Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическая безопасность общества




В последнее время все чаще в научных и публицистических источниках поднимаются вопросы, так или иначе связанные с начинающей развиваться новой политико-правовой концепцией обеспечения экологической безопасности природы, общества, человека, государства, планеты. Безуспешные попытки общества организовать взаимодействие с природой в формах рационального природопользования и охраны природных объектов привели к возникновению различных факторов опасности и сопутствующих им рисков и, как следствие, к развитию новой формы взаимодействия общества и природы – обеспечения экологической безопасности.

Глубинная суть устойчивого развития состоит в сохранении и человеческой цивилизации, и биосферы. Экологическая безопасность, являясь наряду с социально-экономической устойчивостью составной частью концепции устойчивого развития, основывается на осознании взаимозависимости человеческого сообщества и природы. Это вызывает всеобщее признание:

Ø необходимости выработки превентивных экологических запретов до наступления загрязнения природных объектов;

Ø обязательности создания социально-экономического механизма при взаимодействии общества и природы типа «природа – товар – деньги – природа»;

Ø приоритета экологической безопасности при осуществлении любых видов человеческой деятельности. [3]

Приведем несколько определений понятия «экологическая безопасность».

Экологическая безопасность – состояние защищенности личности, общества, государства от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями вредного воздействия на окружающую среду, вызываемых повседневным загрязнением среды обитания в связи с хозяйственной деятельностью человека, функционированием производственных объектов, а также в результате стихийных бедствий и катастроф. [9]

Экологическая безопасность – система политических, правовых, экономических, технологических и иных мер, направленных на обеспечение гарантий защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека и гражданина от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в настоящем и будущем времени; состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных опасных воздействий. [10]

Экологическая безопасность – составляющая национальной безопасности, включающая в себя контроль за состоянием окружающей среды (природных ресурсов, воды, атмосферы, почвы, растительного и животного мира) и разработку мер, исключающих возникновение экологических кризисов и катастроф, угрожающих нормальной жизнедеятельности человека и общества. Экологическая безопасность связана с сохранением устойчивой взаимозависимости между природой и человеком, рациональным использованием ресурсов, регулированием процессов, ведущих к возможному загрязнению природных сфер и возникновению экологически опасных явлений. [11]

Все приведенные определения демонстрируют единство взглядов различных авторов на понятие «экологическая безопасность». Все они содержат основную мысль, заключающуюся в достижении состояния защищенности всех элементов экосистемы на различных уровнях иерархии посредством грамотного управления человеческой деятельностью с целью сохранения и восстановления природной среды.

Основной причиной нарушения состояния экологической безопасности выступает экологический кризис, возникающий в процессе нарушения гармоничного взаимодействия системы «общество-природа» на локальном, региональном и глобальном уровнях.

Исходя из содержания рассматриваемого понятия, можно с уверенностью утверждать, что обеспечение экологической безопасности в рамках исключительно национальных интересов в полной мере невозможно и является общемировой задачей. Поэтому данному вопросу уделяется повышенное внимание в рамках работы различных международных мероприятий – симпозиумов, саммитов, конференций и т.п. Каждая из стран-участников подобных мероприятий стремится внести свой полноценный вклад в обеспечение экологической безопасности, учитывая при этом свои собственные национальные интересы.

Разработка современной концепции обеспечения экологической безопасности основана на идее предупреждения и возмещения вреда, причиненного окружающей среде, здоровью и имуществу граждан путем загрязнения, порчи, уничтожения, повреждения, нерационального использования природных ресурсов, разрушения естественных экологических систем и другими экологическими последствиями нерациональной антропогенной деятельности.

Обеспечение экологической безопасности осуществляется на различных уровнях (рис. 1.3). Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов и состояния планетарной экосистемы и составляющих ее подсистем. Это, прежде всего, мониторинг и управление основными факторами, характеризующими экологический кризис. Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой международных организаций: ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др. Ключевым этапом на пути решения глобальных экологических проблем и укрепления экологической безопасности являются периодические конференции ООН по проблемам окружающей среды и развития. Методы управления включают принятие международных актов по защите окружающей среды, реализацию межгосударственных экологических программ, создание межправительственных сил по ликвидации экологических катастроф.

