по осуществлению последовательности взаимодействий и взаимоотношений по подготовке реализации и самой реализации инвестиций и является инвестиционной деятельностью.

Характеристику инвестиционной деятельности обычно дают, опираясь на показатели по объемам, структуре и динамике инвестиций. Этот перечень показателей не выглядит достаточным. Необходимо учитывать и масштабы участия хозяйствующих субъектов и других операторов инвестиционной деятельности. На основе данных, публикуемых Госкомстатом РФ, число инвесторов в лице юридических лиц в России в 2012 г. было не менее 2-3 миллионов.

Качественная характеристика участников инвестиционной деятельности является неоднородной. Предпринимательские структуры различаются по своему происхождению, финансово-экономическому состоянию и соответствию целей своих действий общенациональным интересам. В реформирующейся России процесс формирования массива «добросовестных» предпринимательских структур, т.е., тех, чьи цели и интересы не противоречат государственным, бесспорно, набирает силу. Вместе с тем, в ходе приватизации произошло присвоение государственной и муниципальной собственности, которая в настоящее время стала объектом посягательств со стороны лиц, втянутых в орбиту экономической преступности. По различным экспертным оценкам, преступные группировки контролируют около половины коммерческих банков, не менее 60% государственных и 40% частных предприятий. До 80% голосующих акций перешло в руки криминального капитала посредством взимания дани с коммерческих структур в виде акций. На содержание поддерживающих преступные группировки чиновников расходуется до 50% «доходов». Продукция «теневого сектора» экономики оценивается примерно в 27% ВВП страны, в то время как по странам мира эти оценки полагают его оптимальное значение 5-10% ВВП. Малоутешительными следует признать оценки финансовой состоятельности предприятий.

Дополнительное представление об участниках инвестиционной деятельности дают данные, свидетельствующие об углублении в России процесса консолидации капитала. К настоящему времени более половины объема примышленного производства в России приходится на 200 крупнейших компаний и предприятий. Эта предпринимательская группа выступает в роли самых активных инвесторов. По оценкам журнала «Эксперт», только за один 2011 год их общая капитализация выросла на 60% с 62,5 млрд. долл. до 105 млрд. долл. Это почти 1/2 общего объема финансовых вложении организации по основным отраслям экономики в России. Крупнейшие российские компании составляют фундамент рынка корпоративных облигаций. На их долю в 2001 г. приходилось около 70% всех размещенных облигационных займов и более 60% оборота вторичных биржевых торгов. Большая часть эмиссий в этом секторе носит инвестиционный характер.

Особенностью инвестиционной сферы в России на современном этапе является чрезвычайно низкая эффективность инвестиционной трансформации сбережений населения. Анализ российского опыта в этом вопросе в 1990-е годы показывает, что в ходе реформирования экономики не были учтены важные макроэкономические закономерности, допускалась недооценка и рынки, сбережений населения в решении инвестиционных и других социально-экономических проблем.

Инвестиционная деятельность в России в значительной степени связана с ролью, которую играют в ней иностранные инвестиции (прямые, портфельные и, особенно, прочие, т.е. главным образом кредитные ресурсы). Число состоявшихся иностранных инвесторов определяется в незначительную цифру – не более 10 тысяч. Однако в их среде главными игроками выступаю крупнейшие в мире транснациональные корпорации – 90 из 100 называемых лаковыми международной организацией ЮНКТАД. По оценкам, на эти 90 корпораций приходится почти 40% общего накопленного в России объема иностранных инвестиций. Роль этой группы ТНК усиливается на фоне выше отмеченного процесса углубления консолидации российского капитала. Начало наступившего века знаменуется растущим числом примеров инвестиционного взаимодействия ТНК и российских крупнейших компаний.

В большинстве государств коммерческие банки известны как наиболее активные участники инвестиционной деятельности. Обычно общий объем кредитов реальному сектору экономики сопоставим с размером валового внутреннего продукта. В российских же условиях доля всех банковских активов не выше одной трети ВВП. Что же касается кредитов, то их доля в общем объеме инвестиций в основной капитал составляет менее 5%. Для инвестирования в основной капитал российские компании вынуждены, обращаться к иностранным банкам. Разница в ставках, составляет не один-два процента, а в полтора-два раза выше. При этом зарубежные банки пока не требуют перевода оборотов клиентов к себе. Тем не менее, но прогнозным оценкам рост кредитного процента в России определяется па 10-15%. Благоприятны перспективы у облигационных займов (их держатели – в основном те, же банки).

