Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прогнозирование и планирование затрат производственно-хозяйственной деятельности




Модели управления затратами на основе сокращенной себестоимости (CVR - анализ) позволяют проводить маржинальный анализ, который играет большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе. Методика основывается на изучении соотношений между 3 группами важнейших экономических показателей: «затраты – объем производства - прибыль» и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

В основу этой методики положено деление затрат в зависимости от изменения объема деятельности организации на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использование категорий маржинального дохода.

. Поведение отдельных затрат при изменении объемов производства продукции изображено на схемах.

 

 

Затраты постоянные Затраты переменные общие

N N

Себестоимость (затраты общие)

N

Затраты удельные постоянные Затраты удельные переменные N N

Себестоимость удельная

(затраты на единицу продукции)

N

N – Объем производства в натуральных единицах, шт.

. Графики изменения затрат на производство продукции при изменении объемов производства

В теории и практике управления затратами существует ряд методов, позволяющих определить величину переменных и постоянных затрат. В частности, это метод корреляции, метод наименьших квадратов и метод высшей и низшей точек, который на практике оказывается наиболее приемлемым.

Маржинальный доход организации - это разность между выручкой организации и переменными расходами. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Маржинальный доход включает в себя постоянные затраты и прибыль.

Планирование и учет затрат с их разделением по отношению к объему продукции на постоянные и переменные позволяет решать ряд управленческих задач, связанных:

а) с определением влияния факторов на изменение суммы прибыли (на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины);

б) с прогнозом затрат при ожидаемом изменении объемов производства и реализации продукции;

б) с оценкой резервов конкурентоспособности на ближайшую перспективу;

в) с обоснованием решений альтернативного характера;

г) с прогнозом финансовых результатов при изменении факторов формирования прибыли и другие.

Сравнительный анализ операционных возможностей приводится в таблице.

Показатели Интенси-фикация капитала (автоматизация) Интенси-фикация труда (прямой труд) Комментарий
Норма маржинального дохода стремится к Повыше-нию Понижению Переменные затраты в фондоемком производстве будут ниже
Сила воздействия операционного рычага будет относительно Высокой Низкой Операционный рычаг как мера использования постоянных затрат будет выше в фондоемком производстве
В периоды роста заработной платы прибыль будет стремиться к повышению Быстрее Медленнее Поскольку операционный рычаг и норма маржинального дохода имеют тенденцию к росту в фондоемких производствах, прибыль начинает быстрее расти после достижения точки безубыточности
В периоды снижения заработной платы чистая прибыль будет стремиться к понижению Медленнее Быстрее Возможно также снижение прибыли быстрыми темпами по мере снижения заработной платы
Чистая прибыль с изменением объема продаж стремится к Увеличению Уменьшению Из-за более высокой силы воздействия операционного рычага в фондоемком производстве чистая прибыль более чувствительна к изменению объема производства (продаж)
Запас финансовой прочности при заданном объеме продаж стремится к Понижению Повышению В фондоемком производстве запас финансовой прочности ниже из-за более высокой точки безубыточности
Приемлемый диапазон управленческих решений во время экономической депрессии Меньше Больше При высоких постоянных затратах в фондоемком производстве организация заблокирована и имеет меньше вариантов выбора решений в изменяющихся экономических условиях
Общая степень риска, связанная с операционной деятельностью, имеет тенденцию быть Выше Ниже Фактор риска аккумулирует все другие факторы перечисленные выше

Следующей группой задач, решение которых возможно с ис­пользованием маржинального подхода, является ценообразование.

Преимущества использования маржинального подхода в данном случае заключаются в следующем.

Во-первых, рассматривая информацию о переменных и посто­янных затратах, данный подход облегчает проведение анализа «за­траты - объем - прибыль» и установление разумной цены.

Во-вторых, он позволяет установить минимально целесооб­разную цену. Максимальная цена формируется в соответствии с рыночным спросом, а минимальная - основывается на переменных расходах.

В-третьих, несовершенные методы распределения косвенных расходов, большая часть которых относится к постоянным, иска­жают информацию о себестоимости конкретных видов продукции и снижают объективность ценообразования.

В-четвертых, маржинальный подход удобно использовать при моделировании ситуаций со спецзаказами, а также при осуществ­лении стратегии внедрения он позволяет устанавливать демпинговые цены.

