Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8




Адвокатура в Республике Беларусь

Адвокатура – это добровольное объединение юристов, оказывающих правовую помощь на профессиональной основе гражданам и организациям, всем, кто в этом нуждается. Закон «Об адвокатуре в Республике Беларусь», принятый Верховным Советом 15 июня 1993 г., определяет адвокатуру как независимый правовой институт, призванный в соответствии с Конституцией осуществлять профессиональную правозащитную деятельность.

Адвокатура – негосударственная и некоммерческая организация, а самоуправляемая юридическая организация. Она содействует защите прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, укреплению законности и правопорядка, нравственно-правовому воспитанию населения.

Правозащитную деятельность запрещено совмещать со службой в государственных, общественных и иных организациях, за исключением научной и педагогической деятельности. Осуществление правозащитной функции на профессиональной основе связано с наличием специального разрешения (лицензии) и обязательным членством в адвокатском объединении – коллегии адвокатов. В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона «Об адвокатуре» профессиональная защита прав и законных интересов физических и юридических лиц по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях в следственных и судебных органах осуществляется только адвокатами.

Основное назначение адвокатуры – оказание квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям. В Законе «Об адвокатуре» устанавливаются повышенные требования к лицам, желающим заниматься адвокатской деятельностью, закрепляются права и обязанности адвокатов, предусматривается дисциплинарная ответственность адвокатов за действия, противоречащие закону и нормам профессиональной этики, определяется порядок оплаты труда адвокатов.

Принципы адвокатуры:

· добровольность членства, т.е. вступление и выход из коллегии адвокатов по собственному желанию;

· самоуправление, т.е. наличие собственных выборных руководящих, исполнительных и контролирующих органов, решения которых обязательны для исполнения всеми членами коллегии. Адвокатские объединения самостоятельно решают вопросы о приеме и отчислении, поощрениях и дисциплинарной ответственности своих членов;

· самофинансирование, т.е. существование за счет собственных денежных средств, полученных за оказание юридической помощи, и материальное участие всех членов коллегии в создании ее имущественной базы путем ежемесячных отчислений из своего заработка;

· независимость и подчинение только закону, т.е. самостоятельное решение всех вопросов внутренней организации коллегии на основе действующих нормативных актов, ее устава и решений органов адвокатского самоуправления, а также запрет на вмешательство в профессиональную деятельность адвоката;

· сотрудничество с государственными органами в деле обеспечения независимости деятельности адвокатуры, доступности юридической помощи, защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

Адвокатура обладает рядом признаков, придающих ее правовому статусу особый характер:

1. Стать членом коллегии адвокатов может не любое лицо (как членом политической партии), а лишь профессиональный юрист, отвечающий требованиям, указанным в законе, и имеющий специальное разрешение (лицензию) на занятие адвокатской деятельностью;

2. Адвокатура объединяет своих членов по профессиональному признаку, а не по производственному (месту работы), как профессиональные союзы. Поэтому членами одного профсоюза становятся лица различных профессий, работающие на одном предприятии, в одной отрасли, а членами коллегий адвокатов состоят только адвокаты;

3. Заниматься адвокатской деятельностью могут только члены коллегии адвокатов. Если лицо выходит из ее состава, то работать в качестве адвоката, даже будучи профессиональным юристом, оно не вправе. Отсутствие ж членства в творческих союзах (писателей, художников, композиторов) и других общественных организациях не препятствует осуществлению профессиональной деятельности. Членство в коллегии адвокатов является обязательным условием для занятия адвокатской деятельностью;

4. Для членов коллегии адвокатская деятельность является основным занятием и единственным источником средств к существованию. Ее нельзя совмещать со службой в государственных и иных организациях. Членство же в других общественных объединениях связано с удовлетворением непрофессиональных интересов индивида, его духовных или иных нематериальных потребностей, оно не приносит дохода и не препятствует его работе в любой сфере деятельности.

Задачи адвокатуры:

1. Оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов. Эта помощь оказывается по всем отраслям права и во всех судах, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами;

2. Участие в разъяснении законодательства и правовом воспитании граждан. Оно выражается в чтении адвокатами лекций, проведении бесед и «круглых столов» на правовые темы перед населением, выступлениях с докладами на научно-практических семинарах и конференциях юристов, в средствах массовой информации.