Активная роль в инвестиционной деятельности принадлежит государству. На него в лице его институтов возлагаются функции государственного регулирования инвестиционного процесса, осуществления бюджетных инвестиций и мер содействия.

Заметное место в инвестиционном секторе предпринимательской деятельности занимают различные ассоциации предпринимателей, некоторые другие предпринимательские структуры, в том числе страховые компании, различные фонды и прочие организации, оказывающие инвесторам инфраструктурное обеспечение.

Инвестиционная деятельность на стадии прединвестиционных действий концентрируется обычно в центрах сосредоточения финансо-торгового капитала, в частности фондовых бирж, инвестиционных фондов и финансовых компаний, а также штаб-квартир и представительств промышленных корпораций, организаций инфраструктурного обеспечения. Роль и позиции сложившихся в мире центров инвестиционной деятельности достаточно стабильны. Зарождение новых таких центров – явление редкое, занимающее, как правило, многие десятилетия. На стадии же реализации инвестиционных решений географическое размещение инвестиционной деятельности, как процесса, лишено каких либо ярко очерченных тенденций развития и имеет подчиненный характер, то есть зависит от размещения и развития производительных сил в конкретных регионах в границах конкретного государства. Это касается деятельности, связанной с капиталовложениями.

Финансовые инвестиции реализуются преимущественно в вышеупомянутых центрах инвестиционной активности как отечественных, так и зарубежных. В странах, где рынок ценных бумаг не получил достаточного развития, центры прединвестиционной активности тяготеют располагаться в административно-территориальных столицах, то есть там, где находится государственные учреждения, ведающие вопросами регулирования инвестиций и осуществления таковых из бюджетных источников финансирования. В таких же центрах сосредотачиваются предпринимательские структуры, обеспечивающие инвесторов требующимися услугами: банковско-расчетными, аудиторскими, консалтинговыми, юридическими и т.п. Столицы в странах с переходной экономикой становятся местом зарождения и развития общегосударственных и региональных рынков ценных бумаг. Чем выше значение центральной государственной власти в принятии инвестиционных решений, тем значительней концентрация прединвестиционной деятельности в столичных городах страны.

Инвестиционная деятельность может иметь проявление в форме сотрудничества хозяйствующих субъектов в сфере инвестиций. Суть этого проявления заключается в их долгосрочном осуществляемом на договорной основе взаимодействии, независимо от характера деятельности и форм собственности с целью совместного получения прибыли или иного эффекта от потребляемых инвестиционных ресурсов в ходе реализации инвестиционного проекта. Чем значительней место, занимаемое таким сотрудничеством в общем комплексе составляющих инвестиционную деятельность, тем выше может оказаться ее результативность.

В условиях перехода к рыночной экономике экономическое пространство государства и каждого из его регионов оказывается системой взаимосвязанных рынков, и это в полной мере касается инвестиционной сферы. Систему инвестиционных рынков правомерно рассматривать в качестве важнейшей институциональной формы инвестиционной деятельности в регионе. Она находит свое конкретное воплощение в виде следующих основных системообразующих сегментов:

- рынок материальных и интеллектуальных ресурсов
инвестиции иного процесса, включая строительные и конструкционные материалы, техническое и технологическое оборудование, «ноу-хау» и т.п.;

- рынок подрядных работ;

- рынок долгосрочных финансовых ресурсов, используемых в инвестиционном процессе.

Под региональной инвестиционной деятельностью следует понимать систему мер и механизм их реализации, направленных на стимулирование инвестиционной активности и формирование благоприятного инвестиционного климата региона.

Региональные особенности инвестиционной деятельности обосновывают важную задачу обеспечения новых эффективных условий инвестиционного роста региональной экономики. Необходимо учитывать влияние комплекса факторов развития рынков инвестиционных ресурсов, мотивационных факторов поведения инвесторов, государственной бюджетной и инвестиционной политики. На первое место выходит потребность активизации инвестиционной деятельности региона с учетом совокупности инвестиционных интересов всех региональных субъектов и стратегических целей социально-экономического развития.