На основе маржинального подхода решается группа задач, связанных с установлением цен на новую продукцию, с принятием заказов по ценам, не превышающим себестоимость при свободных мощностях, с гибким ценообразованием и т.д.

Основой модели direct costing является система планирования и учета затрат по местам возникновения затрат и центрам ответственности. Для этого выделяются производственные структурные подразделения, в которых осуществляется планирование, учет и контроль косвенных расходов, которые для них являются прямыми. Это дает представление о горизонтальной структуре затрат. Для контроля формирования затрат места их возникновения должны совпадать с центрами ответственности за затраты. Обоснованное распределение этих затрат требует их разделения на постоянные и переменные. При организации управления затратами по данной модели исчезает понятие накладных расходов, так как косвенные затраты мест возникновения становятся прямыми по отношению к данному месту возникновения затрат. Следовательно, это дает информацию для калькулирования себестоимости следующего элемента управленческого учета и планирования только по переменным затратам.

Преимущества модели:

· установление связи между затратами и изменением объема производства (возможность определить критическую точку объема производства, запас финансовой прочности и т.д.);

· позволяет учитывать изменение маржинального дохода как по организации в целом, так и по различным изделиям; выявлять изделия с большей рентабельностью;

· позволяет находить наиболее выгодные комбинации цены и объема, проводить эффективную политику цен. Дает информацию о возможности использования в конкурентной борьбе демпинга – продажи товаров по заведомо заниженным ценам;

· ограничение себестоимости продукции лишь переменными затратами позволяет упростить нормирование, планирование, учет и контроль уменьшившегося числа статей затрат.

Недостатки модели:

· трудности при разделении расходов на постоянные и переменные;

· необходимость обеспечивать покрытие всех издержек в ценах, устанавливаемых на продукцию организации;

· ведение учета себестоимости по сокращенной номенклатуре статей (что не отвечает требованиям отечественного учета, одной из главных задач которого до последнего времени являлось составление точных калькуляций);

· не дает ответ на вопрос, сколько стоит произведенный продукт, какова его полная стоимость.

Аналитические возможности модели:

· оптимизация прибыли и ассортимента выпускаемой продукции;

· определение цены на новую продукцию;

· оценка эффективности производства (приобретения) полуфабрикатов;

· оценка эффективности принятия дополнительного заказа, замены оборудования.

Модель standart costing служит для разработки норм-стандартов, составления стандартных калькуляций до начала производства и учета фактических затрат с выделением отклонения от стандартов в системе контроллинга.

Стандарт - количество необходимых для производства единицы продукции материальных и трудовых затрат. Нормативные затраты – это затраты определяемые заранее для достижения эффективности производства. Их надо отличать от сметных затрат, так как смета относится ко всем затратам, норматив – к единице продукции.

Достоинства модели:

· Обеспечение оперативной информацией об ожидаемых затратах на производство и реализацию изделий

· установление цены на основе заранее исчисленной себестоимости

·

 
составление отчета о доходах и расходах с выделением отклонений от нормативов и причина их возникновения.

3.2.1. Прогнозирование затрат и финансовых результатов деятельности организации

Анализ «издержки - объем - прибыль» (cost-volume-profit (CVP)) - это метод изучения доходах в целях оценки эффективности основной деятельности, силы «финансо­вого рычага», один из инструментов, помогающих менеджеру осуществлять планиро­вание и управление.

Основной формой анализа CVP является анализ безубыточности, который оказывается особенно полезен в случае, когда компания рассматри­вает вопрос о расширении производственных мощностей. При выполнении этого ана­лиза обязательно используются финансовые коэффициенты.

Точка безубыточности. Анализ безубыточности описывает соотношение переменных и постоянных издержек и прибыли. Компания терпит убытки до тех пор, пока объем про­даж (и производства) не достигнет некоторой величины - точки безубыточности. При большем объеме продаж компания покрывает постоянные и переменные издержки и получает прибыль.

Анализ точки безубыточности - это одна из основных концепций, изучаемых в микроэкономике, в курсах бухгалтерского учета и финансов. Основное уравнение этого анализа, опреде­ляющее чистую прибыль - доход после выплаты процентов и налогов (EAIT), пред­ставляет собой основное содержание отчета о доходах:

Чистая прибыль = EAIT = (Q*(P - V) - F)*(1 - Т),

где EAIT - доход после выплаты процентов и налогов;

Q - количество проданных изде­лий;

Р - цена за единицу переданного товара;

V - величина переменных издержек на единицу проданного товара;

F - общая сумма постоянных издержек;

Т - ставка налога на прибыль организаций.