 

 

 


Рисунок 1.3 – Уровни управления экологической безопасностью

 

Так, на глобальном уровне был решен ряд экологических проблем международного масштаба – запрещено испытание ядерного оружия во всех средах, запрещен китобойный промысел, введены международные Красные книги по сохранению биоразнообразия, принята декларация о запрещении производства озоноразрушающих веществ и др.

Межгосударственный, федеральный, региональный и территориальный уровни управления ориентируются на решение проблем обеспечения экологической безопасности крупных географических или экономических зон. Данный уровень экологической безопасности предполагает реализацию следующих направлений:

Ø экологизация экономики;

Ø разработка и внедрение новых экологически безопасных технологий;

Ø поддержание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества окружающей среды и способствующих рациональному природопользованию. [3]

Концептуальный подход к обеспечению экологической безопасности Российской Федерации закономерен и объясняется глобальной угрозой экологических катастроф, поставившей человечество как биологический вид на грань выживания.

Потребность в разработке и реализации концепции экологической безопасности России на современном этапе объективно обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, организация обеспечения экологической безопасности как одно из направлений государственной внутренней и внешней политики осуществляется в любом цивилизованном обществе, которое явно заинтересовано в создании благоприятных условий для устойчивого развития и принятия мер превентивного характера, способствующих устранению угроз экологической безопасности.

Во-вторых, последовательное усложнение взаимосвязей социально-экономического развития, с одной стороны, и научно-технического, с другой, в современную эпоху требует обеспечения на государственном (межгосударственном, международном) уровне организации научного управления общественными (а равно и экологическими) процессами в форме разработки системы социально-правового противодействия неблагоприятным тенденциям в сфере экологии и устранения последствий чрезвычайных ситуаций природно-техногенного характера.

В-третьих, новая социально-политическая и конституционно-правовая ситуация в России, характерной чертой которой является тенденция ее движения в мировое пространство, обусловливают потребность приведения норм отечественной нормативной правовой базы в соответствие с международными концепциями обеспечения экологической безопасности.

В-четвертых, положения концепции национальной безопасности Российской Федерации, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении Концепции Национальной безопасности Российской Федерации», должны стать принципиальной основой для конструирования системы взаимоотношений органов государственной власти Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, общественными объединениями в сфере обеспечения экологической безопасности.

В-пятых, долгосрочная социально-экономическая политика государства должна стать теоретико-методологической базой для разработки и реализации концепции обеспечения экологической безопасности России.

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что современный уровень состояния разработанности концепции экологической безопасности Российской Федерации требует системного подхода, выступающего в качестве теоретико-методологической основы, включающей единство теории (экологии, социологии, философии, права, экономики, политологии, психологии и др. наук) и хозяйственной практики.

Итак, 17 декабря 1997 года Указом Президента РФ № 1300 утверждена концепция национальной безопасности РФ (с изм. от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации»).

Концепция национальной безопасности РФ – это политический документ, отражающий совокупность официально принятых в стране взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей. [6]

Национальная безопасность является объектом постоянного пристального внимания государственных органов и требует поддержания ее на высоком уровне с целью исключения или предвосхищения возникновения различных угроз. Под угрозой безопасности принято понимать наличие совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности, определяют содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности, в том числе и экологической.

Основной внешней угрозой экологического характера являются войны, в особенности ядерная война, которая может привести к экологической катастрофе планетарного характера.

Внутренняя угроза представляет собой любую хозяйственную деятельность, осуществляемую различными предприятиями и организациями без учета возможного антропогенного и техногенного их влияния на окружающую природную среду и способную привести к разрушению существующих естественных и социоприродных экосистем.

Для обеспечения экологической безопасности и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства создаются системы обеспечения экологической безопасности от внешней угрозы (включает совокупность международных мирных договоров политического, военного и экологического характера и различные международные органы, осуществляющие контроль за выполнением требований указанных международных договоров) и от внутренней угрозы (система законов РФ в области экологии и защиты окружающей природной среды, а также система государственных органов исполнительной власти, на которые возложена ответственность по контролю и надзору за исполнением требований законов РФ). Законами РФ также предусмотрены возможность и порядок осуществления контроля экологической безопасности и со стороны общественных организаций и отдельных граждан РФ.

