Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Речевое общение

Читайте также:
  1. Автобусное сообщение в США
  2. БАЛАНСОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ
  3. Горизонтальное и вертикальное обобщение типа
  4. Деловое общение, его виды и структура
  5. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма
  6. Заключительный этап аудита и общение с руководством проверяемой организации
  7. Иначе говоря, чтобы правильно составить сообщение, нужно поставить себя на место тех, кому вы его адресуете.
  8. Коммуникативная природа педагогической деятельности. Общение как условие педагогической деятельности. Средства общения
  9. Лекция 1. Общение, его структура и роль в деловой коммуникации.
  10. Лекция 3. БАЛАНСОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ.
  11. Лекция 3: Балансовое обобщение, система счетов и двойная запись
  12. Научение и общение. Подражание у животных

План лекции

1. Общее понятие о речевом общении.

2. Основные единицы речевого общения.

3. Структура речевого общения.

4. Ситуация общения.

Использованная литература:

1. Казарцева О.М. Культура речевого общения. М., 1998.

2. Радугин А.А. Русский язык и культура речи.- М., 2003.

3. Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1995.

Тезисное изложение содержания лекции

1. Человек как существо социальное нуждается в общении, реализуемом преимущество в речи.

Поэтому его называют речевым общением (в отличие от общения с помощью других зна­ковых систем). Это процесс взаимодействия между коммуникантами, на­правленный на реализацию конкретных, жизненных целей, протекающий на основе обратной связи в видах речевой деятельности. Включается в другие виды деятельности.

Форма проявления – это речевое поведение собеседников, а содержание – речевая деятельность.

Поведение (превращение внутреннего состояния человека в поступки по отношению к миру, людям и т. п.) может быть двух видов – вербальное (система высказываний) и реальное (система взаимосвязанных поступков).

Речевое поведение – малоосознанная активность, проявляется в образцах и стереотипах речевых действий, усвоенных способом подражания.

Речевая деятельность – осознанно мотивированная целенаправленная ак­тивность, реализуемая в 4 видах (слушании, говорении, чтении и письме).

Развитие речевого общения формирует «коммуникативную компетентность», которая охватывает знания языковой системы и соблюдение соци­альных норм речевого общения, правил речевого поведения.

Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения своих речевых программ. Включает: речеведческие знания (стили, типы, способы связи предложений в тексте и т. д.); умения и навыки анализа текста; собственно коммуникативные умения (умения и навыки речевого общения в различных ситуациям).

2. Выделяют основныеединицы речевого общения — речевое событие, речевую ситуацию, речевое взаимодействие, а также факультативно – дискурс и коммуникацию.

Речевое событие – протекающий в контексте речевой ситуации дискурс.

Дискурс (от франц. discours — речь) – это связный текст в совокупности с внеязыковыми фак­торами; текст, рассматриваемый в событийном аспекте.

Видами дискурса являются бытовой диалог, интервью, лекция, беседа, деловые переговоры и др., т. е. речь, «погруженная в жизнь».

Речевое событие включает:

1) словесную речь и невербальное сопровождение (жесты, мимика, движения и др.), т. е. дискурс;

2) условия, обстановку общения, характеристики участников (речевая ситуа­ция).

Речевая ситуация конкретизирует смысл сообщения, значения грамматических категорий, напри­мер, категории времени, уточняет цель высказывания, причину и т.д.



Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы выражения.

Речевое взаимодействие предполагает обмен в процессе общения речевыми высказываниями, действиями, поступками.

Речевому взаимодействию предшествует социальное, т.е. установление пси­хологического (неречевого) контакта.

Коммуникация— единство взаимного обмена информацией и воздействия собеседников друг на друга с учетом отношений, установок, намерений, целей.

3. Речевое общение имеет определенную структуру.

Речевое общение, являясь формой взаимодействия, может быть различным в зависимости от задач и условий взаимодействия.

Выделяют виды общения: фатическое и информационное, контактное и дистантное, официальное и неофициальное.

Фатическое общение предполагает устанавливание, поддерживание и прерывание (завершение) речевого контакта. Существуетречевой этикет – система устойчивых формул общения.

Информационное общение позволяет осуществлять обмен сведениями.

В речевом общении выделяются три стороны: интерактивная (взаимодействие), коммуникативная (прием, передача, обмен информацией), перцептивная (восприятие и понимание людьми друг друга).

В структуре межличностного взаимодействия выделяются три компонента: поведенческий, аффективный и информационный.

Поведенческий компонент включает результаты деятельности, речевые действия и неречевые поступки каждого из участников общения, а также мимику, пантомимику, жестикуляцию.

Аффективный компонент включает все то, что связано с выражением эмоционального состояния той или иной личности.

Информационный компонент можно определить как осознание собеседниками целей и задач взаимодействия, ситуации общения в целом.

В структуре коммуникации выделяется три взаимосвязанных компонента: процессуальный; знаковый; текстовый.

Процессуальный компонент включает виды ре­чевой деятельности.

Знаковый компонент рассматривает речь и язык.

Текстовый компонент как результат коммуникации охватывает содержание и смысл, определенным образом оформленные (тип, жанр, стиль речи).

Выделяются два вида коммуникации: личностная и метаязыковая.

Личностнаякоммуникация — сообщение сведений о предмете или явлении без смысловых преобразований в сознании адресата.

Метаязыковая коммуникации предусматривает изменение лексического фона задействование функции «толкования» (Р. Якобсон).

По типу отношений между участниками различаются межличностная, групповая, массовая коммуникация; по средствам — речевая (письменная и устная), паралингвистическая (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковая (продукты производства, изобразительного искусства и т. д.).

Две основные формы коммуникации – сообщение и побуждение (убеждение и внушение.

Убеждениеформирует систему правил, внутренних установок на основе активной мыслительной деятельности адресата.

Внушение основывается на полном доверии слушателей к говорящему и его авторитету, обращено к эмоциональной сфере.

Сообщение имеет какое- содержание и смысл, оформленные в тексте.

Текст – целостная смысловая единица речи, самостоятельное законченное сообщение.

Совокупность инди­видуальных особенностей речевого и неречевого поведения че­ловека, влияющих на своеобразие протекания общения, называют стилем общения. Выделяют типичные стили:

— общение-устрашение (собеседник стремится внушить страх партнерам);

— общение-заигрывание (собеседник стремится понравить­ся, сократить «дистанцию общения»);

— общение с четко выраженной дистанцией (формальное);

— общение дружеского расположения;

— общение — совместная увлеченность познавательной деятельностью.

4. Ситуация речевого общениярассматривает условия общения, опре­деляющие речевое поведение.

Различают канонические и неканонические речевые ситуации.

Канонические ситуации предполагают синхронность времени произнесения и восприятия речи; единство места общения (в идеале, общее поле зрения); когда адресат — конкретное лицо и т.д.

Неканонические ситуации характеризуются несовпадением времени, отсутствием конкретного адресата (ситуация публичного выступле­ния) и т.д.

В понятии «ситуация общения» выделяются две стороны: а) описываемая ситуация, т. е. фрагмент действительности; б) собственно ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, тип взаимодействия (Л. П. Якубинский, Г. О. Винокур, А. А. Леонтьев).

На характеристику речевой ситуации влияют:

Количеству участников: выделяют ситуации личного, группового, массового общения.

Возможные роли в общении:

а) симметричные – асимметричные роли – равные или неравные по социальному положению и возрасту (или по одному критерию);

б) социальные роли: постоянные (пол, родственные связи, профессия, уровень культуры, возраст) — переменные (социальная роль в момент общения: пациент— врач, пассажир — кондуктор и т. п.).

Способствуют повышению эффективности общения позиции коммуниканта:

– открытая (Говорящий открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения);

– нейтральная (Говорящий не заявляет свое отношение открыто);

– закрытая (Говорящий специально умалчивает о своей точке зрения, ставя проблему)

На речевую ситуацию влияют:

– доминирующий канал связи коммуниканта: аудиальный (слуховой тип восприятия), визуальный (зрительный); логический (речевой); кинестетический (эмоциональ­но-чувственный).

– степень активности коммуниканта, позволяющая выделить общительный (экстравертивный) и малообщительный (интравертивный) тип участника речевой ситуации;

–организационная роль в речевой ситуации (ведущая сила в речевом событии, участник, наблюдатель).

Выводы: Мы рассмотрели проблему речевого общения. Из всей информации можно сделать вывод, что только знание особенностей речевого общения поможет специалисту правильно организовать коммуникацию, расположить к себе собеседников, социальных партнеров.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1. Введение в курс: культура речи и риторика как речеведческие дисциплины | 

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3444; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.