3. Служение принципам законности, справедливости и гуманизма. Адвокат защищает только законные интересы лица, обратившегося к нему за юридической помощью, и использует для этого лишь средства и способы, предусмотренные законом. Представляя одну из сторон в правовом споре, в уголовном или гражданском процессе, адвокат обеспечивает состязательность правосудия, что является необходимым условием для принятия справедливого решения. Адвокат оказывает юридическую помощь любому лицу независимо от его правового статуса (подозреваемому, обвиняемому, осужденному) и тяжести совершенного преступления или иного правонарушения.

Основные виды юридической помощи, оказываемой адвокатами:

1. Дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству.

2. Составление заявлений, жалоб и других документов правового характера.

3. Осуществление представительства в судах и других органах и организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях.

4. Участие в предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков.

Адвокатом может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности (после получения диплома) не менее трех лет или не имеющий такого стажа, но прошедший стажировку сроком от шести месяцев до одного года в адвокатуре, сдавший квалификационный экзамен и получивший лицензию на право занятия адвокатской деятельностью (ч. 1 ст. 7 Закона «Об адвокатуре»).

Для решения вопросов о допуске к адвокатской деятельности в Республике Беларусь действует Квалификационная комиссия по вопросам адвокатской деятельности. Программа квалификационного экзамена разрабатывается Республиканской коллегией адвокатов и утверждается Министром юстиции Республики Беларусь. Она содержит вопросы по Конституции Республики Беларусь, Закону «Об адвокатуре», уголовному праву и процессу, гражданскому праву и процессу, трудовому, семейному, жилищному праву. Квалификационный экзамен включает ответы на вопросы по материальному и процессуальному праву, решение практических задач, составление правовых документов, собеседование.

В нашем государстве действуют областные, Минская городская, Белинюрколлегия и Республиканская коллегия адвокатов. Система адвокатских объединений в Республике Беларусь строится на принципах территориальности и специализации. Коллегии адвокатов созданы и действуют в административно-территориальных единицах – в каждой области и городе Минске, а в масштабах республики объединяются в Республиканскую коллегию адвокатов.

Принцип специализации проявляется в наличии коллегии адвокатов, оказывающей особый вид юридической помощи (Белинюрколлегия). Она оказывает юридическую помощь физическим и юридическим лицам Республики Беларусь за границей, а также иностранным физическим и юридическим лицам, лицам без гражданства на территории Республики Беларусь.

Порядок внутренней организации и деятельности коллегий адвокатов, их структура, статус руководящих органов и иные вопросы, касающиеся деятельности коллегий, определяются их уставами, если иное не предусмотрено актами законодательства. Уставы областных и Минской городской коллегий адвокатов, Белинюрколлегии, Положение о Республиканской коллегии адвокатов подлежат регистрации в Министерстве юстиции Республики Беларусь (ч. 8 и 12 ст. 13 Закона «Об адвокатуре»).

Коллегия адвокатов – юридическое лицо, имеющее печать и штампы со своим наименованием. Высший орган коллегии адвокатов – общее собирание членов коллегии (конференция), ее исполнительный орган – Президиум, контрольно-ревизионный орган – Ревизионная комиссия. Место работы адвокатов – юридические консультации.

Являясь членом общественной самоуправляемой организации, адвокат имеет право:

· избирать и быть избранным в органы коллегии адвокатов;

· ставить перед органами коллегии адвокатов вопросы, касающиеся деятельности коллегии;

· вносить предложения по улучшению работы коллегии и принимать участие в их обсуждении;

· принимать личное участие в обсуждении органами коллегии его деятельности или поведения; выйти из состава коллегии адвокатов.

Адвокат наделен следующими профессиональными правами:

1. Представлять законные интересы физических и юридических лиц, обратившихся за правовой помощью, во всех судах, государственных, частных общественных и иных организациях и объединениях, в компетенцию которых входит разрешение правовых вопросов.

2. Самостоятельно собирать, закреплять и представлять сведения, касающиеся обстоятельств дела.

3. Запрашивать справки, характеристики и иные документы, необходимые в связи с оказанием юридической помощи, из государственных, частных, общественных и иных организаций и объединений, обязанных в установленном порядке выдавать эти документы или их копии.

4. Запрашивать согласие лица, обратившегося за правовой помощью, мнения специалистов для решения вопросов, требующих специальных познаний в области науки, техники, искусства и других сферах деятельности.