Когда чистая прибыль равна 0, объем произведенной и проданной продукции как раз покрывает издержки производства (сумму постоянных и переменных издержек для дан­ного объема производства). Поскольку компания не производит дохода, уравнение получает следующий вид:

Q*(P - V) - F = 0, или:


Q* =

где Q* - число единиц произведенной продукции, при котором прибыль компании равна нулю.

Это уравнение используют для вычисления объема производства, обеспечивающего безубыточность. На рис. постоянные издержки равны 15 млн. долл., перемен­ные издержки - 5 долл. на единицу, а отпускная цена - 10 долл. за единицу. Используя уравнение (13), находим, что точка безубыточности равна 3 млн. единиц:

Q* = 15 млн. долл. / (10 долл. - 5 долл.) = 3 млн. ед.

Существует два вида графиков безубыточности - линейный и нелинейный. Они изображены на рис. (линейный) и 4 (нелинейный). На рис. 3 точка безубыточ­ности находится на уровне 3 млн. единиц продукции при величине издержек производства 30 млн. долл. Ниже этой точки производство убыточно. В этой же точке доход ком­пании равен издержкам. Выше этой точки она получает прибыль.

. Линейный график безубыточности

Существование множества точек безубыточности объясняется несовершенством рын­ков. С ростом объема производства и продаж компания может быть вынуждена умень­шать цену продажи, а возможна ситуация, когда с ростом объемов увеличиваются це­ны факторов производства (сырье и материалы, труд, капитал), например, из-за необ­ходимости оплачивать сверхурочную работу. Эта нелинейность или цены, или функ­ции издержек либо их обеих объясняет существование нелинейных графиков безубы­точности (рис.).

Из существования линейных и нелинейных графиков безубыточности следуют важ­ные экономические выводы. Линейность кривой продаж означает, что рынок сбыта про­дукции компании совершенен. Линейность кривой суммарных издержек говорит о том, что цены материальных и трудовых ресурсов постоянны, и такова же природа эконо­мии на масштабах производства. Если условия подобны этим, то анализ графиков безу­быточности не представляет трудностей. Но если условия другие, тогда линейный ана­лиз дает только приблизительное описание условий безубыточной деятельности ком­пании.

 

 

Нелинейный график безубыточности

 

 

Нелинейный график безубыточности

 

 

Нелинейный график безубыточности

 

Экономия на масштабах производства может быть постоянной (линейной), а может быть изменчивой (не строго линейной). Нелинейное представление кривых перемен­ных издержек и дохода может быть точнее, чем линейное, но при попытке истолковать или использовать эти нелинейные кривые могут возникнуть ситуации неопределенно­сти. Как видно из рис, существует некое соотношение точности представления внеш­него мира и полезности информации, порождаемой упрощенной моделью. В сфере финансов нас больше интересует доход от продаж, чем число произведен­ных и проданных единиц. Чтобы найти доход от продаж, выразим уравнение

где - точка безубыточности

F - постоянные издержки на единицу про­дукции;

V - переменные издержки на единицу продукции;

Р - отпускная цена едини­цы продукции.

Существует важная взаимосвязь точки безубыточности и степени (уровня) операционного ры­чага (DOL), характеризующего компанию. DOL определя­ется по следующей формуле:

DOL =

где ΔПР - изменение прибыли (в %);

ΔВР - изменение выручки (в %).

Исходя из определения понятия безубыточности и урав­нения, можно переписать уравнение в следующем виде:

Из уравнения следует:

· если Q > Q*, тогда DOL > 0. В этом случае прибыль изменяется в том же направле­нии, что и продажи (с возрастанием объема продаж величина прибыли растет);

· если Q < Q*, тогда DOL < 0. В этом случае изменение убытков противоположно изменению продаж (если продажи растут, убытки сокращаются).

Показатель DOL важен для финансового менеджера. Чем больше сила операционного рычага, тем больше рост прибыли при данном возрастании продаж.