Очевидно, что перед региональной экономической наукой встает задача научно обоснованного формирования новых условий повышения инвестиционной активности в регионе через совершенствование системы регулирования инвестиционной деятельности, анализ факторов активности инвесторов, разработку мотивационного механизма инвестиционного рынка, целевое увеличение объемов инвестиций с направлением ресурсов в приоритетные направления экономики.

Степень зрелости региональных инвестиционных рынков в Российской Федерации неодинакова. Но в целом, учитывая переходный период, им свойственна следующая общая особенность: в большинстве регионов такие рынки являются «закрытыми», т.е. инвестиционная деятельность в определенной своей части реализуется в виде встречной торговли субпоставок, «Открытое» функционирование регионального рынка средств производства (через биржевую торговлю, инвестиционные торги и т.п.) не является характерным. Важно отметить, что рынок строительных подрядных работ жестко привязан к системе инвестиционных рынков в регионе, хотя обращает на себя внимание тенденция вторжения на местные инвестиционные рынки иностранных подрядчиков.

Недостаточная зрелость рыночных отношений проявляется в характере процесса формирования региональных рынков долгосрочных финансово-кредитных ресурсов. В дореформенный период эта проблема в региональном масштабе не значилась. Понятие свободных финансовых ресурсов в реформирующихся странах поначалу было более чем условно. Доминировала привычка получать государственные безвозмездные капитальные вложения. Использование кредитных ресурсов долго оставалось непривычным делом. Инфраструктура кредитования до сих пор оставляет желать лучшего.

Нельзя не отметить последовательное усиление роли региональных рынков ценных бумаг, действующих в рамках региональных фондовых бирж, а также по каналам внебиржевого оборота ценных бумаг. При этом региональные фондовые рынки намного слабее столичных.

Развитие региональных фондовых рынков идет по нескольким направлениям:

- совершенствование инфраструктуры рынка – развитие и укрепление инвестиционных институтов, накопление ими капиталов, улучшение информационных потоков, совершенствование структуры рынка;

- развитие новых фондовых инструментов, введение в оборот облигаций, векселей коммерческих банков и фирм, акций традиционных и новых элементов, производных инструментов и др.

Инвестиционную деятельность могут осуществлять как хозяйствующие субъекты, зарегистрированные в регионе местонахождения инвестиционного проекта, так и субъекты других регионов, а также зарубежных стран. В процессе прединвестиционной деятельности и в ходе реализации инвестиционных проектов в рамках своей компетенции принимают участие органы исполнительной власти региона, особенно того региона, где находится инвестиционный проект, и, если это требуется, соответствующие исполнительные органы федерального уровня.

При этом цели и функции хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти неодинаковы как по качественным характеристикам, так и во временном режиме их проявления. В связи с этим по каждому из инвестиционных проектов, осуществляемых на территории конкретного региона в виде региональной инвестиции, выражающейся во множественности видов, функций и структурных содержаний, возникает сложная система причинно-следственных связей, которая существует не «сама по себе», а является органической частью деловой активности не только региона, но и страны в целом, а в некоторых случаях соответствующего зарубежного государства или группы стран – места происхождения инвестиций.

Таким образом, инвестиционная деятельность по конкретному проекту региональных инвестиций может выходить далеко за рубежи территории региона, не переставая при этом быть региональной.

 

Тема «Методическое обеспечение процесса разработки стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации»

Проект «Требований (технический стандарт) к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ» — единственный нормативный методический документ, которым пользуются регионы в своей работе. Не вызывает сомнения, что определенная унификация при разработке стратегий необходима, хотя бы потому, что субъект Федерации является элементом в общей правовой, общественно-политической и социально-экономической системе государства, а его стратегия должна быть в идеале увязана со всеми субъектами РФ, с которыми он взаимодействует в рассматриваемый период времени или в перспективе. С другой стороны, придание статуса технического стандарта методическим документам концептуального характера в сфере стратегического планирования регионального развития, которая в новой России только-только начинает складываться, вызывает обоснованные возражения. Недоумение вызывает также жесткое предписание на уровне стандарта органам региональной власти заказывать разработку стратегии непременно на стороне. Здесь затрагивается один из самых существенных моментов процесса стратегирования, а именно позиционирование (самоопределение) руководства органа государственной власти субъекта РФ в процессе формирования стратегии.