5. Беспрепятственно общаться наедине со своим доверителем, подозреваемым, обвиняемым, в том числе и с находящимися под стражей.

6. Заявлять ходатайства, приносить в установленном порядке жалобы на неправомерные действия суда, органов власти и управления, должностных лиц, ущемляющих права и законные интересы лица, обратившегося за правовой помощью, а также права адвоката при осуществлении профессиональной деятельности.

За высококвалифицированное выполнение своих профессиональных обязанностей, продолжительную и безупречную работу адвокаты и иные работники коллегии поощряются по решению президиума. Меры поощрения: объявление благодарности; награждение Почетной грамотой; награждение ценным подарком; премирование; представление к присвоению почетного звания; представление к награждению Почетным нагрудным знаком «Свабода – Закон — Дэмакратыя». Уставом коллегии адвокатов и Правилами внутреннего трудового распорядка могут быть предусмотрены и другие меры поощрения.

Адвокаты подлежат дисциплинарной ответственности за: действия, противоречащие закону, Правилам профессиональной этики адвоката; нарушение Правил внутреннего трудового распорядка коллегии; ненадлежащее исполнение либо неисполнение предусмотренных Уставом коллегии обязанностей адвоката.

Жалобы на действия адвокатов рассматриваются Квалификационной комиссией по вопросам адвокатской деятельности, Республиканской, областными, Минской городской коллегиями адвокатов, Белинюрколлегией в пределах их компетенции, Министерством юстиции. Дисциплинарные взыскания: порицание; выговор; строгий выговор; исключение из коллегии адвокатов.

Отчисление из состава коллегии производится президиумом: по заявлению адвоката; при обнаружившейся невозможности исполнения адвокатом своих обязанностей по состоянию здоровья; в случае выезда адвоката на постоянное место жительства за пределы территории области, (г. Минска); по результатам аттестации; в случае занятия адвокатской деятельностью вне коллегии адвокатов.

Исключение адвоката из состава коллегии производится президиумом в случаях: совершения проступка, не совместимого со званием адвоката; систематического нарушения Закона «Об адвокатуре», Устава коллегии, Правил профессиональной этики или недобросовестного выполнения своих обязанностей, если за указанные нарушения ранее уже применялись меры дисциплинарного взыскания; выявление обстоятельств, свидетельствующих о незаконных действиях адвоката при получении лицензии на право занятия адвокатской деятельностью; сокрытия доходов от налогообложения.

Труд адвокатов регламентируется Законом «Об адвокатуре», уставами коллегии адвокатов, иными нормативными актами и организуется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка коллегии. На адвокатов не распространяются нормы трудового законодательства.

В целях финансирования мер по социальной защите адвокатов и адвокатских объединений могут быть созданы страховые фонды. Правила образования, порядок выплаты, размер отчислений в страховой фонд определяются общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов.

Труд адвоката оплачивается из средств, поступивших от физических и юридических лиц, за оказанную им правовую помощь.

Размер оплаты определяется соглашением сторон, заключенным в письменной форме, с учетом рекомендаций, содержащихся в Правилах профессиональной этики адвоката. При отсутствии соглашения размер оплаты определяется заведующим юридической консультацией исходя из объема и сложности поручения.

 

ТЕМА 9.

Юстиция стран СНГ

 

В переходный, постсоциалистический период в странах СНГ– бывших союзных республиках – в той или иной мере осуществляются судебно-правовые реформы. Они являются составной частью общего реформаторского процесса, с помощью которого формируется правовая государственность, обеспечивается социальный прогресс.

Раньше, чем в других суверенных государствах (24 октября 1991 г.), была принята Концепция судебной реформы в Российской Федерации. В целях успешного проведения реформы Указом Президента Российской Федерации осенью 1994 г. был образован Совет по судебной реформе при Президенте, куда вошли руководители высших судов, правоохранительных органов и видные ученые-юристы. 14 октября 1997 г. в целях улучшения взаимодействия Президента с федеральными органами судебной власти и органами судейского сообщества Совет был преобразован в Совет по вопросам совершенствования правосудия. Являясь консультативным органом при Президенте, он призван содействовать выработке согласованной позиции федеральных органов государственной власти по основным вопросам судебной реформы, совершенствованию взаимодействия Президента с федеральными органами судебной власти и органами судейского сообщества, обеспечивать оперативное информирование главы государства о состоянии, проблемах и перспективах развития судебной системы в Российской Федерации.