Возьмем, например, две отраслевые компании - А и В. Производство в компании А очень капи­талоемко, с большим показателем DOL, а в компании В - трудоемко и показатель DOL невелик. Стратегическая установка на увеличение объема продаж будет иметь большее влияние на прибыльность компании А, чем В.

Расчет и оценка взаимосвязи издержек производства, реализации продукции и прибыли (прогноз).

Коэффициент соотношения постоянных и переменных издержек по всему объему (операционный рычаг):

или

где – коэффициент соотношения постоянных и переменных издержек;

– сумма постоянных издержек всего выпуска продукции;

– сумма переменных издержек на весь выпуск продукции.

Сумма издержек производства и реализации продукции:

S =

где – сумма издержек постоянных всего выпуска продукции;

– переменные издержки на единицу продукции;

qi – количество i-той произведенной и реализованной продукции (по плану или фактически) по периодам времени.

Выручка от продажи продукции (Nпрод):

ВР=

где – прибыль от продажи продукции (по плану ил фактически) за период;

N – сумма продажи (производства) продукции за период

Прибыль от реализации продукции:

где qi – количество произведенной и реализованной продукции (по плану или фактически) по периодам времени;

– сумма издержек постоянных затрат всего выпуска продукции;

– цена единицы продукции;

– прибыль от продажи продукции (по плану ил фактически).

Маржинальный доход за период:

или

или

Маржинальный доход на единицу продукции рассчитывается как разница:

где МД – общий маржинальный доход руб.;

Маржинальный доход (валовая маржа) представляет собой выручку, уменьшенную на величину переменных расходов (затрат), не включая амортизацию. Является источником покрытия нефинансовых расходов (амортизации) и генерирования прибыли.

1. Удельный маржинальный доход (удельная валовая маржа):

Расчёт на единицу продукции:

Расчёт по всему объёму производства и реализации продукции:

(

где МДуд – удельный маржинальный доход;

Иногда удельный маржинальный доход называют вкладом на покрытие. Фактически эта разница между ценой единицы продукции и её переменными расходами (затратами), приходящимися на единицу продукции. Этот показатель дает количественную оценку вклада дополнительно произведенной единицы продукции в величину генерируемой валовой маржи.

Объем производства в реализации продукции в точке критического объема (точки безубыточности):

где qкр – критический объем производства и реализации в натуральном выражении;

– переменные издержки на единицу продукции.

Точка безубыточности, рассчитанная по формуле, позволит определить объем реализованной продукции в натуральных единицах, который будет обеспечивать получение валовой маржи равной сумме постоянных затрат.

Критическая выручка от реализации (точка безубыточности в денежных единицах)

Коэффициент реагирования издержек на изменение объема производства продукции:


где – коэффициент реагирования издержек на изменение объема производства продукции;

∆Si – процент изменения i-тых издержек текущего периода в сравнении с издержками предыдущего;

∆q – процент изменения объема производства продукции текущего п6ериода в сравнении с объемом производства предыдущего (в натуральных единицах).

Цена единицы продукции в точке критического объема (Pкрi):

Прирост прибыли за счет роста производства и продажи продукции:

где – прирост прибыли за счет роста производства и реализации продукции при неизменных постоянных затратах;

– объем производства и реализации продукции предыдущего и текущего периодов;

– переменные издержки на единицу продукции;

P – цена единицы продукции;

– сумма постоянных издержек всего выпуска продукции.

Расчетный объем производства и реализации продукции при заданной (расчетной) прибыли:

где – расчетный объем производства и реализации продукции;

– расчетная выручка от продажи продукции;

– удельный маржинальный доход в цене единицы продукции (доля);

– сумма постоянных издержек всего выпуска продукции.

Расчет критического уровня постоянных затрат:

где – новый критический объем производства и реализации продукции в натуральном выражении при изменении цены;

Прирост q и N при заданном приросте прибыли:

Планируемый запас финансовой прочности в стоимостном выражении (Nзфп):

Nзпф =

Запас финансовой прочности в стоимостном выражении характеризует, на сколько можно сокращать выручку от реализации, чтобы оставаться в безубыточном состоянии.

Запас финансовой прочности в натуральном выражении (qзфп):

Запас финансовой прочности в натуральном выражении характеризует, на сколько единиц продукции можно сокращать объем реализации, чтобы оставаться в безубыточном состоянии.