На местном уровне управления экологической безопасностью местными органами государственной власти и управления осуществляется разработка и выполнение соответствующих территориальных планов, выявляются объекты, представляющие особую экологическую опасность, организовывается регулярное информирование граждан об экологической обстановке, ходе осуществления программ по обеспечению экологической безопасности, выплачиваются компенсации за повышенный риск причинения вреда здоровью граждан, обусловленные наличием факторов экологического риска.

В обязанность министерств и ведомств вменяется разработка проектов и осуществление государственных программ обеспечения экологической безопасности, а также ведение государственного учета и контроля деятельности объектов, представляющих особую экологическую опасность, выявление факторов, объектов и зон экологического риска, проведение оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения или возникновения экологически опасных ситуаций. [12]

Экологическая безопасность промышленного производства локального уровня основывается на оценке экологической опасности отдельных промышленных объектов. Под промышленным объектом понимается отдельно расположенная промплощадка предприятия, промышленное предприятие или группа промышленных предприятий, которые могут рассматриваться, как единый источник техногенного воздействия.

Уровень экологической безопасности отдельного предприятия определяется присвоенным ему классом опасности, соответствующим характеристикам производственного процесса предприятия. Класс опасности предприятия – основная в современной отечественной нормативной базе комплексная характеристика экологической опасности предприятия. Выделяется пять классов опасности. Класс опасности определяется в зависимости от величин параметров по воде и по воздуху. Выделяется пять классов опасности. В зависимости от класса опасности предприятия нормируются размеры санитарно-защитной зоны (на практике для особо опасных предприятий 1-го и частично 2-го классов определение размеров санитарно-защитной зоны проводится с помощью дополнительных исследований).

Комплекс характеристик и показателей экологической безопасности промышленного предприятия должен обеспечивать возможность:

1) оценки уровня безопасности предприятия в условиях нормальной эксплуатации (причем при этом должны быть охвачены все три основных аспекта – экологический, социальный и эколого-экономический);

2) прогноза уровня безопасности в случае модернизации предприятия или изменения его структуры;

3) оценки ресурсопотребления предприятия;

4) оценки вероятности аварий и опасности в аварийных условиях.

Последний пункт больше относится к технологическому уровню обеспечения безопасности.

Безопасность предприятияможет быть описана следующими группами показателей:

1) натуральные и условные, характеризующие вредное влияние предприятия (объемы фактических и условных выбросов и сбросов вредных веществ, вывоза отходов, уровней вредных физических воздействий, рассчитанные и фактические поля средних и максимальных концентраций вредных веществ в различных средах, и т.д.);

2) ресурсопотребление и ресурсный баланс предприятия (потребление кислорода, водопотребление производство и потребление электроэнергии, и т.д.);

3) характеристики территории, на которую оказывает воздействие предприятие (плотность населения, структура экосистем, ценность территории);

4) техническое состояние предприятия;

5) комплексные показатели, характеризующие экологическую безопасность предприятия;

6) эколого-экономические показатели, отражающие стоимостной аспект экологической безопасности. [12]

Составной частью механизма обеспечения экологической безопасности должен быть всеобъемлющий и эффективный контроль. При этом контроль должен охватывать все звенья систем - от хозяйствующих субъектов до государственных органов. Здесь целесообразно использовать уже существующие системы контроля и надзора, которые представляют местные органы государственной власти, министерства и ведомства, прокуратура, а также ввести парламентский контроль. Если традиционный вид государственного контроля осуществляется исполнительной ветвью власти и направлен непосредственно на собственников хозяйствующих субъектов, то парламентский контроль должен быть ориентирован на исполнительную власть, на выявление того, насколько полно и эффективно она осуществляет возложенные на нее функции.

Наиболее объективным индикатором результативности законодательной системы, программ, планов, мероприятий является мнение граждан, общественности. В этой связи следует развивать институт общественного контроля и изучения общественного мнения по различным уровням обеспечения экологической безопасности. Данные общественного контроля необходимо использовать на уровне государственного и парламентского контроля, что позволит непрерывно повышать степень фактического обеспечения прав граждан на благоприятные условия проживания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.