Основополагающим правовым актом по обновлению российского судоустройства является Конституция Российской Федерации 1993 г. Анализ конституционных основ судебной власти в России показывает, что в основном они совпадают с руководящими началами, закрепленными в Конституции Республики Беларусь. И те, и другие отражают общепризнанные принципы и нормы международного права, зафиксированные во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.

Вместе с тем Конституция Российской Федерации закрепила те начала судоустройства, которые не нашли отражения в Основном Законе нашей страны, а именно: судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного законодательства; несменяемость и неприкосновенность судей; осуществление правосудия с участием присяжных заседателей; финансирование судов из федерального бюджета.

В отличие от Конституции Республики Беларусь в Основном Законе РФ сформулированы требования к кандидатам в судьи, определены место, полномочия и порядок формирования не только Конституционного, но и Верховного и Высшего арбитражного судов Российской Федерации. Всем этим высшим органам судебной власти принадлежит право законодательной инициативы по вопросам их ведения.

Таким образом, нужно признать, что в Конституции России по сравнению с Конституцией Республики Беларусь основы организации судебной власти и ее осуществления регулируются более полно и последовательно.

31 декабря 1996 г. Президентом Российской Федерации был подписан и начал действовать с 1 января 1997 г. федеральный конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации» – базовый закон для всего российского судоустройства. Этим законодательным актом закрепляется единство судебной системы Российской Федерации и указываются гарантии, его обеспечивающие:

1. Установление судебной системы Российской Федерации Конституцией и федеральным конституционным законом;

2. Соблюдение всеми судами установленных федеральным законом правил судопроизводства;

3. Применение всеми судами Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

4. Признание обязательности исполнения на всей территории государства судебных постановлений, вступивших в законную силу;

5. Законодательное закрепление единства статуса судей;

6. Финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

К федеральным судам относятся:

1. Конституционный Суд Российской Федерации;

2. Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.

3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Суды субъектов Российской Федерации: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, которые считаются судами общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Высший орган судейского сообщества – Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.

Органами судейского сообщества Российской Федерации являются также:

· собрания судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда;

· съезды (конференции) судей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных судов и арбитражных судов, а в период между съездами (конференциями) – избираемые ими Советы судей.

Полномочия органов судейского сообщества:

· обсуждение вопросов судебной практики и совершенствования законодательства;

· общественная экспертиза проектов законов и других нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;

· рассмотрение актуальных проблем работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, правового и социального положения судей;

· представление интересов судей в государственных органах и общественных объединениях, избрание соответствующих квалификационных коллегий судей и т.д.

В соответствии со ст. 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации – единая централизованная система государственных органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Основные направления (функции) прокурорской деятельности:

1. Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законом издаваемых ими правовых актов;

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина вышеперечисленными органами и должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющими наказание и применяющими назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

5. Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

6. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами и опротестовывают их решения, принимают участие в правотворческой деятельности.

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют: Генеральная прокуратура Российской Федерации; прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры; научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами; прокуратуры городов и районов; другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Органы предварительного расследования в РФ – это система специально уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц по установлению фактических обстоятельств преступления и виновности лица его совершившего. К органам предварительного расследования относятся органы дознания и предварительного следствия.

Систему органов дознания образуют: милиция; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений; органы федеральной службы безопасности; начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов; органы государственного пожарного надзора; органы пограничной службы; капитаны морских судов дальнего плавания, начальники зимовок; федеральные органы налоговой полиции; таможенные органы.

Предварительное следствие по уголовным делам осуществляют следователи прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральной налоговой полицией. Во всех этих ведомствах функционируют специализированные структурные подразделения, следственные аппараты, следственные части.

Адвокатура в Российской Федерации – самоуправляющаяся организация юристов–профессионалов, оказывающих квалифицированную юридическую помощь гражданам и организациям, содействующая охране их прав и законных интересов.

Правовые основы организации и деятельности российской адвокатуры закреплены в Конституции и Положении об адвокатуре РСФСР 1980 г.

Нотариат в Российской Федерации – это система государственных органов, должностных лиц и граждан, которые от имени РФ уполномочены законом на совершение нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц. Организация и деятельность нотариата регулируются Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, принятыми 11 февраля 1993 г.

