КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Речевое общение
План лекции 1. Общее понятие о речевом общении. 2. Основные единицы речевого общения. 3. Структура речевого общения. 4. Ситуация общения. Использованная литература: 1. Казарцева О.М. Культура речевого общения. М., 1998. 2. Радугин А.А. Русский язык и культура речи.- М., 2003. 3. Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1995. Тезисное изложение содержания лекции 1. Человек как существо социальное нуждается в общении, реализуемом преимущество в речи. Поэтому его называют речевым общением (в отличие от общения с помощью других знаковых систем). Э то процесс взаимодействия между коммуникантами, направленный на реализацию конкретных, жизненных целей, протекающий на основе обратной связи в видах речевой деятельности. Включается в другие виды деятельности. Форма проявления – это речевое поведение собеседников, а содержание – речевая деятельность. Поведение (превращение внутреннего состояния человека в поступки по отношению к миру, людям и т. п.) может быть двух видов – вербальное (система высказываний) и реальное (система взаимосвязанных поступков). Речевое поведение – малоосознанная активность, проявляется в образцах и стереотипах речевых действий, усвоенных способом подражания. Речевая деятельность – осознанно мотивированная целенаправленная активность, реализуемая в 4 видах (слушании, говорении, чтении и письме). Развитие речевого общения формирует «коммуникативную компетентность», которая охватывает знания языковой системы и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения. Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения своих речевых программ. Включает: речеведческие знания (стили, типы, способы связи предложений в тексте и т. д.); умения и навыки анализа текста; собственно коммуникативные умения (умения и навыки речевого общения в различных ситуациям). 2. Выделяют основные единицы речевого общения — речевое событие, речевую ситуацию, речевое взаимодействие, а также факультативно – дискурс и коммуникацию. Речевое событие – протекающий в контексте речевой ситуации дискурс. Дискурс (от франц. discours — речь) – это связный текст в совокупности с внеязыковыми факторами; текст, рассматриваемый в событийном аспекте. Видами дискурса являются бытовой диалог, интервью, лекция, беседа, деловые переговоры и др., т. е. речь, «погруженная в жизнь». Речевое событие включает: 1) словесную речь и невербальное сопровождение (жесты, мимика, движения и др.), т. е. дискурс; 2) условия, обстановку общения, характеристики участников (речевая ситуация). Речевая ситуация конкретизирует смысл сообщения, значения грамматических категорий, например, категории времени, уточняет цель высказывания, причину и т.д. Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы выражения. Речевое взаимодействие предполагает обмен в процессе общения речевыми высказываниями, действиями, поступками. Речевому взаимодействию предшествует социальное, т.е. установление психологического (неречевого) контакта. Коммуникация— единство взаимного обмена информацией и воздействия собеседников друг на друга с учетом отношений, установок, намерений, целей. 3. Речевое общение имеет определенную структуру. Речевое общение, являясь формой взаимодействия, может быть различным в зависимости от задач и условий взаимодействия. Выделяют виды общения: фатическое и информационное, контактное и дистантное, официальное и неофициальное. Фатическое общение предполагает устанавливание, поддерживание и прерывание (завершение) речевого контакта. Существуетречевой этикет – система устойчивых формул общения. Информационное общение позволяет осуществлять обмен сведениями. В речевом общении выделяются три стороны: интерактивная (взаимодействие), коммуникативная (прием, передача, обмен информацией), перцептивная (восприятие и понимание людьми друг друга). В структуре межличностного взаимодействия выделяются три компонента: поведенческий, аффективный и информационный. Поведенческий компонент включает результаты деятельности, речевые действия и неречевые поступки каждого из участников общения, а также мимику, пантомимику, жестикуляцию. Аффективный компонент включает все то, что связано с выражением эмоционального состояния той или иной личности. Информационный компонент можно определить как осознание собеседниками целей и задач взаимодействия, ситуации общения в целом. В структуре коммуникации выделяется три взаимосвязанных компонента: процессуальный; знаковый; текстовый. Процессуальный компонент включает виды речевой деятельности. Знаковый компонент рассматривает речь и язык. Текстовый компонент как результат коммуникации охватывает содержание и смысл, определенным образом оформленные (тип, жанр, стиль речи). Выделяются два вида коммуникации: личностная и метаязыковая. Личностнаякоммуникация — сообщение сведений о предмете или явлении без смысловых преобразований в сознании адресата. Метаязыковая коммуникации предусматривает изменение лексического фона задействование функции «толкования» (Р. Якобсон). По типу отношений между участниками различаются межличностная, групповая, массовая коммуникация; по средствам — речевая (письменная и устная), паралингвистическая (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковая (продукты производства, изобразительного искусства и т. д.). Две основные формы коммуникации – сообщение и побуждение (убеждение и внушение. Убеждениеформирует систему правил, внутренних установок на основе активной мыслительной деятельности адресата. Внушение основывается на полном доверии слушателей к говорящему и его авторитету, обращено к эмоциональной сфере. Сообщение имеет какое- содержание и смысл, оформленные в тексте. Текст – целостная смысловая единица речи, самостоятельное законченное сообщение. Совокупность индивидуальных особенностей речевого и неречевого поведения человека, влияющих на своеобразие протекания общения, называют с тилем общения. Выделяют типичные стили: — общение-устрашение (собеседник стремится внушить страх партнерам); — общение-заигрывание (собеседник стремится понравиться, сократить «дистанцию общения»); — общение с четко выраженной дистанцией (формальное); — общение дружеского расположения; — общение — совместная увлеченность познавательной деятельностью. 4. Ситуация речевого общения рассматривает условия общения, определяющие речевое поведение. Различают канонические и неканонические речевые ситуации. Канонические ситуации предполагают синхронность времени произнесения и восприятия речи; единство места общения (в идеале, общее поле зрения); когда адресат — конкретное лицо и т.д. Неканонические ситуации характеризуются несовпадением времени, отсутствием конкретного адресата (ситуация публичного выступления) и т.д. В понятии «ситуация общения» выделяются две стороны: а) описываемая ситуация, т. е. фрагмент действительности; б) собственно ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, тип взаимодействия (Л. П. Якубинский, Г. О. Винокур, А. А. Леонтьев). На характеристику речевой ситуации влияют: Количеству участников: выделяют ситуации личного, группового, массового общения. Возможные роли в общении: а) симметричные – асимметричные роли – равные или неравные по социальному положению и возрасту (или по одному критерию); б) социальные роли: постоянные (пол, родственные связи, профессия, уровень культуры, возраст) — переменные (социальная роль в момент общения: пациент— врач, пассажир — кондуктор и т. п.). Способствуют повышению эффективности общения позиции коммуниканта: – открытая (Говорящий открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения); – нейтральная (Говорящий не заявляет свое отношение открыто); – закрытая (Говорящий специально умалчивает о своей точке зрения, ставя проблему) На речевую ситуацию влияют: – доминирующий канал связи коммуниканта: аудиальный (слуховой тип восприятия), визуальный (зрительный); логический (речевой); кинестетический (эмоционально-чувственный). – степень активности коммуниканта, позволяющая выделить общительный (экстравертивный) и малообщительный (интравертивный) тип участника речевой ситуации; –организационная роль в речевой ситуации (ведущая сила в речевом событии, участник, наблюдатель). Выводы: Мы рассмотрели проблему речевого общения. Из всей информации можно сделать вывод, что только знание особенностей речевого общения поможет специалисту правильно организовать коммуникацию, расположить к себе собеседников, социальных партнеров.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6165; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |