Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность закона стоимости сводится к определению стоимости товаров общественно-необходимым трудом




Стоимость имеет качественную и количественную стороны. В первой выражаются производственные отношения между товаропроизводителями, во второй — величина воплощенного в товаре общественно необходимого труда товаропроизводителя и общественная полезность товара. Стоимость как общественное отношение товаропроизводителей — категория производства. Поскольку обмен является существенным моментом определения стоимости товара, категория стоимости становится и категорией обмена. Таким образом, внутреннее противоречие товара состоит в том, что как потребительные стоимости все товары качественно разнородны и несоизмеримы, но как стоимости они есть воплощение общественно необходимого труда, потому соизмеримы.

Двойственная природа стоимости раскрывается в противоречивом единстве индивидуальной и общественной стоимости, возникающем вследствие разницы индивидуальных и общественно необходимых затрат труда. Рабочее время, которое отдельный товаропроизводитель тратит на производство товара, является индивидуальным рабочим временем. Общественно необходимое рабочее время — это время, необходимое для изготовления определенной потребительной стоимости с целью удовлетворения потребностей общества при существующих общественно нормальных условиях производства и среднем уровне умения и интенсивности труда. Оно тождественно индивидуальному рабочему времени на тех предприятиях, где изготавливается основная масса однородной продукции.

Соотношение общественно необходимого и индивидуального времени зависит также от общественных потребностей, общественного платежеспособного спроса на определенные виды продукции. Если товаров производится больше или меньше, то уровень регулирующих издержек изменяется. Важно и то, что стоимость товаров определяется условиями их воспроизводства. Это означает, что при появлении товаров такого же качества, но производимых с меньшими затратами общественно необходимого рабочего времени, стоимость прежних товаров уменьшается, приближаясь к стоимости их последней партии. Формирование общественно необходимых затрат происходит в процессе конкуренции товаропроизводителей. Затраты, превышающие общественно необходимое рабочее время, в условиях конкуренции не получают соответствующей оценки, не признаются обществом как необходимые. Кроме того, из многих субъективных оценок товара покупателями стихийно выводится приблизительная объективная оценка, общественная стоимость товара. На рынке, когда спрос соответствует предложению, покупатель не будет платить больше денег за одинаковый по качеству товар, индивидуальные затраты на изготовление которого превышают общественно необходимое рабочее время.

В некоторых отраслях народного хозяйства (например, в сельском хозяйстве) формирование общественно необходимых затрат происходит в соответствии не со средними, а с предельными затратами, которые имеют место на худших по качеству участках земли. Иначе на этих участках товаропроизводитель был бы не заинтересован в производстве продукции, а потому не удовлетворялись бы общественные потребности в продуктах сельского хозяйства. Их дефицит привел бы к повышению рыночной стоимости, следовательно, к признанию этих затрат как общественно необходимых.

Таковы особенности взаимодействия общественно необходимого и индивидуального рабочего времени при производстве товаров. Для невоспроизводимых товаров (шедевров искусства и др.), по мнению Д. Рикардо, основой стоимости является их невоспроизводимая уникальность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.