Как и в России, на Украине в 1992 г. была принята Концепция судебной реформы, однако изменения в законодательстве, принятые в конце 80-х – начале 90-х годов, были направлены на частичное совершенствование системы юстиции, способствовали усилению гарантии охраны прав и законных интересов личности. Процесс реформирования правовой системы особенно активизировался после принятия новой Конституции.

Конституция Украины содержит самостоятельные разделы, посвященные правосудию прокуратуре и Конституционному Суду, которые отличаются достаточно детальной регламентацией вопросов судоустройства и прокурорского надзора.

Не перечисляя все виды судов, действующих в стране, Конституция указывает, что правосудие осуществляется Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции. Конституционный Суд Украины действует отдельно как гарант Конституции, точного соблюдения и реализации всех ее положений.

Система судов общей юрисдикции на Украине строится по принципам территориальности и специализации. Судебную систему общей юрисдикции образуют Верховный Суд Украины, Верховный Суд Республики Крым, областные, Киевский и Севастопольский городские суды, межрайонные (окружные) и районные (городские) суды. В систему общих судов входят и военные суды.

К специализированным судам относятся: Высший Арбитражный Суд Украины, арбитражный суд Республики Крым, арбитражные областные, Киевский и Севастопольский арбитражные городские суды. Предполагается создание местных, апелляционных, специализированных и иных судов, что должно найти отражение в новом законе о судоустройстве Украины.

 

ТЕМА 10.

Юстиция зарубежных стран

 

При изучении данной темы студенты кратко знакомятся с юстицией ведущих государств мира (США, Англии, ФРГ). Юстиция названных стран представляет две правовые системы:

· англосаксонскую, или систему общего (прецендентного) права;

· романо-германскую, или континентальную.

Они характеризуются отделением судебной власти от законодательной и исполнительной, относительной независимостью, политической нейтральностью, приоритетным положением суда в системе юстиции, несменяемостью и неприкосновенностью судей.

Структура судебной власти, как правило, смешанная, полисистемная, децентрализованная, многозвенная и многоинстанционная, включающая общие и специализированные суды. В ней действуют составы из профессиональных судей (один судья или два и более) и составы с участием народных (общественных) представителей (суд присяжных, или шеффенов).

Основной способ комплектования судейского корпуса в этих странах – назначение судей главой государства (президентом, монархом). Он формируется после тщательного отбора из представителей среднего и высшего классов, профессионально образованных специалистов, как правило, со значительным стажем юридической деятельности (адвокатской, прокурорской). Важная гарантия судейской независимости в перечисленных странах – административная и финансовая автономия судебной власти, невозможность уменьшения вознаграждения судьям во время пребывания в должности.

В этих странах развита система судейского самоуправления, высшие органы которой представляют и защищают интересы судейского сообщества, участвуют в решении кадровых вопросов, формировании судейского корпуса.

Предварительное (досудебное) производство или расследование ведут полиция и специальные органы следствия, которые в некоторых странах (в частности, США) многочисленны и весьма разнообразны по своей организационной структуре. Их система дополняется широкой сетью частных детективов (агентов) и частными полицейскими формированиями. Досудебное производство осуществляют и прокуроры (атторнеи), а в англосаксонских странах – также потерпевший самостоятельно или с помощью адвоката.

Адвокатура в этих странах – ассоциация свободных независимых юристов, оказывающих квалифицированные профессиональные правовые услуги физическим и юридическим лицам в разных формах. В качестве судебных юристов они выступают в судах и совершают нотариальные действия, но главным образом обеспечивают правовое обслуживание бизнеса, промышленно-финансовых корпораций и компаний, фирм и банков, т.е. занимаются юрисконсультской деятельностью. Из адвокатов в некоторых из этих стран комплектуется судейский корпус; они занимают ответственные должности в правительстве и парламенте. Поэтому попасть в солидную, преуспевающую юридическую фирму нелегко: большая конкуренция и высокие предъявляемые требования.

Давая общую характеристику юстиции западных государств, нужно предостеречь от переоценки ее достоинств. Как и везде, там есть свои проблемы. Многие ученые отмечают, что юстиция этих стран переживает трудные времена, кризисные явления. В связи с ростом преступности, объема работы осуществлена антидемократическая реформа в Англии, в частности, Законом «Об уголовной юстиции и общественном порядке» от 3 ноября 1994 г.