Запас финансовой прочности в относительной величине (удельный вес) – зона безопасности (Узфп):

Запас финансовой прочности в относительной величине характеризует, на сколько процентов можно сокращать объем реализации, чтобы оставаться в безубыточном состоянии или какую долю составляет разница между фактическим объемом реализации и критическим объемом реализации по отношению в фактическому объему реализации.

Эффект операционного (производственного) рычага (леверидж):

где ∆N, % – темп прироста выручки от реализации продукции, %;

∆МД, % – темп прироста маржинального дохода, %;

∆q,% – темп прироста объема реализации продукции в натуральном выражении, %.

Эор – эффект операционного рычага.

Чем большими темпами прирастает операционная прибыль (прибыль от реализации) по сравнению с выручкой тем более положительный эффект имеет операционной рычаг (леверидж). В данном случае важны не собственно значения операционного левериджа, сколько вариационный анализ зависимостей темповых изменений.

Сила воздействия операционного (производственного) рычага:

где – маржинальный доход от производства и реализации продукции в предыдущем периоде;

∆МД – прирост маржинального дохода в текущем периоде по сравнению с предыдущим в стоимостном выражении;

Δq – прирост количества продукции в текущем периоде по сравнению с предыдущим;

СВор – сила воздействия операционного рычага.

Полученное значение будет характеризовать, на сколько процентов изменится операционная прибыль при изменении выручки на 1 %. Слишком высокое значение силы операционного рычага не может характеризоваться как положительная тенденция, так как в этом случае возрастает операционный или бизнес-риск. Поскольку сила воздействия операционного рычага зависит от соотношения постоянных и переменных затрат, то её значение определяется, прежде всего, видом деятельности предприятии.

 

3.2.2. Методы планирования затрат на производство и реализацию продукции.

Бюджет затрат на производство продукции является одним из важнейших разделов плана текущей деятельности организации. Основной целью планирования является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и повышения эффективности производства. Снижая издержки производства в результате сбережения труда, организация добивается наряду с ростом прибыли увеличения объема выпуска продукции. Планы по затратам на производство продукции должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта других предприятий. Только при научно организованном нормировании затрат можно выявить и использовать резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции.

Плановая калькуляция представляет собой задание по себестоимости отдельных изделий, работ и услуг. Она определяется путем прямого расчета затрат по отдельным статьям на основе норм затрат труда, материалов, топлива, энергии, использования оборудования с учетом организационно-технических мероприятий по снижению себестоимости продукции, а также режима экономии в расходах по управлению и обслуживанию производства.

Прямой метод планирования затрат состоит в расчете калькуляции единицы продукции на основе предварительно составленных смет комплексных расходов. Себестоимость отдельных изделий или группы однородных изделий и их планируемого выпуска определяется на основе плановых калькуляций. Однако применение такого метода не создает условий для действенного контроля за снижением издержек производства, выявления путей снижения себестоимости продукции, понижения рентабельности производства.

Затраты на рубль товарной продукции (З) - обобщающий показатель, используемый при анализе снижения себестоимости и позволяющий характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции. Показатель универсален: во-первых, может рассчитываться в любой отрасли производства, и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется путем деления полной себестоимости товарной продукции на ее стоимость в отпускных ценах без акцизов, налога на добавленную стоимость и других косвенных налогов и отчислений, включаемых в цены.

З=

где С- себестоимость i-го вида товарной продукции;

- объем выпуска i-го вида товарной продукции, ед.;

Ц- отпускная цена i-го вида продукции без налога на добавленную стоимость и других косвенных налогов и отчислений, включаемых в цену;

n – количество видов продукции.

На следующем этапе анализа следует оценить выполнение плана влияния факторов на изменение уровня данного показателя. Затраты на рубль продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и стоимости произведенной продукции. На общую сумму затрат оказывают влияние объем производства продукции, его структура, изменение постоянных и переменных затрат, которые в свою очередь могут увеличиться или уменьшиться за счет уровня ресурсоемкости продукции и цен на потребленные ресурсы. Стоимость произведенной продукции зависит от объема выпуска, его структуры и цен на продукцию.