В определении стратегии социально-экономического развития субъекта РФ как «системы мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти» четко выражена ограниченная компетенцией региональной власти позиция на государственное управление и государственную политику, несмотря на ссылки на участие в разработке стратегий бизнеса и общественных организаций. Наличие только одной сильной (государственной) властной позиции при всей ее важности недостаточно, необходим целостный подход, что означает выход за рамки системы государственного управления. Это означает, что роль бизнеса и экспертного сообщества должны быть переосмыслены, и они в процессе разработки стратегии должны позиционироваться как независимые инстанции власти.

Таким образом, позиция стратега должна формироваться как некоторая сетевая структура, включающая всех участников процесса стратегирования. Если посмотреть на проблему несколько с другой стороны, то задача формирования стратегии — это задача всей региональной элиты, прежде всего культурной, образовательной, а также бизнес-элиты, а не только чиновников региональных администраций, у которых есть свои эксклюзивные ресурсы и области компетенции (формирование регионального бюджета, управление государственным имуществом, контроль исполнения и т.д.). Если проводить дальше линию развиваемого здесь принципа формирования позиции стратега, то следующий естественный шаг — это переход в стратегировании от уровня субъекта Федерации к уровню макрорегиона или для начала — к уровню федерального округа, т.к. макрорегион как искусственный объект может формироваться только в процессе разработки стратегии.

Главная цель разработки стратегии субъекта РФ согласно «требованиям» состоит в определении требований приоритетных направлений и целей развития на долгосрочную перспективу (не менее 20 лет). Очевидно, что такая установка достаточно конструктивна только в том случае, если целеобразующим субъектом является сложноорганизованный позиционер, о котором речь шла выше. Но даже в этом случае указание какого-либо длительного горизонта планирования, а тем более в 20 лет представляется не вполне корректным. Главная причина состоит в том, что цели изменяются по мере продвижения по пути их развития. Даже такой простой аргумент, как фактическое ограничение горизонта планирования у чиновников администраций, депутатов относительно коротким сроком их полномочий (5–10 лет), не говоря уже о бизнесе (за исключением крупнейших инфраструктурных государственных компаний типа Газпрома), говорит о явном завышении горизонта планирования (прогнозирования). Единственным исключением могут быть крупные инфраструктурные проекты, реализуемые государством на федеральном (или международном) уровне, но и в этом случае генеральные схемы размещения объектов транспортной, энергетической и пр. инфраструктуры разрабатываются, насколько нам известно, на меньший срок (примерно 10 лет).

«Требования» определяют достаточно подробное структурирование содержания стратегии, которое фактически задает некоторую схему плацдарма для процессов развития с позиции федеральной власти. Основываясь на данном плацдарме, стратегия строится как некоторая теоретическая модель сценарного характера с горизонтом прогнозирования в 20 лет.

Переходя к схеме процедур, которые организуют деятельность на стратегическом плацдарме, мы видим, что в «требованиях» в качестве механизмов реализации стратегии предлагаются следующие:

- экономическая политика органов власти субъекта РФ,

- энергетическая политика органов власти субъекта РФ,

- бюджет РФ,

- механизм частно-государственного партнерства, региональные целевые программы,

- система ФЦП — ФАИП и прочих инструментов целевого финансирования из средств федерального бюджета.

Приведенный перечень показывает, что в качестве механизмов реализации стратегий регионам предлагаются в основном финансовые механизмы, встроенные в те или иные программы федерального или регионального уровня. Причем, в силу того, что большая часть налоговых поступлений регионов изымается федеральным центром с последующим перераспределением, механизм которого действует не стабильно и не прозрачно, его результаты прогнозировать весьма сложно. В связи с переходом на трехлетний период планирования бюджета ситуация может улучшиться, но вряд ли кардинально изменится. Отсюда следует, что применение финансовых механизмов для реализации региональных стратегий характеризуются высокой степенью неопределенности ожидаемого результата.

Тема «Формирование

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Схемы генеральных планов металлургических предприятий | Тема «Законы и принципы регионального развития. Факторы развития регионов и их влияние на рыночную экономику»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.