США одна из ведущих стран мира, демократическая республика с президентской формой правления, с устойчивой и развитой правовой системой и юстицией, в основном построенной по английскому образцу, но вместе с тем есть и своя специфика, обусловленная местными и историческими условиями и традициями, государственным устройством. Поскольку США – федеративное государство, судебная система, как и юстиция в целом, организационно раздвоена, дуалистична.

Судебная система США включает систему федеральных судов и судебные системы 50 штатов, отличающиеся разнообразием. Федеральная судебная система состоит из трех уровней:

1. Районные федеральные суды, размещенные по судебным округам.

2. Второе звено федеральной судебной системы – это окружные апелляционные суды, которых насчитывается 13.

3. Венчает пирамиду федеральных судов и судов всей страны Верховный Суд США.

Верховный Суд США – высшая апелляционная инстанция в стране как для федеральных, так и для судов штатов, но практически заслушивает сравнительно небольшой процент поступающих жалоб. Главная же функция высшего суда США – осуществление конституционного контроля, толкование Конституции США, связанное с рассмотрением конкретных судебных дел. Поскольку Верховный Суд США проверяет конституционность актов Конгресса и Президента, его именуют иногда третьей палатой Конгресса, обеспечивающей равновесие между ветвями власти.

К федеральным судам также относятся: Таможенный суд и Апелляционный таможенный суд, Налоговый суд, Суд по претензиям к правительству США, суды по делам о банкротстве, Апелляционный суд по делам ветеранов, Военный апелляционный суд и некоторые другие. Подавляющее большинство судебных дел (до 99 %) рассматривают суды штатов. Как правило, судебные системы штатов – трех-, четырехзвенные.

На самом низком уровне – суды ограниченной юрисдикции, как-то: мировые, полицейские, муниципальные, семейные, суды по делам несовершеннолетних, по делам о наследствах, завещаниях и опеке, суды права справедливости и др. Второй уровень судов штатов суды общей юрисдикции, основные суды первой инстанции, где рассматриваются более серьезные гражданские и уголовные дела, в том числе и с участием присяжных заседателей. Третье звено – промежуточное – апелляционные суды. Наконец, Верховный Суд штата – высшая апелляционная инстанция штата.

Значительную роль в судебной системе США играет суд присяжных. Атторнейская служба в США делится на федеральную и штатов.

Департамент юстиции (главное правоохранительное ведомство федерального правительства США) возглавляет генерал-атторней, являющийся членом Кабинета Министров США. Будучи главным прокурором США и министром юстиции одновременно, генерал-атторней наделен широкими полномочиями: осуществляет юридическое консультирование федерального правительства, представляет его интересы в судах, наделен правом возбуждения и прекращения уголовного преследования по делам федеральной подсудности; руководит расследованием, праводимым Федеральным бюро расследования (которое входит в названный департамент), представляет к назначению кандидатов на должность судей федеральных судов, выполняет другие функции. Имеет заместителя – генерал-солистера, представляющего правительство в федеральных судах.

Генерал-атторнею США подчиняются окружные атторней (прокуроры), назначаемые, как и генерал-атторней, президентом США с согласия Сената сроком на четыре года.

В штатах имеются генерал-атторнеи и местные атторнеи. Все атторнеи в масштабе страны объединены в Национальную ассоциацию генерал-атторнеев. Вместе с тем прокуроры штатов действуют автономно и не подчиняются федеральной прокуратуре. В основном они наделены функциями обвинительной власти (возбуждают уголовные дела, руководят их расследованием полицией, поддерживают обвинение в судах).

В США имеется должность независимого прокурора как блюстителя правовой порядочности власти. Он назначается генерал-атторнеем и расследует дела в отношении высших должностных лиц страны, включая президента, при наличии компрометирующих сведений.

Органы предварительного расследования отличаются полной децентрализацией: параллельно действующие структуры, независимые друг от друга. Так, на федеральном уровне расследованием соответствующих категорий дел занимаются:

1. Федеральное бюро расследований;

2. Секретная служба казначейства;

3. Бюро наркотиков;

4. Таможенное бюро;

5. Служба иммиграции;

6. Инспекторский Департамент почтового ведомства и др.

В США имеются полицейские формирования не только на федеральном уровне, но и на уровне штата, городов, поселков; полицейские агентства в графствах; частные полицейские службы корпораций и предприятий. Досудебное расследование вправе вести атторнеи и их помощники, частные детективные бюро и агентства.

Судебная система Англии отличается отсутствием единства, архаичностью и сложностью, делением судов на местные и центральные, низшие и высшие.