. Зависимость стоимости произведенной продукции от объема выпуска, его структуры, цен на продукцию

Факторная модель затрат на рубль продукции может быть представлена следующим образом:

где Уд - удельный вес i-го вида продукции в структуре выпуска, в долях ед.;

- переменные затраты на единицу i-го вида продукции;

-постоянные затраты на выпуск продукции;

- отпускная цена i-го вида продукции без акцизов, налога на добавленную стоимость и других косвенных налогов и отчислений, включаемых в цены;

n – количество видов продукции.

Влияние этих факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции может быть рассчитано способом цепной подстановки.

Наибольшее распространение получили два метода планирования себестоимости продукции: нормативный и планирование по технико-экономическим факторам. Как правило, они применяются в тесной взаимосвязи.

Сущность нормативного метода заключается в том, что при планировании себестоимости продукции применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т.е. нормативная база конкретной организации.

Аналитический метод планирования себестоимости продукции по технико-экономическим факторам дополняет нормативный, так как позволяет учесть факторы, влияющие на себестоимость продукции в плановом периоде:

1. технические (внедрение в плановом периоде новой техники и технологии);

2. организационные (совершенствование организации производства и труда в организации в плановом периоде);

3. изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

4. уровень инфляции в плановом периоде;

5. специфические факторы, зависящие от особенностей производства.

Алгоритм аналитического метода планирования затрат.

1. Определяется расчетная себестоимость товарной продукции планируемого периода (с учетом индекса роста товарной продукции):

где - индекс роста товарной продукции в планируемом периоде по сравнению с базовым.

2. Рассчитывается снижение себестоимости товарной продукции по статьям затрат в планируемом периоде под действием конкретных факторов. При расчете учитывается удельный вес статьи в себестоимости базового периода.

3. Рассчитывается суммарное изменение себестоимости товарной продукции () под воздействием учтенных факторов:

=

где - изменение себестоимости за счет i-ой статьи затрат, в долях ед.

4. Рассчитывается плановая себестоимость товарной продукции с учетом изменений под воздействием учтенных факторов:

=

 

 

Аналитический метод планирования себестоимости продукции по технико-экономическим факторам.

№п\п Статьи затрат Фактор, определя-ющий величину статьи затрат Формула расчетного индекса Удельный вес статьи в производст-венной себестоимо-сти базового периода Изменение производственной себестоимости по статье затрат
  Сырье и материалы (СМ) Норма расхода (Н) Цена (Ц)
  Комплектующие изделия (К) Норма расхода Цена  
  Вспомогательные материалы (ВС) Норма расхода Цена  
  Топливо и энергия на технологические цели Норма расхода Тариф
  Основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих (ЗП) Рост производи-тельности труда (ПТ) Рост средней заработной платы
  Амортизационные отчисления (АМ) Рост амортиза-ционных отчислений Рост товарной продукции (ТП)
  Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО) Рост расходов РСЭО Рост товарной продукции
  Цеховые расходы (ЦР) Рост цеховых расходов Рост товарной продукции
  Общезаводские расходы (ОЗР) Рост общезавод-ских расходов Рост товарной продукции
  Итого производственная себестоимость товарной продукции     1.0

 

Балансовый метод планирования позволяет произвести количественные соотношения между наличием средств, ресурсов и потребностью в их использовании. В основе его лежит проверка правильности сделанных расчетов. Например, должно быть: остаток на начало года плюс поступление в планируемом периоде равно расходу в планируемом периоде плюс остаток на конец. Метод оптимизации плановых решений заключается в разработке вариантов плановых решений и выборе оптимального варианта по определенному критерию. Используется для нахождения наилучших результатов при заданных ограничениях. Экономико-математические методы позволяют найти взаимосвязи между финансовыми показателями и факторами, влияющими на них. Используются в основном при прогнозировании затрат и финансовых результатов. Эвристические методы представляют также методы прогнозирования, основанные на опыте и интуиции экспертов, руководителей организации. Здесь существует субъективная оценка экономического положения организации, высокая неопределенность и риск принимаемых решений.

Однако применение разных методов планирования позволяет оценить ситуацию в управлении затратами с разных точек зрения и более объективно подойти к плановым показателям себестоимости продукции. Практически планирование затрат взаимосвязано с созданием системы бюджетирования деятельности организации. Система бюджетов организации служит надежной базой обеспечения сбалансированности бизнес плана организации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.152 сек.