Вопросы судебной организации регулируются в этой стране значительным числом законодательных актов, принятых в различные годы, наиболее важные из которых: Закон «О судах» 12 мая 1971 г., вступивший в действие с января 1972 г., и Закон «Об уголовном правосудии» 1972 г. Эти законы значительно модернизировали английскую судебную систему, сделали ее более стройной и современной.

Традиционно в судебную систему Англии входят низшие и высшие суды. К первым относятся мировые и магистратские суды, ко вторым – Верховный Суд Англии и Уэльса и Палата лордов. Верховный Суд Англии состоит из Высокого суда, Суда Короны и Апелляционного суда. Высокий суд имеет трехчленную структуру: канцелярское отделение, отделение королевской скамьи и по семейным делам. Возглавляет Высокий суд и канцелярское отделение лорд-канцлер, а отделение королевской скамьи – лорд – главный судья. Формально судебную систему Англии возглавляет Суд палаты лордов. Он считается высшей и окончательной апелляционной инстанцией для всех судов страны.

Система судов общей юрисдикции дополняется широкой сетью специализированных судов: промышленные, транспортные, земельные, по квартирной плате, церковные, военные и др.

Особенностью английской системы юстиции является отсутствие в ней Министерства юстиции. Некоторые функции судебного управления, в частности, связанные с формированием судов, выполняет лорд-канцлер. По его представлению королевой назначаются судьи высших судов.

В Англии нет и прокуратуры в обычном понимании этого слова. Ее полномочия в определенном объеме выполняет генерал-атторней, возглавляющий английскую адвокатуру, являющийся юрисконсультом королевы и правительства, а также он – главный орган обвинения по делам государственного значения.

В Англии широкое развитие получила адвокатура, которая включает два адвокатских сословия: барристеров и солиситеров. Первые – высшая, привилегированная группа адвокатов, выступающих в судах в качестве представителей той или другой стороны. Они с клиентурой непосредственно не связаны. Солиситеры занимаются консультационной деятельностью, составлением деловых бумаг, собиранием доказательств, совершением сделок.

Германия одна из демократических стран Западной Европы, которая имеет хорошо развитую правовую систему и высокую правовую культуру. Организация судебной власти в ФРГ регулируется Конституцией 1949 г. и Законом «О судьях» от 19 апреля 1982 г. Поскольку ФРГ – федеральное государство, судебная система включает федеральные суды и суды земель. Судебная система имеет суды общей и специальной юрисдикции.

Система общих судов образует четыре уровня: участковые, действующие в составе одного профессионального судьи и профессионального судьи и двух шеффенов (заседателей); земельные (окружные) суды; Высший земельный суд; Высший федеральный суд, или Федеральная судебная палата. В соответствии со ст. 95 Конституции ФРГ, кроме того, действуют: федеральный административный суд, федеральная финансовая палата, федеральный трудовой суд, федеральный социальный суд.

Особое место занимает Федеральный Конституционный суд.

Прокуратура Германии делится на федеральную и земельную. Первая состоит из федеральной прокуратуры при Федеральной судебной палате и федеральных прокуроров во главе с Генеральным прокурором ФРГ. Последний находится в подчинении Министерства юстиции ФРГ, а земельные прокуроры, соответственно, в подчинении министра юстиции земли. Прокуроры земель не находятся в подчинении федеральной прокуратуры и образуют самостоятельную систему: при участковых судах состоят прокуроры, при земельных (окружных) судах – обер-прокуроры, при высших земельных судах – генерал-прокуроры.

Прокуратура в ФРГ – орган уголовного преследования и поддержания обвинения в судах. Общенадзорной деятельностью она не занимается. Прокуратура осуществляет предварительное расследование, хотя преимущественно ведет его уголовная полиция.

Адвокат в ФРГ в соответствии с федеральным Положением об адвокатах от 1 августа 1959 г. – профессиональный консультант и представитель во всех правовых делах. Адвокаты объединяются в палаты по округам высшего земельного суда. Палата адвокатов является корпорацией, за которой осуществляет государственный надзор земельное управление юстиции.

Высший орган палаты – собрание, решающее наиболее важные вопросы организации и деятельности адвокатов и избираемое сроком на четыре года, исполнительный орган – правление. Оно же из своей среды выбирает президиум, состоящий из президента, вице-президента, секретаря и казначея.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.112 сек.